Рыночная экономика отличается цикличностью, сопровождаемой в периоды экономического спада и стагнации ростом безработицы. Он может происходить и без проявления кризисных явлений, когда внедрение новых технологий, более совершенного оборудования содействует сокращению рабочих мест. Проблема занятости может носить локальный характер, особенно это актуально для стран постсоветского пространства, так как со времен административно-командной системы управления во многих городах сохранились так называемые «градообразующие» предприятия, незначительное ухудшение финансово-хозяйственного положения которых создает большие социальные проблемы для населения города.
Государство может проводить активную и пассивную политику на рынке труда. Пассивная государственная политика предполагает меры, связанные с компенсацией потери заработка, — выплата пособия по безработице, выплата материальной помощи для малоимущих, когда заканчивается срок действия выплаты пособия по безработице. Активная государственная политика занятости населения связана с созданием или стимулированием создания новых рабочих мест и организацией общественных работ.
В США при создании новых рабочих мест работодатели освобождаются от уплаты взносов на социальное страхование по безработице. В Российской Федерации в отдельных регионах используется так называемый механизм квотирования рабочих мест для социально уязвимых групп населения (инвалидов, подростков), при котором работодатели, не соблюдающие соответствующей квоты (не создающие рабочих мест для указанных категорий граждан), перечисляют обязательные платежи органам, ответственным за политику занятости в регионе.
Одной из мер решения социальных вопросов, связанных с политикой занятости, является создание условий для начала предпринимательской деятельности безработным. С этой целью во многих странах действует механизм льготного кредитования для начала предпринимательской деятельности. Льготное кредитование обеспечивается бюджетным субсидированием ставки по банковскому кредиту или государственным содействием развития обществ взаимного кредитования. Подобная практика существует и в Российской Федерации, но ее нельзя считать общераспространенной.
В Российской Федерации государство гарантирует гражданам право на жилье. Создание рынка жилья является необходимым условием функционирования рынка трудовых ресурсов, предполагающего достаточную мобильность населения. Доступность приобретения жилья важна также для решения демографических проблем (повышение рождаемости).
Реализация конституционных гарантий достигается строительством за счет бюджетных средств муниципального жилья и его предоставления малообеспеченным гражданам, а также созданием механизма приобретения населением жилья через бюджетное субсидирование (сейчас бюджетные субсидии для строительства или приобретения жилья предоставляются военнослужащим).
Большое значение для обеспечения населения жильем имеет развитие ипотечного кредитования. Государственное финансовое регулирование данного процесса может осуществляться через механизм предоставления государственных гарантий по банковским ипотечным кредитам, бюджетного субсидирования ссудного процента, а также долевого участия бюджетных средств в финансировании строительства жилья наряду со средствами частных инвесторов.
На федеральном уровне в рамках пенсионной реформы в целях организации пенсионных накоплений предусмотрена возможность инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в ипотечные ценные бумаги, таким образом, возможно одновременное решение двух социальных проблем: обеспечение финансовыми ресурсами жилищного строительства и организация накоплений для увеличения пенсионных выплат (но есть и большой риск, когда невыполнение одной программы повлечет за собой невыполнение другой). Государственное финансовое регулирование рынка жилья осуществляется также на основе налогового механизма путем предоставления льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц при осуществлении жилищных инвестиций.
Степень развития и устойчивость рынка финансовых услуг определяют возможность роста индивидуальных накоплений, которые являются не только источником дополнительных доходов, но и источником компенсации утраты заработной платы и других основных источников доходов (это можно рассматривать как самострахование). Зарубежный опыт показывает, что развитость рынка финансовых услуг и наличие механизма обеспечения его устойчивости дают возможность относительно безболезненно снижать государственные социальные гарантии по пенсиям и пособиям.
Общая оценка эффективности всей совокупности методов финансового воздействия на социальные процессы может быть произведена на основе показателей, свидетельствующих о дифференциации доходов граждан, изменении реальных доходов населения и социального состава общества, продолжительности жизни населения, индекса рождаемости (смертности).
Государственное финансовое регулирование социальных процессов требует ответа на вопрос, есть ли противоречие между государственной поддержкой малоимущих, попыткой выравнивания уровня доходов отдельных социальных групп, с одной стороны, и мерами по обеспечению экономического роста - с другой. Высокий уровень государственных социальных гарантий в экономической литературе получил название патернализма. Общей тенденцией для экономически развитых стран в настоящее время является отход от такой политики. Считается, что в условиях глобализации государство может быть конкурентоспособным при производстве относительно дешевой продукции и услуг, а высокий уровень социальных гарантий предполагает высокий уровень налогов и стоимости рабочей силы, что, в конечном счете, удорожает стоимость товаров и услуг. Спорность такого положения доказывают страны, имеющие высокую долю расходов на социальные цели и взносов на социальное страхование, но в рейтинге конкурентоспособности с точки зрения инвестиционной привлекательности, занимающие одно из первых мест.
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Вопросы для самоконтроля
1. Дискуссия о сохранении патерналистской роли государства в условиях процессов глобализации
2. Социальные выплаты гражданам и льготы, механизмы их финансирования. Понятие публично-нормативного обязательства.
3. Проблемы разграничения расходных полномочий между уровнями публично-правовых образований в части финансирования и предоставления социальных выплат и льгот.
4. Значение социального страхования в финансовом регулировании социальных процессов, опыт его организации в разных странах.
5. Принципы и основные виды социального страхования.
6. Роль прогрессивной системы подоходного налогообложения в выравнивании доходов граждан.
7. Зарубежный и отечественный опыт применения прямых и косвенных налогов, включая систему льгот, для обеспечения более справедливого распределения доходов.
8. Налоговое стимулирование производства и реализации жизненно необходимых товаров и услуг, благотворительной деятельности.
9. Финансовые механизмы обеспечения доступности образовательных услуг, услуг здравоохранения, культуры.
10. Государственное финансовое регулирование занятости населения, рынка жилья, миграционных и демографических процессов.
Тестовые задания
1. Необходимость государственного регулирования, для обеспечения бесперебойного взаимодействия "мультипликатора-акселератора" обоснована в теориях:
а) кейнсианства;
б) неокейнсианства;
в) поскейнсианства;
г) монетаризма.
2. Значение неокейнсианства заключается в следующем:
а) разработка теории кумулятивного процесса, основанного на соединении концепции мультипликатора и акселератора;
б) выделение особой роли спроса на инвестиции в обеспечении достижения динамического равновесия;
в) обоснование необходимости государственного регулирования процесса накопления капитала в длительном плане в целях достижения устойчивых темпов роста национального дохода;
г) все вышеперечисленное.
3. Согласно посткейнсианской теории, новой основой макроэкономики является:
а) ценообразование;
б) спрос и предложение;
в) инвестиции;
г) финансовые рынки.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 342.