ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЛЕГИОН» Ростов-на-Дону 2010
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 


Учебно-методическое пособие

ББК81.2Рус-922 УДК811.161.1(075.3) С 31

 

Автор книги является лауреатом конкурса «Лучшая научная книга 2005 года», организованного Фондом развития отечественного образования

Рецензенты:

И. В. Голубева — доктор филологических наук, начальник Управления образования г. Таганрога,

С. В. Федотенко — учитель высшей категории МОУ СОШ № 6 г. Шахты.

Сенина Н. А.

С31 Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ.

Учебное пособие для 10—11 кл. — Ростов-на-Дону: Легион, 2010. — 288 с. («Готовимся к ЕГЭ»)

Предлагаемое учебное пособие содержит комплекты тренировочных тестов, сгруппированных по темам в соответствии с планом ЕГЭ по русскому языку (ча­сти А, В, С), и теоретическую главу «Готовимся к части С», позволяющую в минимальные сроки подготовиться к написанию сочинения-рассуждения. Кро­ме того, впервые в книгу включены ответы к части С — модели сочинений к двадцати текстам.

Цель пособия — эффективная поступенчатая подготовка к ЕГЭ по всем раз­делам курса русского языка. Каждая тема плана ЕГЭ представлена в пяти вари­антах, задания которых в целом равноценны по уровню сложности. Комплексный анализ текста дан в двадцати вариантах. Всего в пособии более тысячи заданий.

Книга представляет собой самостоятельное издание и будет полезна преж­де всего учащимся 10-х классов общеобразовательных учреждений, посколь­ку позволяет поэтапно подготовиться к прорешиванию тестов, представленных в пособии «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» Н.А. Сениной или других авто­ров, и может использоваться также в 11-х классах для систематизации знаний по предмету.

 

ISBN 978-5-9966-0032-8                  ББК81.2 Рус-922

УДК811Л61.1(075.3)

 

© ООО «Легион», 2010.

От автора

 

Пособие, которое вы держите в руках, содержит комплекты трени­ровочных тестов, сгруппированных по темам в соответствии с пла­ном ЕГЭ по русскому языку (части А, В, С), и теоретическую главу «Готовимся к части О, позволяющую в минимальные сроки подго­товиться к написанию сочинения-рассуждения. Кроме того, впервые в книгу включены ответы к части С — модели сочинений к двадцати текстам.

Цель пособия — эффективная поступенчатая подготовка к ЕГЭ по всем разделам курса русского языка. По каждой теме предлагается 5 ва­риантов (кроме параграфов, посвященных комплексному анализу тек­стов, — их значительно больше), содержащих от 5 до 8 заданий. Ва­рианты по уровню сложности в основном равноценны. Всего в пособии более тысячи заданий.

Книга представляет собой самостоятельное издание и будет полез­на прежде всего учащимся 10-х классов общеобразовательных учре­ждений, поскольку позволяет поэтапно подготовиться к прорешиванию тестов, представленных в пособии «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» Н.А. Сениной или других авторов, и может использоваться также в 11 -х классах для систематизации знаний по предмету.

Пособие структурировано таким образом, что позволяет учащемся готовиться к экзамену не только с учителем, но и самостоятельно, чему способствует наличие в книге ответов. Оно может быть использовано и в 9-х классах при повторении какой-либо темы.

Автор выражает благодарность рецензентам книги и СВ. Гармаш, которая принимала участие в подготовке моделей ответов к части С.

Успехов вам и хороших результ



Орфоэпия (нормы ударения и произношения)

Вариант № 1

1.В каком слове ударение падает на первый слог?

1) арбуз           2) брала    3) алкоголь   4) верба

2.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?

1) красивЕе всех                 3) они прАвы

2) на прОстынях                4) свежие тортЫ

3.В каком слове ударение падает на второй слог?

1) осужденный  2) звонит  3) апостроф  4) псевдоним

4. Укажите слово, в котором выделенный согласный произносится твёр-
до.

1) Деспот        2) акаДемия 3) муЗей 4) диспанСер

5. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) намерение 2) украинский 3) нефтепровод 4) откупорить

6. В каком ряду в обоих словах буквы ЧН обозначают звуки [ШН]?

1) дачный, скворечник       3) конечно, съёмочный

2) яичница, вечный            4) скучный, нарочно



Вариант № 2

1.В каком слове ударение падает на первый слог?

