СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП.. 1
2. Место дисциплины в структуре ОП.. 1
3. Объем дисциплины.. 1
4. Структура и содержание дисциплины.. 1
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 1
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 1
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 1
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 1
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 1
10. Перечень информационных технологий, используемых
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. 1
11. Описание материально-технической базы, необходимой
для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 1
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП
Код компетенции | Результаты освоения ОП (содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ПК -11 | Способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | знать правовую основу предупреждения преступности; общую характеристику системы предупреждения преступности, понятие, принципы и правовую основу предупреждения преступности; систему учета и регистрации преступлений; систему мер общего предупреждения преступности характеристику системы предупреждения преступности в России и за рубежом; понятие, сущность методы сбора и обобщения статистической информации криминологического характера уметь планировать индивидуальные профилактические мероприятия в отношении осужденных с учетом направленности и типа личности, определять и выявлять причины, условия и факторы, детерминирующие общеуголовную и коррупционную преступность, анализировать нормативные акты на предмет наличия коррупционных норм, способствующих коррупционным преступлениям; использовать данные официальной статистики, количественные и качественные показатели преступности для планирования и осуществления профессиональной деятельности; владеть навыками составления планов, противодействия преступности, выявления причин и условий, детерминирующих преступность, организации и проведения криминологических исследований; навыками составления комплексного плана мероприятий, направленных на предупреждение преступности |
ПК-12 | Способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению | знать; нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции, действующие на территории Российской Федерации, понятие и признаки коррупционной преступности, ее криминологическую характеристику. Знать перечень преступлений коррупционной направленности. специфику коррупционных проявлений и преступлений, меры по их профилактике, причины и условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений; меры противодействия коррупционным преступлениям и порядок реагирования при совершении действий, направленных на их склонение к преступлениям коррупционного характера; уметь применять меры, необходимые для предотвращения правонарушений коррупционной направленности, изучать личность коррупционного преступника, выявлять причины и условия коррупционных преступлений, правильно квалифицировать деяния, связанные с коррупционной направленностью; осуществлять предупреждение правонарушений коррупционной направленности; выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; владеть навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения антикоррупционного поведения, навыками разработки предложений по устранению коррупциогенных факторов, выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям. |
2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Криминология» относится к блоку (циклу) дисциплин, базовой части в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 юриспруденция(УП Б1.Б.30) и базируется на знаниях, полученных в ходе изучения дисциплин (модулей) «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Уголовное право».
До начала изучения дисциплины «Криминология» обучающиеся должны:
– знать понятие «норма права» и ее структуру, основные нормативные документы в области международного права, а также российское национальное законодательство в области конституционного, гражданского, уголовного права;
– уметь анализировать судебную практику;
– обладать навыками работы с профессиональной научной литературой, аналитическими и статистическими материалами.
3. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Криминология» составляет:
– для наборов 2015, 2016 годов – 3 зачетных единицы (108 часов).
– для наборов с 2017 года – 4 зачетные единицы (144 часа).
4. Структура и содержание дисциплины
Примерный тематический план (2013-2016 год набора)
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов (модулей) и тем | Всего часов по уч.пл. | Контактная работа с преподавателем | СР | ||||
Всего часов | Л | СЗ | ПЗ | Др. виды занятий | ||||
Раздел 1. Общая часть | ||||||||
1 | Понятие криминологии, ее предмет, и история развития | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
2 | Преступность: и ее характеристики | 10 | 6 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
3 | Личность преступника и жертвы | 12 | 8 | 2 | 4 | 2 | 4 | |
4 | Детерминанты преступности | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
5 | Криминологическая статистика | 4 | 2 | 2 | 2 | |||
6 | Криминологическое планирование и прогнозирование | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
7 | Предупреждение преступности и профилактика преступлений | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
Раздел 2. Особенная часть | ||||||||
8 | Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
9 | Криминологическая характеристика и профилактика корыстной преступности | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
10 | Криминологическая характеристика и профилактика терроризма и экстремизма | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
11 | Криминологическая характеристика и профилактика должностной и коррупционной преступности | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
12 | Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности и особенности борьбы с ней | 4 | 2 | 2 | 2 | |||
13 | Социальные отклонения и преступность | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
14 | Криминологическая характеристика и профилактика преступлений отдельных групп населения | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
15 | Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых по неосторожности | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
Форма контроля – ЭКЗАМЕН | ||||||||
Итого | 108 | 54 | 18 | 20 | 16 | 54 |
Примерный тематический план (2013-2016 год набора)
Заочная форма обучения
1 семестр
