Экстраверсия и интроверсия — дополняющие параметры. Партнеры с разными установками могут помочь друг другу, расширить представления о мире и о себе, решить сложные для другого проблемы. «Экстраверт дает интроверту чувство уверенности в себе как в объекте с определенными качествами. Интроверт экстраверту — реальное знание того, какие чувства к нему питают окружающие, а если нужно, то и как эти чувства изменить». Вот чем могут помочь друг другу люди дополняющих типов (на основе данных Р. К. Седых).
Экстраверт учится у интроверта: замечать и ценить свой внутренний мир, наводить в нем порядок и гармонию, что дает новые успехи во внешнем мире, в развитии объективных качеств.
Интроверт учится у экстраверта: замечать и ценить свои и чужие объективные качества, узнает им истинную цену, что дает возможность принять себя и других, такими как есть.
Виды деятельности для экстравертов и интровертов.
Экстраверты и интроверты достигают максимального успеха в деятельности, соответствующей их собственным установкам. Работа, требующая «чужой» установки, приводит к усталости и не приносит удовлетворения. Приводим ориентировочные данные о предпочтительных видах деятельности на основе рекомендаций В. В. Гуленко.
Экстраверты лучше справятся с задачами: | Интроверты лучше справятся с задачами: |
крупномасштабными, предполагающими широкое поле деятельности; | локальными, ограниченными по масштабу или разбитыми на этапы; |
требующими повышенной активности и интенсивных энергозатрат; | допускающими постепенность и неспешность в своем решении; |
первоочередными, требующими оперативного решения. | требующими глубокой проработки. |
Характерные понятия для установок экстраверсия интроверсия
Экстраверсия | Интроверсия |
внешнее | внутреннее |
открытость | замкнутость |
энергоотдача | энергосбережение |
расширение | ограничение |
широта | глубина |
инициатива | сосредоточенность |
размышления вслух | размышления про себя |
приспособить | приспособиться |
обсуждение | умолчание |
организовать | выполнить |
Логика — этика.
Поверил я алгеброй гармонию
А. С. Пушкин
Тьмы низких истин нам дороже
Нас возвышающий обман
А. С. Пушкин
Изучая особенности человеческой психики, К.Г. Юнг выделил четыре основные психологические функции: мышление, чувство, интуиция, ощущение. Он писал: "Почему я устанавливаю именно эти четыре функции в качестве основных, для этого я не могу вполне указать априорного основания, а могу лишь подчеркнуть, что такое понимание выработалось у меня в течение многолетнего опыта".
Психологические функции Юнг разделил на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение). Впоследствии было замечено, что рациональные функции определяют способ принятия решений: «мыслительные» типы при этом ориентируются в первую очередь на правильность, целесообразность действий, а «чувствующие» -преимущественно на чувства и эмоции людей. В свою очередь иррациональные функции в психике человека — это функции непосредственного восприятия действительности. Восприятие может происходить как интуитивным путем, так и при помощи ощущений.
Аушра Аугустинавичюте в соционике сохранила суть юнговских понятий, но дала им новые названия: логика, этика, интуиция, сенсорика.
Класс | Функции | Назначение |
рациональные | мышление (логика) чувство (этика) | принятие решений |
иррациональные | ощущение (сенсорика) интуиция (интуиция) | непосредственное восприятие действительности |
Рассмотрим подробнее логические и этические типы. Их юнговские названия «мыслительные» и «чувствующие» не означают, что «некоторые типы никогда не мыслят, а другие — ничего не чувствуют» [3]. Существенная разница между ними состоит в том, что этики легче и яснее видят и понимают и свой, и чужие чувства и эмоции, а логики — проще и свободнее понимают смысл правил и оценивают пользу дела.
Функции логика и этика определяют то, как мы принимаем решения. При этом этики опираются главным образом на сочувствие и одобрение окружающих, а логики — на правильность и целесообразность своих поступков.
Обе эти функции — рациональные, оценочные. Логика сравнивает содержание суждения с объективными законами, истинными утверждениями. Этика сравнивает содержание суждения с принятыми моральными нормами и ценностями.
Если у человека логика — сильная функция, то, соответственно, этика — слабая. Это не означает, что у человека «нет этики», просто она у него слабее логики, представлена в меньшей степени, творчество по ней затруднено. Человек в этом случае опирается на известные ему правила и нормы поведения, но не придумывает их сам. При этом он их может хорошо знать и быть человеком воспитанным, корректным.
Наоборот, при низком уровне интеллекта логик может и не уметь организовать свои дела, решить трудную задачу, пользоваться компьютером, разобраться в законах. Однако собственное логическое творчество на доступном ему уровне доставляет удовольствие.
