ПМ.02. «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ

 

 

ПМ.02. «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ»

МДК.02.04.  «ПРАКТИКУМ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

 

Подготовила

преподаватель ГПОУ «Шахтёрский

педагогический колледж»

Драгомерецкая Татьяна Сергеевна

 

 

г.Шахтёрск

2016

 

Перечень практических работ

Для проведения текущего контроля

МДК.02.04. « Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству »

44.02.01. «Дошкольное образование»

Перечень работ

12. Рисование пальчиками, ладошками, восковыми мелками,  кляксография, монотипия и выдувание из трубочки ( на пяти листах)

13. Рисование кленового листа или бабочки ( на одном листе)

14. Рисование яблок в технике «гризайль» и «лессировка» ( на одном листе)

15. Рисование цветового круга по Гете ( на одном листе)

16. Рисование деревьев и пейзажей (зимнего, космического и морского) 3+3

17. Рисование городских и домашних птиц ( на одном листе)

18. Рисование животных (домашних, диких и экзотических) (3)

19. Рисование мамы с ребенком и написание портрета человека ( на одном листе)

20. Рисование разных типов орнамента (ленточного, сетчатого, замкнутого в круг и в квадрат) ( 4 штуки на одном листе бумаги)

21. Рисование мамы с ребенком в русском народном костюме ( на одном листе)

22. Роспись шаблона матрешки по мотивам Полхов-Майдана. ( на одном листе)

23. Роспись шаблонов по мотивам Дымковской, Каргопольской и Филимоновской глиняной игрушки.(три игрушки на трех листах)

24. Роспись шаблона по мотивам Хохломы ( на одном листе)

25. Роспись шаблона по мотивам городецкой росписи ( на одном листе)

26. Выполнение росписи по мотивам Гжели ( на одном листе)

27. Лепка декоративной пластины и посуды.

28. Лепка диких, домашних птиц и животных

29. Лепка деда Мороза и лыжника.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С КОММЕНТАРИЯМИ ПО ЕГО ОСВОЕНИЮ

Тема 4.1. Нетрадиционная техника рисования

Задание: Рисование пальчиками, ладошками, восковыми мелками + акварель,  кляксография, монотипия и выдувание из трубочки.

Цели:

1) познакомить с приемами нетрадиционного рисования на примере выполнения работ в нетрадиционной технике

2) Знать особенности выполнения разных техник

3) Уметь выполнять творческие задания, используя разные материалы и инструменты 

Кляксография

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.

Методические рекомендации по практической работе:

  • Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.
  • Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.
  • Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.
  • Раскрыть лист и посмотреть, что получилось
  • Проделать ту же самую операцию с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.
  • Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали.

Монотипия

Термин монотипия означает одноразовую печать. С одного образца может быть сделан один отпечаток. Таким образом, каждый рисунок получается уникальным.

Материалы: стекло, пластик или клеенка, гуашь или акварель, мыло, губка или кисть, бумага.

Ход работы:

 1. Нанесите краску на поверхность стекла, пластика или клеенки. Можно развести краску с мылом и наносить круговыми движениями.

2. Накладываете лист бумаги на накатанную краской поверхность.

3. Прижимаете и разглаживаете ее руками.

4. Плавно снимаете лист. Всмотритесь, увидев какой-то образ, можно слегка доработать оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Техника «выдувания»

Метод выдувания ртом и соломинкой позволяет в известной степени контролировать получаемые результаты. Очень важно подождать, пока не высохнет один тон, прежде чем наносить второй, если не хотите их смешивать. Эффект пятен может быть получен с помощью фена. В рисовании пейзажей в данной технике можно рисовать старые или сухие деревья, направляя поток воздуха из трубочки в нужном направлении.

Материалы: тушь или акварель, бумага, трубочка или соломинка, вода.

 Методические рекомендации по практической работе:

 1. Выжимайте краску с кисти на бумагу, пока не получите каплю желаемого размера.

2. Дуньте через соломинку на сгусток краски, чтобы распылять ее во всех направлениях

 

        

Практическая работа № 13.

Тема 4.2. Изображение предметов плоской и объемной формы.

Задание: Рисование кленового листа или бабочки. 

Материалы и оборудование. Белый лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, кленовый лист различной формы.

Цель: Строить линейный рисунок, передавая характерные особенности формы изображаемого предмета.

Методические рекомендации по практической работе:

Сначала необходимо изучить натуру: рассмотреть форму листа (бабочки) - простая или сложная, расположение прожилок, от которых зависит форма, наличие некоторых деталей у данного предмета – зубчики по краю, вырезы и т.п. Сравнить один листок (бабочку) с другими, найти сходство и различие между ними.

Натура располагается в том положении, в каком хотелось бы её изобразить. Натуру плоской формой легче рисовать, если она находится перед рисующим на бумаге, соответствующей по цвету и размерам тому листу, на котором будет дано изображение.

Рисование должно идти по этапам, которые определяют последовательность рисунка. Прежде, всего уточняется расположение листа (бабочки) на плоскости бумаги, т.е. находится направление основной прожилки, идущей от черенка (у бабочки - положение туловища). На этом же этапе определяется основная форма с учётом пропорционального соотношения ширины и длины.

Следующим этапом работы выявляется форма крупных частей, уточняются особенности простой формы (округлая, вытянутая, стреловидная и т.п.) или сложной, в соответствии с направлением основных прожилок листа.

Затем изображаются мелкие детали: зубцы, форма черенка и др. В конце работы над рисунком наносится штриховка, которая передаёт цветовые оттенки, зависящие от краски данного предмета или от изгибов его поверхности.

В такой же последовательности изображается другой листок (бабочка), имеющий другую форму.

На данном занятии можно освоить также технику рисунка цветными карандашами. В этом случаи после построения рисунка начинается его штриховка соответствующим цветом, начиная с самых светлых оттенков. При этом следует использовать различные приёмы штриховки (см.цвет.табл.3).

Задание на дом. Составить методическую разработку к рисунку, сделанному на занятии в колледже, которая должна включать этапы работы над рисунком. Последовательность построения методической разработки даётся на рисунке..

 

 

Практическая работа № 14.

Тема 4.3. Изображение предметов плоской и объемной формы.

Задание: Рисование яблок в технике «гризайль» и «лессировка».

Материалы: Фрукты (натуральные или муляжи), акварель (один набор на двух студентов), бумага белая шероховатая.

Цель: Закреплять умение рисовать с одной точки зрения, передавая объём, композиционное расположение, цветовые отношения. Уточнять знания по цветоведению.

