КАРГОПОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Каргополь – древний русский город, окружённый лесом. С давних времён жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски, некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку. Однако в 1930 году художественный промысел пришёл в упадок. Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У.И. Бабкина, именно её изделиям свойственны лучшие черты народной игрушки. В 1967 году были вновь созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться строгой. В цветовую гамму росписи входят чёрный, тёмно-зелёный и коричневый цвета. Среди игрушек много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. В основном это бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции – танцующие фигуры, весёлые тройки с седоками в санях и т.д. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку.

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, у них удлинённое туловище, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Звери изображаются толстоногими и порой динамичными, например, медведь стоит на задних лапах – момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть, утка с распростёртыми крыльями и т. д. В последнее время для оживления игрушек мастера вносят в роспись жёлтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, ёлочек, точек и полос. Лепят игрушки по частям, места соединения деталей тщательно сглаживают. Изделия сушат, обжигают в печи и расписывают темперными красками. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин. У каждого свой почерк лепки и росписи, однако, в основе всех игрушек лежат старые народные традиции.

 

 

Практическая работа № 24

Тема 5.5. Хохломская роспись деревянной посуды.

Задание: Роспись шаблона по мотивам Хохломы

Материал: Гуашь. Размер А-4 бумаги желтого цвета.

Цели:

1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие

2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при составлении орнамента в круге.

3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении тарелки, передавая

характерные черты и своеобразие росписи в цвете.

Методические рекомендации по практической работе:

1. Рассмотрите изделие Хохломы в подлинниках и в альбомах;

2. Определите принцип построения орнамента в круге: с повтором раппорта или в свободном ритме;

3. Определите приём письма;

4. Вырежьте контур круга из жёлтой, красной или черной бумаги Æ15-20 см;

5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом;

6. Чёрной или красной краской выполните основные элементы орнамента;

7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполните прорисовку;

8. Украсьте края контура;

9. Проанализируйте работу.

Основные элементы хохломской росписи:

 узоры: травки, ягодки, сказочные цветы, рыбы и птицы, называемых “травкой” и “кудрина”.

 

Элементы росписи:

осочки

                                       

 

завиток

                                 

капельки

 

                                   

 

Кустики

 

 

 

 

Практическая работа № 25

Тема 5.6. Городецкие деревянные изделия.

Задание: Роспись шаблона по мотивам городецкой росписи.

Материал: гуашь. Формат А- 4, плоский контур предмета

Цели:

1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие

2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при нанесении ее на плоский контур.

3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении, передавая характерные черты и своеобразие росписи.

Методические рекомендации по практической работе:

1. 1.Рассмотрите Городецкие изделие в подлинниках или на фотографиях;

2. Определите принцип построения орнамента на предметах: оформление края ободка, узкого места;

3. Определите приём письма для наиболее широкого места предмета;

4. Вырежьте контур предмета (разделочной доски, панно, Коня-каталки или др. на выбор ) из простой бумаги складывание пополам. Разверните и переведите его на лист основной бумаги

5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом;

6. Краской выполните основные элементы орнамента;

7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполните прорисовку;

8. Украсьте края контура орнаментом тонкой кистью.

9. Проанализируйте работу.

Знаменитый народный промысел Нижегородского края - городецкая роспись по дереву - получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке узоле близ Городца. Большинство жителей этих мест с давних времен слыли искусными ремесленниками. Край, богатый лесными угодьями, давал дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и ложек до колыбелей и прялок, украшенных легкой и прозрачной росписью. Многие хозяйки по окончании работы вешали расписное донце прялки на стену вместо картины. Городецкую роспись трудно спутать с какой-нибудь другой. Для нее характерны пышные гирлянды, букеты цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки, а также сюжетные рисунки: прогулки кавалеров с дамами, лихие всадники, гарцующие на конях, процесс чаепития в богатых интерьерах, пряхи за работой, охотники в лесу и другие бытовые сценки. Раньше городецкую роспись делали яичными красками с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов, которые наносили на предмет большими цветовыми пятнами, без предваритель ного контура. В наши дни мастера используют масляную краску, цветовая гамма стала шире, но технология росписи, образы и мотивы остались такими же, как и много лет тому назад. Современные художники расписывают декоративные панно, ларцы, шкатулки, шкафчики, полочки и разделочные доски для кухни, игрушки и детскую мебель.

 

 

Практическая работа № 26

Тема 5.7. Керамика. Искусство гжели.

Задание: Выполнение росписи по мотивам Гжели.

Материал: синяя гуашь. Формат А- 4, плоский контур предмета

Цели:

1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие

2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при нанесении ее на плоский

контур.

