Исследуем документы и материалы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Предмет конституционного права составляют:

• принципы (основы) государственного устройства;

• основы правового статуса личности;

• основы федерализма;

• основы построения государственного аппарата;

• основы политического режима.

 

По форме конституция Великобритании слагается из двух частей – писаной и неписаной. Писаная часть не представляет какой-либо упорядоченной системы. Статуарную основу конституции Великобритании составляют такие разновременно принимавшиеся акты, как Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Вестминстерский статут 1931 г., Акты о народном представительстве 1949, 1969 и 1974 гг. и другие документы. Таких документов насчитывается около четырех тысяч, и их число постоянно увеличивается.

Другая часть конституции является неписаной, т. е. не зафиксированной в каких-либо юридических документах. По значению содержащихся в ней норм это – важнейшая часть конституции. Обычаи или так называемые конституционные соглашения представляют сложившиеся на практике обыкновения, не пользующиеся судебной защитой. В их числе можно назвать формирование правительства лидером политической партии, имеющей большинство мест в палате общин. Таким же образом установлен институт парламентской ответственности министров. Осуществление королевских прерогатив регулируется также сложившимися обычаями. Подобное своеобразие конституции делает ее почти единственной в своем роде (В. Маклаков, правовед).

 

 

Темы для проектов и рефератов

 

1. Виды конституций. Почему в одних странах конституции писаные, а в других – неписаные?

 

Обсуждаем, спорим

 

1. Почему писаные конституции появились только в Новое время?

 

§ 17*. Конституции в России

 

Регулирование государственной власти и управления на Руси развивалось, как и в других европейских странах, по логике обычного (от слова «обычай») права. В рамках этого права, а в последующем и соответствующих законов формировались положения о престолонаследии, самодержавной власти и об участии различных сословий народа в управлении страной. В период Московского царства компетенция великого государя была безграничной, подобно компетенции европейских монархов того времени. Ведению верховной самодержавной власти подлежало все, чем жил народ, его политические, экономические, семейные, нравственные и другие потребности.

Совещательным учреждением, существовавшим рядом с государем, была Боярская дума. В 1549 г. был впервые созван Земский собор. В нем народ был представлен достаточно широко. В него входили Боярская дума, высшее духовенство, участвовали местные выборные представители от дворян, купцов; бывали и черносошные (государственные) крестьяне.

Приведем в качестве примера состав Собора 1598 г., избравшего царем Бориса Годунова: духовенство – 99; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости – 22; старосты гостиных сотен – 5; сотники черных сотен – 16.

Впервые о необходимости конституции всерьез заговорили в начале XIX в., сначала в связи с реформаторской деятельностью Александра I и его сподвижников, затем в декабристских кружках. При императоре сложился так называемый Негласный комитет, куда вошли молодые представители высшей знати: князь В. П. Кочубей, граф П. А. Строганов, граф Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский. Именно здесь обсуждались возможности введения конституции. С деятельностью Негласного комитета связаны расширение прав Сената, учреждение министерств, в частности первого в истории России Министерства юстиции.

Идея конституционного правления вдохновляла и декабристов. 14 декабря 1825 г. солдаты, участники восстания на Сенатской площади, говорили, что они за «Константина (великого князя, брата императора Александра I, отказавшегося от престола в пользу Николая I. – А. Н.) и его супругу Конституцию».

В целом же в российском обществе отношение к конституции было в течение почти всего XIX в. сдержанным. Основная масса народа не понимала, что такое конституция (эпизод с солдатами на Сенатской площади в этом смысле показателен). Среди образованных слоев произошло, как уже говорилось, расслоение на славянофилов-почвенников и западников демократического и либерального, реже – консервативного толка. Славянофилы не видели необходимости в перенесении на отечественную почву «договорной», по преимуществу правовой основы организации общественной жизни и государственной власти, считая совершенным самодержавное правление, опирающееся на православие и народность. Западники полагали, что без конституции и других атрибутов демократии европейского типа Россия обречена на социально-политическую, экономическую и культурную отсталость и не сможет стать в ряд передовых европейских государств. Конституционализм плохо приживался на российской почве. Л. Н. Толстой писал, что «переменять монархию на конституцию – это такой же вздор, как если бы предложили вместо православия пашковство или скопчество» (мелкие секты. – А. Н.).