Методические рекомендации по практической работе:

Приступаем к заполнению или компоновке листа бумаги формата А4. На этом занятии мы выполним два этюда. Разместим их на одном листе, поэтому разделим лист вертикально пополам и выполним два одинаковых рисунка предметов постановки. Сначала остро отточенным карандашом ТМ выполняем подготовительный рисунок. Располагая изображение на листе, выявляем пропорции предмета. Строим форму предмета в соответствии с законами линейной перспективы. Для выполнения рисунка в технике гризайль освещаем постановку с одной стороны сильным источником света, например одной лампой, создавая контрастное освещение. Тонкими линиями четко обрисовываем контуры всех форм и границы основных теней постановки. Пользоваться резинкой при выполнении рисунка в технике гризайль не следует, так как она повреждает поверхность бумаги.

На следующей стадии работы определяем тоновые отношения рисунка, светотеневой масштаб. Весь рисунок покрываем слабым тоном, не трогая лишь сильно освещенные места - блики. Тем же самым тоном проходим по тональной шкале. После этого краска должна высохнуть.

Для рисования кистью нужно развести акварель в трех ячейках: для слабого, среднего и темного тонов в таком количестве, чтобы хватило на выполнение всего рисунка. Промежуточные тона получают, разбавляя полученные растворы водой или добавляя в них краску. Прежде чем наносить тон на рисунок, надо нанести его на палитру из той же бумаги.

Покрываем рисунок тоном, соответствующему свету, средним тоном, соответствующим полутонам изображения. Уточняем форму предмета, даем рисунку высохнуть и снова покрываем его темным тоном. Темный тон наносим там, где находятся собственные и падающие тени. Собственные и падающие тени на границах с другими, более светлыми, поверхностями темнеют. На переднем плане светотеневые отношения выступают резче, контрастнее. На дальнем плане все светотеневые отношения становятся мягче, воздушнее.

На последнем этапе работы прокладываем самые темные, но не черные, не глухие глубокие тени, выявляем форму, подчеркиваем контрастность, уточняем интенсивность отдельных мест, выявляем блик, сравниваем изображение с натурой.

Во второй половине листа выполним нашу постановку в технике «мазок». Мазком мы будем называть однородное по тону и цвету пятно размером не больше чем две величины волосяной части кисти.

При работе над заданием будем соблюдать некоторые ограничения.
1. Мазок не должен быть сухим - в нем не должно оставаться по ходу движения кисти полос незакрашенной бумаги. Но, если на кисти слишком много воды, краска стекает вниз по бумаге ручейками. Краска должна ложиться прозрачно даже в самых темных местах, бумага должна просвечивать сквозь краску.

2. Пока мазок не высох, мы не кладем мазков рядом с ним - мазки не должны сливаться в сыром виде.

3. Мазок после того как его положили нельзя перекрашивать. Стараемся сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков.

4. Первый мазок кладем по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон натюрморта.
5. Сначала работаем в середине рисунка, там где соседствует наибольшее число тоновых отношений, и постепенно приходим к краям изображения. Когда мы сделаем первую проходку, в которой ни один мазок не кладется вплотную к другому, возвращаемся опять к середине листа. Теперь мазки второй проходки кладем вплотную к высохшим мазкам первой. С каждой проходкой белой бумаги между мазками остается все меньше, пока все пространство рисунка не окажется покрыто мазками краски.

 

 



Практическая работа № 15

Тема 4.4. Основы цветоведения.

Задание: Рисование цветового круга по Гете.

Материал: гуашь. Формат А- 4.

Цели:

1) Изучить основные этапы цветового смешения

2) Знать производные оттенки основных цветов и малонасыщенные цвета

3) Уметь выполнять цветовые переходы.

Методические рекомендации по практической работе:

Упражнение №1. “Цветовой круг”:

1. Выполните рисунок круга, разделив его на 12 частей через центр.

2. Закрасьте в основные цвета - красный, жёлтый и синий - каждое четвёртое деление круга.

3. Получите оттенки основных цветов, например красного и жёлтого: красно-оранжевый, оранжевый, жёлто-оранжевый.

4. Закрасьте оставшиеся части круга, составляя оттенки в последовательный переход от одного основного цвета к другому.

5. В цветном круге определите тёплые и холодные цвета.

6. Среди холодных цветов определите оттенки тёплого и холодного тонов.

7. Среди тёплых цветов определите оттенки тёплого и холодного тонов.

Упражнение №2. “Насыщенность цвета”:

1. Выполните рисунок таблицы, разделив её по горизонтали на 12 частей, а по вертикали на 7 частей.

2. Закрасьте деление 4 по вертикали цветами и оттенками, взятыми из цветного круга (упражнение

№1) , расположив их последовательно один под другим.

3. Заполните таблицу малонасыщенными затемнёнными и осветлёнными оттенками цветов,

полученных в цветовом круге:

- в делениях 3,2,1 таблицы в цвет деления 4 добавить чёрную краску, увеличивая её количество к

делению 1;

- в делениях 5,6,7 таблицы в цвет деления 4 добавить белила, увеличивая их количество к делению 7.

На рисунке приведен круг естественных цветов по Гете со следующими обозначениями цветов:

  • основные цвета: К — красный; Ж — желтый, С — синий;
  • смешанные цвета первого порядка: Ф — фиолетовый, О — оранжевый, З — зеленый;
  • смешанные цвета второго порядка: КО — красно­оранжевый, ЖО — желто­оранжевый, ЖЗ — желто­зеленый, — сине­зеленый,СФ — сине­фиолетовый, КФ — красно­фиолетовый.

Используя этот колориметрический круг, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • контрастные гармоничные сочетания дают цвета, лежащие напротив друг друга (те цвета, которые соединяются линией, проходящей через центр круга), например К­З или Ф­Ж;
  • сочетания цветов, расположенных по углам основного или перевернутого треугольника, менее гармоничны, но допустимы, например С­Ж или О­З;
  • гармоничные сочетания из двух, трех или четырех цветов, расположеных на круге под углом 90°, например СФ­З или ЖО­З­К.

 

Практическая работа № 16

Тема 4.5. Живописное изображение пейзажа.

Задание: Рисование деревьев и пейзажей (зимнего, космического и морского).

Цели:

1) Изучить построение основных элементов разных деревьев.

2) Знать последовательность работы над пейзажем.

3) Уметь выполнять рисунки пейзажей разными материалами.

Рисование дуба и яблони.

Материал: акварельные краски, гуашь восковые карандаши, бумага, вода, палитра. Акварельная бумага формата А- 4.

Методические рекомендации по практической работе:

1. Предлагается выполнить изображение 2 деревьев на одном листе акварельной бумаги, используя формат А 4.

 2. Внимательно проанализируйте размеры, характер и пропорции отдельных деревьев. Помните, что в основе строения различных растительных объектов лежат простые геометрические формы (шар, конус, призма, пирамида и др.) поэтому построение изображений производят по тем же законам, что и рисунки геометрических тел.