3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении, передавая характерные

черты и своеобразие росписи.

Методические рекомендации по практической работе:

1.Рассмотрите изделие Гжели в подлинниках или на фотографиях;

2. Определите принцип построения геометрического орнамента на предметах: оформление края,ободка, узкого места;

3. Определите приём письма для наиболее широкого места предмета;

4. Вырежьте контур предмета (кружки,, чашки, сахарницы, сливочника, чайника или др. на выбор ) из простой бумаги складывание пополам. Разверните и переведите его на лист основной бумаги

5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом;

6. Синей краской выполните основные элементы орнамента;

7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполнить прорисовку;

8. Украсьте края контура геометрическим орнаментом тонкой кистью.

9. Проанализируйте работу.

Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.
Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами,.. "которой нигде не видал я белизною превосходнее". С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды.

                     Приёмы росписи:
 «мазок на одну сторону» или «мазок с тенью».Линии: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.

Словарик на доске:

Керамика – глиняная посуда. ( произошло от греческого слова “керамос” – глина).

Майолика –(итал. maiolica), вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись – по непрозрачной глазури.

Фаянсовая посуда – изделия из белой глины.

Фарфор – тонкий, звучащий – делают из высшего сорта белой глины.



Раздаточный материал.

Глоссарий:

АКВАРЕЛЬ - (франц. aquarelle, от лат. aqua - вода), краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета

АЛЛЕГОРИЯ — изображение отвлеченных понятий через ассоциативно близкие конкретные образы, существа и предметы, обычно наделяются поясняющими их содержание атрибутами.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ — связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.

АППЛИКАЦИЯ (от лат. applicatio - прикладывание), создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

БАТАЛЬНЫЙ — посвященный изображению войны и военной жизни. В произведениях батального жанра главное место занимают сцены сражений и военных походов современности или прошлого.

БЫТОВОЙ — связанный с изображением повседневной частной и общественной жизни человека.

БЮСТ – скульптурное произведение, которое изображает человеческую голову и верхнюю часть тела, но без рук.

БУМАГА (от итал. bambagia - хлопок), материал преимущественно из растительных волокон. Впервые получена во 2 в. в Китае. С 19 в. изготовляется главным образом из древесины. Известно св. 600 видов

бумаги. Характеризуется массой 1 кв. м (4-250 г), толщиной (4-400 мкм), механическими свойствами, цветом, белизной, гладкостью, впитывающей способностью и т. д

ВАЗОПИСЬ — декоративная роспись керамических сосудов, выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом.

ГРАВИРОВАНИЕ— вырезание изображений, орнаментов, надписей на поверхности твердых материалов (металла, дерева, камня, стекла, линолеума, пластиков) резцами и другими инструментами; может создавать как углубленный, так и выпуклый рисунок.

ГРАВЮРА — раздел графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования. Разновидностями гравюры являются акватинта, ксилография, литография, офорт, политипаж, резерваж.

ГУАШЬ - (франц. gouache), краски, растертые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шелку и др., дает непрозрачный слой.

ДЕТАЛЬ — значащая подробность, характеризующая героя или среду бытия, может быть исполнена символического смысла.

ЖАНР — в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

ЗАМЫСЕЛ — целостное представление художника об основных чертах содержания и формы художественного произведения до начала практической работы над ним.

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — мысль, концепция художника, выражающая его отношение к миру и человеку.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - раздел пластических искусств, выросших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: живопись, скульптура, графика.

ИНСТРУМЕНТ - (от лат. instrumentum - орудие), орудие человеческого труда или исполнительный механизм машины. Различают инструменты: ручной, станочный и механизирированный (ручные машины). Инструментами называют также приборы, устройства, приспособления, применяемые для измерений и других операций, в медицине и ветеринарии для хирургических операций, музыкальные инструменты и т.п.

КОЛЛАЖ — техника создания картины, при которой используются детали из плоских и объемных материалов.

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА — один из двух основных видов скульптуры.

ЛАК — раствор бесцветных природных смол в высыхающих растительных маслах, скипидаре и др., на разных этапах создания произведения используемый художником.

ЛЕПКА — процесс создания скульптурного произведения из пластически податливого материала — глины, пластилина, воска.

КЛЕЙ - композиции на основе веществ, способных соединять (склеивать) материалы. Действие клея основано на образовании между ними и склеиваемыми материалами адгезионной связи (см. Адгезия). Для органических клеев из синтетических полимеров (напр., полиэфирных, эпоксидных, феноло-формальдегидных смол) характерны высокая прочность склеивания и стойкость в различных средах. Клеи из природных полимеров (напр., коллагена, альбумина, камедей, крахмала) отличаются невысокой устойчивостью к действию воды и микроорганизмов. К неорганическим клеям относятся керамические, силикатные и др. Клеи могут быть жидкими (напр., растворы, эмульсии) и твердыми (пленки, порошки, прутки); последние расплавляют перед употреблением или наносят на нагретые поверхности.