№ п/п | Наименование разделов (модулей) и тем | Всего часов по уч.пл. | Контактная работа с преподавателем | СР | ||||
Всего часов | Л | СЗ | ПЗ | Др. виды занятий | ||||
Раздел 1. Общая часть | ||||||||
1 | Понятие криминологии, ее предмет, и история развития | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
2 | Преступность: и ее характеристики | 10 | 2 | 2 | 8 | |||
3 | Личность преступника и жертвы | 12 | 2 | 2 | 10 | |||
4 | Детерминанты преступности | 6 | - | 6 | ||||
5 | Криминологическая статистика | 4 | - | 4 | ||||
6 | Криминологическое планирование и прогнозирование | 6 | - | 6 | ||||
7 | Предупреждение преступности и профилактика преступлений | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
Итого за семестр | 52 | 8 | 2 | 4 | 2 | 44 |
2 семестр
№ п/п | Наименование разделов (модулей) и тем | Всего часов по уч.пл. | Из них контактных | СР | ||||
Всего часов | Л | СЗ | ПЗ | Др. виды занятий | ||||
8 | Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
9 | Криминологическая характеристика и профилактика корыстной преступности | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
10 | Криминологическая характеристика и профилактика терроризма и экстремизма | 6 | 6 | |||||
11 | Криминологическая характеристика и профилактика должностной и коррупционной преступности | 8 | 8 | |||||
12 | Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности и особенности борьбы с ней | 8 | 8 | |||||
13 | Социальные отклонения и преступность | 8 | 8 | |||||
14 | Криминологическая характеристика и профилактика преступлений отдельных групп населения | 8 | 8 | |||||
15 | Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых по неосторожности | 6 | 6 | |||||
Форма контроля – ЗАЧЕТ | ||||||||
Итого за семестр | 56 | 4 | 2 | 2 | 52 | |||
Итого по курсу | 108 | 12 | 4 | 4 | 4 | 96 |
Примерный тематический план (2013-2016 год набора)
Заочная (сокращенная) форма обучения
№ п/п | Наименование разделов (модулей) и тем | Всего часов по уч.пл. | Контактная работа с преподавателем | СР | |||
Всего часов | Л | СЗ | ПЗ | ||||
Раздел 1. Общая часть | |||||||
1 | Понятие криминологии, ее предмет, и история развития | 8 | 2 | 2 | 6 | ||
2 | Преступность: и ее характеристики | 16 | 2 | 2 | 14 | ||
3 | Личность преступника и жертвы | 18 | 2 | 2 | 16 | ||
4 | Детерминанты преступности | 16 | 2 | 2 | 14 | ||
5 | Криминологическая статистика | 18 | - | 18 | |||
6 | Криминологическое планирование и прогнозирование | 16 | - | 16 | |||
7 | Предупреждение преступности и профилактика преступлений | 16 | 2 | 2 | 14 | ||
Итого за 3 семестр | 108 | 10 | 2 | 4 | 4 | 98 |
Примерный тематический план
для набора 2017 учебного года и последующих лет
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них контактных: | Самостоятельная работа
| ||||
Всего часов | Лекции | СЗ | ПЗ | Др. виды занятий | ||||
Раздел 1. Общая часть | ||||||||
1. | Понятие криминологии, ее предмет и история развития | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
2. | Преступность и ее характеристики | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
3. | Личность преступника и жертвы | 12 | 6 | 2 | 2 | 2 | 6 | |
4. | Детерминанты преступности | 10 | 6 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
5. | Криминологическая статистика | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
6. | Криминологическое прогнозирование и планирование | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
7. | Предупреждение преступности и профилактика преступлений | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
Раздел 2. Особенная часть | ||||||||
8. | Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
9. | Криминологическая характеристика и профилактика корыстной преступности | 12 | 6 | 4 | 2 | 6 | ||
10. | Криминологическая характеристика и профилактика терроризма и экстремизма | 12 | 6 | 4 | 2 | 6 | ||
11. | Криминологическая характеристика и профилактика должностной и коррупционной преступности | 10 | 4 | 2 | 2 | 6 | ||
12. | Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и особенности борьбы с ней | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
13. | Социальные отклонения и преступность | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
14. | Криминологическая характеристика и профилактика преступлений отдельных групп населения | 10 | 4 | 2 | 2 | 6 | ||
15. | Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
16. | Криминологическая характеристика и предупреждение пенитенциарной преступности | 10 | 4 | 2 | 2 | 6 | ||
Форма контроля (экзамен) | ||||||||
Всего по курсу | 144 | 72 | 36 | 18 | 18 | 72 |
Примерный тематический план для набора 2017 года и последующих лет
сокращенная форма обучения (3 г. 6 мес.)
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них контактных: | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекции | СЗ | ПЗ | Др. виды занятий | ||||
Раздел 1. Общая часть | ||||||||
1. | Понятие криминологии, ее предмет и история развития | 6 | 6 | 6 | ||||
2. | Преступность и ее характеристики | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
3. | Личность преступника и жертвы | 12 | 2 | 2 | 10 | |||
4. | Детерминанты преступности | 10 | 10 | |||||
5. | Криминологическая статистика | 8 | 8 | |||||
6. | Криминологическое прогнозирование и планирование | 6 | 6 | |||||
7. | Предупреждение преступности и профилактика преступлений | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
Раздел 2. Особенная часть | ||||||||
8. | Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
9. | Криминологическая характеристика и профилактика корыстной преступности | 12 | 12 | |||||
10. | Криминологическая характеристика и профилактика терроризма и экстремизма | 12 | 12 | |||||
11. | Криминологическая характеристика и профилактика должностной и коррупционной преступности | 10 | 2 | 2 | 8 | |||
12. | Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и особенности борьбы с ней | 8 | 8 | |||||
13. | Социальные отклонения и преступность | 8 | 8 | |||||
14. | Криминологическая характеристика и профилактика преступлений отдельных групп населения | 10 | 2 | 2 | 8 | |||
15. | Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности | 8 | 8 | |||||
16. | Криминологическая характеристика и предупреждение пенитенциарной преступности | 10 | 10 | |||||
Форма контроля (экзамен) | ||||||||
Всего по курсу | 144 | 12 | 4 | 4 | 4 | 132 |
Содержание дисциплины
Раздел 1. Общая часть
Раздел 2. Особенная часть
Вопросы, включаемые в экзаменационные билеты при проведении промежуточной аттестации
1. Раскройте понятие криминологии, ее предмета, место среди других наук и отраслей права.
