имен числительных, местоимений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Найдите правильный вариант употребления чис­лительного в предложении

У меня нет 546 рублей.

а) пятьсот сорока шести рублей;

б) пятисот сорока шести рублей;

в) пятьсот сорок шесть рублей;

г) пятиста сорока шести рублей.

2. Образуйте форму творительного падежа числительного 898._______________________

____________________________________________________________

3. Найдите местоимения 3 лица, которые употребле­ны правильно

а) наподобие него;

б) сзади него;

в) после нее;

г) у ней;

д) по поводу ее.

4. Образуйте форму творительного падежа числитель­ного 1346.

____________________________________________________________________

5. Найдите формы степеней сравнения прилагатель­ных, которые образованы правильно

а) более интенсивнее;

6) высоченный;

в) наилучший;

г) более умный;

д) строже.

6. Числительное полтораста в творительном падеже имеет форму _________________      .

7. Найдите формы степеней сравнения прилагательных, которые образованы правильно

а) более прогрессивный;

б) наиболее прогрессивный;

в) умнейший;

г) красившее;

д) самый наикратчайший.

8. Найдите прилагательные, которые образуют про­стую сравнительную степень

 

а) хромой;

б) красивый;

в) деловой;

г) громадный;

д) легкий;

е) долгий.

9. Числительное полтора в творительном падеже име­ет форму __–––––––––––– .

10. Числительное семеро в творительном падеже имеет форму  –––––––––––.

11. Найдите числительные, которые употреблены правильно

а) стоимость пальто от девятиста пятидесяти рублей;

б) к двумста сорока пяти рублям;

в) без шестисот восьмидесяти девяти километров;

г) достаточно четырехсот шестидесяти восьми кило­граммов;

д) обратиться к восьмисот девяносто двум зрителям.

12. Числительное двести в творительном падеже имеет форму _______________ .   

13. Найдите правильные сочетания

а) обоих братьев;

б) по обеим сторонам;

в) у обоих ворот;

г) обеим подругам;

д) обоих чашек.

14. Найдите правильно образованные формы степеней сравнения

а) более лучший;

б) самый наилучший;

в) самый хороший;

г) лучший;

д) более хороший.

15. Найдите числительные, которые употреблены правильно

а) дом с четырьмя комнатами;

б) дом находится в полутора километрах от станции;

в) бесконечный;

г) жадный;

д) могучий;

е) спелый.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 Употребление глаголов

1. Найдите ненормативные грамматические формы 1 лица глаголов

а) избегаю;

б) наврежу;

в) навредю;

г) дужу;

д) сознаваюсь.

2. Найдите нормативные грамматические формы гла­голов

а) бдеть;

б) бдить;

в) виснул;

г) вис;

д) выздоровею;
е) выздрровлю.

3. Найдите нормативные грамматические формы 1 лица глаголов

а) посвятю;

б) теку;

в) посвящу;

г) киплю;

д) сержусь.

4. Найдите глаголы, у которых отсутствуют формы 1 лица

а) защитить;

б) победить;

в) разобрать;

г) махать;

д) затмить.

5. Найдите нормативные грамматические формы гла­голов

а) ложи;

б) поклади;

в) ехай;

г) поезжай;

д) сотри.

6. Найдите глаголы, у которых отсутствуют грамматические формы 1 лица ед.ч.

а) убедить;

в) выкипеть;

г) давать;

д) обежать;

е) велеть.

7. Найдите глаголы, у которых отсутствуют граммати­ческие формы 1 лица ед.ч.

а) создаться;

б) залечь;

в) атаковать.

8. Найдите ненормативные грамматические формы глаголов

а) рыскает;

б) рыщет;

в) пылесосю;

г) пылесошу;

д) запрячь;

е) запречь.

9. Найдите формы глагола, образованные с помощью суффиксов страдательных причастий

а) склонившийся;

б) склоняемый;

в) прощающий;

г) торопящийся;

д) проливаемый;

е) навеваемый.

10. Найдите глаголы, имеющие грамматические фор­мы 1 и 2 лица

а) светает;

б) жжет;

в) греется;

г) знобит;

д) смеркается;
е) надеется.

11. Определите, какого падежа зависимого существи­тельного требует глагол завидовать .

12. Найдите глаголы, которые образуют грамматическую форму 1 лица единственного числа будущего времени

 

а) бросить;

б) победить;

в) завязать;

г) убедить;

д) получить;

е) насесть;

ё) родиться.

13. Найдите глаголы, имеющие вариантные граммати­ческие формы лица

а) задавать;

б) внимать;

в) оторвать;
г) колыхать;
д) захотеть.

14. Найдите глаголы, имеющие вариантные граммати­ческие формы лица

а) капать;

б) уплатить;

в) страдать;

г) обратить;

д) проехать.

15. Найдите глаголы, имеющие вариантные грамматические формы повелительного наклонения

а) выбросить;

б) выкрасить;

в) отдавать;

г) отставать;

д) убеждать.

 

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

 Употребление служебных частей речи

1. Найдите формы слов, с которыми не сочетается пред­лог согласно

а) соглашению;

б) договоренности;

в) легенды;

г) предсказания;

д) мнения.

2. Установите соответствие между выделенными сло­вами и частями речи

1. В Москве издавна любили музыкальные представления.                         А. союз

2. В течение суток погода не изменится.                                                    В. предлог

3.Эксперимент был проведен удачно,                                                           С. междометие

причем впервые.

4. Воя одна звездочка, вон другая,                                                                  D. частица

вон третья.

5. Уха, ей-богу, на славу сварена!                                                                    Е. наречие

Место для ответа:

3. Найдите словосочетания, в которых предлог С употреблен грамматически правильно

а) пришла с магазина;

б) приехал с Украины;

в) вернулся с Урала;

г) упал с крыльца;

д) встретился с другом.

4. Установите соответствие между союзом и выражаемым значением

1. потому что                                           А. уступка

2. так что                                                  В. условие

3. несмотря на то что                              С. цель

4. если                                                      Д. следствие

                                                                                         Е. причина

5. Определите, какими предлогами управляет суще­ствительное договор

а) о

б) за

в) с

г) против

д) между

е) по

6. Определите, какими предлогами управляет суще­ствительное компромисс

а) по

б) в

в) за

г) с

д) между

е) от

7. Установите соответствие между существительным и последующим предлогом

1. конверсия       А. на

2. сообщение      В. в

3. посягательство С. о

4. компенсация   D. за

 

8. Установите соответствие между союзом и выражаемым значением

 

            1. так как                     А. причина

            2. пока             В. уступка

            3. хотя              С. время

            4. чтобы           Д. цель

                                                      Е. условие

9. Найдите частицы, имеющие оттенок разговорности

 

а) ведь;

б) куда как;

в) все-таки;

г) неужели;

д) как.

 

10. Установите соответствие между предлогом и выражаемым значением

 

            1. ввиду           А. причина

            2. путем           В. способ действия

            3. несмотря на С. уступка

                                          Д. цель

                                          Е. место

11. Найдите формы слов, с которыми сочетается предлог благодаря

                

а) соглашению;

б) другу;

в) товарища;

г) предсказания;

д) мамы.

 

 

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

 Синтаксические нормы русского языка

1. Найдите предложения, которые построены непра­вильно

а) Книга читается с удовольствием.

б) Погода, кажется, начинает портиться.

в) Горбачев, он был инициатором перестройки.

г) Где проходила наша экспедиция, то были глухие леса.

д) Хотелось бы провести мне выходной с друзьями.

 

2. Найдите предложения, которые построены не­правильно

а) Половина жильцов старого дома не получила но­вые квартиры.

б) Несколько человек были убиты.

в) Половина собравшихся являются студентами.

г) Несколько человек осталось на второй год.

д) Половина избирателей голосовали против.

 

3. Найдите предложения, в которых подлежащее и ска­зуемое согласованы правильно

а) В турнире участвовал 21 спортсмен.