3. Гуашью нарисуйте ствол дуба на левой части листа. Затем выполните крону дерева сухой кистью из щетины приемом «Тычок».

4. Тонкой кисть нарисуйте фактуру коры дуба.

5. На правой части листа восковыми мелками нарисуйте ствол и ветки яблоньки. Сверху тонких веток нарисуйте белый иней. Решите, где будет проходить линия горизонта и нарисуйте ее голубым цветом.

6. Возьмите голубую акварель и запишите небо до линии горизонта. Помните закон воздушной перспективы «Чем ближе к линии горизонта, тем краски светлее, кроме моря»       

                  

Рисование березы.

Материал: тонированная бумага или зеленая обложка с тонкой тетради, гуашь, кисти.

Методические рекомендации по практической работе:

1. Рассмотрите изображения березы, выполненные художниками.

2. При изображении березы рекомендуется использовать тонированную бумагу и гуашь.

3. На плоскости листа бумаги нарисуйте белой краской ствол и ветви березы. От ветвей нарисуйте тонкие ветки спадающие вниз.

4. Используя голубые оттенки, передайте тень на стволе дерева.

5. Нарисуйте листья березы нужного цвета при помощи смешивания изумрудного цвета и желтого.

6. Передайте характерные особенности березы, подчеркивая его форму и объем.

7. Проанализируйте работу.

Практическая работа № 17

Тема: Изображение птиц в статике и в движении

Задание: Рисование городских и домашних птиц

Материал: акварельные краски, восковые карандаши, бумага, вода, палитра, карандаш, фломастер. Формат А- 4.

Цели:

1) Изучить изображения птиц, выполненными художниками.

2) Знать строение частей тела птиц.

3) Уметь выполнять рисунки птиц с натуры и по памяти.

Методические рекомендации по практической работе:

1. Рассмотрите рисунки птиц, выполненные художниками..

2. Соблюдая пропорции основных частей тела птицы, нарисуйте в легких линиях

контур туловища и головы. Определите расположение конечностей птицы.

3. При помощи штриха передайте характерные особенности птицы (оперение и

др.), используя тональные переходы.

4. Прорисуйте детали головы.

5. Проанализируйте работу.

                              

 

 

 

Практическая работа № 18

Тема: Рисование животных в статике и в движении

Задание: Рисование домашних, диких и экзотических животных.

Материал: карандаш, фломастер, акварель, гуашь, Формат А- 4.

Цели:

1) Изучить изображения животных, выполненными художниками.

2) Знать строение частей тела животных.

3) Уметь выполнять рисунки животных с натуры и по памяти.

Методические рекомендации по практической работе:

1. Рассмотрите рисунки животных, выполненные художниками, понаблюдайте за своими

домашними животными.

2. Соблюдая пропорции основных частей тела животного, нарисуйте в легких линиях

контур туловища и головы. Определите расположение конечностей животного.

3. При помощи штриха передайте характерные особенности животного (мех и

др.), используя тональные переходы.

4. Прорисуйте детали головы.

                                                                                                                                                                                                                                                                   

р

Практическая работа № 19

Тема: Изображение фигуры человека.

Задание: Рисование мамы с ребенком

Материал:  акварельные краски, гуашь, бумага, вода, палитра. Формат А- 4.

Цели:

1) Изучить пропорции человека.

2) Знать пропорциональное построение фигуры человека

3) Уметь выполнять изображение фигуры взрослого человека и ребенка.

Методические рекомендации по практической работе:

1. Рассмотрите наброски и зарисовки фигуры человека в литературе и а Интернете.

2. Выберите модель, стоящую в неподвижной позе.

3. Схематично постройте фигуру человека. Проведите вертикальную линию и разбейте ее на восемь отрезков. В верхнем делении нарисуйте голову, три следующих отрезка займет туловище, а оставшиеся четыре составляют ноги. Длина рук доходит до середины бедра. Для одетой фигуры необходимо лишь определить пропорции, не вырисовывая покрытые одеждой части тела.2

4. Для рисования мальчика, вертикальную линию (ось) разбейте на 5-6 частей.

5. Легкими линиями карандаша нарисуйте очертания фигуры, проведите осевые линии по направлению движения. Обратите внимание на положение головы по отношению к телу, пропорции фигуры, характер общей формы.

6. Уточните контур, прорисуйте детали, одежду, обозначьте светотень.

7. Проанализируйте работу.

Задание 1. Рисование фигуры человека

Методические рекомендации по выполнению задания

Обратите внимание на выразительность сюжета, на содержание изображаемой сцены, на художественные достоинства картины. Разбираются подробно характерные позы, движения, разница пропорций фигур у детей и взрослых.

Опора тела - это скелет. Он состоит более чем из двухсот костей, которые участвуют в разных движениях.

Чтобы правильно определить размеры отдельных частей тела относительно всего роста человека, нужно изучить основные пропорции. Голова высокого человека в восемь раз меньше его роста, человека среднего роста - в семь раз, у подростков - в шесть.

Ширина плеч в два раза больше ширины головы. Длина ног составляет половину высоты фигуры, а колено расположено посредине ноги. Длина ступни равняется высоте головы. Шея - это четвертая часть общей высоты головы (вместе с шеей). Если руки опущены, то кисть достает до середины бедра.

Формы человеческого тела. Упрощенно можно считать, что голова имеет форму яйца, шея - цилиндра; руки и ноги можно обобщить как цилиндры, а туловище - цилиндр, переходящий в конус, приплюснутый с боков.

В пластике тела основную роль играют мышцы. Их у человека более пятисот. Хорошо развитая мускулатура делает фигуру стройной, красивой.

4. Последовательность работы:

1. Проведите ось, соответствующую высоте фигуры.

2. Определите длину ног, разделив высоту фигуры пополам.

3. Разделив туловище на три части, определите высоту головы вместе с шеей.

4. Верхнюю часть поделите на четыре части: три четверти будут составлять высоту головы, а одна - шею.

5. Нарисуйте плечевую и тазовую оси; помните ,что тазовая ось меньше плечевой.

6. Наметьте колени, разделив длину ног пополам.

7. Определите концы пальцев рук и место локтевых суставов.

8. Нарисуйте линейную схему фигуры (скелет).

9. "Оденьте" скелет в мускулы.

Задание 2. Рисование головы и лица человека.

Методические рекомендации по выполнению задания

Голова похожа на яйцо. Давайте нарисуем овал. Лицо человека симметрично относительно вертикальной оси, которую мысленно можно провести через нос. Это означает, что слева и справа на одинаковом расстоянии от носа находятся глаза, брови, уши, щеки. Рот тоже симметричен.

Заметьте, что если смотреть на голову спереди, то горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно посредине головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столько же места, как и то, что находится ниже их.

 Разделим нижнюю часть овала пополам – получим высоту носа.

 Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка, разделить на две ровные части, то мы точно определим положение края нижней губы.

 А вот ширина глаза должна “укладываться” в ширине лица 5 раз. Обратите внимание, что между глазами “уменьшается” еще один глаз. Это надо помнить, чтобы глаза не “разъехались” в стороны.

 А теперь приступим к рисованию деталей лица.

  1. Сначала изобразим глаза.
    Форма глаз – шар. В верхнем ряду показаны четыре разных положения глаза. В среднем ряду показаны те же положения глаза, закрытого веком. В нижнем ряду – правильное изображение глаза в перспективе.
  2. Выше глаз находятся брови. У всех людей они разные: овальные, треугольные или как крылья.
  3. А вот форма носа напоминает вытянутый треугольник. Посмотрите внимательно на схеме, как рисуется нос.
  4. Губы у всех людей тоже разные: и бантиком, и треугольничком, и пухлые, и тонкие. Но запомните, что уголки губ находятся примерно на уровне зрачков глаз.
  5.  Высоту уха можно сравнить с высотой носа. Величина уха равна расстоянию между линией глаз и линией носа. Сбоку ухо похоже на улитку, а спереди на полуовалы.
  6. Давайте нарисуем уши и волосы.
  7. Рисунок головы готов.

 

      

              

 


Практическая работа № 20

Тема 5.1. Виды и типы орнаментов.

Задание: Рисование разных типов орнамента (ленточного, сетчатого, замкнутого в круг и в квадрат).

Материал: гуашь, акварель, масляная пастель, Формат А- 4.

Цели:

1) Знать приемы цветового решения орнаментальных композиций.

2) Уметь выполнять узор в цвете.

Методические рекомендации по практической работе:

1. Рассмотрите орнаментальные узоры. Обратите внимание на сочетания цветов в орнаменте.

2. Подберите несколько гармоничных оттенков, сочетающихся между собой.

3. На рисунке орнамента последовательно распределите цветовые отношения, выбирая определенную гамму цветов.

4. Повторите цветовые отношения для других раппортов орнамента, образующих узор.

5. Сохраните целостность цветовых сочетаний для узора в полосе и в круге.

6. Проанализируйте работу.

Задание № . Рисование разных видов орнамента.(Ковер-самолет….)

Методические рекомендации по выполнению задания

Принципы построения узора.

Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а так же от размера листа бумаги.

Узор на полосе располагается по линии (фризовое расположение) в различном сочетании элементов:

Повторение одного элемента на протяжении всего орнамента.

Повторение элементов, объединённых общей линией, входящей в узор; чередование элементов по форме или цвету (двух, трёх и более) ; симметричное расположение элементов направо и налево от средней линии (по принципу зеркального отражения) .

Узор на квадрате может располагаться по краю, углам, в центре и заполнять весь квадрат:

По краю особое местоположение имеет кайма и может быть прямой или с поворотами на углах;

На углах квадрата: а) повторение одного рисунка во всех углах;            

 б) одинаковые рисунки в противоположных углах;

в центре: все элементы симметрично располагаются в разные стороны от центра;

по всему квадрату: а) одновременно по краю, в углах и в центре;

б) сетчатый орнамент:

Практическая работа № 21

Тема 5.2. Народный костюм.

Задание: Рисование мамы с ребенком в русском народном костюме.

Материал: гуашь, акварель, масляная пастель, Формат А- 4.

Цели: изучить женский и мужской народный костюм Севера и Юга России

Методические рекомендации по практической работе:

1. Схематично постройте фигуру человека. Проведите вертикальную линию и разбейте ее на восемь отрезков. В верхнем делении нарисуйте голову, три следующих отрезка займет туловище, а оставшиеся четыре составляют ноги. Длина рук доходит до середины бедра. Для одетой фигуры необходимо лишь определить пропорции, не вырисовывая покрытые одеждой части тела.2

2. Нарисуйте сарафан: от плеч идут две короткие лямки к прямому или фигурному вырезу лифа. Под грудью сарафан собран в складки, а к низу он сильно расширяется. Нарисуйте волнистую линию низа, изображая широкие мягкие складки ткани. От линии груди проведите лучеобразно расходящиеся линии складок. По центру и подолу сарафана пустите широкую узорную кайму

3. Теперь нужно нарисовать плечи и пышные рукава рубахи - они могут быть расширены сверху или, наоборот, внизу. Низ рукавов собран на манжету и образует объемный напуск. Другой вариант – широкие трапециевидные рукава, украшенные по низу широкой вышитой каймой. Верхняя часть рубахи, не закрытая сарафаном, тоже украшена солнцевидной вышивкой вокруг шеи.4

4. Нарисуйте традиционную женскую прическу – ровный пробор волос, длинную косу, перекинутую через плечо наперед. Под косой на затылке расположите большой бант – его края видны спереди. А низ косы украсьте расшитым косником.

5.  На голове изобразите красивый высокий кокошник сердцевидной или какой-либо иной формы. Край кокошника можно оформить фестончатой линией. Сбоку на кокошнике, а также по его краю вдоль лба могут идти короткие нитки бисера в виде бахромы. Украсьте кокошник растительным или геометрическим орнаментом, подчеркивающим его форму.6

6. Мужской народный костюм начните рисовать с рубахи, заканчивающейся ниже пояса. Плечи нарисуйте более широкими, мужскими. Рукава рубахи либо чуть расширенные к низу и прямые, либо собраны на манжете в сборку. Изобразите стоячий цилиндрический воротник и застежку на груди, расположенную слева. Обычно оба этих элемента украшены вышивкой или тесьмой.

7. Обязательная и немаловажная деталь мужского костюма – пояс или кушак. Им подпоясывали рубаху на талии. В праздничном варианте кушак богато украшали. Нарисуйте завязанный узлом пояс с двумя свисающими концами.7

8. Далее рисуйте штаны – они широкие, заправлены в высокие сапоги или в тряпичные онучи, обмотанные вокруг голени, а сверху онучей надевались лапти. Онучи нарисуйте перевязанными узким шнурком характерными перекрещивающимися линиями. Штанины образуют над голенищами сапог или онучами небольшой объем – напуск из собранной ткани.8

9. Обуйте изображаемого человека либо в мягкие сапоги с небольшими каблучками либо в плетеные из золотистого лыка лапти. Постарайтесь точно передать плетение, ведь лапти – исконно русская обувь и является одним из самых типичных и узнаваемых элементов народного костюма.9

10. Завершите рисунок изображением круглой прически «под горшок» и головного убора – картуза с узким околышем и украшенного цветком (такой убор характерен для городского костюма) или высокой, чуть сбитой набок шапки.