2. Назовите методы криминологии как науки. Укажите методологию, сформулируйте задачи криминологической науки.
3. Объясните историю развития криминологии в России в дореволюционный период.
4. Оцените развитие криминологии в период советского государства (1917–1990-е гг.)
5. Раскройте значение семейной криминологии, криминология массовых коммуникаций, пенитенциарной криминологии, криминотеологии.
6. Сформулируйте понятие преступности. Раскройте ее признаки. Укажите отличие преступности от иных форм антиобщественного поведения
7. Сформулируйте понятие латентной преступности. Укажите ее виды, уровни, методы выявления. Назовите меры противодействия.
8. Раскройте понятие статистической характеристики преступности, структуры, динамики.
9. Раскройте тенденции современной преступности в России и за рубежом, проанализируйте опыт противодействия.
10. Сформулируйте понятие личности преступника в криминологии.
11. Определите содержание статуса (структуры) личности преступника.
12. Укажите соотношение биологического и социального в личности преступника.
13. Раскройте понятие типологии преступников по криминальной устойчивости.
14. Раскройте понятие типологии преступников по мотивационной направленности.
15. Сформулируйте понятие криминологической детерминации, укажите ее виды.
16. Обоснуйте причинный комплекс преступности в современной России.
17. Приведите классификацию причин и условий преступлений по уровню действия, природе и содержанию.
18. Сформулируйте понятие механизма индивидуального преступного поведения, назовите его основные звенья.
19. Мотивация преступления. Потребности, возможности, мотив, виды мотивов, интересы, ценности.
20. Раскройте понятие планирование преступления. Проанализируйте стадии его реализации и посткриминальное поведение.
21. Сформулируйте понятие виктимологии, виктимности, виктимизации Соотнесите понятия «виктимность», и «виктимизация».
22. Назовите типы жертв по устойчивости виктимного поведения.
23. Проанализируйте роль и значение виктимологического воспитания населения в сфере предупреждения преступности.
24. Сформулируйте понятие криминологической статистики.
25. Обоснуйте существование в стране единой системы уголовно-статистического учета в России. Укажите формы первичного статистического учета.
26. Раскройте понятие, виды, элементы, правила составления статистических таблиц и графиков.
27. Сформулируйте понятие статистического наблюдения. Назовите его виды и основные этапы
28. Сформулируйте понятие криминологического прогнозирования. Определите его виды и сроки.
29. Укажите методы криминологического прогнозирования.
30. Раскройте понятие планирования борьбы с преступностью. Укажите, виды планов, субъектов и уровни планирования.
31. Соотнесите понятия предупреждение преступности и профилактика преступлений. Раскройте их виды и содержание.
32. Определите субъектов и объекты предупредительной деятельности.
33. Раскройте правовые основы и направления деятельности по предупреждению преступности органами внутренних дел, уголовно-исполнительной системой.
34. Объясните современные антрополого-биологические теории в зарубежной криминологии.
35. Объясните современные социологические теории в зарубежной криминологии.
36. Раскройте понятие и содержание международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Проанализируйте борьбу с преступлениями международного характера на уровне сотрудничества государств.
37. Оцените борьбу с общеуголовными преступлениями на уровне сотрудничества государств.
38. Оцените региональный и двухсторонний уровень международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
39. Укажите значение, функции и задачи Интерпола.
40. Оцените универсальный уровень международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
41. Раскройте содержание криминологической характеристики насильственной преступности.
42. Сформулируйте понятие криминального насилия и его виды.
43. Назовите эффективные меры по предупреждение и профилактике преступлений против личности.
44. Раскройте содержание криминологической характеристики профилактики преступлений против собственности.
45. Раскройте содержание криминологической характеристики и профилактики преступлений в сфере экономической деятельности.
46. Сформулируйте понятие рейдерства, его виды и пути противодействия.
47. Сформулируйте понятие терроризма. Назовите его классификацию.
48. Обоснуйте причины терроризма. Укажите основные направления противодействия терроризму.
49. Раскройте содержание криминологической характеристики и профилактики преступлений экстремистской направленности.
50. Укажите проблемы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом.
51. Раскройте содержание криминологической характеристики и профилактики наркотизма.
52. Проанализируйте проблемы становления государственной антинаркотической политики.
53. Сформулируйте понятия социальных отклонений: пьянства, проституции, бродяжничества и иных фоновых явлений, связанных с преступностью
54. Раскройте понятие экологической преступности. Проанализируйте статистические показатели, причины, особенности борьбы.
55. Раскройте понятие экономической преступности, виды экономических преступлений.
56. Объясните криминологические особенности должностной преступности.
57. Раскройте понятие и содержание криминологической характеристики коррупционной преступности.
58. Обоснуйте необходимость проведения обязательной антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.
59. Назовите основные направления профилактики коррупционных преступлений.
60. Раскройте понятие и содержание криминологической характеристики и предупреждения рецидивной преступности.
61. Оцените личность преступника-рецидивиста.
62. Объясните роль профилактики рецидива преступности в системе предупреждения преступности.
63. Раскройте понятие и содержание профессиональной преступности. Укажите отличительные черты криминологической характеристики преступника-профессионала.
64. Оцените состояние и тенденции преступности несовершеннолетних.
65. Раскройте причины и условия преступности несовершеннолетних.