б) Полгорода осталось без отопления.

в) На выставке представлены 30 моделей самолетов,

г) Студент или студентка должна прийти за справ­кой?

д) Село Погореловка расположена далеко от реки.

 

4.Найдите предложения, в которых деепричастные обороты использованы правильно

а) Собираясь в дорогу, день тогда выдался солнечным.

б) Соединяя разные части страны, дорога обрывает­ся у моря.

в) Возвратившись в родное село, он начал работать механиком.

г) Прослушав доклад, наши сомнения рассеялись.

д) Весело напевая себе под нос, Петр вошел в подъезд.

 

5. Найдите предложения, в которых подлежащее и сказуемое согласованы правильно

а) Небольшая часть студентов, аспирантов и докто­рантов участвовали в забастовке.

б) Небольшая часть отдыхающих разъехалась.

в) Небольшая часть абитуриентов были приезжие.

г) Небольшая часть учеников справилась с заданием.

д) Небольшая часть ежей выжили в тяжелых усло­виях.

 

6. Найдите предложения, в которых цитата введена
правильно

а) Пушкин писал, что «в России две беды - дороги и дураки».

б) Вот теперь трактирщик сказал, что «не дам вам есть!».

в) А. В. Суворову принадлежит афоризм «Каждый воин должен понимать свой маневр».

г) Л. Н. Толстой утверждал, что «каждая несчаст­ливая семья несчастлива по-своему».

д) «12 миллионов людей вне закона!» - писал Герцен - «ужас»!

 

7. Найдите предложения, которые построены пра­вильно

а) Большинство команд были не согласны с решени­ем судий.

б) Большинство решили не ходить на концерт.

в) Большинство было настроено решительно.

г) Большинство школьников, студентов и учителей рассмеялись.

д) Большинство детей остались в лагере на вторую смену.

8.Найдите предложения, в которых есть двусмыс­ленность, связанная с неправильным построением предложения

а) Солнце закрыло облако.

б) Стены украшают плакаты и флаги.

в) Они кормили его мясом своих собак.

г) Продаются крылья для «Москвича».

д) Студенты прослушали лекцию.

9. Найдите предложения, в которых однородные чле­ны использованы правильно

а) Обратите внимание не только на знания учеников, но и их навыки.

б) Их задача — координировать и руководить всеми работами.

в) Тысячи человек являются безработными и бес­кровными.

г) Самолет летел невысоко и почти бесшумно.

д) Мальчишки и девчонки, а также их родители, со­брались в поход.

 

10. Найдите предложения, в которых правильно оформ­лена косвенная речь

а) Брат предложил поехать в выходные на озеро.

б) Меня спросили, не знаю ли я, где Алексей.

в) На вопрос о любимой книге она сказала, что зат­рудняюсь ответить.

г) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

д) Татьяна, она «была русская душою».

11. Найдите предложения, в которых однородные чле­ны использованы правильно

а) Печорин - офицер, ведущий свободный образ жизни и который ищет приключений.

б) Зарницы вспыхивали и трепетали, как крыло уми­рающей птицы.

в) Созданы хорошие условия не только для публика­ции, но и внедрения научных работ.

г) Вы можете идти медленно, не бежать?

д) Справочник запрашивали из Казахстана, Кавказа, Туркмении.

12.Найдите предложения, в которых деепричастные обороты использованы правильно

а) Ничуть не смутившись, она быстро прошла мимо.

б) Глядя на нее, он хотел плакать от счастья.

в) Садясь тебе писать письмо, меня переполняет неж­ность.

г) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей.

д) Выйдя на улицу ранним утром, тебя кружит водо­ворот запахов.

 

13. Найдите примеры инверсии

а) Вчера я видел его в соседнем квартале.

б) Мы дружны были очень.

в) Всю правду о случившемся через несколько дней узнали и они.

г) Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой.

д) На озаренный потолок ложились тени.

 

14. Найдите предложения, которые построены правильно

а) Все двадцать одна страница написаны заново.

б) В шахматный кружок записались только семь человек.

в) Ряд студентов участвовали в олимпиаде.

г) Семеро друзей отправилось в поход.

д) Три подруги сидело на лавочке.

 

15. Найдите предложения, которые построены неправильно

а) заведующий кафедры;

б) выйти с автобуса;

в) памятник Пушкина;

г) памятник известного скульптора;

д) хранитель музея.

 

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

 

Общее кол-во ошибок______________________________________________________________

 

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

 

Контрольные задания

Контрольные задания по теме «Нормы ударения”






ВАРИАНТ I

Расставьте ударения в словах:

Торты, диспансер, договор, газопровод, инструмент, каталог, бармен, километр, славянин, анатом, кладовая, кремень, эксперт, свекла, кухонный, валовой, красивее, резки, отнял, звонят, баловать.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

ВАРИАНТ II

Расставьте ударения в словах:

Шприцы, шасси, квартал, нефтепровод, медикамент, некролог, феномен, христианин, ломота, дефис, камбала, свекла, танцовщица, украинский, оптовый, красивейший, горьки, принял, звоним, копировать.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

ВАРИАНТ III

Расставьте ударения в словах:

Пульты, жалюзи, ходатай, трубопровод, цемент, аналог, христианин, добыча, каучук, лоскут, ракушка, щавель, столяр, экспертный, прирученный, красивее, ярки, продал, звонишь, блокировать.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

ВАРИАНТ IV

Расставьте ударения в словах:

Лифты, блага, туфля, шасси, флюорография, нефтепровод, бармен, медикамент, каталог, километр, христианин, дремота, досуг, эксперт, августовский, редки, красивейший, создал, звоним, осведомить.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

Контрольные задания
по теме «Морфологические нормы. Имя существительное”


ВАРИАНТ I

1. Определите род имен существительных и согласуйте с ними прилагательные.

(дружеский) пари, (удачный) пенальти, (необходимый) резюме, (домашний) тапоч(ек/ка), (дрессированный) пони, (финский) салями, (горячий) спагетти, (быстрый) каноэ, (куриный) филе, (железнодорожный) плацкарт(а), (знаменитый) маэстро, (многолюдный) Осло, (сельскохозяйственный) Чили, (полноводный) Конго, (солнечный) Батуми.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

2. Поставьте имена собственные в нужной форме

Тетрадь (Коля Гнатюк), блокнот (Оля Гнатюк), поговорить с (Витя Рябых), встретиться с (Катя Рябых), роман (Шарль де Костер), матч с участием (Андрей Коряка), роман французской писательницы (Француаза Саган), выступление (Ромен Ролан), летопись времени (Юрий Долгорукий), произведения (Булат Окуджава), выступление (Тони Блеер), театр имени (Тарас Шевченко), пьесы (Бернард Шоу), лорд и леди (Гамельтон).

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

3. Раскройте скобки, определите род имен прилагательных, существительных и глаголов (в прошедшем времени), относящихся к именам собственным

Перспективн(ый/ая) спортсмен(ка) Антонова участвовал(а) в соревнованиях. Экскурсии проводил(а) опытн(ый/ая) экскурсовод(ша) Соловьева. Игорь больш(ой/ая) неряха.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

4. а) Поставьте существительные в именительный падеж множественного числа

сторож, ректор, директор, договор, профессор, повар, редактор.

б) Выберите нужный вариант окончания родительного падежа

(жить среди) казахи, цыгане, якуты, монголы, татары, саами;

(отряд) сапёры, минёры, капитаны, солдаты, гусары;

(пара) тапочки, носки, сапоги, манжеты;

(несколько) вольты, гектары, килограммы, микроны;

(килограмм) макароны, помидоры, груши, яблоки, мандарины;

несколько) вафли, ноздри, свечи, числа, блюдца.

 Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

ВАРИАНТ II

1. Определите род имен существительных и согласуйте с ними прилагательные.