1) холеный       2) ракушка 3) эксперт 4) щавель

2.В каком слове ударение падает на последний слог?

1) заняла          2) мельком  3) крапива  4) искра

3.В каком слове ударение падает на первый слог?

1) начала        2) благовест 3) звонишь 4) коклюш

4.Укажите слово, в котором выделенный согласный произносится мяг-
ко.

1) ОДесса   2) гроТеск   3) антиТеза   4) проТекция

5. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) постамент 2) кашлянуть 3) асимметрия 4) медикаменты

6. В словах какого рада ударение падает на второй слог?

1) углубить, каталог, диспансер

2) намерение, закупорить, брала

3) приняли, апостроф, алфавит

4) дедовский, догнала, феномен


Вариант № 3

1.В каком слове ударение падает на первый слог?

1) эксперт        2) чистильщик 3) завидно 4) дефис

2.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?

1) усугУбить 2) тАможня 3) христиАнин 4) хозЯева

3.В каком слове ударение падает на второй слог?

1) статуя          2) черпать  3) отняла   4) щавель

4.В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный?

1) муЗей           2) Тесты    3) акаДемик   4) Тема

5.В каком слове ударение падает на четвёртый слог?

1) осведомить 2) демократия 3) аристократия 4) заиндеветь

6.Укажите ряд, в котором ударение во всех словах падает на второй слог.

1) ревень, коклюш, мытарство

2) триптих, дремота, надолго

3) форзац, фетиш, оптовый

4) заем, кедровый, облегчить


Вариант № 4

1. Укажите пару слов, в которых варианты ударения различают их смысл.

1) брОня — бронЯ

2) Искра — искрА

3) флЕйтовый — флейтОвый

4) допИтый — дОпитый

2. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) баловать  2) мастерски  3) кремень  4) кухонный

3. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) сведущий   2) фетиш   3) лососевый   4) средства

4. Укажите слово, в котором на месте ЧН возможно двоякое произно-
шение — [ШН] и [ЧН].

1) булочная  2) яичница  3) скворечник  4) пустячный

5. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1) кухонный, досуха, плесневеть 3) жалюзи, столяр, врала

2) ждала, досуг, ревень     4) агент, заем, шофер

6. Укажите пару слов, в которой один из вариантов ударения является
верным, но устаревшим.

1) ракурс — ракурс

2) апостроф — апостроф

3) каталог — каталбг

4) обеспечение — обеспечение



Вариант № 5

1. В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной ро-
ли?

1) Ирис — ирИс                 3) Искра — искрА

2) Атлас — атлАс              4) клУбы — клубЫ

2. В каком слове ударение падает на первый слог?

1)завидно                           3) пахота

2) таможня                         4) ломоть

3. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) отключит   2) клееный   3) кормленый   4) наведен

4. Укажите слово, в котором на месте выделенной буквы произносится
звук[Э].

1) гренадЕр 2) заворожЕнный 3) никчЕмный 4) отымЕнный

5. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1) цемент, брала, эксперт  3) статуя, злоба, поняли

2) дефис, оптовый, созыв   4) тортов, начала, звонит

6. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твёрдые
согласные звуки?

1) макраМе, шосСе, Теннис

2) модернизация, шиНель, кашНе

3) каФе, коФе, гроТеск

4) интеграция, Дефис, Деликатесы

§ 2. Лексические нормы (употребление слова)

 




Вариант № 1

1. Какая пара слов является синонимами?

1) жизненный — житейский

2) высокомерие — надменность

3) высокий — низкий

4) комнату заставили мебелью — меня заставили учиться

2. Значение какого слова указано неверно?

1) коррумпированный — незаконно обогащающийся чиновник или политик

2) аншлаг — концерт или спектакль в честь кого-либо

3) скрупулезный — точный до мелочей, чрезвычайно тщательный

4) меценат — богатый покровитель наук и искусств

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая ма-
териальную и духовную культуру народов»?

1) мифология 2) этнография 3) библиография 4) экология

4. В каком примере слово ключ употреблено в прямом значении?

1) ключ к шифру

2) гаечный ключ

3) в оптимистическом ключе

4) действовать в едином ключе

5. В каком предложении употребление разговорной и просторечной лек-
сики уместно?