МАКЕТ - (франц. maquette),1) в архитектуре - объемно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного комплекса, ансамбля, выполненное в уменьшенном масштабе.2) В театре - модель будущего оформления спектакля, определяющая его пространственно-декорационное решение.

МАНЕРА — совокупность индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника.

МАСТЕРСКАЯ— 1) помещение для работы художника; 2) состав учеников, занимающихся у одного художника.

МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА — самый распространенный вид скульптуры, отличается малыми размерами.

МИНИАТЮРА — художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ — посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы.

МОДЕЛИРОВКА — выявление объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира в произведении искусства посредством светотеневых градаций (в живописи, графике) или пластической обработки трехмерных форм (в скульптуре).

МОДЕЛЬ — МОДЕЛЬ (лат. modulus - мера, образец),1) образец (эталон, стандарт) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции; тип, марка изделия.2) Изделие (из легкообрабатываемого материала), с которого снимается форма для воспроизведения (напр., посредством литья) в другом материале; разновидности таких моделей - лекала, шаблоны, плазы.3) Позирующий художнику натурщик или изображаемые предметы (''натура'').4) Устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо др. (''моделируемого'') устройства в научных, производственных (при испытаниях) или спортивных (см. Моделизм спортивный) целях.5) В широком смысле - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления (''оригинала'' данной модели), используемый в качестве его ''заместителя'', ''представителя'' (см. Моделирование).6) В математике и логике - моделью какой-либо системы аксиом называют любую совокупность (абстрактных) объектов, свойства которых и отношения между которыми удовлетворяют данным аксиомам, служащим тем самым совместным (неявным) определением такой совокупности.7) Модель в языкознании - абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы (фонологической, грамматической и т. п.), представление самых общих характеристик какого-либо языкового явления; общая схема описания системы языка или какой-либо его подсистемы

МОДЕЛИРОВАНИЕ - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование – одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).

МОДЕРНИЗМ –направление в искусстве конца 19- начало 20 века

МОЗАИКА — разновидность монументальной живописи; изображения и орнамент составляются из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней и стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА — род скульптуры, первоначально имевший культовое, затем мемориальное назначение, памятники, мемориальные ансамбли, монументы, статуи, бюсты, рельефы, рассчитанные на восприятие с больших расстояний.

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА — оформляет фасады и интерьеры зданий, композицию мостов, триумфальных арок, фонтанов, беседок и др.

МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ — качество произведений искусства, достигаемое высокой мерой художественного обобщения, придающей им величие, общественную значимость.

МОТИВ — элемент художественного произведения как носитель определенного характера, образа, содержания.

НАПРАВЛЕНИЕ в искусстве — эстетическая категория, обозначающая принципиальную общность художественных явлений на протяжении длительного времени.

НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ — знаки или изображения, выполненные древними людьми на скалах, в пещерах, на отдельных камнях. Их разновидности — петроглифы, писаницы.

НАСЛЕДИЕ — произведения искусства прошлых эпох, изучение и критическое освоение которых служат исходным пунктом для дальнейшего развития искусства.

НАТУРА — предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.

НАТУРЩИК, натурщица — модель, позирующая художнику; профессиональное занятие.

НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

НАТЮРМОРТ – один из жанров изобразительного искусства, где изображаются окружающие человека вещи – предметы быта, снедь, цветы, плоды и т.п.

НЮ — жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному телу, его художественной интерпретации.

НЮ – изображение обнаженного тела.

ОБРАЗ художественный — способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов; результат художественного обобщения.

ОРИГИНАЛ — 1) подлинное художественное произведение; 2) образец для копии.

ОРНАМЕНТ — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов. Видами орнамента являются гротески, меандр, арабеска и др. Широко распространены орнаментальные ленты, розетты, сетчатые орнаменты.

ОСНОВА — материал, на который наносятся грунт и красочный слой живописи: дерево, холст, металл, картон, бумага, стекло, линолеум и др.

ОТКРЫТКА- 1) Почтовая карточка для открытого письма; почтовая карточка с каким-л. изображением. 2) разг. Фотокарточка такого формата.

ПАННО — 1) живописное произведение, декоративного назначения, постоянно прикрепленное к стене архитектурного интерьера; 2) часть стены, выделенная обрамлением и заполненная живописью или рельефом.

