Тема 16: Криминологическая характеристика и предупреждение пенитенциарной преступности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие пенитенциарной преступности, ее отличительные признаки, общественная опасность и социальные последствия. Структура пенитенциарной преступности. Основные криминологические показатели пенитенциарной преступности. умышленное причинение вреда здоровью, дезорганизация деятельности исправительного учреждения, побеги – наиболее распространенные преступления, совершаемые в исправительных учреждениях.

Особенности личности пенитенциарного преступника. Взаимодействие индивидуальных качеств, внешней ситуации, виктимного поведения в механизме пенитенциарных преступлений.

Причины и условия совершения отдельных видов преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях.

Предупреждение пенитенциарных преступлений. Роль уголовно-исполнительной системы, иных правоохранительных органов в предупреждении пенитенциарной преступности.

 

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по изучению теоретического материала

Наиболее распространенным и одним из основных видов учебных занятий является лекция. Обучающемуся рекомендуется внимательно и вдумчиво воспринимать теоретический материал. В процессе прослушивания лекции полезно делать записи основных теоретических понятий и информации о нормативной базе, которая преподается в максимально актуализированном виде. При изложении отдельных проблемных вопросов приводятся материалы судебной практики, которые помогают качественно усвоить данную учебную дисциплину. По окончании лекции следует зафиксировать вопросы для самостоятельной подготовки и получить информацию о вариантах подготовки заданий.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям

Одним из видов учебных занятий является семинар. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам учебной программы с целью углубить, систематизировать и закрепить у студентов знание темы учебной дисциплины, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала. Проводится это занятие методом обсуждения проблем учебной дисциплины в самых разнообразных формах. Наиболее традиционной формой является заслушивание докладов и рефератов и свободное обсуждение содержания этих докладов в виде сообщений и т.п.

Как правило, возможные направления обсуждения докладов и рефератов определяются заранее исходя из учебной программы. Но возможны и неожиданные повороты семинара, которые определит инициатива студента, натолкнувшегося в ходе самостоятельной подготовки на интересную проблему, заслуживающую внимания всей группы. Если план семинарских занятий преподаватель не дает, то его ориентиры определяет программа дисциплины по данной теме либо узловые вопросы лекции.

У семинара много достоинств. Одним из них является его характерная особенность, заключающаяся в том, что хозяин семинара – студент. На семинаре ему предоставляется возможность убедиться в правильности выводов, к которым он пришел в ходе самостоятельной работы, а также проверить степень готовности к публичному изложению и защите своих идей и знаний. Оценка не является главным стимулом для участников семинара. Более важен процесс интеллектуального поиска истины. На семинаре собираются единомышленники, сделавшие сознательный выбор в пользу высшего образования, а поэтому им интересно учиться и узнать как можно больше по предмету дисциплины, получить навыки публичного выступления, овладеть мастерством ораторского искусства.

Исходя из особенностей семинарского занятия наиболее целесообразная стратегия подготовки студента к семинару заключается в том, чтобы на первом этапе в общем плане усвоить содержание предмета предстоящей дискуссии по всем вопросам семинара, обращая внимания на узловые проблемы, выделенные преподавателем в ходе лекции либо консультации к семинару. Для этого необходимо как минимум прочитать конспект лекции и учебник. Следующий этап подготовки заключается в выборе вопроса или группы вопросов, содержащихся в плане семинара, для более глубокого и основательного изучения с использованием дополнительной литературы: документов, справочников, монографий, научных журналов, прессы и т.д. По этому вопросу обучающийся станет главным специалистом на семинаре.

Заметками к семинару подготовка к занятию не заканчивается, поскольку каждая запись оформлена в порядке расположения материала, но выписки из различных источников разобщены. Теперь необходимо суммировать и систематизировать накопленную информацию, чтобы получился ясный и полный ответ на каждый вопрос темы.

Изложенный метод не является единственным способом подготовки к семинарам при изучении нескольких источников. Можно использовать и другие методики.

В отличие от обычных выступлений доклады на семинаре, как правило, принято готовить в письменном виде и преимущественно зачитывать, поскольку на доклад выделяется значительно больше времени, чем на обычное выступление, он является более объемным и сложным по содержанию. Делая доклад, желательно хотя бы изредка поднимать голову и наблюдать за реакцией аудитории, чтобы не утратить с ней связь. Лучше это делать чаще, что предполагает хорошее владение материалом доклада, позволяющим выступать свободно, пользуясь боковым зрением, когда потребуется заглянуть в текст.

Другая типичная ошибка докладчиков состоит в том, что им не удается выдержать время, отведенное на доклад. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо накануне семинара дома прочитать доклад, выяснив, сколько времени потребуется на его чтение. Однако надо иметь в виду, что в аудитории, особенно большой, времени на доклад уйдет больше, чем в ходе тренировки, поскольку придется говорить громче, растягивая слова.

Традиционной ошибкой многих студентов, выступающих с докладом, является пренебрежительное отношение к оформлению текста выступления. Расплата приходит в виде непредвиденных пауз в ходе изложения доклада, вызванных попыткой разглядеть, что же написано в тетради, где нужная строка с подсказкой и т.д. Иногда, напротив, автор доклада планирует выделить сюжет доклада голосом, паузой, но отсутствие пометки в записях приводит к тому, что важная мысль излагается скороговоркой, так как студент не успевает подготовиться психологически или забывает о своем замысле. Поэтому завершение работы над докладом предполагает выделение в его тексте главных мыслей, аргументов, фактов с помощью абзацев, подчеркиванием, использованием различных знаков, чтобы смысловые образы доклада приобрели зрительную наглядность, облегчающую работу с текстом в ходе выступления.

