Использование финансовых методов в системе антикризисных мер
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время существует несколько точек зрения по поводу того, что следует понимать под термином «анти­кризисное управление»:

· управление фирмой в условиях общего кризиса эко­номики;

· управление фирмой в преддверии банкротства;

· деятельность в рамках судебных процедур банк­ротства;

· системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагности­ки кризиса до методов по его устранению и преодоле­нию.

Вместо термина «антикризисное управление» в англоязычной литературе используется понятие «кризис-менеджмент». В широком смысле под кризис-менеджментом понимается управление в чрезвычайных ситуациях.

Государственное антикризисное регулирование – это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Оно содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направ­ленные на защиту предприятий от кризисных ситуа­ций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Система антикризисного регулирования экономики – это комплекс мер, направленных на предотвращение массовых банкротств на макроэкономическом уровне. Антикризисное регулирование по масштабам охватывает отдельные отрасли или экономику государства в целом и включает конкретные механизмы государственного воздействия и проявляется в сглаживании амплитуд циклического развития.

Сглаживание циклов может достигаться различными методами – проведением соответствующей кредитно-денежной полити­ки (регулированием ставки рефинансирования, налоговые льготы для отдельных предприятий или наоборот – создание резервных фондов и увеличение сборов с предприятий), бюджетно-налоговой политик (изменением расходов госбюджета и регулирование спроса в экономике), изменением амортизационной политики (изменение требований к амортизационной политике предприятий со стороны государства).

Основными задачами антикризисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использова­ние кризиса как стартовой точки для нового витка разви­тия экономической системы.

Кризис повысил спрос на риск-менеджеров. Еще несколько лет назад многие руководители компаний даже не подозревали о существовании такой профессии, как риск-менеджер, и решали проблемы своего бизнеса, опираясь лишь на собственную интуицию и опыт. Сейчас же в некоторых крупных компаниях (особенно с западным капиталом) начали задумываться о введении такой должности. Для большинства коммерческих банков Белоруссии риск-менеджмент уже давно является неотъемлемой частью системы управления. Спрос на профессионалов, способных обнаруживать различные риски и снижать их негативные последствия для бизнеса особенно возрос в период кризиса.  В России эта профессия стала пользоваться спросом уже в                    1998 году. Первые риск-менеджеры, тогда еще приглашенные из-за рубежа выпускники западных бизнес-школ, появились в банках, а через несколько лет – на крупных промышленных предприятиях. Затем их функции стали выполнять российские страховщики, аудиторы и финансовые аналитики. Сейчас на кадровом рынке России есть собственные профессиональные риск-менеджеры, а подготовкой таких специалистов занимаются ведущие вузы страны.  Несмотря на то, что бума на риск-менеджеров в Беларуси пока нет, спрос на таких специалистов в банках и крупных иностранных компаниях стабилен.

 По данным журнала «Дело», уровень заработной платы риск-менеджера исполнительского уровня в Беларуси колеблется в диапазоне от $700 до $1000. А в банковском секторе зарплата такого специалиста начинается от $1000. Для сравнения в России, где давно отмечается устойчивый спрос на риск-менеджеров, размер их заработной платы находится в диапазоне от $2500 до $4000. А порой зарплаты могут достигать $10 тысяч и больше – столько платят руководителям департаментов риск-менеджмента больших индустриальных холдингов и опытным, компетентным специалистам. А в Англии зарплаты в сфере риск-менеджмента колеблются от £60 тысяч в год у рядового исполнителя до £235 тысяч у управляющего биржевыми рисками.

Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной экономики – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:

1. Поддержание конкурентоспособности основных от­раслей национального хозяйства;

2. Предупреждение и недопущение кризисов в эконо­мически- и социально-значимых сферах, таких как, например, бан­ковская сфера или сфера общественного транспорта;

3. Уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение инте­ресов его сотрудников и кредиторов.

Можно выделить основные функции антикри­зисного регулирования :

– предкризисное управление;

– управление в условиях кризиса;

– управление процессами выхода из кризиса;

– стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости);

– минимизация потерь и упущенных возможностей;

– своевременное принятие решений.

Для государственного антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разра­ботка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государствен­ные органы осуществляют регулирование следующих видов (табл. 3.1.).

Таблица 3.1

Основные виды государственного антикризисного регулирования

Виды регулирования Содержание
Правовое Создание правовой основы антикри­зисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамерен­ного банкротства
Методическое Методическое обеспечение проведе­ния мониторинга состояния предпри­ятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несо­стоятельности
Информационное Учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий
Экономическое и административное Применение эффективных мер и ме­тодов воздействия на экономику с целью ее стабилизации
Организационное Создание условий для цивилизован­ного разрешения всех споров по по­воду несостоятельности должника
Социальное Социальная защита работников пред­приятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий
Кадровое Поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению пред­приятиями, повышение уровня их квалификации
Экологическое Защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия

 

Методы антикризисного государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

К административным методам государственного регулирования обычно относят: правовое обеспечение, разработку рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса, контроль деятельности, применение санкций.