Если у человека сильная этика, то логика представлена слабее. И опять это не значит, что у него «нет логики», она у него просто слабее его сильной этики. Такие люди, зная правила, с успехом выполняют многие логические операции, бывают и программистами, и бухгалтерами, и бизнесменами, но опираются они при этом на известное, знакомое, а не на собственное логическое творчество. Ни новых правил, ни новых методов действия они не открывают.
Этики легче ориентируются в чувствах и эмоциях других людей, но это не значит, что любой этик всегда будет вести себя красиво, не допустит неэтичных высказываний, поддержит хорошие отношения с людьми. Однако если захочет, сумеет «выкрутиться», сообразить на ходу, как сказать, чтобы не обидеть.
Здесь многое зависит от уровня интеллекта и воспитания человека, которые лежат за пределами рассмотрения классической соционики и индивидуальны у каждого человека вне зависимости от его соционического типа.
Добропорядочных логиков больно задевает нарушение этических законов, они стремятся разобраться в них, «раз и навсегда договориться». Законопослушных этиков же больно задевает манипулирование правилами, законами. Они стремятся к разумности, понятности окружающего мира, хотят быть «умными» и «деловыми», в то время как логики — честными и справедливыми. Здесь, конечно, речь не идет о людях низкого уровня, которые манипулируют своими сильными функциями для извлечения собственной пользы.
Этикам бывает трудно оценить, прав человек или нет. В таком случае они оценивают личные качества человека. Логикам сбывает трудно оценить моральные качества человека. Они в таком случае оценивают правильность его поступков, интересуются, кому это выгодно.
Этик лучше разбирается в людях и доверяет себе в этом. Логик доверяет собственной оценке правоты и деловых качеств. Логикам легче отстаивать свою правоту, но труднее подавать информацию в мягкой, обтекаемой форме. Этикам — наоборот.
Аушра Аугустинавичюте в книге пишет: «Этические не уверены, что они могут сделать что-то объективно ценное, логические не знают, что они собой представляют в глазах других людей, какие права на них имеют. Логический свою нужность людям показывает делами: смотрите на содеянное мною, оценивайте и принимайте по заслугам. Этический чувствует свою нужность другим людям, умеет налаживать с ними отношения, манипулировать их чувствами и эмоциями, не сомневается в своих правах на них. И постоянно не уверен в своих собственных силах и способностях».
«Логические часто удивляются несамостоятельности этических, когда нужно решать объективные задачи, этические — тому, как первые не умеют пользоваться людьми, не понимают своего влияния на них». «Очень важным отличием логических от этических является то, что логические обычно .доказывают свою правоту, а этические — уговаривают, им нетрудно и попросить. Логические ни уговаривать, ни просить не умеют, а на уговоры поддаются легче.
Обещаниям логических можно верить больше, чем обещаниям этических. Потому что первые во что бы то ни стало стараются сдержать свое слово, а если не могут, говорят заранее, чтобы «не обмануть человека». Этическому не так важно не обмануть человека, как не испортить с ним отношений, поэтому он часто обещает не то, что сможет выполнит, а то, что от него, как от «хорошего человека» другие ожидают. Он не чувствует себя лгуном, а лишь осторожным дипломатом».
Соционика дает возможность по-другому посмотреть на привычное для нас деление способностей к наукам на технические и гуманитарные. Так, например, отнесение способности к изучению языков к гуманитарным наукам весьма условно: в соционических исследованиях замечено, что для изучения правил языков необходимы логические способности, в то время как для изучения разговорного языка в общении важнее этические способности.
В. В. Гуленко описывает, как проявляются юнговские признаки. В частности он утверждает, что логики больше обращают внимание на целесообразность, законы, объективный смысл, вычленение фактов. Для них характерны оценка поступков (а не чувств, вызвавших эти поступки), плохая ориентация во внутреннем мире других людей, беспристрастность, ориентация на задачу.
Этики вычленяют настроения, ориентируются на симпатию, субъективное отношение. Для них характерны эмпатия, стремление к гармонизирующим отношениям, внимание к психологическому климату, жизнь чувств, интерес к внутреннему миру других людей, общительность. Этик партнера заинтересовывает (уговаривает, а не убеждает), решения его эмоциональные.
Предлагаем таблицу основных особенностей логических и этических типов.
Признаки | Логики | Этики |
Ход мышления | аналитический, беспристрастный | оценочный, причастный |
Цель общения | донести истину, обменяться информацией | донести отношение, обменяться энергией |
Деятельность, ведущая к успеху | организация процессов, структур, разработка схем и технологий | работа с людьми, образами, эмоциями, человеческими отношениями |
Цель деятельности | сделанная работа | доставленное удовольствие |
Оценивают людей в работе | по квалификации, по результату | по участию, по старанию |
Ориентация на | дело, справедливость, законы | людей, гуманность, ценности |
Стиль | рассудочность, доказательство | эмоциональность, убеждение |
Приоритеты | что сказано, содержание | кем сказано, форма |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 287.