66. Проанализируйте особенности личности несовершеннолетнего преступника.
67. Сформулируйте меры предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних.
68. Раскройте понятие и содержание криминологической характеристики и профилактики женской преступности.
69. Объясните особенности причинного комплекса преступности женщин.
70. Раскройте понятие и содержание пенитенциарной преступности. Укажите ее особенности и отличительные черты.
71. Раскройте понятие и содержание криминологической характеристики неосторожной преступности и ее детерминант.
72. Сформулируйте основные направления профилактики неосторожных преступлений.
Практические задания, включенные в экзаменационные билеты при проведении промежуточной аттестации
Задание № 1: В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население старше 14 лет – 410 тыс. чел. В городе «Б» за тот же период зафиксировано 910 преступлений. Население старше 14 лет здесь составляет 395 тыс. чел.
Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком он выше?
Задание № 2: Прочтите описание преступления. Проведите виктимологический анализ: совершил ли потерпевший ошибки, которые повысили его виктимность. Назовите, какие меры виктимологической профилактики могли быть эффективны в данном случае?
В дверь позвонили. Посмотрев в глазок, Иван Петрович увидел полицейского. Тот показывал удостоверение: «Я ваш участковый». Иван Петрович открыл дверь. Что дальше, он не помнит. Когда пришел в себя, лежал связанный на полу, все ценные вещи и деньги из квартиры украдены.
Задание № 3: Тимофеев, состоящий на профилактическом учете в РОВД, на почве ревности убил свою сожительницу Макарову. Ранее он был судим за злостное хулиганство. По освобождении из мест лишения свободы нигде не работал, систематически употреблял алкоголь, избивал Макарову и угрожал ей убийством. Об этом в РОВД постоянно поступали сигналы, а также официальные заявления от матери потерпевшей. Однако участковый уполномоченный Киров, у которого находились указанные материалы, отнесся к ним формально, никаких мер в отношении Тимофеева не принимал.
Возможно, ли было предотвратить это преступление? Назовите основные направления профилактической деятельности различных органов и учреждений, их возможности, в том числе определенные нормативно-правовыми актами, а также конкретные мероприятия.
Задание № 4: Прочтите описание преступления. Проведите виктимологический анализ: совершил ли потерпевший ошибки, которые повысили его виктимность. Назовите, какие меры виктимологической профилактики могли быть эффективны в данном случае?
Мама строго – настрого запрещает Пете открывать дверь незнакомым людям. Звонок. Он тихонько подходит к глазку. Там незнакомые парни. «Открывай, мы знаем, что ты дома. У нас квартира протекла. Открывай, а то в полицию пойдем жаловаться». Петя опешил. Как они узнали, что он дома? Как это у них могла протечь квартира. Нет, полицию вызывать не надо. Он открывает дверь и тут же получает удар в нос. От боли текут слезы. Кровь заливает рубашку. Воры предупредили: Сиди тихо, а то убьем». Потом быстро осмотрели квартиру, забрали все ценное и ушли.
Задание № 5: С полигона в одном из районов Приморского края во время ночных учебных стрельб дезертировал солдат Новиков. С собой он взял автомат и патроны. Почти сразу после побега он наткнулся на полицейский патруль и расстрелял его в упор. Погибли 3 сотрудника. В ходе расследования выяснилось, что Новиков дезертировал уже во второй раз. Во время первого дезертирства он вернулся домой и прожил там почти год. Более того, был привлечен к уголовной ответственности за похищение человека, но суд ограничился назначением ему условного наказания. И Новикова снова призвали в армию, допустили к оружию. Какие профилактические меры должны были быть приняты правоохранительными органами?
Задание № 6: Изучите предлагаемый перечень преступлений. Укажите преступления, которые, по вашему мнению, относятся к насильственным преступлениям, корыстным преступлениям. Обоснуйте ваш выбор: убийство, террористический акт, захват заложника, мошенничество, причинение легкого вреда здоровью, хулиганство, дача взятки, вымогательство взятки, изнасилование, причинение смерти по неосторожности, угроза убийством, оскорбление, участие в массовых беспорядках, доведение до самоубийства, разбой, растрата, уклонение от уплаты налогов.
Задание № 7: Какие из возрастных групп (14-17 лет, 18-24 года, 25-29 лет, 30-35 лет, 45-50 лет) более всего проявляют себя в следующих преступлениях: изготовление и сбыт поддельных денег, контрабанда, разбой, изнасилование, уклонение от уплаты налогов, самовольное оставление воинской части, преднамеренное банкротство, легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем?
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт-М, 2000. – 48 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 01 марта 2012 г. // Собрание законодательства РФ. − 2012. № 10. − Ст. 1166.
3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 21 ноября 2011 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. − 1992. − № 8. − Ст. 366; Собрание законодательства РФ. − 2011. − № 48. − Ст. 6730.
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от ред.
от 03 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. –
Ст. 3177; 2011. − №49. − Ст. 7056.
5. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 08 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. – № 33. – Ч. 1. – Ст. 3418; 2011. № 46. − Ст. 6406.
6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 29 апреля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3031; 2008. − № 18. − Ст. 1939.
7. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» (в ред. от 08 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 11. – Ст. 1146; 2011. № 46. − Ст. 6407.
8. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 08 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. − 2008. − № 52. − Ч. 1. − Ст. 6228; 2011. № 46. − Ст. 6407.
9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 06 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства. − 2011. − №7. − Ст. 900, №11. − Ст. 7352.
10. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в ред. от 21 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. − 2011. − № 1. − Ст. 15, №48. − Ст. 6730.
11. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Собрание законодательства РФ. − 2011. − № 15. − Ст. 2037.
12. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. − 2009. − № 20. − Ст. 2444.
13. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 № 460 (в ред. от 13 марта 2012 г.) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы» // Российская газета. − 2010, 15 апреля; Собрание законодательства. – 2012. – №12. – Ст. 1391.
14. Указ Президента РФ от 9 июня 2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (в ред. от 28 сентября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. − 2010. − № 24. − Ст. 3015; 2011. – №40. – Ст. 5527.
15. Указ Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 30. – Ст. 4070.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 № 1190 (в ред. от 29 мая 2006 г.) «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола МВД РФ» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 43. – Ст. 4916; 2006. – № 23. – Ст. 2526.
17. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р
«О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. − 2010. − № 43. −
Ст. 5544.
18. Приказ МВД РФ от 4 мая 2010 г. № 333 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» // Российская газета. − 2010, 25 июня.
19. Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – № 5.
20. Приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. № 19 (в ред. от 25 декабря 2010 г.) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // СПС КонсультантПлюс.
21. Приказ Минюста РФ от 11 июля 2006 г. № 250 «Об утверждении инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – № 32.
22. Приказ Минюста РФ от 20 ноября 2006 г. № 333 «Об утверждении инструкции о профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Правовая система «КонсультантПлюс».
23. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.// Российская газета. – 2009, 20 октября.
8.2 Основная литература:
24. Криминология: Учеб. / Под ред. А.И. Долговой. М., 2010. 899 с.
8.3 Дополнительная литература:
25. Волкова Т.Н. Женская преступность (криминологические и пенитенциарные проблемы). − Вологда, 2001. − 207 с.
26. Коррупционные преступления в уголовно-исполнительной системе: криминологический и уголовно-правовой аспекты: курс лекций / под ред. С.В. Смеловой. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015.
8.4 Периодические издания:
27. Акчурин, А. В. Личность осужденного, совершающего побег из исправительной колонии // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2017. – № 3. – С. 2-6.
28. Бельский, А. И. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника // Российский следователь. – 2015. – № 15. –
С. 48-50.
29. Берлыбекова, М. Е. Анализ и предупреждение убийств, совершаемых женщинами, на современном этапе // Российский следователь. – 2016. – № 18. – С. 38-42.
30. Борбат А. В. Образ жизни как криминологическая категория // Российский следователь. – 2015. – № 22. – С. 28-33.
31. Быстрова, Ю. В. Коррупция как фактор, детерминирующий преступность в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Российский следователь. – 2016. – №12. – С. 38-42.
32. Быстрова Ю. В. Некоторые особенности личности преступника, совершившего преступление в сфере жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях// Российский следователь. – 2017. – № 8. – С. 40-44.
33. Бугаевская, Н. В. Выполнение публичных функций как признак субъекта коррупционных преступлений// Человек: преступление и наказание. – 2015. – № 3. – С. 90-94.
34. Гришко, А. Я. Криминологическая характеристика лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии (часть 4 статьи 210 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Человек: преступление и наказание. – 2016. – № 3. – С. 84-88.
35. Демидова-Петрова, Е. В. Экспертная референция о криминогенной подверженности несовершеннолетних и ресурсах ее предупреждения // Российский следователь. – 2017. – № 9. – С. 36-40.
36. Загорьян, С. Г. Негативное влияние социальной среды на формирование преступности несовершеннолетних // Российский следователь. – 2016. –
№ 19. – С. 40-43.
37. Игнатенко, В. И. Особенности антиобщественного образа жизни несовершеннолетних // Человек: преступление и наказание. – 2016. – № 1. – С. 59-64.
38. Илло, Д. А. Криминологическая характеристика преступных деяний, совершаемых лицами, находящимися в местах изоляции от общества
// Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2017. – № 2. – С. 10-13.
39. Казберов, П. Н. Возможности типологизации социально-психологических и уголовно-исполнительных характеристик осужденных за преступления экстремистской направленности // Прикладная юридическая психология. – 2016. – № 1. – С. 75-80.
40. Клименков, И. Н. О некоторых причинах преступности в современной России // Человек: преступление и наказание. – 2012. – № 2. – С. 86-88.
41. Колчевский, И. Б. Основные черты личности вора-рецидивиста // Российский следователь. – 2015. – № 16. – С. 28-31.
42. Комиссарова, Я. В. К вопросу о личности типичного преступника, осуществляющего контрабанду наркотических средств и психотропных веществ // Российский следователь. – 2017. – № 7. – С. 7-10.
43. Крюкова, Н. И. О личности профессионального преступника // Российский следователь. – 2015. – № 8. – С. 34-38.
44. Лапутина Е. А. Криминологическая характеристика личности преступников-иностранцев, содержавщихся в учреждениях ФСИН России
// Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2017. – № 4. – С. 13-15.
45. Лелеков В.А., Урусова Т.В. Социально-экономические детерминанты женской преступности против семьи и несовершеннолетних // Российский следователь. 2016. N 3. С. 42 – 46.
46. Мацкевич, И. М. Криминологическая характеристика фашизма // Человек: преступление и наказание. – 2014. – № 3. – С. 38-44.
47. Молчанова Т. В. Криминологическая оценка квартирных краж в городе Москве // Российский следователь. – 2017. – № 7. – С. 31-34.
48. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. − М., 2001. − 418 с.