1) Наши спортсмены начисто проиграли последние соревнования.

2) Директор в своём выступлении обратил внимание на тот факт, что некоторые ученики отлынивают от уборки территории.

3) Благодаря инвестициям завод начал работу без раскачки.

4) Как здорово, что мы всем классом идём в поход.

6. В каком ряду паронимы употреблены правильно?

1) войти на вершину горы, глубинные процессы

2) дипломатический ход, доверчивый тон

3) терпимость к чужим поступкам, дипломатичный вопрос

4) взойти в класс, грозовая туча

7. В каком предложении вместо слова ледовый нужно употребить слово
ледяной!

1) Невозможно описать яркость и красочность полярного ледового моря.

2) Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ле­нинградцам.

3) Он произнёс эти слова ледовым голосом.

4) Изменение ледовых условий в арктических морях представляет большой научный интерес.

8. В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить
слово оплатить}

1) Учреждение выплачивает расходы по командировке.

2) Заработную плату выплатили с опозданием.

3) В конце года сотрудникам выплатили премию.

4) Писателю в издательстве выплатили гонорар.





Вариант № 2

1. Укажите неправильно подобранную антонимическую пару.

1) дерево — цветок            3) ранний — поздний

2) родной — чужой           4) правда — ложь

2. Значение какого слова указано неверно?

1) корректный —правильный, точный

2) брифинг — пресс-конференция по вопросам политики

3) каллиграфия — умение писать грамотно

4) консолидация — укрепление, сплачивание чего-нибудь

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «равнодушный, безраз-
личный»?

1) беспристрастный           3) аполитичный

2) апатичный                      4) безнравственный

4. В каком предложении слово стол употреблено в значении «питание,
пища»?

1) Берёте книгу и тетрадь, садитесь вы за стол,

2) На кухонном столе стоял красивый сервиз.

3) Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи.

4) Состоялись переговоры за круглым столом.

5. Какое из перечисленных слов не является устаревшим?

1) фунт     2) бурмистр 3) палисадник 4) камергер

6. Укажите ряд, в словосочетаниях которого нет тавтологии.

1) сатирическая карикатура, местный абориген

2) ладонь руки, соединить воедино

3) коллеги по работе, мемориальный памятник

4) подарить сувениры, оправданный риск

7. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить
слово жилой?

1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жи­лищного строительства.

2) За китайским кварталом следует новая жилищная часть евро­пейского города.

3) Мэру пришлось заняться жилищными проблемами.

4) Наше жилищное законодательство требует внесения поправок.

8. В каком предложении вместо слова вечный нужно употребить слово
вековой}

1) У мемориала горит вечный огонь.

2) Они всю жизнь прожили на одной площадке, дверь в дверь, в веч­ных обидах и ссорах.

3) Это было их любимое, уютное место в парке, между вечными ду­бами.

4) Понятия добра и зла, любви и ненависти — понятия вечные.





Вариант № 3

1. Каким словарём можно воспользоваться, чтобы уточнить значение
слова или выбрать правильный вариант из пары актёр — лицедей}

1) словарь синонимов        3) словарь антонимов

2) словарь иностранных слов 4) фразеологический словарь

2. Значение какого слова определено неправильно?

1) дубликат — второй экземпляр документа, имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником

2) адресант — лицо, получающее почтовое или телеграфное отправ­ление

3) дубляж — замена речевой части звукового фильма новой записью

4) остатки — то, что осталось от прежде существовавшего

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «чрезмерное самомне­ние, самолюбие»?

1) фарисейство

2) легитимность

3) аномалия

4) амбиция

4. В каком предложении слово дом употреблено в значении «семья»?

1) Мы знакомы дозами.

2) В одном переулке стояли дома.

3) Родина — наш общий дом.

4) Летом мы были в доме отдыха.

5. В каком ряду все слова являются разговорными?

1) кассирша, раззява, картофель

2) дикторша, охламон, весельчак

3) жадина, картошка, притон

4) электричка, старьёвщик, неразбериха

6. В каком ряду соблюдены лексические нормы (словосочетания упо-
треблены без ошибок)?

1) гарантийный талон, эффективное средство

2) дефективный костюм, сытный завтрак

3) болотистая местность, доверчивая беседа

4) сытый пёс, болотный участок

7. В каком предложении вместо слова жёсткость нужно употребить
слово жестокость!

