Тесты для проверки практической грамотности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 1.  Вставьте пропущенные буквы.

1. Наступление разв..валось по всему фронту. 2. Волосы разв..вались на ветру. 3. Раск..ли железо, прежде чем его ковать. 4. Раск..ли поленья и подбрось их в огонь. 5. Скр..пите разрозненные листы. 6. Не скр..пите перьями. 7. Осл..пительный свет молнии озарил небо. 8. Глаза сл..пались от усталости. 9. Усевшись у костра, ребята зап..вали в..селые песни. 10. Лекарство зап..вают водой. 11. Лесоруб закл..нил топор. 12. Зря не кл..няти судьбу. 13. Нельзя об..жать слабых. 14. Попробуйте об..жать эту территорию. 15. Не так легко ст..чать сапоги. 16. Нужно было сч..иать зазубрину на ноже.

 

Орфографические ошибки:_____________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

Задание 2. Вставьте пропущенные гласные е или и. Сформулируйте правила, которыми вы пользуетесь при написании этих слов.

       Пр..сесть на скамейку; пр..вращаться в робота; пр..творить дверь; пр..клонить колени; пр..творить решения в жизнь; пр..ходящий момент; пр..дать свои мечты; пр..мник идей; пр..клонить колени; пр..отвратительный характер; пр..бить к потолку; пр..ехать на ярмарку.

 

Орфографические ошибки:_____________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

Задание 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

       Выб..раю подарок; выр..щенный урожай; заг..рать на берегу реки; заг..релась бумага; зам..реть от восторга; зап..рать на замок; к..снуться вопроса; летний з..гар; медленно сг..рать; неприк..сновенный запас; обсудить пол..жение; осторожное к..сание; отп..реть замок; предл..гаемые варианты; предл..жить дружбу; прл..гаются документы; пробирались в зар..слях;

рука к..салась перил; соб..рать на площади; ст..рать белье; ст..реть с доски; уб..раю комнату; ум..рать от болезни.

 

Орфографические ошибки:_____________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

 

Задание 4. Спишите, вставляя пропущенные гласные.

Деш..вые товары; ж..сткий диван; жареная печ..нка; жж..ный сахар; крепкая беч..вка; неизвестный подж..г дом; неясный ш..рох; он уже приш..л; подж..г сарая; ровная ч..рточка; тонкая ж..рдочка; тяжелый ож..г; ч..тко произносить слова; ш..лковая ш..рстка; щ..лканье соловья.

 

Орфографические ошибки:_____________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

Задание 5. Выпишите в левый столбик слова, в которых пропущена буква з, а в правый – слова, в которых пропущена буква с.

..жить со свету; бе..дарный артист; бе..лошадные крестьяне; бе..сильная ярость; бе..тарифный провоз; во..соединить людей; и..пуганный взрывом; и..хоженные тропы; неи..черпаемые богатства; ни ..ги не видно; пылкое во..звание; ра..фасовать продукты; чре..вычайный съезд.

 

Орфографические ошибки:_____________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

 

Задание 6. Заполните таблицу, подбирая к каждому слову такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.

 Образец: устный – уста.

           

Слова Однокоренные слова
       вкусный    
       властный    
       горестный    
       доблестный    
       интересный    
       корыстный    
       косный    
       местный    
       ненавистный    
       опасный    
       послать    
       постлать    
       прелестный    
     свиснуть    
       словесный    
       солнце    
       ужасный    
       участвовать    
       хлестнуть    
       хрустнуть    
       чествовать    
       чудесный    
       явственный    
       яростный    

 

Орфографические ошибки:_____________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

Задание 7. Объясните правописание прописных букв в именах собственных.

       1. До сих пор сохраняет свое значение Далев словарь. 2. В университете проводятся Ломоносовские чтения. 3. Переломным моментом в Северной войне была Полтавская битва. 4. Восьмого марта отмечается Международный женский день. 5. Полеты с Земли на Луну теперь уже не кажутся фантастическими. 6. В Ясной Поляне организован музей Л.Н. Толстого. 7. Рядом с Петиным ружьем лежала Лизина кукла. 8. Пьеса «Власть тьмы» написана Л.Н. Толстым. 9. Туристы прошли по Военно-Грузинской дороге. 10. В Российской международной академии туризма для студентов организованы зарубежные стажировки.

 

Орфографические ошибки:_____________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

Задание 8. Вместо многоточия вставьте нужные окончания.

       Соловушк…, ладушк…, муравьишк…, человечишк…, домишк…, братишк…, шинелишк…, парнишк…, золотишк…, чадушк…, травушк…, детиншк…, хвастунишк…, хлебушк…, краюшк…, сараюшк…, батюшк…, горюшк…, долюшк…, полюшк…, хозяюшк…, холодищ…, темнотищ…, ножищ…, грязищ…, дружищ…, топорищ…, жарищ…, собачищ…, домищ…, парнищ…, заборищ…, скучищ…, мозолищ…, ручищ… .