Раскрасить костюмы можно в самые разнообразные цвета, но с учетом того, что в старину использовались натуральные красители для окрашивания тканей, что не позволяло получать неестественно-яркие и искусственные цвета. Тем не менее костюмы не выглядели блеклыми. Очень популярным был красный цвет в сочетании с зелеными, золотистыми, коричневыми оттенками.
Также использовались ткани с различными набивными рисунками, типичными из которых были: восточный огурец, горох, полоска. Также традиционными считаются белоземельные ситцы (мелкий цветочный рисунок по белому фону).

 

                        


Практическая работа № 22

Тема 5.3. Русская деревянная игрушка. «Топорщина», тарарушки, матрешка.

Задание: Роспись шаблона матрешки по мотивам Полхов-Майдана.

Материал: гуашь. Формат А- 4, плоский контур предмета

Цели:

1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие

2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при нанесении ее на плоский контур.

3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении, передавая характерные черты и своеобразие росписи.

Методические рекомендации по практической работе:

1. 1.Рассмотрите изделия Полхов-Майдана в подлинниках или на фотографиях;

2. Определите принцип построения орнамента на предмета.

3. Определите приём письма для наиболее широкого места предмета;

4. Вырежьте контур матрешки из простой бумаги складывание пополам. Разверните и переведите его на лист основной бумаги

5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом;

6. Краской выполните основные элементы орнамента;

7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполните прорисовку;

8. Украсьте края контура орнаментом тонкой кистью.

9. Проанализируйте работу.

             Практическая работа № 23

Тема 5.4. Русская глиняная игрушка.

Задание: Выполнение росписи шаблонов по мотивам Дымковской, Каргопольской и Филимоновской глиняной игрушки.

Материал: гуашь. Формат А- 4.

Цели:

1) Изучить традиционные образы глиняной игрушки и ее разнообразие

2) Знать построение орнамента, элементы, входящие в узор, ритмическое их расположение.

3) Уметь выполнять узор из элементов росписи на геометрической форме в цвете.

4) Знать общий стиль игрушки и ее росписи.

5) Уметь выполнять плоское изображение игрушки, передавая ее характерные черты и своеобразие росписи в цвете.

Методические рекомендации по практической работе:

1. Рассмотрите игрушки, обратите внимание на своеобразие форм и индивидуальный характер украшающей росписи.

2. Выберите образ и рассмотрите особенности его росписи (3- 4 варианта для сравнения). Определите общие элементы росписи.

3. В легких линиях карандаша нанесите рисунок плоского контура игрушки, сохраняя пропорции фигуры.

4. Выполните цветовое решение, сохраняя традиционный дымковский стиль росписи.

5. Проанализируйте работу.

 

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

 

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами. Промысел зародился в далёком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811г. Автор его – Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике – «Свистопляске», во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором. Глиняными игрушками торговали не только в Вятке. Их продавали на уездных ярмарках и базарах, отправляли в другие губернии. До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали её с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Здесь работают всем известные прославленные мастера А.А. Мазурина, Е.З. Кошкина, З.В. Пенкина, которые, сохраняя старые традиции, создают новые оригинальные игрушки. Народные умельцы работают в благоустроенных светлых мастерских. На полках тесными рядами стоят игрушки, разные по содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Это барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и др.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Способы лепки очень простые. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды (рюши оборки, манжеты, шляпки и др.) лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.

Дымковская игрушка весьма специфична. В её создании и оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего, в статичности, пышности форм и яркости окраски.

 

                   

 

Для работы можете изготовить шаблон игрушки. Очень легко рисуется барыня — круглая голова, туловище, руки «колбаски» и широкая юбка. Затем аккуратно соедините между собой детали наброска. Обратите внимание, что кисти рук у игрушек не прорисовываются, а остаются слегка заостренными. На голове нарисуйте кокошник и большие серьги «капли».2

Затем готовый шаблон аккуратно вырежете. Попробуйте сделать несколько разных шаблонов, с разным положением рук, размером кокошников, пышностью юбок. Используйте для работы плотный картон, так ваш трафарет дольше прослужит.3

Обведите трафарет на листе бумаги, расположенном вертикально. Сильно не нажимая карандашом нарисуйте нужные детали. Отметьте границы кокошника дугой, уточните рисунок сережек. Нарисуйте прическу – чаще всего это коса, скрученная в бублик – она закроет границу кокошника. Наметьте детали лица. Глаза, щеки, рот и нос на таких игрушках обозначаются точками и кружочками разных размеров.4

Теперь переходите к костюму. Наметьте ворот, рукава игрушки. Вырез может быть самым различным и украшен орнаментом. Кофта зачастую бывает одноцветной, без ярких рисунков. Однако на ней могут присутствовать волнистые и прямые линии с точками. Можете украсить ими рукава, середину, край кофты.5

На юбке чаще всего встречается рисунок из стилизованных цветов, а так же клетка и полоска на подоле. Цветы рисуются в виде кругов с сердцевиной в виде небольшого кружочка, в котором рисуются точки, полоски или волнистые линии. Между «цветами» расположите волнистые линии (стебли) и на них обозначьте маленькие кружочки (ягоды). Можете украсить подол юбки клеткой или полосками по вашему усмотрению.6

Приготовьте материалы для работы в цвете. Лучше всего использовать гуашь, тогда рисунок будет ярким. Тело куклы оставьте белым, дымковские игрушки покрывали белой краской всегда. Начните работу сверху рисунка. При работе с гуашью сначала наносите основной цвет – на кокошник, волосы, кофту и юбку. После высыхания перейдите к деталям лица и цветам на юбке. Работайте кистью аккуратно – сначала обрисуйте контур, а затем заполните его. Затем тонкой кистью проработайте точки и линии.


 


Практическая работа № 24

Тема 5.5. Хохломская роспись деревянной посуды.

Задание: Роспись шаблона по мотивам Хохломы

Материал: Гуашь. Размер А-4 бумаги желтого цвета.

Цели:

1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие

2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при составлении орнамента в круге.

3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении тарелки, передавая

характерные черты и своеобразие росписи в цвете.

Методические рекомендации по практической работе:

1. Рассмотрите изделие Хохломы в подлинниках и в альбомах;

2. Определите принцип построения орнамента в круге: с повтором раппорта или в свободном ритме;

3. Определите приём письма;

4. Вырежьте контур круга из жёлтой, красной или черной бумаги Æ15-20 см;

5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом;

6. Чёрной или красной краской выполните основные элементы орнамента;

7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполните прорисовку;

8. Украсьте края контура;

9. Проанализируйте работу.

Основные элементы хохломской росписи:

 узоры: травки, ягодки, сказочные цветы, рыбы и птицы, называемых “травкой” и “кудрина”.

 

Элементы росписи:

осочки

                                       

 

завиток

                                 

капельки

 

                                   

 

Кустики

 

 

 

 

Практическая работа № 25

Тема 5.6. Городецкие деревянные изделия.