(паровозный) депо, (трудный) хинди, (абсолютный) алиби, (яркий) клипс(а), (австралийский) кенгуру, (вишневый) желе, (высокий) ботфорт(а), (красивый) бра, (газетный) интервью, (целебный) алоэ, (известный) шансонье, (древний) Тбилиси, (глубокий) Миссури, (многомиллионный) Сомали, (жаркий) Таити.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

2. Поставьте имена собственные в нужной форме

Поговорить с (Миша Седых), встретиться с (Оля Седых), тетрадь (Костя Ищук), блокнот (Таня Ищук), пьесы (Вильям Шекспир), образ (Тарас Бульба), встреча с (Маргарет Теттчер), музыка (Арам Хачатурян), стихи (Демьян Бедный), выступление (Пьеха), гонки с участием (Микка Хаккенен), матч с участием (Рональдо), нте),?творчество (Да Франклин и Элеонора (Рузвельт).

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

3. Раскройте скобки, определите род имен прилагательных, существительных и глаголов (в прошедшем времени), относящихся к именам собственным

Популярн(ый/ая) акт(ер/риса) Козлова играл(а) в новом спектакле. С приветственным словом выступил(а) нов(ый/ая) руководитель(ница) делегации Фёдорова. Костя редк(ий/ая) зазнайка.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

4. а) Поставьте существительные в именительный падеж множественного числа

бухгалтер, инструктор, инспектор, торт, округ, профессор, корм.

б) Выберите нужный вариант окончания родительного падежа

(жить среди) белорусы, калмыки, мадьяры, туркмены, таджики;

(отряд) штурманы, санитары, партизаны, солдаты, майоры;

(пара) чулки, носки, эполеты, ботфорты, ботинки;

(несколько) вольты, гектары, килограммы, герцы;

(килограмм) ананасы, помидоры, яблоки, спагетти, шампиньоны;

(несколько) места, ставни, дела, кресла.

 

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

ВАРИАНТ III

1. Определите род имен существительных и согласуйте с ними прилагательные.

(профессиональный) дзюдо, (кожаный) портмоне, (вкусный) сулугуни, (лакированный) туф(ель/ля), (говорящий) какаду, (древний) фарси, (шоколадный) эскимо, (новый) атташе, (железнодорожный) рельс(а), (ловкий) шимпанзе, (глубокий) Миссисипи, (каменистый) Гоби, (современный) Хельсинки, (красивое) Онтарио.

 

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

2. Поставьте имена собственные в нужной форме

Тетрадь (Миша Черных), блокнот (Ира Черных), карандаш (Олег Марчук), пенал (Катя Марчук), сказки (Ганс Христиан Андерсен), опера (Глинка), стихи поэтессы (Сильва Капутикян), матч с участием (Роберто Карлос), произведения (Жуковский), деятельность (Патрис Лумумба), встреча с (Жак Ширак), поэзия (Ян Франко), романы (Эмиль Золя супруги (Буш).

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

3. Раскройте скобки, определите род имен прилагательных, существительных и глаголов (в прошедшем времени), относящихся к именам собственным

Произведение исполнил(а) молод(ой/ая) лауреат(ка) конкурса им. Шопена скрипач(ка) Васильева. Наш(а) участков(ый/ая) врач(иха) Капитонова вернул(ся/ась) из отпуска. Олег невероятн(ый/ая) жадина.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

4. а) Поставьте существительные в именительный падеж множественного числа

инспектор, инструктор, конструктор, паспорт, документ, договор, якорь

б) Выберите нужный вариант окончания родительного падежа

(жить среди) узбеки, турки, болгары, киргизы, грузины;

(отряд) гусары, солдаты, санитары, партизаны, майоры;

(пара) полуботинки, туфли, погоны, сапоги, носки;

(несколько) герцы, гектары, граммы, амперы, ватты, дюймы;

(килограмм) абрикосы, баклажаны, сливы, мандарины, яблоки;

(несколько) простыни, блюдца, полотенца, вафли, оглобли.

 

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

 

ВАРИАНТ IV

1. Определите род имен существительных и согласуйте с ними прилагательные.

(кашемировый) пальто, (мороженый) кольраби, (сложный) суахили, (дрессированный) пони, (белый) жалюзи, (чёрный) кофе, (горячий) какао, (сладкий) безе, (старый) мозоль, (белый) тюль, (вежливый) фрекен, (солнечный) Сочи, (живописный) Эри, (гостеприимный) Капри, (сельскохозяйственный) Перу.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

2. Поставьте имена собственные в нужной форме

Тетрадь (Игорь Костюк), блокнот (Катя Костюк), ручка (Серёжа Тонких), карандаш (Юля Тонких), романы (Жюль Верн), романы (Харуки Мураками), поэма (Маргарита Алигер), встреча с (Гельмут Коль), романы ва), матч с участием (Майкл?(Лев Толстой), фильмы японского режиссера (Куроса Оуен), рассказы (Короленко), романы (Дюма) господин и госпожа (Купер).

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

3. Раскройте скобки, определите род имен прилагательных, существительных и глаголов (в прошедшем времени), относящихся к именам собственным

1. Известн(ый/ая) плов(ец/чиха) Зуева установил(а) новый рекорд. 2. Отчёт подготовил(а) опытн(ый/ая) бухгалтер(ша) Тихонова. 3. Миша больш(ой/ая) сластёна. 4. Сегодня РИА передал... новое важное сообще­ние. 5. ЮНЕСКО прислал... своего представителя на конференцию. 6. Как только это предложение посту­пило в заводск... БРИЗ, на участке немедленно стали готовиться к пробе. 7. Английск... МИД направил... телеграмму министру иностранных дел Македонии. 8. Гороно закончил... распределение учебных посо­бий. 9. ДЮСШ помог... многим детям укрепить свое здоровье. 10. В нашем микрорайоне Построен... нов... АТС. 11. У детей, имеющих ускоренн... РОЭ, он... стал... нормальн... . 12. ООН создан... в 1945 году на основе добровольного соглашения суверенных госу­дарств. 13. НАТО в принципе готов... к расширению сотрудничества с восточно-европейскими странами.

 

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

4. а) Поставьте существительные в именительный падеж множественного числа

доктор, директор, ректор, месяц, катер, снайпер, торт, документ

б) Выберите нужный вариант окончания родительного падежа

(жить среди) узбеки, грузины, черкесы, татары, цыгане;

(отряд) гусары, драгуны, партизаны, минёры, солдаты;

(пара) кроссовки, манжеты, гольфы, носки, сапоги, валенки;

(несколько) граммы, гектары, амперы, вольты, омы;

(килограмм) яблоки, апельсины, бананы, груши, шампиньоны;

(несколько) кухни, дела, полотенца, грабли, очки.

 

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

 

Контрольные задания
по теме «Морфологические нормы. Имя числительное”

Написанные цифрами имена числительные замените прописным вариантом.

С 745 книгами; о 896 книгах; для 567 книг; к 352 книгам; в 1798 году; 86,4%; без 452,9 м.; 22 (сутки). До 589 книг; к 892 книгам; на 645 книгах; с 463 книгами; до1008 года; 9,4%; с 652,8см.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

Задача предложена 22 ученикам. Мы плыли по морю 1,5 суток, Поезд шёл с 368 пассажирами. Длина реки равна 4 749 км.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

НАШИ СЛОВАРИ

Толковый словарь Даля с его 200 000 слов и 30 000 пословиц и поговорок является сокровищницей народной речи. С 1950 по 1965 год издавался 17-томный академический словарь современного русского языка. В нём дан комментарий к более чем 300 000 слов. Школьный орфографический словарь насчитывает около 90 000 слов. Словарь омонимов русского языка включает свыше 1 500 статей.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

ЛЕДНИКИ

На нашей планете ледниками занято около 90 000 квадратных километров. В горах, по подсчётам специалистов Института географии Академии наук, насчитывается более 24 500 ледников, а запас сохраняемой ими воды приближается к 2 200 кубических километров.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

ОСТАНКИНСКАЯ БАШНЯ

Высота Останкинской башни со стальной антенной равна 540,7 м. Вес башни – около 55 000 т, объём внутренних помещений составляет более 70 300 кубических метров. Надёжность башни рассчитана на срок превышающий 300 лет.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

МОЛНИИ

Ежедневно над землёй сверкает в среднем более 300 000 000 молний. Это значит, что за одну секунду в разных концах света раздаётся не меньше 100 ударов грома. Напряжение в молнии достигает 100 000 000 вольт. Длина молнии может быть несколько километров, а толщина – всего от 20 до 150,6 мм.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

В БИБЛИОТЕКЕ

Наша библиотека недавно пополнилась 850 книгами. Из них около 250 получил читальный зал. Более 100 книг отдали в переплётную мастерскую. Абонементному отделу пришлось довольствоваться 200 томами.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

Контрольные задания
по теме «Нормы словоупотребления»

1. Подберите синонимы к заимствованным словам. Определите случаи «вытеснения» исконного слова заимствованным.