Среди экономических методов государственного регулирования обычно выделяют: налоговую политику, кредитно-денежную политику, валютное регулирование, отношения собственности, участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных ком­паниях в виде доли собственности.

Правовое антикризисное регулирование касается, в первую очередь, следующих видов отношений: а) налогово-бюджетных; б) кредитно-денежных; в) валютных; г) с иностранным капиталом; д) по поводу собственности;                        е) возникающих по поводу банкротства организации.

Специфическими мерами государственного антикризисного регулирования могут стать:

– создание благоприятных условий для объединения и слияния предприятий, создания концернов, ассоциаций, которые в рамках одной системы будут «вытягивать» слабые звенья за счет более устойчивых;

– выстраивание технолого-сбытовых цепочек, в которых местные власти, помогая одному предприятию, например, госзаказом, обеспечат мультипликационный эффект для всех взаимосвязанных производств;

– рациональное управление пакетами акций предприятий, находящихся в собственности государства.

Важнейшим элементом концепции антикризисного государственного регулирования является опреде­ление условий, при которых организация признается банкротом.

Выделим основные преимущества антикризисного регу­лирования и управления предприятиями для всех участ­ников этого процесса.

Для экономической системы общества – это:

· формирование новой отраслевой структуры эконо­мики, приспособленной к рынку;

· переориентация экономических отношений, стиму­лирующих формирование рынка;

· разгосударствление и приватизация имущества предприятий;

· создание стимула для развития предприниматель­ской деятельности, что способствует совершенствованию материально-технической базы предприятий, повыше­нию культуры производства;

· высвобождение в результате ликвидации предприя­тия трудовых, производственных и финансовых ресурсов, которые становятся основой для развития новых пред­приятий;

· сохранение и расширение позиций на рынке наибо­лее сильными и адаптивными к изменениям внешней сре­ды предприятиями, что ведет к повышению эффективнос­ти экономики в целом;

· рациональное и экономное использование природ­ных ресурсов;

· формирование новой культуры делового общения.

Для государства – это:

– погашение задолженности по бюджетам всех уров­ней с учетом пеней и штрафов;

– возвращение предприятия в качестве субъекта на­логообложения после восстановления его финансового благополучия;

– повышение экспортного потенциала страны;

– лучшее использование местных сырьевых ресур­сов;

– формирование информационных баз данных о состо­янии каждого предприятия, которые можно использовать в иных системах регулирования и управления, а также при проведении научных исследований;

– совершенствование законодательной и нормативно-методической основы в свете рыночных отношений;

– возможность учиться жить по цивилизованным за­конам мира и сотрудничать в этой области со всеми зару­бежными странами, обеспечивая тем самым допуск себе на международный рынок.

Для населения – это:

– расширение потребительского рынка, производство нужных людям товаров;

– повышение культуры обслуживания потребите­лей, стимулирование их лояльности к выпускаемой продукции;

– формирование новых ценностей и идеалов;

– влияние развития системы банкротства на создание рабочих мест для специалистов в этой области;

– создание условий для повышения уровня профессио­нализма специалистов высокой квалификации, в которых нуждается антикризисный менеджмент, а это значит, что с опытом вырабатывается умение эффективно управлять деятельностью предприятий;

– развитие благотворительной деятельности.

Для кредиторов – это:

– получение шанса спасти свои деньги;

– снижение риска от невозврата долга.

Для персонала предприятия-должника – это:

– создание новых рабочих мест или получение полез­ной работы;

– повышение культуры труда, улучшение его условий;

– усиление ответственности работников и повышение их деловой активности;

– защита работников от невыплаты им заработной платы и увольнений в результате реорганизации пред­приятия.

Для предприятия-должника – это:

– влияние жесткой конкуренции на развитие произ­водства, деловую предприимчивость;

– создание уникальных возможностей, чтобы изба­виться от кадрового «балласта», собрать и сплотить ко­манду проверенных в деле профессионалов, которые могут помочь предприятию выстоять, а в дальнейшем захватить новые позиции на рынке;

– повышение эффективности использования всех его ресурсов;

– защита от неблагополучных последствий конкуренции;

– предоставление возможности освободиться от бремени долгов;

– формирование банка профилактических и оздоровительных мероприятий, применяемых к несостоятель­ным либо потенциально несостоятельным предприятиям;

– возможность реорганизации производства, его об­новления, получения квалифицированных консультаций арбитражного управляющего;

– предоставление шанса взять «новый старт», возобновив свою деятельность, а в результате вновь обрести фи­нансовую стабильность.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 285.