1) Он поражал жёсткостью чёрных волос, местами до времени по­седевших.

2) Я вспомнил выражение его лица, когда на него находили минуты жёсткости.

3) Неприятная жёсткость появилась в лице и голосе его.

4) Жёсткость сроков всех насторожила.

8. В каком предложении вместо слова единичный нужно употребить
слово единственный!

1) Собирательные существительные обозначают совокупность еди­ничных однородных предметов.

2) Единичное доброе дело останется всегда, потому что оно есть по­требность личности.

3) Главная, единичная его страсть была любовь к науке.

4) Это были далеко не единичные случаи, почти ежегодно они по­вторялись.





Вариант № 4

1. Каким словарём можно воспользоваться, чтобы выбрать необходи­мый вариант из пары пустой — пустынный!

1) словарь омонимов

2) словарь синонимов

3) словарь антонимов

4) словарь паронимов

2. Значение какого слова определено неправильно?

1) дипломант — студент, готовящий дипломную работу

2) аттестация — осуществляемое специалистами определение уров­ня знаний и умений работника или учащегося

3) антиквар — любитель, знаток и собиратель древностей, старин­ных предметов

4) аргумент — логический довод, суждение, приводимое для доказа­тельства чего-либо

3. Какое слово имеет значение «страстная преданность какой-либо идее,
одержимость»?

1) фетишизм 2) фатализм 3) фанатизм 4) фанаберия

4. В каком примере слово глухой употреблено в прямом значении?

1) глухое недовольство       3) глухой согласный

2) глухой к просьбам          4) глухой старик

5. В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?

1) лодырь, лентяй, прогульщик

2) маленький, малец, шествовать

3) сгущёнка, малюсенький, очи

4) вредный, вредничать, глупец

6. В каком ряду соблюдены лексические нормы (словосочетания упо-
треблены без ошибок)?

1) взрывчатый характер, воинственный национализм

2) глинистая почва, дружеский ужин

3) дружественная вечеринка, взрывной характер

4) эффектное платье, фанатический человек

7. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить сло-
во каменистый!

1) В жаркие летние дни каменный город изнывал от солнца.

2) Натянутая улыбка так не шла к его каменному лицу.

3) В каменную пыль впечатались следы босых ног.

4) На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.

8. В каком предложении вместо слова человеческий нужно употребить слово человечный}

1) Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу.

2) Защита человеческого достоинства — одна из самых характер­ных черт этого публициста.

3) В своих произведению он часто изображал человеческие стра­дания.

4) Экзаменатор нам попался очень человеческий.




Вариант № 5

1. В каком случае для выбора правильного варианта нужно обратиться к словарю синонимов?

1) абонент — абонемент

2) богатый — бедный

3) искусно — искусственно

4) жемчужина — перл

2. В каком ряду есть слово, имеющее значение «вменять в вину, предъ-
являть обвинение»?

1) инвестировать, инкриминировать

2) инсинуировать, инкрустировать

3) игнорировать, интегрировать

4) инспирировать, интегрировать

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «объявление о том, что
все билеты на спектакль (или концерт) проданы»?

1) аншлаг        2) бенефис  3) премьера 4) фурор

4. Какое значение имеет слово дорога в предложении «Труд — дорога к
успеху»?

1) место, по которому нужно пройти или проехать

2) путешествие, пребывание в пути

3) образец действий, направление деятельности

4) полоса земли, предназначенная для передвижения

5. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употреб-
ления?

1) гутарить, компьютер

2) поэт, лицедей

3) интернет, притаранить (принести)

4) курень, предки (родители)

6. В каком ряду нет ни одного оксюморона?

1) живой труп, бездарный талант

2) обыкновенное чудо, мягкая вода

3) школьные поделки, свежая газета

4) сухое вино, чёрный день

7. В каком предложении вместо слова эффектный нужно употребить
слово эффективный?

1) Конечно, валка леса более эффектное зрелище, чем его посадка.

2) Белая пена моря создавала чрезвычайно эффектную картину.

3) Поза её была весьма эффектна.

4) Против этой болезни ещё не нашли эффектного лекарства.

8. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить
слово предоставить?

1) Начинающий писатель представил свой роман на суд читателей.

2) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки.