Архитектор, бизнес, гуманный, дилер, игнорировать, интервал, казус, кемпинг, коллега, компромисс, презентация, приоритет, реабилитация, рейтинг, рентабельный, репортаж, сейф, сервис, симптом, снайпер, социальный, спикер, тотальный, фальшивый, федерация, шоу, эгоист, эрудиция, сабантуй, хобби.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

2. Определите значение паронимов, составьте с ними словосочетания.

Демонстративный – демонстрационный, адресат адресант, заплатить – оплатить, искусныйискусственный, абонементабонент, дефектныйдефективный, давить – довлеть, встать – стать, проблема – дилемма,      невежа – невежда, ложа – ложе, основать – обосновать, представить – предоставить, форум – кворум, нарочно – нарочито, район – регион, сытый – сытный, дипломник – дипломант, ванна – ванная, эмигрант – иммигрант, различать – отличать, факт - фактор, обеих – обоих экономный – экономический – экономичный.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

3. Определите значение омонимов, составив с предложенными словами словосочетания или предложения.

Завод, искра, мех, стопа, править, косить, растворить, бескровный, кран, выдержка, такса, рысь, дисциплина.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

4. Прочитайте синонимический ряд. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания.

Известный, популярный, знаменитый, прославленный, знатный, именитый, мировой.

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

5. Объясните значение фразеологизмов.

За тридевять земель; лезть на рожон; разводить турусы; бить баклуши; прописать ижицу; паче чаяния; без зазрения совести; точить лясы; камень преткновения; начинать с азов; семи пядей во лбу.

Выберите из приведенных фразеологизмов антонимичные пары.

Кот наплакал; слова не вытянешь; куры не клюют; рта не закрывает; семь пядей во лбу; дать маху; олух царя небесного; ходить вокруг да около; брать быка за рога; попасть в точку.

 

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

6. Определите происхождение фразеологизмов.

Играть первую скрипку. Быть или не быть. Тридцать сребреников. Альфа и омега. Ахиллесова пята. Лет до ста расти нам без старости. Исчадие ада. А ларчик просто открывался. Устроить сцену. Тяжела ты, шапка Мономаха.

 

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

7. Сгруппируйте фразеологизмы по стилистическому признаку:

а) разговорно-бытовые;

б) литературно-книжные;

в) официально-деловые.

Во все лопатки; воздушный замок; вооруженные силы; холодная война; выжить из ума; слуга двух господ; лебединая песня; довести до сведения; под открытым небом; что и требовалось доказать; надуть губы; земля обетованная; тайное голосование; так и сяк; заключить в объятья.

 

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

 

Контрольные задания
по теме «Стили речи»

Задание: определите стиль речи, докажите.

 

Текст №1

 

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

 

Стиль речи:__________________________________________________

Признаки данного стиля:___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Текст №2

 

Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

 

Стиль речи:__________________________________________________

Признаки данного стиля:___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Текст №3

 

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня». Золото было получено, однако это живодера не остановило, и он, как абсолютно аморальный тип, ушел в глубочайший запой, даже не пытаясь помочь бедным созданиям, ставшим жертвой его вопиющих экспериментов. Сложно сказать, чем чревато такое открытие, однако, учитывая тенденции в поведении «ученого», можно сделать вывод, что он явно замышляет захват власти над миром.

 

Стиль речи:__________________________________________________

Признаки данного стиля:___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Текст №4

 

Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

 

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

 

– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком.

 

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

 

Стиль речи:__________________________________________________

Признаки данного стиля:___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Текст №5

 

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

 

Стиль речи:__________________________________________________

Признаки данного стиля:___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Текст №6

 

Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

 

Стиль речи:__________________________________________________

Признаки данного стиля:___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Текст №7

 

Вы когда - нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

 

 

Стиль речи:__________________________________________________

Признаки данного стиля:___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

 

Терминологический словарь

 

Аббревиатура — слово, образованное на базе словосочетания путем значительного сокращения его единиц. Аббревиатуры делятся на несколько типов. Буквенные аббревиатуры состоят из начальных букв исходных слов (МГУ — Московский государственный университет). Звуковые аббревиатуры — из начальных звуков исходных слов, в таких случаях аббревиатура читается как обычное слово (СПИД — синдром приобретенного иммунного дефицита). Сложносокращенные слова включают в себя части исходных слов или часть слова и целое слово (Минфин — Министерство финансов). Усеченные слова: зав — заведующий, зам — заместитель.

 

Адресант — тот, кто адресует речь (речевое произведение) кому-либо, отправитель речи. Речевой партнер адресата речи.

 

Адресат — тот, кому адресуется речь (речевое произведение), получатель речи. Речевой партнер адресанта речи.

 

Активный словарный запас — совокупность слов, которые не только понятны человеку, но и свободно используются им в речи.

 

 

Акцент — то же, что ударение. Акцентировать — ставить ударение, выделять посредством логического ударения.

 

Алогизм (нелогичность) — речевая ошибка, нарушение логичности как общего качества хорошей речи.

 

Ангилизм — слово или другое языковое средство, заимствованное из английского языка (продюсер, ралли, прайм-тайм).

 

 

Антонимы — слова одной и той же части речи, связанные отношениями антонимии, т. е. противоположности по значению внутри семантической общности: узкий — широкий, хорошо — плохо.

 

Апостроф — знак в виде запятой, который ставится справа от буквы над строкой. Используется для отделения частиц в иноязычных собственных именах: д'Артаньян, О'Брайен.

 

Арго, нескл., ср. — язык, применяемый какой-либо социальной или профессиональной группой людей, главным образом, в целях маскировки, тайного обмена информацией, обособления от не­посвященных. В строгом смысле термина арго — это условный тайный язык.

 

В более широком истолковании Арго — то же, что жаргон, но без сниженного смысла, который сопровождает второе понятие: цирковое, спортивное, учительское Арго.

 

Архаизмы — один из типов устаревшей лексики: слова или выражения, вытесненные из широкого употребления более поздними синонимами (чело — лоб, ведать — знать, град — город, весь — селение, деревня). В отличие от историзмов, архаизмы обозначают явления, которые существовали № продолжают существовать в данное время, слова архаизмы выходят из общего употребления только потому, что появляются другие наименования этих явлений, по той или иной причине более удобные для носителей языка.

 

Благозвучие (эвфония) — частное проявление выразительности речи, наиболее общее стилистическое требование к ее фонетической стороне, а именно требование естественности и красоты ее звучания. Благозвучная речь удобна в произношении для говорящего и приятна на слух для воспринимающего. Благозвучие — понятие национальное, оно достигается соответствием звукового состава конкретного речевого произведения тем звуковым за­кономерностям и звукосочетаниям, которые исторически сформировались в языке и на интуитивной основе осмысляются русскими как естественные, удобные, красивые.

