В настоящее время существует несколько точек зрения по поводу того, что следует понимать под термином «антикризисное управление»:
· управление фирмой в условиях общего кризиса экономики;
· управление фирмой в преддверии банкротства;
· деятельность в рамках судебных процедур банкротства;
· системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.
Вместо термина «антикризисное управление» в англоязычной литературе используется понятие «кризис-менеджмент». В широком смысле под кризис-менеджментом понимается управление в чрезвычайных ситуациях.
Государственное антикризисное регулирование – это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Оно содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.
Система антикризисного регулирования экономики – это комплекс мер, направленных на предотвращение массовых банкротств на макроэкономическом уровне. Антикризисное регулирование по масштабам охватывает отдельные отрасли или экономику государства в целом и включает конкретные механизмы государственного воздействия и проявляется в сглаживании амплитуд циклического развития.
Сглаживание циклов может достигаться различными методами – проведением соответствующей кредитно-денежной политики (регулированием ставки рефинансирования, налоговые льготы для отдельных предприятий или наоборот – создание резервных фондов и увеличение сборов с предприятий), бюджетно-налоговой политик (изменением расходов госбюджета и регулирование спроса в экономике), изменением амортизационной политики (изменение требований к амортизационной политике предприятий со стороны государства).
Основными задачами антикризисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использование кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы.
Кризис повысил спрос на риск-менеджеров. Еще несколько лет назад многие руководители компаний даже не подозревали о существовании такой профессии, как риск-менеджер, и решали проблемы своего бизнеса, опираясь лишь на собственную интуицию и опыт. Сейчас же в некоторых крупных компаниях (особенно с западным капиталом) начали задумываться о введении такой должности. Для большинства коммерческих банков Белоруссии риск-менеджмент уже давно является неотъемлемой частью системы управления. Спрос на профессионалов, способных обнаруживать различные риски и снижать их негативные последствия для бизнеса особенно возрос в период кризиса. В России эта профессия стала пользоваться спросом уже в 1998 году. Первые риск-менеджеры, тогда еще приглашенные из-за рубежа выпускники западных бизнес-школ, появились в банках, а через несколько лет – на крупных промышленных предприятиях. Затем их функции стали выполнять российские страховщики, аудиторы и финансовые аналитики. Сейчас на кадровом рынке России есть собственные профессиональные риск-менеджеры, а подготовкой таких специалистов занимаются ведущие вузы страны. Несмотря на то, что бума на риск-менеджеров в Беларуси пока нет, спрос на таких специалистов в банках и крупных иностранных компаниях стабилен.
По данным журнала «Дело», уровень заработной платы риск-менеджера исполнительского уровня в Беларуси колеблется в диапазоне от $700 до $1000. А в банковском секторе зарплата такого специалиста начинается от $1000. Для сравнения в России, где давно отмечается устойчивый спрос на риск-менеджеров, размер их заработной платы находится в диапазоне от $2500 до $4000. А порой зарплаты могут достигать $10 тысяч и больше – столько платят руководителям департаментов риск-менеджмента больших индустриальных холдингов и опытным, компетентным специалистам. А в Англии зарплаты в сфере риск-менеджмента колеблются от £60 тысяч в год у рядового исполнителя до £235 тысяч у управляющего биржевыми рисками.
Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной экономики – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.
Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:
1. Поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
2. Предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально-значимых сферах, таких как, например, банковская сфера или сфера общественного транспорта;
3. Уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.
Можно выделить основные функции антикризисного регулирования :
– предкризисное управление;
– управление в условиях кризиса;
– управление процессами выхода из кризиса;
– стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости);
– минимизация потерь и упущенных возможностей;
– своевременное принятие решений.
Для государственного антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов (табл. 3.1.).
Таблица 3.1
Основные виды государственного антикризисного регулирования
Виды регулирования | Содержание |
Правовое | Создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства |
Методическое | Методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности |
Информационное | Учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий |
Экономическое и административное | Применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации |
Организационное | Создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника |
Социальное | Социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий |
Кадровое | Поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации |
Экологическое | Защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия |
Методы антикризисного государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
К административным методам государственного регулирования обычно относят: правовое обеспечение, разработку рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса, контроль деятельности, применение санкций.