В процессе подготовки к семинару у студентов возникает много вопросов. Не следует бояться обращения к преподавателю за консультацией.

Методические указания по выполнению различных форм самостоятельной работы

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой, оценки ее ценности. Это обязательный элемент работы с книгой. Он предполагает ознакомление с аннотацией, предисловием, оглавлением, заключением книги, поиск по оглавлению наиболее важных мыслей и выводов автора произведения. Читатель как бы видит текст полностью и при чтении ни-

чего не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы. Этот метод используется, как правило, после предварительного просмотра книги, при ее вторичном чтении. Скорость такого чтения очень велика, поскольку только нужный раздел или сюжет книги читается углубленно.

Сканирование представляет быстрый просмотр книги с целью поиска фамилии, факта, оценки и т.д.

Углубленное чтение предполагает обращение внимания на детали содержания текста, анализ и оценку фактов и сюжетов содержания источников и литературы. По своей сути – это критический, аналитический, творческий способ чтения, сопровождающийся самостоятельным толкованием фактов, положений и выводов книги, статьи и пр. Скорость подобного вида чтения составляет ориентировочно до 7-10 страниц в час. Она может быть и выше, если читатель уже обладает определенным знанием по теме книги или статьи. Отсюда можно сделать вывод: чем больше курсант (слушатель) читает, тем больший объем литературы ему будет подвластен. Работая с книгой методом углубленного чтения, нужно уяснить себе, какая при этом преследуется цель: чтение ради развлечения? Для того чтобы поделиться с кем-нибудь своими впечатлениями? Чтобы получить нужную информацию? Углубить свои познания? Установка будет влиять на выбор методики запоминания и на степень необходимости структурной организации материала. Углубленное чтение предполагает предварительное использование других видов работы с книгой, включая следующие этапы:

– общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

– беглый просмотр всего содержания;

– чтение в порядке последовательности расположения материала;

– выборочное чтение какой-либо части произведения;

– выписка представляющих интерес материалов;

– критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущего выступления или контрольной работы.

Общие правила углубленного чтения предполагают выполнение определенных условий.

Добейтесь концентрации внимания, устраняя отвлекающие факторы и помехи. Не ограничиваясь простым аккумулированием фактов и данных, поразмышляйте над ними и постарайтесь их понять. Современные исследования подтвердили гипотезу о том, что понимание является одной из основ обучения и памяти. Без понимания смысла информации ее очень трудно запомнить.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка.

Целесообразно составлять конспект изученного материала. Однако не следует начинать конспектирование сразу, по ходу чтения. Сначала надо разобраться в содержании материала. Если статья или раздел книги по объему небольшой, то целесообразно приступить к конспектированию, прочитав текст полностью. В других случаях желательно прочитать смысловые блоки до 7-10 страниц.

Методические рекомендации по самостоятельной подготовке к зачету.

Экзаменационная сессия является ответственным завершающим этапом обучения курсанта (слушателя). На экзаменах определяется качество и объем усвоенных курсантом (слушателем) знаний, которые оцениваются по определенной шкале требований, ядро которых определяет государственный образовательный стандарт. Подготовка к экзаменам – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знание которых может быть полезно для всех, кому предстоит пройти испытания итоговыми контрольными занятиями.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что залогом успешной сдачи всех зачетов и экзаменов являются систематическое, добросовестное, аккуратное выполнение учебных заданий, посещение всех учебных занятий в течение учебного года. Поэтому подготовка к зимней и летней экзаменационным сессиям фактически начинается с первого сентября. Однако накануне и в период экзаменационной сессии необходима и специальная целенаправленная подготовка к итоговым контрольным занятиям, обладающая известным своеобразием. Специфическими задачами работы курсанта (слушателя) в это время являются повторение, обобщение и систематизация всего пройденного материала, что позволяет в случае успеха достигнуть качественно нового уровня знаний учебной дисциплины.

Начинать повторение рекомендуется за месяц-полтора до начала сессии, так как добротно повторить все пройденное в период сессии междуэкзаменами очень сложно, а иногда невозможно. Прежде чем приступить к повторению, необходимо точно установить, какие учебные дисциплины выносятся на сессию и календарные сроки каждого экзамена. Подготовка к зачетам и экзаменам должна вестись исходя из требований рабочей учебной программы дисциплины. Этим документом разрешено пользоваться на экзамене, где она, по сути, превращается в легальную шпаргалку. Программа помогает точно определиться с объемом знаний по учебной дисциплине и даже с логикой изложения учебного вопроса в ходе ответа на экзаменационные билеты.

Готовясь к экзамену, не следует повторять учебный материал только по примерным контрольным вопросам, тем более по билетам. Повторение по билетам, нарушая систему знаний, ведет к предельно нерациональному механическому заучиванию, «натаскиванию». Повторение по контрольным вопросам может привести к пробелам в знаниях материала программы, поскольку контрольный вопрос может быть неправильно понят студентом, что нередко и «всплывает» на экзамене. Лучше всего сочетать повторение по примерным контрольным вопросам с параллельным повторением по программе учебной дисциплины, чтобы быть готовым к любым неожиданностям на экзамене.

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Учебно-методическая документация:

Криминология: методические материалы по направлению подготовки 40.03.01 – юриспруденция / Вологодский ин-т права и экономики ФСИН России; подгот. А.А. Павлов. – Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2017. – 97 с. (для очной и заочной форм обучения.)

 

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения дисциплины

Компетенции

Этапы формирования компетенций (наименование разделов, тем)

Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 Тема 10 Тема 11 Тема 12 Тема 13 Тема 14 Тема 15 Тема 16
ПК-11 + + + + + + + + + + + + + + + +
ПК-12 + + + + + + + + + + + + + + + +

Дата: 2018-12-21, просмотров: 244.