 

Орфографические ошибки:_____________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

Задание 9. Вставьте пропущенные буквы.

       Мех…вой, кольц…вой, свинц…вый, кумач…вый, камыш…вый, вин…ватый, ноздр…ватый, молодц…ватый, глянц…витый, плод…витый, старуш…чий, рыж…ватый, дел…витый, кукуш…чий, век…вой, угр…ватый, род..витый.

 

Орфографические ошибки:_____________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

 

Задание 10. Напишите числительные словами, поставив в нужном падеже.

       С 369 пассажирами; на 2498 кв.км; родился в 1970 году; перевезено 1256 тонн груза; недоставало 999 рублей; сложить с 1448 2552; от 9764 отнять 1451; на 854 страницах; к 11234 прибавить 765; более 140067; 2000-й год; в 2001-м году; 145-летие; 2500-летие.

 

Орфографические ошибки:_____________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

 

Задание 11. Вставьте пропущенные частицы (не или ни) и раскройте скобки.

       1. Этот провал (…) что иное, как угасший кратер. 2. Вопрос может разрешить только директор, и (…) кто иной. 3. Проект сделан (…) кем иным, как известным специалистом. 4. (…)кто другой, кроме маленького шалунишки, не мог этого сделать. 5. Взор обнимал всего каких (нибудь) пять верст пустынного пространства. 6. Вдруг завизжала дверь на блоке и задрожал пол от чьих (то) шагов. 7. Жил он уединенно, лишь изредка (кое) кто заходил к нему. 8. Минуты через две загремели ключи, и кто (то), казалось, сходил по лестнице.

 

Орфографические ошибки:_____________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

Задание 12. Вставьте пропущенные буквы.

       1. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м. 2. Где стро…шь, тут и ро…шь. 3. Не по словам суд… делам. 4. Работа и корм…т и уч…т. 5. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь. 6. Бездонной кадки водою не напон…шь. 7. Пожале…шь лычка – не увяж…шь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мел…т. 9. Правда глаза кол…т. 10 Потерянного времени не ворот…шь. 11. Одной рукой и узла не завяж…шь. 12. Пашню паш..т – руками не маш…т. 13. Ноги нос…т, а руки корм…т.

 

Орфографические ошибки:_____________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

 

Задание 13. Рассмотрите предложения. Определите подлежащее и занесите его в таблицу соответственно его морфологическому выражению. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. На спинке стула у него в комнате в...село холсти(н,нн)ое пол...тенце, в углу стоял кувшин холодной к...лодезной воды (М.А.Шолохов). 2. Что(то) заворочалось в п...темках и и(с,з)пустило глубокий вздох (А.П.Чехов). 3. П...ловина неба зат...нулась красным дымом (К.Г.Паустовский). 4. Меня взялся пр...общать к подледному лову мой друг Саша Косиц...н (В.А.Солоухин). 5. И что(то) тут случилось (не)видимое. Что(то) (не)заметное, скрытое вдру(г,к) ра(с,з)пахнулось (В.Вересаев). 6. Стаи белых птиц м...тались перед ней, как хлоп...я одуванч...ка (К.Г.Паустовский). 7. За два дня до собрания гр...мяч...нской парт(ячейки) к Нагульнову на квартиру пр...шли шесть колхозниц (М.А.Шолохов). 8. Мы трое пошли веч...ром на (Я,я)лтинскую пристань (В.Г.Паустовский). 9. Я продолжал пер...писыва(тся,ться) с отцом (В.Гиляровский). 10. В кур...не у знакомого Якову Лукичу казака с...дело человек 20 хуторян (М.А.Шолохов). 11. На столике г...рели две восковые свечи (К.Г.Паустовский). 12. Ее [голову] красиво окружает ве(н,нь)чик с...дых кудрей (М.Горький).

 

«Способы выражения подлежащего»

Способ Примеры из упражнения
Имя существительное в им.п.  
Имя существительное из прилагательного  
Имя существительное из причастия  
Имя числительное  
Местоимение  
Инфинитив  
Наречие  
Словосочетание  
Другое  

Орфографические ошибки:_____________________________

Грамматические ошибки:______________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

Задание 14. В следующих предложениях найдите главные члены и определите, чем они выражены. Между подлежащим и сказуемым в необходимых случаях поставьте тире. Обоснуйте его постановку.