 

 

Богатство речи — одно из коммуникативных качеств речи, выделяющее соотношение речи и языковой компетенции говорящего: количество и разнообразие языковых средств, которые находятся в употреблении индивида. Богатство речи отдельного человека зависит от того, насколько велик индивидуальный запас языковых средств (слов и моделей их сочетания, устойчивых выражений, типов предложений, интонационных конструкций и др.) в его сознании (см. пассивный словарный запас), а главное от того, сколько и каких средств этого запаса он может переводить в активное употребление, т. е. осмысленно и свободно применять в конкретных случаях. В активном словаре А. Пушкина более 21 000 лексических единиц, примерно вдвое больше, чем у современного взрослого образованного человека.

 

Бытовая лексика — слова, связанные с укладом повседневной жизни: названия предметов домашнего обихода, нравов и обычаев, еды, одежды, средств передвижения, домашних животных, термины родства и т. д. (квартира, стол, свадьба, каша, брюки, трамвай, кошка, сестра). Как правило, это нейтральная общеупотребительная лексика, входящая в активный словарный состав языка. В более редких случаях бытовая лексика характеризуется стилистической окраской разговорности (картошка, столовка).

 

Варваризмы — иноязычные слова или выражения, не до конца освоенные в русском языке в связи с грамматическими и фонетическими трудностями освоения (авеню, мадмуазель, табльдот, хокку) или новизной заимствования (сабвей — метро в США, постер — художественный плакат, промоушен — содействие распространению, продаже, продвижению). Во втором случае многие заимствования быстро проходят стадию первичной новизны и перестают быть варваризмами.

 

Вербальный — то же, что глагольный (вербальное словосочетание) и то же, что словесный (вербальные средства, вербальное мышление).

 

Внелитературная лексика — слова, принадлежащие не литературному языку, а другим разновидностям национального языка: арго, диалектам, жаргонам, просторечию. В составе литературной речи внелитературная лексика используется как вкрапления с особым стилистическим заданием: арготизмы, вульгаризмы, диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова.

 

 

Вульгаризмы — сниженные, грубые слова или выражения, в том числе бранные (от вульгарный — грубый, пошлый), ср.: лицо и харя, есть и жрать, глупый и безмозглый.

 

Выразительность речи — одно из коммуникативных качеств речи, акцентированное на эстетическом качестве речевых произведении, вызывающих интерес и внимание адресата за счет повышенного воздействия на него.

 

Высказывание — целостная единица сообщения, представляющая собой речевой отрезок в его взаимосвязи с участниками и ситуацией общения, т. е. в составе речевого акта.

 

Высокий стиль (слог) — способ изложения, исполненный глубокого содержания; возвышенный, значительный, торжественный. Обеспечивается неторопливостью и размеренностью ритма, исполь­зованием слов с высокой стилистической окраской, применением периодов, соответствующей интонацией. Термин высокий стиль восходит к «учению о трех штилях>> М. В. Ломоносова.

 

Газетно-публицистический стиль — то же, что язык газеты. Наиболее распространенная и хорошо изученная разновидность публицистического стиля речи.

 

 

Грамматика — система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций какого-либо языка; формальный строй языка.

 

Деловая речь (деловой стиль) — то же, что официально-деловой стиль.

 

Диалект — разновидность общенародного языка, которая служит средством общения людей на определенной территории, много меньшей, чем вся территория распространения этого языка (на­пример, северно-русский диалект, уральские диалекты, рязанский диалект). Отсюда более точный термин: территориальный диалект.

 

Документ — 1. Деловая бумага, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо. 2. Письменное удостоверение, подтверждающее личность предъявителя. 3. Письменное свидетельство о каких-либо исторических событиях.

 

Древнерусская лексика — то же, что восточнославянская лексика.

 

 

Жанр — исторически сложившийся устойчивый тип текстов (рассказ, повесть, беседа, статья, указ, очерк, репортаж). Понятие жанр содержит в себе известный в общих чертах образ будущего текста, на который ориентируется любой носитель языка. Жанры характерны для монолога и диалога, для письменной и устной речи, официального и неофициального общения,

 

Жаргон — разновидность языка, характерная для устного общения в определенной социальной или профессиональной группе (молодежный, музыкальный, компьютерный жаргон). Как один из социальных диалектов, жаргон служит средством распознавания «своих», знаком принадлежности говорящего к определенной социальной группе. Жаргон находится за пределами литературного языка, представляя собой параллельный неформальный способ речевого общения. Термин жаргон в общем языке часто связывается с критикой речи, жаргон понимается при этом как грубоватая, искаженная, примитивная речь. Наблюдающаяся в последние десятилетия жаргонизация русского языка, т. е. широко внедрение арготической и жаргонной лексики, фразеологии, интонации в разговорную, публицистическую, художественную речь, нарушает законы культуры общения, отменяет необходимые нравственные ограничения и тем самым способствует утрате чувства национального достоинства, духовной деградации общества.

 

Идиома — то же, что фразеологизм, и, шире, любой оборот речи, не переводимый дословно на другой язык.

 

Инверсия — изменение нормального положения элементов, расположение их в обратном порядке; изменение порядка слов как стилистический прием.

 

Индивидуальный стиль — совокупность семантических и стилистических особенностей речи отдельного носителя языка.

 

Интернациональные слова (интернационализмы) — разновидность заимствованных слов, а именно единицы международного лексического фонда, имеющие одно и то же значение в разных языках, но оформляемые по законам каждого языка в отдельности. Основные группы интернациональных слов составляют термины науки и техники, культуры и искусства, социальной жизни (квадрат, микроскоп, рента, опера, конституция, ноосфера).

 

Информационные жанры — типы текстов, в которых содержатся сведения о событиях реальной жизни, в том числе в области духовной культуры, или объясняются реальные и виртуальные явле­ния различных сфер действительности. Примером информационного жанра в официально-деловом стиле может служить объявление, справка, стандартная театральная афиша; в научном стиле информационным жанром является аннотация, статья энциклопедического словаря. Наиболее распространенные информационные жанры публицистики — это заметка, корреспонденция, репортаж. В совокупности информационные жанры составляют самую важную часть материалов периодической печати, радио- и тележурналистики.

 

Ирония — один из тропов: употребление слова или высказывания со смысловым сдвигом, что создает комический эффект, рождает насмешку. Ирония не имеет специального лексического и синтаксического выражения, она распознается на основе контраста между содержанием словесного ряда и его специфической интонацией, а также с помощью широкого контекста и общего опыта людей.

 

Исконная лексика — существующие с самого начала (искони), наиболее старые слова русского языка, представители его первоначального лексического состава, сформированного в глубокой древности.

 

Искусственные языки — языки, целенаправленно создаваемые на базе естественных языков для межнационального общения или общения в специальной среде.

 

Историзмы — один из типов устаревшей лексики, а именно слова или выражения, вышедшие из широкого употребления в связи с тем, что перестали существовать или стали неактуальными стоящие за ними реалии (вече, стрелец, опричнина, смерд, сажень). Историзмы несут на себе печать своего времени, поэтому они могут использоваться как стилистически окрашенное средство (для создания колорита эпохи, как материал шутливых переосмыслений и т. д.). В исторических трудах и других нехудожественных текстах, связанных с прежними историческими периодами, историзмы являются нейтральными языковыми единицами.

 

Калька — вид заимствованных слов. Калькирование — образование новых слов путем буквального перевода иноязычного слова или фразеологизма (семантическое калькирование). Калькировать (слово калькировано). Калькированный (калькированное слово).

 

Канцеляризмы — характерные для распространенных официально-деловых документов слова и обороты (мероприятие, запротоколировать, при наличии, принять к сведению) за пределами офи­циально-делового функционального стиля.