Задание: Роспись шаблона по мотивам городецкой росписи.

Материал: гуашь. Формат А- 4, плоский контур предмета

Цели:

1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие

2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при нанесении ее на плоский контур.

3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении, передавая характерные черты и своеобразие росписи.

Методические рекомендации по практической работе:

1. 1.Рассмотрите Городецкие изделие в подлинниках или на фотографиях;

2. Определите принцип построения орнамента на предметах: оформление края ободка, узкого места;

3. Определите приём письма для наиболее широкого места предмета;

4. Вырежьте контур предмета (разделочной доски, панно, Коня-каталки или др. на выбор ) из простой бумаги складывание пополам. Разверните и переведите его на лист основной бумаги

5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом;

6. Краской выполните основные элементы орнамента;

7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполните прорисовку;

8. Украсьте края контура орнаментом тонкой кистью.

9. Проанализируйте работу.

Знаменитый народный промысел Нижегородского края - городецкая роспись по дереву - получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке узоле близ Городца. Большинство жителей этих мест с давних времен слыли искусными ремесленниками. Край, богатый лесными угодьями, давал дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и ложек до колыбелей и прялок, украшенных легкой и прозрачной росписью. Многие хозяйки по окончании работы вешали расписное донце прялки на стену вместо картины. Городецкую роспись трудно спутать с какой-нибудь другой. Для нее характерны пышные гирлянды, букеты цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки, а также сюжетные рисунки: прогулки кавалеров с дамами, лихие всадники, гарцующие на конях, процесс чаепития в богатых интерьерах, пряхи за работой, охотники в лесу и другие бытовые сценки. Раньше городецкую роспись делали яичными красками с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов, которые наносили на предмет большими цветовыми пятнами, без предваритель ного контура. В наши дни мастера используют масляную краску, цветовая гамма стала шире, но технология росписи, образы и мотивы остались такими же, как и много лет тому назад. Современные художники расписывают декоративные панно, ларцы, шкатулки, шкафчики, полочки и разделочные доски для кухни, игрушки и детскую мебель.

 

 

Практическая работа № 26

Тема 5.7. Керамика. Искусство гжели.

Задание: Выполнение росписи по мотивам Гжели.

Материал: синяя гуашь. Формат А- 4, плоский контур предмета

Цели:

1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие

2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при нанесении ее на плоский

контур.

3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении, передавая характерные

черты и своеобразие росписи.

Методические рекомендации по практической работе:

1.Рассмотрите изделие Гжели в подлинниках или на фотографиях;

2. Определите принцип построения геометрического орнамента на предметах: оформление края,ободка, узкого места;

3. Определите приём письма для наиболее широкого места предмета;

4. Вырежьте контур предмета (кружки,, чашки, сахарницы, сливочника, чайника или др. на выбор ) из простой бумаги складывание пополам. Разверните и переведите его на лист основной бумаги

5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом;

6. Синей краской выполните основные элементы орнамента;

7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполнить прорисовку;

8. Украсьте края контура геометрическим орнаментом тонкой кистью.

9. Проанализируйте работу.

Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.
Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами,.. "которой нигде не видал я белизною превосходнее". С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды.

                     Приёмы росписи:
 «мазок на одну сторону» или «мазок с тенью».Линии: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.

Словарик на доске:

Керамика – глиняная посуда. ( произошло от греческого слова “керамос” – глина).

Майолика –(итал. maiolica), вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись – по непрозрачной глазури.

Фаянсовая посуда – изделия из белой глины.

Фарфор – тонкий, звучащий – делают из высшего сорта белой глины.



Раздаточный материал.

Глоссарий:

АКВАРЕЛЬ - (франц. aquarelle, от лат. aqua - вода), краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета

АЛЛЕГОРИЯ — изображение отвлеченных понятий через ассоциативно близкие конкретные образы, существа и предметы, обычно наделяются поясняющими их содержание атрибутами.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ — связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.

АППЛИКАЦИЯ (от лат. applicatio - прикладывание), создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

БАТАЛЬНЫЙ — посвященный изображению войны и военной жизни. В произведениях батального жанра главное место занимают сцены сражений и военных походов современности или прошлого.

БЫТОВОЙ — связанный с изображением повседневной частной и общественной жизни человека.

БЮСТ – скульптурное произведение, которое изображает человеческую голову и верхнюю часть тела, но без рук.

БУМАГА (от итал. bambagia - хлопок), материал преимущественно из растительных волокон. Впервые получена во 2 в. в Китае. С 19 в. изготовляется главным образом из древесины. Известно св. 600 видов

бумаги. Характеризуется массой 1 кв. м (4-250 г), толщиной (4-400 мкм), механическими свойствами, цветом, белизной, гладкостью, впитывающей способностью и т. д

ВАЗОПИСЬ — декоративная роспись керамических сосудов, выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом.

ГРАВИРОВАНИЕ— вырезание изображений, орнаментов, надписей на поверхности твердых материалов (металла, дерева, камня, стекла, линолеума, пластиков) резцами и другими инструментами; может создавать как углубленный, так и выпуклый рисунок.

ГРАВЮРА — раздел графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования. Разновидностями гравюры являются акватинта, ксилография, литография, офорт, политипаж, резерваж.

ГУАШЬ - (франц. gouache), краски, растертые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шелку и др., дает непрозрачный слой.

ДЕТАЛЬ — значащая подробность, характеризующая героя или среду бытия, может быть исполнена символического смысла.

ЖАНР — в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

ЗАМЫСЕЛ — целостное представление художника об основных чертах содержания и формы художественного произведения до начала практической работы над ним.

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — мысль, концепция художника, выражающая его отношение к миру и человеку.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - раздел пластических искусств, выросших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: живопись, скульптура, графика.

ИНСТРУМЕНТ - (от лат. instrumentum - орудие), орудие человеческого труда или исполнительный механизм машины. Различают инструменты: ручной, станочный и механизирированный (ручные машины). Инструментами называют также приборы, устройства, приспособления, применяемые для измерений и других операций, в медицине и ветеринарии для хирургических операций, музыкальные инструменты и т.п.

КОЛЛАЖ — техника создания картины, при которой используются детали из плоских и объемных материалов.

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА — один из двух основных видов скульптуры.

ЛАК — раствор бесцветных природных смол в высыхающих растительных маслах, скипидаре и др., на разных этапах создания произведения используемый художником.

ЛЕПКА — процесс создания скульптурного произведения из пластически податливого материала — глины, пластилина, воска.