49. Рогова, И. Г. Криминологическая характеристика торговли людьми // Российский следователь. – 2014. – № 5. – С. 42-45.
50. Романенко, Н. В. Практика привлечения судей к уголовной ответственности // Уголовный процесс. – 2017. – № 3. – С. 32-41.
51. Савельев, А. Криминологическая характеристика несовершеннолетних жертв причинения физического вреда // Уголовное право. – 2015. – № 4. –
С. 75-78.
52. Скрипченко, Н. Ю. Криминологическая характеристика личности преступника и жертвы развратных действий // Российский следователь. – 2016. –
№ 24. – С. 45-48.
53. Торговченков, В. Проблемы латентности и квалификации преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних // Законность. – 2014. – № 4. – С. 7-10.
54. Щепотин А.В. Отнесение преступлений к категории коррупционной направленности // Законность. 2016. N 1. С. 56 – 59.
55. Щукин С.Ю., Окунев А.И. Некоторые аспекты предупреждения коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. N 2. С. 13 – 15.
56. Шурухнов, Н. Г. Данные о свойствах личности преступника, заказывающего (получающего) наркотические средства, контрабандно перемещаемые в международных почтовых отправлениях // Человек: преступление и наказание. – 2015. – № 3. – С. 84-89.
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. http://crime.vl.ru (Владивостокский центр по изучению проблем организованной преступности);
2. http://sartraccc.ru (Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции)
3. http://transparency.org.ru (Центр антикоррупционных исследований и инициатив)
4. http://anti-corr.ru (Коррупция в России и мире, сайт Фонда ИНДЕМ)
5. http://crimestudy.ru (Сайт о социологии преступности)
6. http://antiterror.ru (Национальный портал противодействия терроризму)
7. http://narkotiki.ru («Нет наркотикам» – информационно-публицистический ресурс)
8. http://mvd.ru (официальный сайт МВД РФ)
9. http://fsin.su (официальный сайт ФСИН России)
10. http://law.edu.ru (федеральный правовой портал «Юридическая Россия»)
11. http://crime-research.ru (Центр исследования компьютерной преступности)
12. http://crimpravo.ru (Научная сеть по проблемам криминологии и уголовного права)
13. http://elibrary.ru (Научная электронная библиотека)
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Программное обеспечение:
Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint, Internet Explorer, Opera.
Информационно-справочные и поисковые системы (при необходимости):
1. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/;
2. Информационно-правовой портал «Гарант» http://www.garant.ru/;
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;
4. Автоматизированная поисковая библиотечная система MarcSQL.
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Лекционные занятия по темам учебной дисциплины обеспечены электронными презентациями с использованием компьютерной программы Microsoft Power Point. Для преподавания дисциплины используются:
1. Учебно-методический кабинет кафедры уголовного права и криминологии, оборудованные компьютерной техникой с возможностью выхода в сеть Интернет, доступом к справочно-информационным системам «Гарант», «Консультант+», электронной библиотекой института.
2. Ноутбук
3. Мультимедийный проектор
4. Переносной экран
5. Раздаточный материал для проведения практических занятий.
Рабочая программа дисциплины
«КРИМИНОЛОГИЯ»
по направлению подготовки 40.03.01. Юриспруденция,
квалификация выпускника – бакалавр,
направленность (профиль) – общий
Оригинал-макет: С. Б. Парняков
Печать: А. Н. Дубский
Подписано в печать 26.09.2017. Формат 60х84 1/16. Усл. печ. л. 2. Тираж 6 экз. Заказ № 5934.
ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний». 160002 г. Вологда, ул. Щетинина, 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП.. 1
2. Место дисциплины в структуре ОП.. 1
3. Объем дисциплины.. 1
4. Структура и содержание дисциплины.. 1
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 1
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 1
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 1
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 1
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 1
10. Перечень информационных технологий, используемых
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. 1
11. Описание материально-технической базы, необходимой
для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 1
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП
Код компетенции | Результаты освоения ОП (содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ПК -11 | Способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | знать правовую основу предупреждения преступности; общую характеристику системы предупреждения преступности, понятие, принципы и правовую основу предупреждения преступности; систему учета и регистрации преступлений; систему мер общего предупреждения преступности характеристику системы предупреждения преступности в России и за рубежом; понятие, сущность методы сбора и обобщения статистической информации криминологического характера уметь планировать индивидуальные профилактические мероприятия в отношении осужденных с учетом направленности и типа личности, определять и выявлять причины, условия и факторы, детерминирующие общеуголовную и коррупционную преступность, анализировать нормативные акты на предмет наличия коррупционных норм, способствующих коррупционным преступлениям; использовать данные официальной статистики, количественные и качественные показатели преступности для планирования и осуществления профессиональной деятельности; владеть навыками составления планов, противодействия преступности, выявления причин и условий, детерминирующих преступность, организации и проведения криминологических исследований; навыками составления комплексного плана мероприятий, направленных на предупреждение преступности |
ПК-12 | Способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению | знать; нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции, действующие на территории Российской Федерации, понятие и признаки коррупционной преступности, ее криминологическую характеристику. Знать перечень преступлений коррупционной направленности. специфику коррупционных проявлений и преступлений, меры по их профилактике, причины и условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений; меры противодействия коррупционным преступлениям и порядок реагирования при совершении действий, направленных на их склонение к преступлениям коррупционного характера; уметь применять меры, необходимые для предотвращения правонарушений коррупционной направленности, изучать личность коррупционного преступника, выявлять причины и условия коррупционных преступлений, правильно квалифицировать деяния, связанные с коррупционной направленностью; осуществлять предупреждение правонарушений коррупционной направленности; выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; владеть навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения антикоррупционного поведения, навыками разработки предложений по устранению коррупциогенных факторов, выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям. |
2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Криминология» относится к блоку (циклу) дисциплин, базовой части в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 юриспруденция(УП Б1.Б.30) и базируется на знаниях, полученных в ходе изучения дисциплин (модулей) «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Уголовное право».