Значительные шаги в направлении конституционного правления были сделаны в царствование императора Александра II: отменено крепостное право, проведена судебная реформа, демократизировавшая судопроизводство, положено начало развитию местного земского самоуправления (§ 6). По поручению императора был подготовлен проект конституционного закона. Убийство террористами-народовольцами царя-освободителя остановило этот процесс.

В разгар первой русской революции 1905 г. Николай II опубликовал Манифест 17 октября, выразив намерение «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов». Ни один законопроект не мог отныне обрести силы закона без согласия Государственной думы – по существу, парламента тогдашней России. Это было началом конституционного правления в рамках монархической государственности.

Манифест 17 октября провозглашал начало демократического конституционализма. В 1906 г. были приняты Основные государственные законы Российской империи, которые выполняли роль конституции. В результате принятия этого документа, полагали многие, монархия в России превратилась в конституционную. Другим казалось (или было привычнее и выгоднее так считать), что власть монарха в России осталась неограниченной. Трудно, однако, отрицать тот факт, что новые российские законы демократизировали систему власти. Конечно, монархия сохранилась, ее полномочия остались весьма значительными. Но рядом с императором, Советом министров, Государственным советом появилось представительное законодательное учреждение, которое принимало непосредственное участие в законодательной деятельности и охране законности.

Основные государственные законы утратили свою силу в марте 1917 г. Наступило двоевластие, затем произошла Октябрьская революция, началась Гражданская война. В 1918 г. V съезд Советов принял Конституцию РСФСР, первую в ряду советских конституций.

В советский период было принято еще три конституции РСФСР. Всякий раз они разрабатывались в связи с принятием и по образцу конституций СССР: Конституции СССР 1924 г. (Конституция РСФСР 1925 г.); Конституции СССР 1936 г. (Конституция РСФСР 1937 г.); Конституции СССР 1977 г. (Конституция РСФСР 1978 г.). Последняя в годы перестройки много раз дополнялась и перерабатывалась, однако необходимость принятия новой конституции становилась все более настоятельной.

Авторы советских конституций старались придать им демократический характер. В них, например, содержались нормы о всенародных выборах высших и местных органов представительной власти, об экономических, политических, гражданских, культурных правах граждан. К сожалению, реализованы эти принципы в полной мере не были. Реальная власть была сосредоточена в высших органах Коммунистической партии, а права советских граждан скорее оставались фикцией. По своей реальной роли в общественно-политической жизни советские конституции были в значительной степени идеологическими манифестами.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какую роль в системе власти Московской Руси играли Боярская дума и Земский собор?

2. Когда появились в России первые проекты конституции?

3. Как относилось российское общество к конституционным проектам? За какую «конституцию» выступали солдаты – участники восстания 14 декабря 1825 г.? О чем это говорит?

4. Когда в России были приняты Основные государственные законы? Какое значение они имели?

5. Как изменился характер монархической власти после принятия Основных государственных законов?

6. Какую роль в развитии конституционализма в России сыграл Манифест 17 октября 1905 г.?

7. Дайте характеристику конституций, принятых в СССР и в России после 1917 г.

 

Информация к размышлению

 

Значительный демократический потенциал российских советских конституций во многом не был реализован. Юридическая (основной закон) и фактическая (действительное положение дел в государстве) конституции в России далеко не всегда и не во всем соответствовали друг другу. Это свидетельствовало о фиктивности ряда принципов и норм российских основных законов.

Реализации конституций России советского периода препятствовали различные обстоятельства. Таковыми являлись преграды идеологического порядка… Конституции не обладали непосредственным прямым действием… Юридические средства охраны конституции не обеспечивали эффективной ее защиты, а ее несоблюдения и нарушения не влекли конституционной ответственности, что приводило к игнорированию и неисполнению конституционных норм (Я. Богданова, правовед).

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 267.