 

Клише ед., мн., нескл. — речевые стандарты, стереотипы: устойчивые обороты, часто воспроизводимые в определенных типичных условиях речевого пользования. Клише закреплены за определенным функциональным стилем или жанром и составляют его (их) неотъемлемую черту. Клиширование может происходить не только в лексической, но и в грамматической, и в собственно текстовой областях (синтаксическое клише, композиционное клише, заголовочные клише, жанровое клише). Термин клише не содержит в себе оценочной характеристики явления, в отличие от термина штамп.

 

Книжные стили речи (книжная речь) — общее название функциональных стилей, основной формой существования которых является письменная литературная речь, в противовес разговорному стилю, который проявляется в основном в устной форме. В русском языке три книжных стиля речи: научный, официально-деловой и публицистический. Термин книжный стиль речи используется в том случае, когда требуется указать на единство, общность, целостность данных стилей или, обобщенно, на стилевую специфику одного из них, или двух, или всех трех.

 

Коммуникативные качества речи (качества хорошей речи) — свойства речи, обеспечивающие оптимальное общение сторон: относительное единство замысла адресанта и восприятия адресата речевого произведения. Обычно выделяются следующие коммуникативные качества речи: правильность, логичность, точность, лаконизм, ясность, богатство, выразительность, чистота, уместность.

 

Коммуникация — сообщение или передача средствами языка содержания высказывания.

 

Компаратив — то же, что сравнительная степень.

 

Культура речи — область духовной культуры, связанная с применением языка, а именно качества речи, обеспечивающие эффективное достижении цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. Термин культура речи указывает на степень развития, достигнутую обществом в области речевого пользования. Культура речи как область прикладного языкознания складывалась долгое время и в различных вариантах (один из них носит название практическая стилистика). В настоящее время вырабатывается общая теория данной научной отрасли. Основное понятие в теории культуры речи — это понятие нормы.

 

Лексика — совокупность слов какого-либо языка, диалекта или речи отдельного человека; словарный состав кого-, чего-либо.

 

Лексика ограниченного употребления — слова, употребление которых ограничено в соответствии с территориальным и социальным делением национального языка.

 

Лишние слова (пустые слова, слова-паразиты) — часто повторяющиеся в речи вводные слова, семантически опустошенные, навязчивые, ненужные: так сказать, ну, вот, значит, понимаете, это, как бы, блин и др. Лишние слова воспринимаются со стороны как свидетельство либо недостаточных знаний, либо недостаточной уверенности говорящего. В том и другом случае они засоряют речь и мешают восприятию ее содержания, использование лишних слов — это грубое нарушение чистоты речи, требующее преодоления,

 

Логическое (фразовое) ударение — вид выделительного ударения, а именно произвольное выделение одного из слов устного высказывания с целью его смыслового усиления. С помощью логического ударения говорящий получает возможность подчеркнуть наиболее важное слово высказывания и таким образом выразить точнее свою мысль. В письменной речи логическое ударение падает на слово, расположенное в наиболее сильной информационной позиции, — это конец предложения.

 

Логичность речи — одно из коммуникативных качеств речи, выделяющее соотношение речи и мышления, а именно соответствие общего логического строения текста замыслу автора.

 

Ляпсус - грубая ошибка, досадное упущение, очевидный промах в устной или письменной речи.

 

Международный язык — язык межгосударственного общения (русский язык входит в число международных языков), а также личного общения представителей разных стран, например, английский язык или искусственный язык эсперанто.

 

Межнациональный язык — язык, выступающий общим средством делопроизводства и общения в многонациональном государстве (например, русский язык в многонациональной России).

 

Межстилевые средства — то же, что нейтральные средства, общеупотребительные средства: слова и другие языковые единицы, не закрепленные за определенным функциональным стилем речи или их группой, всеобщие средства языка.

 

Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии; слово или выражение таким образом употребленное.

 

Метонимия — замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности («лес поет» вместо «птицы поют в лесу»).

 

Многозначность (полисемия) — свойство слова иметь несколько значений, т. е. обозначать различные предметы и явления действительности: гора — 1) значительная возвышенность на местности: высокая гора; 2) нагромождение, куча, множество: гора книг. Между отдельными значениями многозначного слова имеется связь, т. е. любое значение многозначного слова имеет хотя бы один общий компонент с другим или другими значениями этого слова, однако эта связь не всегда очевидна.

 

Морфология — наука о системе и строении чего-либо; система форм изменения слов в каком-либо языке; раздел грамматики, изучающий формы слов.

 

Научный стиль — функциональный стиль речи, связанный с научной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления. Основная цель в научном стиле — сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность. Основные признаки научного текста — это объективность, системность, логическая доказательность, отвлеченность от всего случайного. Научный стиль входит в группу книжных стилей речи. Наряду с официально-деловым и публицистическим стилями, что означает повышенную значимость письменного оформления и монологического вида текста.

 

Национальный язык — наиболее широкое понятие при обозначении языка как социально-исторического явления: общий язык всей нации, формирующийся вместе с ее становлением и в значительной мере обусловливающий ее становление, существование и развитие. Национальный язык существует в устной и письменной форме, развивается в диалогической и монологической разновидностях.

 

Невербальные средства общения — все несловесные (дополнительные к словесным или заменяющие словесные) средства передачи информации: взгляд, мимика, жестикуляция, движение, молчание, физический контакт (например, рукопожатие, похлопывание по плечу), пространственно-временные характеристики общения, средства других кодов общения схема, рисунок, условные знаки и др.), костюм как информативный знак определенного типа общения.

 

Неологизмы — номинативные единицы (слова, отдельные значения слов, словосочетания) в начальный период их существования, когда они выделяются своей новизной. Их появление, как правило, обусловлено необходимостью называния новых предметов или понятий.

 

Норма (языковая норма, литературная норма) — исторически сложившиеся правила речевого пользования, признанные обществом за образцовые. Следование литературной норме престижно, оно осмысляется в обществе как признак высокого культурного развития.

 

Обиходная лексика — то же, что бытовая лексика.

 

Областной — то же, что местный, диалектный (связанный с территориальным диалектом). Областные словари — то же, что диалектные словари.

 

Окраска — традиционный термин лексикологии и стилистики, указывающий на добавочные характеристики, оттенки значения языковых единиц.

 

Оксюморон — стилистический прием, сочетание слов с противоположным значением.

 

Омоним — слово, совпадающее с другим словом по звучанию и написанию, но расходящееся по значению и системе форм.

 

Орфография — система написания слов, сформировавшаяся исторически и принятая в качестве нормы письменной речи, а также правила письменной передачи слов. Орфография изучается в школьном курсе русского языка и охраняется государством. Свод правил русского правописания, который действует в настоящее время, — «Правила русской орфографии и пунктуации» был обнародован в 1956 г.

 

Орфоэпия — система правил, определяющих правильное литературное произношение.

 

Основной словарный фонд — наиболее важная в жизни народа и наиболее устойчивая в языке часть общеупотребительной лексики.

 

Пароним — слово, очень близкое по звучанию к другому слову.

 

Паронимия — отношение формального, семантического и грамматического сходства словообразовательно соотнесенных слов; значительное внешнее сходство однокоренных или связанных родственными корнями слов, соседский - соседний, земельный — земляной.

 

Паронимы — слова одной и той же части речи, связанные отношениями паронимии, т. е. значительного внешнего сходства и, как правило, родства корней. В отличие от омонимов, паронимы сходны, но не тождественны по форме, они имеют разное написание и никогда не совпадают полностью в произношении: молодеть — молодить, абстракция — абстрактность, сломанный - сломленный, невежа — невежда.

 

Письмо 1 (письменная речь) — один из двух продуктивных видов речевой деятельности, а именно дополнительное к звуковой речи средство общения: выражение мыслей и чувств с помощью гра­фических знаков. Так же называется сама знаковая система фиксации речи.

 

Письмо 2 — жанровый тип, характерный для разных функциональных стилей, а именно письменный текст для общения на расстоянии. В зависимости от сферы и цели общения выделяется несколько типов письма: личное (частное) и деловое письмо (и деловая переписка в целом).