КЛЕЙ - композиции на основе веществ, способных соединять (склеивать) материалы. Действие клея основано на образовании между ними и склеиваемыми материалами адгезионной связи (см. Адгезия). Для органических клеев из синтетических полимеров (напр., полиэфирных, эпоксидных, феноло-формальдегидных смол) характерны высокая прочность склеивания и стойкость в различных средах. Клеи из природных полимеров (напр., коллагена, альбумина, камедей, крахмала) отличаются невысокой устойчивостью к действию воды и микроорганизмов. К неорганическим клеям относятся керамические, силикатные и др. Клеи могут быть жидкими (напр., растворы, эмульсии) и твердыми (пленки, порошки, прутки); последние расплавляют перед употреблением или наносят на нагретые поверхности.

МАКЕТ - (франц. maquette),1) в архитектуре - объемно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного комплекса, ансамбля, выполненное в уменьшенном масштабе.2) В театре - модель будущего оформления спектакля, определяющая его пространственно-декорационное решение.

МАНЕРА — совокупность индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника.

МАСТЕРСКАЯ— 1) помещение для работы художника; 2) состав учеников, занимающихся у одного художника.

МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА — самый распространенный вид скульптуры, отличается малыми размерами.

МИНИАТЮРА — художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ — посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы.

МОДЕЛИРОВКА — выявление объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира в произведении искусства посредством светотеневых градаций (в живописи, графике) или пластической обработки трехмерных форм (в скульптуре).

МОДЕЛЬ — МОДЕЛЬ (лат. modulus - мера, образец),1) образец (эталон, стандарт) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции; тип, марка изделия.2) Изделие (из легкообрабатываемого материала), с которого снимается форма для воспроизведения (напр., посредством литья) в другом материале; разновидности таких моделей - лекала, шаблоны, плазы.3) Позирующий художнику натурщик или изображаемые предметы (''натура'').4) Устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо др. (''моделируемого'') устройства в научных, производственных (при испытаниях) или спортивных (см. Моделизм спортивный) целях.5) В широком смысле - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления (''оригинала'' данной модели), используемый в качестве его ''заместителя'', ''представителя'' (см. Моделирование).6) В математике и логике - моделью какой-либо системы аксиом называют любую совокупность (абстрактных) объектов, свойства которых и отношения между которыми удовлетворяют данным аксиомам, служащим тем самым совместным (неявным) определением такой совокупности.7) Модель в языкознании - абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы (фонологической, грамматической и т. п.), представление самых общих характеристик какого-либо языкового явления; общая схема описания системы языка или какой-либо его подсистемы

МОДЕЛИРОВАНИЕ - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование – одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).

МОДЕРНИЗМ –направление в искусстве конца 19- начало 20 века

МОЗАИКА — разновидность монументальной живописи; изображения и орнамент составляются из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней и стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА — род скульптуры, первоначально имевший культовое, затем мемориальное назначение, памятники, мемориальные ансамбли, монументы, статуи, бюсты, рельефы, рассчитанные на восприятие с больших расстояний.

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА — оформляет фасады и интерьеры зданий, композицию мостов, триумфальных арок, фонтанов, беседок и др.

МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ — качество произведений искусства, достигаемое высокой мерой художественного обобщения, придающей им величие, общественную значимость.

МОТИВ — элемент художественного произведения как носитель определенного характера, образа, содержания.

НАПРАВЛЕНИЕ в искусстве — эстетическая категория, обозначающая принципиальную общность художественных явлений на протяжении длительного времени.

НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ — знаки или изображения, выполненные древними людьми на скалах, в пещерах, на отдельных камнях. Их разновидности — петроглифы, писаницы.

НАСЛЕДИЕ — произведения искусства прошлых эпох, изучение и критическое освоение которых служат исходным пунктом для дальнейшего развития искусства.

НАТУРА — предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.

НАТУРЩИК, натурщица — модель, позирующая художнику; профессиональное занятие.

НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

НАТЮРМОРТ – один из жанров изобразительного искусства, где изображаются окружающие человека вещи – предметы быта, снедь, цветы, плоды и т.п.

НЮ — жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному телу, его художественной интерпретации.

НЮ – изображение обнаженного тела.

ОБРАЗ художественный — способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов; результат художественного обобщения.

ОРИГИНАЛ — 1) подлинное художественное произведение; 2) образец для копии.

ОРНАМЕНТ — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов. Видами орнамента являются гротески, меандр, арабеска и др. Широко распространены орнаментальные ленты, розетты, сетчатые орнаменты.

ОСНОВА — материал, на который наносятся грунт и красочный слой живописи: дерево, холст, металл, картон, бумага, стекло, линолеум и др.

ОТКРЫТКА- 1) Почтовая карточка для открытого письма; почтовая карточка с каким-л. изображением. 2) разг. Фотокарточка такого формата.

ПАННО — 1) живописное произведение, декоративного назначения, постоянно прикрепленное к стене архитектурного интерьера; 2) часть стены, выделенная обрамлением и заполненная живописью или рельефом.

ПАНОРАМА — синтетический вил искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.

ПАСПАРТУ — лист бумаги, картона, оргалита и т. п. с вырезанным в его середине отверстием, создающий обрамление рисунка, акварели или гравюры.

ПЕЙЗАЖ – 1. Общий вид какой-либо местности, картина природы; 2. Рисунок, картина, изображающая природу, какой-либо вид. Важным моментом является избранный естественный или сочиненный природой мотив, который становится героем произведения. Пейзаж может содержать мотивы сельской природы, городской жизни, индустриальные, техногенные.

ПЕЙЗАЖ — изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурно-городской, индустриальный пейзаж, ведуту, марину (изображает море), исторический, фантастический (футурологический), лирический, эпический пейзаж.

ПЕРСПЕКТИВА — системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя.

ПИНАКОТЕКА — хранилище произведений искусства.

ПЛАСТИКА — 1) то же, что скульптура; 2) определение объемно- пространственных достоинств скульптурных произведений.

ПЛЕНЭР — живопись на открытом воздухе; отражение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях.

ПЛЕТЕНИЕ- 1) Процесс действия по знач. глаг.: плести. 2) а) То, что сплетено. б) Место переплетения. 3) Определенный вид переплетения в сплетенном изделии

ПОДДЕЛКА — произведение искусства, созданное с целью выдать его за ценное произведение прошлой эпохи или известного мастера.

ПОДЛИННИК — 1) оригинальное художественное произведение; 2) в иконописи — сборник образцовых рисунков (прорисей) или подробных наставлений иконописцу

ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ — имитация особенностей искусства ранее работавшего художника, стиля или направления в искусстве прошлого.

ПОЛИПТИХ — 1) несколько картин, связанных замыслом, единством композиционного и цветового строя; 2) складень из пяти и более частей с рельефными или живописными изображениями.

ПРОПОРЦИЯ — соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом.

ПРОФИЛЬ — в изображении боковое положение головы, фигуры в целом, предмета; в узком смысле слова — внешний контур лица при боковой точке зрения.

