Тематика лекционных занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В настоящее время нейропсихология является одной из важнейших отраслей современной психологической науки, сложившейся на стыке психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Предметом ее изучения являются мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Нейропсихология имеет большое значение для общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики высших психических функций при локальных поражениях головного мозга и их восстановлении. Развивая идеи Л.С. Выготского, А.Р. Лурия разработал теорию системной динамической локализации высших психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии. Методы анализа высших психических функций, разработанные ученым, позволяют оценить нарушения произвольных движений, восприятия, памяти, мышления, речи. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы.

Курс ставит целью формирование у студентов психологических факультетов знаний в различных направлениях нейропсихологии, а также навыков и умений использования богатого методического арсенала, применяемого для диагностики высших психических функций в результате аномального или дисгармоничного развития личности.

Приобретенные знания и навыки студенты смогут использовать в своей дальнейшей практической работе.

 

 

Тематика лекционных занятий.

Тема 1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии.

 

Нейропсихология как наука, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных нарушений головного мозга. История становления нейропсихологии (Т.В. Ахутина, Н.П. Бехтерева, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Е.Д. Хомская и др.). Место нейропсихологии в системе психологических наук. Основные направления современной нейропсихологии. Задачи нейропсихологии.

Методы нейропсихологических исследований: ЭЭГ, метод вызванных потенциалов, метод вживленных электродов, КГР, окулография, плетизмография, миография, ЭКГ, ПТМ и др. «Луриевские» методы диагностики высших психических функций.

 

 

Тема 2. Основные принципы строения головного мозга.

Мозг как субстрат психических процессов. Основные принципы теории системной динамической локализации высших психических функций. Роль коры больших полушарий и подкорковых структур в обеспечении высших психических функций. Горизонтальная и вертикальная организация высших психических функций. Структурно-системная организация головного мозга как субстрата психических процессов О.С. Адрианова. Структурно-функциональная модель организации головного мозга как субстрата психических процессов А.р. Лурия.

 

Тема 3. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии.

Общие принципы строения анализаторных систем. Уровневое строение зрительного анализатора. Сенсорные зрительные расстройства (гемианопсия, скотома, расстройства светоощущения, цветоощущения и др.). Гностические зрительные расстройства. Понятие «агнозия». Виды агнозий: предметная, лицевая, буквенная, цветовая, симультанная, оптико-пространственная). Феноменология агнозий.

 

 

Тема 5. Сенсорные и гностические слуховые расстройства.

Уровневое строение слухового анализатора. Речевой и неречевой слух. Сенсорные слуховые расстройства. Гностические слуховые расстройства: акустическая агнозия, амузия, аритмия, нарушения интонационной стороны речи.

 

Тема 11. Нарушения эмоциональной сферы при локальных

Поражениях головного мозга.

Основные характеристики эмоциональной сферы человека. Роль исследований А.Р. Лурия в изучении эмоциональных нарушений. Анализ эмоциональных нарушений в контексте проблемы межполушарной асимметрии. Постоянные и пароксизмальные эмоциональные расстройства. Эмоциональные нарушения, связанные с поражением гипофизарно-гипоталамической области мозга, височных и лобных областей головного мозга.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адрианов О.С. О принципах структурно-функциональной организации мозга // Избранные научные труды. М.: ОАО « Стоматология», 1999.

2. Адрианов О.С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга // Методологические аспекты науки о мозге. М.: Наука, 1983.

3. Ахутина Т.В. Порождение речи. М.: МГУ, 1989.

4. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М.: МГУ, 1975

5. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1971.

6. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980.

7. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. Соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т.1.

8. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект-Пресс, 1998.

9. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Семерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. М.: МГУ, 1973.

10. Клиническая психиатрия: Руководство для врачей и студентов / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. М.:Гэотар Медицина, 1999.

11.  Кок Е.П. Зрительные агнозии. Л.: Наука, 1967.

12. Корнев А.Н. Дисграфия и дислексия у детей. СПб., 1995.

13. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М. МГУ, 1998.

14.  Лентьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981.

15.  Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.

16. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях головного мозга. М.: МГУ, 2000.

16. Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. М.: МГУ, 1986.

17. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: МГУ 1986.

18. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. М.: Интелтех, 1994.

19.  Меерсон Я.А. Зрительные агнозии. Л.: Наука, 1986.

20. Попова Л.Т. Память и ее нарушения при очаговых поражениях мозга. М.: медицина, 1973.

20.  Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т. / Под ред. Л.С. Цветковой. М.: МГУ, 1979.

21. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. Учеб. пособие. М., 1995.

22. Соколов Е.Н. Психофизиология памяти. М.: МГУ, 1974.

23. Солсо Р. Когнитивная психология. М: Тривола, 2002.

24. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.

25. Токоногий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л.: Медицина, 1973.

26. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: УМК «Психология», 2002.

27. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. М. Российское педагогическое агенство, 1997.

28. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. М.: МГУ, 1985.

29. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М.: Просвещение, 1995.

30. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М. Просвещение, 1995.

31. Цветкова Л.С. Нарушения счета, письма и чтения: Нарушения и восстановление. М., 1997.

32. Цветкова Л.С. Ахутина Т.В., Пылаева Н.м. Методика оценки речи при афазии. М. МГУ, 1981.

33. Чуприкова Н.И Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В настоящее время нейропсихология является одной из важнейших отраслей современной психологической науки, сложившейся на стыке психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Предметом ее изучения являются мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Нейропсихология имеет большое значение для общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики высших психических функций при локальных поражениях головного мозга и их восстановлении. Развивая идеи Л.С. Выготского, А.Р. Лурия разработал теорию системной динамической локализации высших психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии. Методы анализа высших психических функций, разработанные ученым, позволяют оценить нарушения произвольных движений, восприятия, памяти, мышления, речи. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы.

Курс ставит целью формирование у студентов психологических факультетов знаний в различных направлениях нейропсихологии, а также навыков и умений использования богатого методического арсенала, применяемого для диагностики высших психических функций в результате аномального или дисгармоничного развития личности.

Приобретенные знания и навыки студенты смогут использовать в своей дальнейшей практической работе.

 

 

Тематика лекционных занятий.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 205.