 

Плеоназм — речевой оборот с близкими по семантике, но разными по форме словами, создающими речевую избыточность. Поскольку явление некоторой смысловой избыточности составляет необходимую и обязательную черту связной речи (именно повторение одинаковых смыслов в разных словах скрепляет отдельные языковые единицы в речевое целое), плеоназм следует понимать как превышение меры избыточности, явственно лишнее с логической точки зрения уточнение. При этом чрезмерная избыточность чаще воспринимается как речевая ошибка (подскочить кверху, долгие продолжительные аплодисменты, лично я), хотя может служить и приемом речевой выразительности (Эх, путь-дорожка фронтовая!).

 

Помета — применяемое в словарях сокращенное обозначение определенного признака словарной единицы.

 

Порядок слов — словесная последовательность, взаимное расположение членов словосочетания и предложения, несущее в себе определенный смысл. В русском языке нет закрепленного порядка слов, но есть языковой обычай: в словосочетании согласованная определяющая часть обычно стоит перед определяемой (раннее утро), несогласованное определение — после определяемого слова (песня жаворонка), управляющее слово перед управляемым (читать стихи); обстоятельство образа действия, меры и степени — перед определяемым словом (очень хорошо, слишком яркий, чуть-чуть удивился); в повествовательных предложениях — подлежащее перед сказуемым (Солнце взошло). Наиболее обычный для определенного типа словосочетания или предложения порядок слов называется прямым. Менее обычный порядок слов называется обратным. Изменение порядка слов в экспрессивных целях входит в число фигур речи.

 

Правильность речи — одно из коммуникативных качеств речи, выделяющее соотношение речи действующих в литературном языке норм, или нормативность речи. Обеспечивается соблюдением норм литературного языка на всех его уровнях, включая текстовой.

 

Правка — то же, что редактирование.

 

Практическая стилистика — прикладная стилистика, учебно-научная дисциплина, цель которой состоит в развитии навыков наблюдения над целенаправленным использованием языковых средств в образцовых текстах, а также критики и совершенствования некачественных текстов с учетом всех факторов стилеобразования.

 

Просторечие — 1. Обиходно-сниженная речь.

 

2. Слово, грамматическая форма, оборот речи, не являющиеся нормативными для литературного языка, но употребляющиеся в обиходной речи.

 

Профессионализмы — разновидность лексики ограниченного употребления: слова и выражения, характерные для неофициального общения по поводу профессии в среде носителей этой профес­сии (пара — сдвоенное учебное занятие). В своей среде профессионализмы повсеместны и практически нейтральны.

 

Публицистика — 1. Совокупность произведений различных родов искусства и литературы, говорящих о злободневных вопросах жизни общества, открыто выражающих общественно-политическую позицию своих авторов.

 

2, О характерных особенностях публицистического стиля.

 

Публицистический стиль — один из функциональных стилей речи, входящий в группу книжных стилей. Публицистический стиль характеризуется массовой адресованностью. Точка зрения авто­ра, как правило, является выражением коллегиального взгляда данного СМИ. Общая социальная роль публицистики — служить формированию общественного мнения по поводу реальных со­бытий, состояний и лиц, заслуживающих внимания общества.

 

Пунктуация — система знаков препинания и правила их применения в русской письменности. Правила русской пунктуации систематизированы и представлены как руководство к действию в составе официального издания: Правила русской орфографии и пунктуации. — М.. 1956. Компактностью и емкостью отличается книга: Розенталь Д. Э. Справочник по пунктуации: Для работников печати. — М., 1984.

 

Разговорная речь — разновидность национального русского языка, а именно неофициальное личное речевое общение, связанное с повседневной деятельностью и обыденным сознанием. Основная функция разговорной речи — коммуникативная (функция общения).

 

Редактирование (правка) — совершенствование текста при его подготовке к изданию. Осуществляется при неоднократном глубоком чтении текста, затрагивает его содержание и оформление.

 

Речевые ошибки — общее название нарушений действующей языковой нормы, отступлений от правильности речи и других качеств хорошей речи.

 

 

Русский язык — язык русской нации и межнационального общения. Является государственным языком на всей территории России, а также государств Беларусь и Кыргызстан.

 

Синекдоха — один из видов метонимии — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного отношения между ними (название части вместо целого).

 

Синонимы — слова одной части речи, совпадающие или очень близкие по значению, т. е. объединенные отношением синонимии. Группируются в пары и целые ряды слов (в таком случае используется термин синонимический ряд), иногда очень большие: жилище —-дом — квартира — приют — угол — крыша — кров — обиталище — апартаменты — берлога и др. Основная функция синонимов — это точное выражение понятия и задуманной эмоционально-экспрессивной оценки.

 

Синтаксис — раздел грамматики, учение о соединении слов в связной речи. Единицами синтаксиса являются слово в определенной морфологической форме (словоформа), словосочетание и предложение.

 

Слова-паразиты — то же, что лишние слова.

 

Слова-предложения — языковые единицы, способные выступать в качестве самостоятельных высказываний, обычно в диалогической речи. Слова-предложения состоят из одного слова (да, нет, пора и др.) или неразложимого объединения слов (Как бы не так!).

 

Словари лингвистические — книги, содержащие в себе систематическое описание языковых единиц, прежде всего слов.

 

Словари энциклопедические (энциклопедии) — книги, содержащие описание определенной области знания в сжатом виде. По охвату действительности словари энциклопедические делятся на универсальные и отраслевые.

 

Современный русский язык — русский язык последнего периода развития, в течение которого он предстает сложившейся целостностью, сохраняющей свою основу на всех уровнях языковой системы.

 

Специальная лексика — часть лексики ограниченного употребления, выделяемая на социальном основании — это лексика, связанная с различными областями трудовой деятельности человека и употребляемая специалистами той или иной профессии. В состав специальной лексики входят термины и профессионализмы.

 

Стили произношения — взаимообусловленные однотипные черты произношения, складывающиеся в целостную произносительную манеру, характерную для определенных условий речевого пользо­вания и социальной роли пользователей.

 

Стилистика — раздел языкознания, изучающий функционирование языка, его использование в различных речевых ответвлениях.

 

Стилистический прием — способ организации высказывания (текста), усиливающий его выразительность.

 

Стиль — результат языкового варьирования: одна из речевых подсистем, связанная с определенной сферой речевого употребления, целью речевого общения и составом его носителей. В любом понимании термина, стиль характеризуется определенными принципами отбора, комбинации, композиции языковых средств в речевом произведении или группе речевых произведений.

 

Табу, нескл., ср. — строгие ограничения, запреты на употребление отдельных слов, выражений, речевых действий, обусловленные этическими, религиозными, историко-культурными, социальны­ми причинами.

 

Тавтология — разновидность плеоназма, а именно неоправданная избыточность выражения, возникающая за счет использования однокоренных слов: предложенное предложение; следовать следующим образом.

 

 

Текст — результат целенаправленного речевого творчества, целостное речевое произведение, коммуникативно обусловленная речевая реализация авторского замысла. Текст носит знаковый ха­рактер, т. е. выступает как единство содержания формы.

 

Термины — слова или словосочетания, обозначающие специальные понятия в определенной области знания или профессиональной деятельности. Отличаются от слов общего языка отсутствием экспрессивно-стилистической окраски. Вместе с другими подобными словами некоторой области знания образуют систему терминов, или терминологию, и полностью термины одной и той же системы подчеркиваются словообразовательной однотипностью соотносимых терминов (аффикс — префикс — суффикс — постфикс; завязка — развязка; индукция — дедукция). Основная функция терминов — это функция логически точного определения (дефинирования) специального понятия. Совокупность терминов представляет собой понятийный аппарат науки или другой специальной сферы деятельности.

 

Тест /тэ/ — задания стандартной формы, по которым проводятся испытания для определения уровня знаний и способностей личности.

 

Толковые словари — лингвистические словари, в которых объясняется (толкуется) значение слов.