ПАНОРАМА — синтетический вил искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.

ПАСПАРТУ — лист бумаги, картона, оргалита и т. п. с вырезанным в его середине отверстием, создающий обрамление рисунка, акварели или гравюры.

ПЕЙЗАЖ – 1. Общий вид какой-либо местности, картина природы; 2. Рисунок, картина, изображающая природу, какой-либо вид. Важным моментом является избранный естественный или сочиненный природой мотив, который становится героем произведения. Пейзаж может содержать мотивы сельской природы, городской жизни, индустриальные, техногенные.

ПЕЙЗАЖ — изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурно-городской, индустриальный пейзаж, ведуту, марину (изображает море), исторический, фантастический (футурологический), лирический, эпический пейзаж.

ПЕРСПЕКТИВА — системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя.

ПИНАКОТЕКА — хранилище произведений искусства.

ПЛАСТИКА — 1) то же, что скульптура; 2) определение объемно- пространственных достоинств скульптурных произведений.

ПЛЕНЭР — живопись на открытом воздухе; отражение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях.

ПЛЕТЕНИЕ- 1) Процесс действия по знач. глаг.: плести. 2) а) То, что сплетено. б) Место переплетения. 3) Определенный вид переплетения в сплетенном изделии

ПОДДЕЛКА — произведение искусства, созданное с целью выдать его за ценное произведение прошлой эпохи или известного мастера.

ПОДЛИННИК — 1) оригинальное художественное произведение; 2) в иконописи — сборник образцовых рисунков (прорисей) или подробных наставлений иконописцу

ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ — имитация особенностей искусства ранее работавшего художника, стиля или направления в искусстве прошлого.

ПОЛИПТИХ — 1) несколько картин, связанных замыслом, единством композиционного и цветового строя; 2) складень из пяти и более частей с рельефными или живописными изображениями.

ПРОПОРЦИЯ — соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом.

ПРОФИЛЬ — в изображении боковое положение головы, фигуры в целом, предмета; в узком смысле слова — внешний контур лица при боковой точке зрения.

ПРОЕКТ - (от лат. projectus, букв. - брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

РАКУРС — сокращение реальных или изображаемых фигур, предметов по законам перспективы в соответствии с выбранной точкой зрения.

РЕЛЬЕФ — один из видов скульптуры; его объемные формы располагаются на плоскости и ориентируются на нее; может углубляться в плоскость фона — углубленный рельеф (его разновидности — контррельеф и койланоглиф) и выступать над нею — выпуклый рельеф (барельеф и горельеф).

РЕПЛИКА — копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами и второстепенными деталями, выполненная автором, при его участии и пол его наблюдением.

РЕСТАВРАЦИЯ — укрепление и восстановление поврежденных произведений искусства.

РИТМ — чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой; один из главных законов пластических искусств.

СИГНАТУРА — подпись художника на картине

СКУЛЬПТУРА — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещаются в реальном пространстве.

СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ, мелкая пластика — небольшие фигурки: статуэтки, игрушки.

СЛЕПОК — точная копия скульптурного оригинала, выполненная механическим способом посредством холодной отливки, обычно из гипса.

СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО — произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямых утилитарных функций и не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной неотъемлемой части.

СТАНОК скульптурный — приспособление для работы скульптора; представляет собой треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которой располагается создаваемое произведение круглой скульптуры.

СТИЛЬ — устойчивое единство художественной образной системы выразительных средств искусства.

СТУДИЯ — 1) помещение (мастерская, ателье) для работы художника, я подготовки живописцев и скульпторов.

ТЕМА — в изобразительном искусстве объект художественного изображения, круг жизненных явлений, проблем, идей, положенных в основу художественного произведения.

ТЕХНИКА — совокупность навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

ТЕХНОЛОГИЯ - (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и ...логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.

ТРАДИЦИЯ - (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни

ТРАФАРЕТ — приспособление для переноса изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение одного и того же мотива: пластина с отверстиями, через которые красящая масса наносится на материал.

ТУШЬ — черная краска, не теряющая интенсивности тона со временем.

ФАКТУРА — характер поверхности художественного произведения, ее обработки.

ФАС – вид спереди.

ФОРМА — предназначенный для отливки копий, слепков, скульптур ихобъемный оттиск, обычно изготовляемый из гипса.

ФРАГМЕНТ — элемент картины.

ФРЕСКА — живопись по сырой штукатурке водяными красками.

ХУДОЖНИК — 1) творческая личность, искусник, мастер; 2) человек,профессионально работающий в области изобразительных искусств.