До начала изучения дисциплины «Криминология» обучающиеся должны:
– знать понятие «норма права» и ее структуру, основные нормативные документы в области международного права, а также российское национальное законодательство в области конституционного, гражданского, уголовного права;
– уметь анализировать судебную практику;
– обладать навыками работы с профессиональной научной литературой, аналитическими и статистическими материалами.
3. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Криминология» составляет:
– для наборов 2015, 2016 годов – 3 зачетных единицы (108 часов).
– для наборов с 2017 года – 4 зачетные единицы (144 часа).
4. Структура и содержание дисциплины
Примерный тематический план (2013-2016 год набора)
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов (модулей) и тем | Всего часов по уч.пл. | Контактная работа с преподавателем | СР | ||||
Всего часов | Л | СЗ | ПЗ | Др. виды занятий | ||||
Раздел 1. Общая часть | ||||||||
1 | Понятие криминологии, ее предмет, и история развития | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
2 | Преступность: и ее характеристики | 10 | 6 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
3 | Личность преступника и жертвы | 12 | 8 | 2 | 4 | 2 | 4 | |
4 | Детерминанты преступности | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
5 | Криминологическая статистика | 4 | 2 | 2 | 2 | |||
6 | Криминологическое планирование и прогнозирование | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
7 | Предупреждение преступности и профилактика преступлений | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
Раздел 2. Особенная часть | ||||||||
8 | Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
9 | Криминологическая характеристика и профилактика корыстной преступности | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
10 | Криминологическая характеристика и профилактика терроризма и экстремизма | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
11 | Криминологическая характеристика и профилактика должностной и коррупционной преступности | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
12 | Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности и особенности борьбы с ней | 4 | 2 | 2 | 2 | |||
13 | Социальные отклонения и преступность | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
14 | Криминологическая характеристика и профилактика преступлений отдельных групп населения | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
15 | Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых по неосторожности | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
Форма контроля – ЭКЗАМЕН | ||||||||
Итого | 108 | 54 | 18 | 20 | 16 | 54 |
Примерный тематический план (2013-2016 год набора)
Заочная форма обучения
1 семестр
№ п/п | Наименование разделов (модулей) и тем | Всего часов по уч.пл. | Контактная работа с преподавателем | СР | ||||
Всего часов | Л | СЗ | ПЗ | Др. виды занятий | ||||
Раздел 1. Общая часть | ||||||||
1 | Понятие криминологии, ее предмет, и история развития | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
2 | Преступность: и ее характеристики | 10 | 2 | 2 | 8 | |||
3 | Личность преступника и жертвы | 12 | 2 | 2 | 10 | |||
4 | Детерминанты преступности | 6 | - | 6 | ||||
5 | Криминологическая статистика | 4 | - | 4 | ||||
6 | Криминологическое планирование и прогнозирование | 6 | - | 6 | ||||
7 | Предупреждение преступности и профилактика преступлений | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
Итого за семестр | 52 | 8 | 2 | 4 | 2 | 44 |
2 семестр
№ п/п | Наименование разделов (модулей) и тем | Всего часов по уч.пл. | Из них контактных | СР | ||||
Всего часов | Л | СЗ | ПЗ | Др. виды занятий | ||||
8 | Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
9 | Криминологическая характеристика и профилактика корыстной преступности | 6 | 2 | 2 | 4 | |||
10 | Криминологическая характеристика и профилактика терроризма и экстремизма | 6 | 6 | |||||
11 | Криминологическая характеристика и профилактика должностной и коррупционной преступности | 8 | 8 | |||||
12 | Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности и особенности борьбы с ней | 8 | 8 | |||||
13 | Социальные отклонения и преступность | 8 | 8 | |||||
14 | Криминологическая характеристика и профилактика преступлений отдельных групп населения | 8 | 8 | |||||
15 | Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых по неосторожности | 6 | 6 | |||||
Форма контроля – ЗАЧЕТ | ||||||||
Итого за семестр | 56 | 4 | 2 | 2 | 52 | |||
Итого по курсу | 108 | 12 | 4 | 4 | 4 | 96 |
Примерный тематический план (2013-2016 год набора)
Заочная (сокращенная) форма обучения
№ п/п | Наименование разделов (модулей) и тем | Всего часов по уч.пл. | Контактная работа с преподавателем | СР | |||
Всего часов | Л | СЗ | ПЗ | ||||
Раздел 1. Общая часть | |||||||
1 | Понятие криминологии, ее предмет, и история развития | 8 | 2 | 2 | 6 | ||
2 | Преступность: и ее характеристики | 16 | 2 | 2 | 14 | ||
3 | Личность преступника и жертвы | 18 | 2 | 2 | 16 | ||
4 | Детерминанты преступности | 16 | 2 | 2 | 14 | ||
5 | Криминологическая статистика | 18 | - | 18 | |||
6 | Криминологическое планирование и прогнозирование | 16 | - | 16 | |||
7 | Предупреждение преступности и профилактика преступлений | 16 | 2 | 2 | 14 | ||
Итого за 3 семестр | 108 | 10 | 2 | 4 | 4 | 98 |
Примерный тематический план
для набора 2017 учебного года и последующих лет
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них контактных: | Самостоятельная работа
| ||||
Всего часов | Лекции | СЗ | ПЗ | Др. виды занятий | ||||
Раздел 1. Общая часть | ||||||||
1. | Понятие криминологии, ее предмет и история развития | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