Среди экономических методов государственного регулирования обычно выделяют: налоговую политику, кредитно-денежную политику, валютное регулирование, отношения собственности, участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях в виде доли собственности.
Правовое антикризисное регулирование касается, в первую очередь, следующих видов отношений: а) налогово-бюджетных; б) кредитно-денежных; в) валютных; г) с иностранным капиталом; д) по поводу собственности; е) возникающих по поводу банкротства организации.
Специфическими мерами государственного антикризисного регулирования могут стать:
– создание благоприятных условий для объединения и слияния предприятий, создания концернов, ассоциаций, которые в рамках одной системы будут «вытягивать» слабые звенья за счет более устойчивых;
– выстраивание технолого-сбытовых цепочек, в которых местные власти, помогая одному предприятию, например, госзаказом, обеспечат мультипликационный эффект для всех взаимосвязанных производств;
– рациональное управление пакетами акций предприятий, находящихся в собственности государства.
Важнейшим элементом концепции антикризисного государственного регулирования является определение условий, при которых организация признается банкротом.
Выделим основные преимущества антикризисного регулирования и управления предприятиями для всех участников этого процесса.
Для экономической системы общества – это:
· формирование новой отраслевой структуры экономики, приспособленной к рынку;
· переориентация экономических отношений, стимулирующих формирование рынка;
· разгосударствление и приватизация имущества предприятий;
· создание стимула для развития предпринимательской деятельности, что способствует совершенствованию материально-технической базы предприятий, повышению культуры производства;
· высвобождение в результате ликвидации предприятия трудовых, производственных и финансовых ресурсов, которые становятся основой для развития новых предприятий;
· сохранение и расширение позиций на рынке наиболее сильными и адаптивными к изменениям внешней среды предприятиями, что ведет к повышению эффективности экономики в целом;
· рациональное и экономное использование природных ресурсов;
· формирование новой культуры делового общения.
Для государства – это:
– погашение задолженности по бюджетам всех уровней с учетом пеней и штрафов;
– возвращение предприятия в качестве субъекта налогообложения после восстановления его финансового благополучия;
– повышение экспортного потенциала страны;
– лучшее использование местных сырьевых ресурсов;
– формирование информационных баз данных о состоянии каждого предприятия, которые можно использовать в иных системах регулирования и управления, а также при проведении научных исследований;
– совершенствование законодательной и нормативно-методической основы в свете рыночных отношений;
– возможность учиться жить по цивилизованным законам мира и сотрудничать в этой области со всеми зарубежными странами, обеспечивая тем самым допуск себе на международный рынок.
Для населения – это:
– расширение потребительского рынка, производство нужных людям товаров;
– повышение культуры обслуживания потребителей, стимулирование их лояльности к выпускаемой продукции;
– формирование новых ценностей и идеалов;
– влияние развития системы банкротства на создание рабочих мест для специалистов в этой области;
– создание условий для повышения уровня профессионализма специалистов высокой квалификации, в которых нуждается антикризисный менеджмент, а это значит, что с опытом вырабатывается умение эффективно управлять деятельностью предприятий;
– развитие благотворительной деятельности.
Для кредиторов – это:
– получение шанса спасти свои деньги;
– снижение риска от невозврата долга.
Для персонала предприятия-должника – это:
– создание новых рабочих мест или получение полезной работы;
– повышение культуры труда, улучшение его условий;
– усиление ответственности работников и повышение их деловой активности;
– защита работников от невыплаты им заработной платы и увольнений в результате реорганизации предприятия.
Для предприятия-должника – это:
– влияние жесткой конкуренции на развитие производства, деловую предприимчивость;
– создание уникальных возможностей, чтобы избавиться от кадрового «балласта», собрать и сплотить команду проверенных в деле профессионалов, которые могут помочь предприятию выстоять, а в дальнейшем захватить новые позиции на рынке;
– повышение эффективности использования всех его ресурсов;
– защита от неблагополучных последствий конкуренции;
– предоставление возможности освободиться от бремени долгов;
– формирование банка профилактических и оздоровительных мероприятий, применяемых к несостоятельным либо потенциально несостоятельным предприятиям;
– возможность реорганизации производства, его обновления, получения квалифицированных консультаций арбитражного управляющего;
– предоставление шанса взять «новый старт», возобновив свою деятельность, а в результате вновь обрести финансовую стабильность.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 285.