1. Притаившись, я соображал, пороть значит расшивать платье, отданное в краску, а сечь и бить одно и то же, видимо (М.Горький). 2. Смотреть на все это невыносимо тяжело (М.Горький). 3. Ночь была полна глубокой тишины, и темнота ее казалась бархатной и теплой (А.И.Куприн). 4. Я стал не тем, кем был тогда (С.Есенин). 5. Быть поэтом значит петь раздолье… (С.А.Есенин). 6. То было веселое и беспокойное племя маленьких черноморцев (К.Г.Паустовский). 7. Электросварка дело, требующее тонкого знания (Б.Полевой.). 8. Вано решил идти вперед, хотя и знал, где находится крепость (К.Г.Паустовский). 9. Стоять на месте невозможно (К.Г.Паустовский). 10. Дом наш тоже большой пароход. Папин врачебный кабинет капитанский мостик (Л.Кассиль). 11. Иванов, наверное, второкурсник (Д.Э.Розенталь).

 

 

Орфографические ошибки:_____________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

Итого орфографических ошибок:_____________________________

Итого грамматических ошибок:______________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:_________________________

 

Тексты

 

Текст №1

 

Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

 

Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.

 Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.

 С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.

 (На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.

 Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки... Нежное лич_ко... Волосы... В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку...

 После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.

 Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.

 Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?

 

 

Кол-во орфографических ошибок:_____________________________________

Кол-во пунктуационных ошибок:______________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ________________________________________

 

 

ТЕКСТ № 2

 

Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

 

Все сроки вышли. Т_нуть дальше было нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна Горенко и Николай Степанович Гумилев обвенчались в Никольской церкви села Никольская Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с момента когда Гумилев просил руки Анны.

 Хрупкая стройная девушка станов_(ть,т)ся женой поэта. Но она и сама поэт! И разве (не)знала (не)пр_двид_ла Анна судьбу этого брака свою судьбу судьбу мужа? Что волею врем_ни чудовищно нелепо совпавших (не)благопр_ятных обстоятельств направля_мая большевиками внутре_яя орда перелома_т хребет царству_щей д_настии а потом и самой Российской империи?! И пойдет крушить громить грабить?!

 И что она сама Анна Ахматова поэт женщина с царстве_ой осанкой и такой(же) душой менее чем через десять лет будет ввергнута в пучину жесточайших испытаний?!

 По пути в церковь Анна стала ра_казывать Гумилеву свой сон. Ей пр_снилось что будет жить она в убогой обстановк_ (одна)одинеш_нька ветхое единстве_ое одеяло дырявый д_ван изноше_ый узорч_тый халат который (в)течени_ долгого врем_ни будет ее единстве_ой домашней одеждой.

 Брось это хандра сказал на это Гумилев. Подожди нас ждет Париж Италия. Все пройдет.

 Анна задумалась. Всегдашняя п_чаль не сходила с ее лица. Будучи в подв_нечном наряде она к_залась еще п_чальней. Лишь глаза бл_стели делая ее лицо пр_красным и одухотворе_ым.

 Анна (не)ошиблась в своем пророчестве. Будет будет лучшая поэтесса России через годы бедна пр_вычной бедностью от которой даже не попыта_тся избави(ть,т)ся а ее единстве_ой утв_рью станет потертый чемодан_шко набитый блокнотами стоящий в углу (на)готове как и вся громадная д_ржава (государство)к_лония где все население как(будто) в каком(то) к_шмарном тв_рении (западника)п_(сс,с)имиста выстро_лось в очереди в тюрьму лагеря к_лонии... В очереди на ра(сс,с)трел.

 Но тогда в 1910 году был апрель мир был наполн_н солнечным светом чернобородые мужики завидев свадебный кортеж радос(?)но махали шапками.

 

Кол-во орфографических ошибок:_____________________________________

Кол-во пунктуационных ошибок:______________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ________________________________________

 

Проверочные тесты
(по проверке итоговых знаний)


Тест №1

Задание 1. Какая характеристика соответствует понятию "культура речи"? Отметьте правильный вариант.

А. Владение нормами русского литературного языка в устной и письменной речи.

Б. Умение воздействовать на слушателя.

В. Умение работать с лингвистическими словарями.

 

Задание 2. Кого считают основателем современного русского литературного языка? Отметьте правильный вариант.

А. Н.В. Гоголя.

Б. А.С. Пушкина.

В. В.К. Тредиаковского.

 

Задание 3. Какое явление характеризует динамику русского языка в конце 20-го столетия? Отметьте правильный вариант.

А. Расширение рамок публичной речи.

Б. Рост объема научной терминологии, связанной с космонавтикой.

В. Изменение пунктуационной нормы.

 

Задание 4. Какое высказывание соответствует понятию "норма литературного языка"? Отметьте правильный вариант.

А. Норма – это общепринятое, образцовое употребление языковых элементов.

Б. Языковая норма – явление статичное.

В. Современные орфоэпические нормы полностью соответствуют литературному языку 19-го столетия.

 

Задание 5. Отметьте норму произношения.

А. Ат{е}лье

Б. Ат{э}лье

 

Кол-во ошибок____________________________________________

ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_______________________________

 

Тест №2

Дата: 2018-12-21, просмотров: 511.