2. | Преступность и ее характеристики | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
3. | Личность преступника и жертвы | 12 | 6 | 2 | 2 | 2 | 6 | |
4. | Детерминанты преступности | 10 | 6 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
5. | Криминологическая статистика | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
6. | Криминологическое прогнозирование и планирование | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
7. | Предупреждение преступности и профилактика преступлений | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
Раздел 2. Особенная часть | ||||||||
8. | Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
9. | Криминологическая характеристика и профилактика корыстной преступности | 12 | 6 | 4 | 2 | 6 | ||
10. | Криминологическая характеристика и профилактика терроризма и экстремизма | 12 | 6 | 4 | 2 | 6 | ||
11. | Криминологическая характеристика и профилактика должностной и коррупционной преступности | 10 | 4 | 2 | 2 | 6 | ||
12. | Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и особенности борьбы с ней | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
13. | Социальные отклонения и преступность | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
14. | Криминологическая характеристика и профилактика преступлений отдельных групп населения | 10 | 4 | 2 | 2 | 6 | ||
15. | Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | ||
16. | Криминологическая характеристика и предупреждение пенитенциарной преступности | 10 | 4 | 2 | 2 | 6 | ||
Форма контроля (экзамен) | ||||||||
Всего по курсу | 144 | 72 | 36 | 18 | 18 | 72 |
Примерный тематический план для набора 2017 года и последующих лет
сокращенная форма обучения (3 г. 6 мес.)
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них контактных: | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекции | СЗ | ПЗ | Др. виды занятий | ||||
Раздел 1. Общая часть | ||||||||
1. | Понятие криминологии, ее предмет и история развития | 6 | 6 | 6 | ||||
2. | Преступность и ее характеристики | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
3. | Личность преступника и жертвы | 12 | 2 | 2 | 10 | |||
4. | Детерминанты преступности | 10 | 10 | |||||
5. | Криминологическая статистика | 8 | 8 | |||||
6. | Криминологическое прогнозирование и планирование | 6 | 6 | |||||
7. | Предупреждение преступности и профилактика преступлений | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
Раздел 2. Особенная часть | ||||||||
8. | Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности | 8 | 2 | 2 | 6 | |||
9. | Криминологическая характеристика и профилактика корыстной преступности | 12 | 12 | |||||
10. | Криминологическая характеристика и профилактика терроризма и экстремизма | 12 | 12 | |||||
11. | Криминологическая характеристика и профилактика должностной и коррупционной преступности | 10 | 2 | 2 | 8 | |||
12. | Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и особенности борьбы с ней | 8 | 8 | |||||
13. | Социальные отклонения и преступность | 8 | 8 | |||||
14. | Криминологическая характеристика и профилактика преступлений отдельных групп населения | 10 | 2 | 2 | 8 | |||
15. | Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности | 8 | 8 | |||||
16. | Криминологическая характеристика и предупреждение пенитенциарной преступности | 10 | 10 | |||||
Форма контроля (экзамен) | ||||||||
Всего по курсу | 144 | 12 | 4 | 4 | 4 | 132 |
Содержание дисциплины
Раздел 1. Общая часть
Тема 1. Понятие и предмет криминологии, история ее развития
Понятие криминологии как социально-правовой науки. Ее предмет: преступность (как социальный феномен и совокупность преступлений и лиц, их совершающих); личность преступника (лиц, совершающих преступления); детерминанты преступности и механизм индивидуального преступного поведения; предупреждение и профилактика преступлений.
Методологическая основа мировой и российской криминологии. Методы криминологии: философские, общенаучные, методы отдельных наук (социологические, статистические, психологические и др.)
Место криминологии в системе общественных, естественных и иных наук. Связь криминологии с философией, социологией, экономикой, статистикой, психологией, педагогикой, математикой. Связь криминологии с правовыми науками: уголовным, уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом, криминалистикой и другими.
Система криминологии как науки. Функции криминологии: описательная, объяснительная, прогностическая.
Теоретическое и прикладное значение криминологии.
Философское, этическое и теологическое воззрение на преступность и преступника. Формирование криминологии как науки и ее основных направлений: биологического, социологического, клинического, клинического и иных.
Дореволюционный период развития криминологической теории в России: идеи А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя и других русских писателей и мыслителей; влияние ломброзианства и фрейдизма.
Криминология в нашей стране в период с 1917 по 1935 гг. Влияние идей построения социализма на криминологическую теорию и практические исследования в сфере изучения преступности и личности преступника. Кабинеты по изучению личности преступников и преступности.
Развитие криминологии с 1960-х гг. по настоящий период времени. Перспективы науки, ее современные проблемы и задачи.
Современное состояние преступности в иностранных государствах (США, Великобритания, Япония и др.)
Основные направления и школы современной криминологической науки. Социологические и биоантропологические теории и концепции.
Международное научное сотрудничество в сфере развития криминологических знаний и изучения преступности. Российские научные общества и научно-исследовательские центры.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 291.