 

Точность речи — одно из коммуникативных качеств речи (см.): характеристика содержания речи на основе соотношения речи и действительности (фактическая, предметная точность), речи и мышления (понятийная, смысловая точность). Различные функциональные стили предъявляют разные требования к точности речи. Наименее требовательна разговорная речь, поскольку не­посредственный контакт позволяет «уточнения на ходу» по желанию говорящего или по просьбе собеседника. Особенно требовательны к точности речи научный и официально-деловой стили. Здесь очень важна точность в отборе и применении терминов. Точность художественной речи имеет особый характер: здесь слово должно точно соответствовать художественной задаче автора, оно должно быть художественно точным. При этом могут наблюдаться отступления от общих правил объективной точности выражения смысла.

 

Троп — средство выразительности, основанное на переносе значения и, в результате, совмещение смыслов в одной и той же форме. Слово, сочетание, предложение, обозначающие какой-либо предмет, явление, ситуацию, используются для обозначения другого предмета, явления, ситуации. Общепринятое и новое значения совмещаются, возникает образ — нестандартное выразительное представление обозначаемого. Функция образной характеристики — основная для тропа.

 

Ударение — способ организации фонетически целостного отрезка речи. Словесное ударение — это выделение одного из слогов слова фонетическими средствами. На письме выделяется надстрочным знаком.

 

Устаревшие слова — часть пассивного словарного состава русского языка: слова, отражающие ушедшее время и по разным причинам вышедшие из широкого употребления. Устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы.

 

Устная речь — звуковая, произносимая речь; реализация и результат говорения. Устная речь представляет собой исконную форму существования языка (вторая форма - письменная возникает много позже устной), а иногда единственную (диалекты, просторечие, жаргоны реализуются только в устной форме).

 

Фамильярный — о стилистической окраске сниженности, преувеличенной и неуместной непринужденности, развязности, бесцеремонности.

 

Фигура речи (стилистическая фигура, риторическая фигура) — прием выразительности, основанный на соположении языковых единиц в тексте.

 

Функции языка (языковые функции) — назначение языка в человеческом обществе, проявление его существенных характеристик во время коммуникации. Важнейшие функции языка — коммуникативная (функция общения), когнитивная (референтная, номинативная, познавательная, т. е. функция выражения деятельности сознания, мышления), экспрессивная (эмоциональная, эмотивная, прагматическая, функция воздействия, т. е. функция, ориентированная на говорящего и направленная на выражение отношения автора речи к содержанию сообщения или компонентам коммуникативной ситуации).

 

Функциональные стили — наиболее крупные речевые разновидности литературного языка, исторически сложившиеся в зависимости от вида человеческой деятельности и формы общественного сознания, а также целей, адресованности, содержания и условий речевого общения. Будучи литературными речевыми разновидностями, функциональные стили ориентированы на нормы и стандарты коммуникативных качеств речи. В современной стилистике обычно выделяют научный, официально-деловой, публицистический и разговорный.

 

Цитата — конкретное проявление чужой речи: дословно воспроизведенная автором выдержка из какого-либо другого текста.

 

Части речи — наиболее крупные лексико-грамматические классы слов, характеризующиеся обобщенным семантическим единством, а также морфологической и синтаксической общностью. В современном русском языке отмечается 12 частей речи.

 

Чистота речи — одно из коммуникативных качеств речи, а именно характеристика речи на основе ее соотношения с требованиями нравственности и эстетики. Чистой является речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку по нравственным и эстетическим соображениям.

 

Штамп — стилистически окрашенное речевое средство, за счет высокой употребительности превратившееся в ходовую и надоевшую стандартную единицу, что вызывает ее отторжение адресатом. В культуре речи наличие штампа свидетельствует о бедности языкового выражения, а также бедности самой мысли.

 

Экстралингвистический — связанный со словом, с языком извне.

 

Этика — 1. Философское учение о морали, ее принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы.

 

Этикет — установленный порядок поведения.

 

Язык — естественно сложившаяся знаковая система, которая служит для формирования и передачи мыслей, выражения чувств, общения людей.

 

Языковая личность — человек как носитель определенных речевых предпочтений, знаний и умений, установок и поведения. Все эти свойства определяются на основе текстов, создаваемых данной личностью, и в совокупности характеризуют языковую способность индивида, его личное представление о мире и своем месте в этом мире.

 

Языковая политика — составная часть политики государства, касающаяся распространения, престижа, преподавания, охраны государственного языка. Выражается в законодательных актах, материальной и организационной поддержке профессиональных усилий в данной области.

 

Ясность (понятность) речи — одно из коммуникативных качеств, а именно характеристика речи на основе ее соотношения с возможностями восприятия. Ясной называют речь, которая без затруд­нений воспринимается адресатом.

 

Приложение 2




Акцентологический минимум

 

А а́вгустовский агроно́мия аге́нт агре́ссия алфави́т апарта́менты Б балова́ть бензопрово́д В валово́й воро́та Г гастроно́мия ге́незис ге́рбовый Д диспансе́р добы́ча догово́р докуме́нт до́сы́та Е ерети́к З зави́дно завсегда́тай заку́порить звони́т И избалова́ть индустри́я инструме́нт и́скра истери́я К катало́г ка́мбала     кварта́л кла́дбище кладова́я краси́вее комба́йнё́р кулина́ри́я ку́хонный М маркетинг медикаме́нт мусоропрово́д мы́шле́ние О обеспе́чение облегчи́ть опе́ка П по́хороны С сантиме́тр свёкла си́лос симме́три́я столя́р Т танцо́вщица тво́ро́г У углуби́ть уме́рший Х хода́тайство Ц цеме́нт Щ щаве́ль Я языко́вая (колбаса) языкова́я (система)     Обязательная литература:
  1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник для учреждений средн. проф. образования (гриф) / Антонова Е. С., Воителева Т. М. – 12-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013.
  2. Воителева Т.М. Русский язык: Сборник упражнений (гриф) : Учебное пособие для нач. и средн. проф. образования (гриф) / Воителева Татьяна Михайловна. - М. : Академия, 2012.
Дополнительная литература:
  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М., 2013.
  2. Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений. 2-е издание. – М.: Издательство Московского университета, 2012.
  3. Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: ФОРУМ, 2012.
  4. Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1988.
  5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2012.
  6. Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие. – Изд. Второе, доп. – М.: Логос, 2005. – с. 253-293.
  7. Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи» конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  8. Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»: Методические рекомендации для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012.
  9. Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» (Раздел «Нормы русского литературного языка»): Учебно-методическое пособие для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012.
  10. Цыганова Т.Ф. Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи»/ Методическое пособие для студентов первого курса СПО – Дмитров, 2012.
  11. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов / авт.-сост. Т.Ф. Цыганова. – Балашов : Николаев, 2008.
  Словари и справочники 1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000. 2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003. 3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001. 4. Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум. – 18-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 5. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001. 6. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005. 7. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004. 8. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002. 9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006. 10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. 11. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001. 12. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005. 13. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002. 14. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001. 15. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006. 16. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006. 17. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000. 18. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005. 19. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000. 20. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000. 21. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000. Информационное обеспечение дисциплины: 1. http://www.elibrary.ru — научная электронная библиотека (НЭБ). 2. http://lib.uni-dubna.ru/biblweb/ - сайт библиотеки университета «Дубна» с доступом к электронному каталогу и другим библиотечно-информационным ресурсам. 3. http://lib.uni-dubna.ru/biblweb/search/resources.asp?sid=18 – специализированный раздел сайта библиотеки с доступом к электронным ресурсам (ЭБС), предоставляемых на основе лицензионных соглашений, заключенных между организациями – держателями ресурсов и университетом «Дубна». 4. Электронно-библиотечная система (ЭБС) znanium.com издательства «ИНФРА-М». 5. Электронно-библиотечная система ibooks.ru (Айсбукс).  

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 419.