ШАБЛОН - (от нем. Schablone - образец, модель), 1) пластина с вырезами, очертания которых соответствуют контуру изделия и т. п. 2) Чертеж детали (архитектурной, строительной), выполненный в натуральную величину. 3) В переносном смысле - образец, штамп, которому слепо подражают.

(Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля -

"ШАБЛОН"- м. франц. трафаретка, патрон, лекало или кружало: вырезной образец узора и вообще гнутых обводов. Шаблончик на карниз. Шаблон, для кладки свода, для шахтной или иной печи. Отливка вещей по шаблону. Шаблонный чертеж, лекальный, во всю величину вещи. - камень, притесанный по шаблону. Шаблонщик, кто чертит, делает, режет шаблоны на карнизы, или сколачивает их по лекалу на своды, на отливку и пр.)

ШАРЖ — разновидность карикатуры, юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены и подчеркнуты характерные черты человека.

ШЕДЕВР — высшее достижение искусства, мастерства.

ЭКСКУРСИЯ - (от лат. excursio - поездка), коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно- просветительскими целями; часто сочетается с туризмом.

ЭКСПРЕССИЯ — выразительность произведения.__

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

· Методика формирования графических навыков у детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет.

· Ознакомление детей дошкольного возраста с основами живописи (графика, скульптура, архитектура) как средство развития изобразительного творчества.

· Взаимосвязь различных видов искусств в формировании творческой личности детей дошкольного возраста.

· Использование образцов народной глиняной игрушки разных областей России на занятиях по рисованию (по лепке) с детьми 3-4, 4-5 и 5-6 лет как средство развития изобразительных способностей детей.

· Методика ознакомления дошкольников с творчеством художников (И.И.Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель).

· Развитие восприятия на занятиях по рисованию с детьми 5-6 и 6-7 лет.

· Формирование технических умений на занятиях по аппликации (конструированию) с детьми старшего дошкольного возраста.

· Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.

· Методика использования образцов текстильной орнаментовки (кружева, вышивка, ткачество, набивки и др.) на занятиях рисованием и аппликацией в дошкольных учреждениях.

· Формирование композиционных умений дошкольников в процессе создания коллективных работ.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

· Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет в процессе обучения технике рисования акварелью (гуашью, графическими материалами).

· Занимательные занятия с различными изобразительными материалами как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста.

· Использование нетрадиционных техник в рисовании графическими (живописными) материалами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

· Развитие творческого мышления детей 4-5 и 5-6 лет на занятиях по конструированию.

· Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

· Использование рисуночных тестов в диагностике готовности детей к обучению в школе.

· Методика обучения детей дошкольного возраста простейшим приемам стилизации, составления узоров и орнаментальных композиций как средство развития изобразительного творчества.

· Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста в процессе изобразительной (конструкторской) деятельности.

· Развитие воображений детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования (лепки, аппликации).

· Педагогическое и художественное творчество воспитателя дошкольного учреждения как средство развития творческих способностей детей.

· Влияние занятий по ознакомлению с архитектурой на занятие конструктивного творчества детей дошкольного возраста.

· Новые программы и технологии по развитию художественно-изобразительного и конструкторского творчества для дошкольных учреждений.

· Развитие творческого мышления на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов.

· Ознакомление детей дошкольного возраста с 54 творчеством художников-иллюстраторов как средство развития содержания сюжетных композиций.

Культура педагогического труда на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

Основные источники

1.Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчествоа: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 352с.

2.Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, М.: ТЦ Сфера, 20013.

Дополнительные источники:

1. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет: Конспекты занятий –М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 56 с.

2.Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДУ – С-Пб.: Детство-Пресс, 2012.Дополнительные источники (для студентов)

3. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.: Мозаика-Синтез 2010. – 304 с.

4. .Швайко Т.В. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты- М.: ВЛАДОС, 2005. – 144 с.

5. Пятакова О.А. Материалы к курсу « Практикум по художественному труду и конструированию». Ногинский филиал МГОУ, 2012

6. Серебрякова Л.Г. Актуальные проблемы изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями. Развитие творчества и воображения средствами нетрадиционных техник рисования. Ногинский филиал МГОУ, 2013

Интернет-ресурсы

1. http://ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml (республиканский портал «Профессиональное образование»

 2. http://metodsovet.su/dir/musik/ (Методический портал) 3. http:// standart/edu/ru//cataloq/aspx? Catalogld=223. (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»).

4. http://www:shool/tdu/ru - Российский образовательный портал.

5. http://www:pt dlib/ru- библиотека.

6. http://www:/nfer -pedagogika/ru - сайт создан для преподавателей, родителей и студентов

Дата: 2018-12-21, просмотров: 638.