3) И она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождём.

4) Русский язык — это громаднейшая сокровищница, которая пред­ставляет нам безграничные возможности.







Морфологические нормы Вариант № 1

1. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

1) исчезнул

2) звончее колокольчика

3) новые драйверы

4) оказался более худшим

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) с восемьюстами книгами  3) табор цыган

2) самоклеящие обои         4) более мудрый

3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более пятисот человек   3) жалел о пятьсот рублях

2) клади портфель              4) тонна яблок

4. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

1) кофе готовилось быстро

2) ягоды рябины от мороза становятся слаще

3) берёзка, колеблющая ветром

4) купить килограмм мандарин

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) семисот семидесяти человек 3) усох

2) подписанные договора  4) обоих столов

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько ожерелий      3) билеты без местов

2) более умный                   4) с тремястами книгами

Вариант № 2

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) устаревшие драйверы   3) обеих книг

2) большие скорости          4) положьте в сумки

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) звук исчез                       3) трое ножниц

2) без погон                        4) с двести рублями

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) красивый тюль               3) менее пятиста лет

2) наивысший балл            4) директора школ

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пирог с повидлой           3) с их балкона

2) перед обеими странами 4) много килограммов абрикосов

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более лучше

2) пара джинсов

3) оглох

4) девятисот девяноста девяти деревьев

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) двое людей

2) наиболее важнейший

3) большая мозоль

4) директора предприятий

Вариант № 3

1. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) красивые торта

2) прекрасных певуний

3)пара носков

4) на обеих сторонах

2. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)беги дальше

2)известные профессора

3) тремястами книгами

4) компьютеры стали дешевше

3. Укажите предложение, в котором нормы формообразования не нару-
шены.

1) Ученик, прочитающий книгу, рассказал её сюжет.

2) Интервью близился к концу.

3) В две тысячи десятом году я буду поступать в университет.

4) Этот вариант оказался более худшим.

4. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ляжьте на пол                 3) наиболее интересно

2) двумястами рублями     4) пять гектаров

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пять купон                      3) с пятьюдесятью рублями

2) килограмм баклажанов 4) залезай выше

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) двухтысячные годы       3) северные флота

2) нет мест                           4) кладите на место

 


Вариант № 4

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) сестра моложе брата

2) семьюстами пятьюдесятью восемью

3) вопреки прогнозов погода улучшилась

4) опытные шофёры

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) цветок быстро увянул

2) наилучшее средство

3) сдобные крендели

4) к трёмстам шестидесяти восьми килограммам

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) самый лучший вариант 3) красивые торта

2) пятисот пятидесяти страниц 4) пять ампер

4. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

1) ихние компьютеры

2) более угрюмее

3) пятисот пятьдесят пятая страница

4) пачка макарон

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) по окончанию школы поступил в институт

2) несколько брелоков

3) современный модный тюль

4) семидесяти пяти килограммов

6. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

1) семиста рублей               3) пятеро учеников

2) двадцать петлей             4) опытные тренера

Вариант № 5

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) потеряла туфлю

2) вышел на работу сразу по приезду из командировки

3) горький грейпфрут

4) до две тысячи девятого года

2. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) трое ребят                      3) самый великий поэт

2) жалел о пятьсот рублях   4) килограмм помидоров

3. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

1) пачка макаронов            3) наисложнейший

2) в двухтысячном седьмом году 4) много сплетней

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пять килограммов помидоров 3) он более моложе

2) старый дуб засох           4) вкусные торты

5. Укажите пример, в котором нормы формообразования нарушены.

1) наиболее уместный        3) двести двадцать вольт

2) голос стал звонче           4) ехайте в город

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) положите книги на стол

2) рукопись состояла из триста шестисот страниц

3) пришли по прибытии поезда

4) последние договоры

§ 4. Синтаксические нормы (построение предложе­ний

С деепричастным оборотом)

Вариант № 1

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Совершая огромные перелёты,

1) непонятно, как птицы находят дорогу.

2) поражает способность птиц безошибочно ориентироваться.

3) птицы никогда не сбиваются с пути.

4) путь птичьих стай оказывается весьма нелёгким.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к экзаменам,

1) выучите сначала теорию.

2) преподавателями была проведена консультация.

3) требуется много времени.

4) у вас должны быть конспекты.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 389.