ПРОЕКТ - (от лат. projectus, букв. - брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

РАКУРС — сокращение реальных или изображаемых фигур, предметов по законам перспективы в соответствии с выбранной точкой зрения.

РЕЛЬЕФ — один из видов скульптуры; его объемные формы располагаются на плоскости и ориентируются на нее; может углубляться в плоскость фона — углубленный рельеф (его разновидности — контррельеф и койланоглиф) и выступать над нею — выпуклый рельеф (барельеф и горельеф).

РЕПЛИКА — копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами и второстепенными деталями, выполненная автором, при его участии и пол его наблюдением.

РЕСТАВРАЦИЯ — укрепление и восстановление поврежденных произведений искусства.

РИТМ — чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой; один из главных законов пластических искусств.

СИГНАТУРА — подпись художника на картине

СКУЛЬПТУРА — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещаются в реальном пространстве.

СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ, мелкая пластика — небольшие фигурки: статуэтки, игрушки.

СЛЕПОК — точная копия скульптурного оригинала, выполненная механическим способом посредством холодной отливки, обычно из гипса.

СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО — произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер, свободные от прямых утилитарных функций и не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной неотъемлемой части.

СТАНОК скульптурный — приспособление для работы скульптора; представляет собой треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которой располагается создаваемое произведение круглой скульптуры.

СТИЛЬ — устойчивое единство художественной образной системы выразительных средств искусства.

СТУДИЯ — 1) помещение (мастерская, ателье) для работы художника, я подготовки живописцев и скульпторов.

ТЕМА — в изобразительном искусстве объект художественного изображения, круг жизненных явлений, проблем, идей, положенных в основу художественного произведения.

ТЕХНИКА — совокупность навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

ТЕХНОЛОГИЯ - (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и ...логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.

ТРАДИЦИЯ - (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни

ТРАФАРЕТ — приспособление для переноса изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение одного и того же мотива: пластина с отверстиями, через которые красящая масса наносится на материал.

ТУШЬ — черная краска, не теряющая интенсивности тона со временем.

ФАКТУРА — характер поверхности художественного произведения, ее обработки.

ФАС – вид спереди.

ФОРМА — предназначенный для отливки копий, слепков, скульптур ихобъемный оттиск, обычно изготовляемый из гипса.

ФРАГМЕНТ — элемент картины.

ФРЕСКА — живопись по сырой штукатурке водяными красками.

ХУДОЖНИК — 1) творческая личность, искусник, мастер; 2) человек,профессионально работающий в области изобразительных искусств.

ШАБЛОН - (от нем. Schablone - образец, модель), 1) пластина с вырезами, очертания которых соответствуют контуру изделия и т. п. 2) Чертеж детали (архитектурной, строительной), выполненный в натуральную величину. 3) В переносном смысле - образец, штамп, которому слепо подражают.

(Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля -

"ШАБЛОН"- м. франц. трафаретка, патрон, лекало или кружало: вырезной образец узора и вообще гнутых обводов. Шаблончик на карниз. Шаблон, для кладки свода, для шахтной или иной печи. Отливка вещей по шаблону. Шаблонный чертеж, лекальный, во всю величину вещи. - камень, притесанный по шаблону. Шаблонщик, кто чертит, делает, режет шаблоны на карнизы, или сколачивает их по лекалу на своды, на отливку и пр.)

ШАРЖ — разновидность карикатуры, юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены и подчеркнуты характерные черты человека.

ШЕДЕВР — высшее достижение искусства, мастерства.

ЭКСКУРСИЯ - (от лат. excursio - поездка), коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно- просветительскими целями; часто сочетается с туризмом.

ЭКСПРЕССИЯ — выразительность произведения.__

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

· Методика формирования графических навыков у детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет.

· Ознакомление детей дошкольного возраста с основами живописи (графика, скульптура, архитектура) как средство развития изобразительного творчества.

· Взаимосвязь различных видов искусств в формировании творческой личности детей дошкольного возраста.

· Использование образцов народной глиняной игрушки разных областей России на занятиях по рисованию (по лепке) с детьми 3-4, 4-5 и 5-6 лет как средство развития изобразительных способностей детей.

· Методика ознакомления дошкольников с творчеством художников (И.И.Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель).

· Развитие восприятия на занятиях по рисованию с детьми 5-6 и 6-7 лет.

· Формирование технических умений на занятиях по аппликации (конструированию) с детьми старшего дошкольного возраста.

· Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.

· Методика использования образцов текстильной орнаментовки (кружева, вышивка, ткачество, набивки и др.) на занятиях рисованием и аппликацией в дошкольных учреждениях.

· Формирование композиционных умений дошкольников в процессе создания коллективных работ.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

· Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет в процессе обучения технике рисования акварелью (гуашью, графическими материалами).

· Занимательные занятия с различными изобразительными материалами как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста.

· Использование нетрадиционных техник в рисовании графическими (живописными) материалами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

· Развитие творческого мышления детей 4-5 и 5-6 лет на занятиях по конструированию.

· Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

· Использование рисуночных тестов в диагностике готовности детей к обучению в школе.

· Методика обучения детей дошкольного возраста простейшим приемам стилизации, составления узоров и орнаментальных композиций как средство развития изобразительного творчества.

· Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста в процессе изобразительной (конструкторской) деятельности.

· Развитие воображений детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования (лепки, аппликации).

· Педагогическое и художественное творчество воспитателя дошкольного учреждения как средство развития творческих способностей детей.

· Влияние занятий по ознакомлению с архитектурой на занятие конструктивного творчества детей дошкольного возраста.

· Новые программы и технологии по развитию художественно-изобразительного и конструкторского творчества для дошкольных учреждений.

· Развитие творческого мышления на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов.

· Ознакомление детей дошкольного возраста с 54 творчеством художников-иллюстраторов как средство развития содержания сюжетных композиций.

Культура педагогического труда на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

Основные источники

1.Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчествоа: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 352с.

2.Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, М.: ТЦ Сфера, 20013.

Дополнительные источники:

1. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет: Конспекты занятий –М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 56 с.

2.Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДУ – С-Пб.: Детство-Пресс, 2012.Дополнительные источники (для студентов)

3. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.: Мозаика-Синтез 2010. – 304 с.

4. .Швайко Т.В. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты- М.: ВЛАДОС, 2005. – 144 с.

5. Пятакова О.А. Материалы к курсу « Практикум по художественному труду и конструированию». Ногинский филиал МГОУ, 2012

6. Серебрякова Л.Г. Актуальные проблемы изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями. Развитие творчества и воображения средствами нетрадиционных техник рисования. Ногинский филиал МГОУ, 2013

Интернет-ресурсы

1. http://ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml (республиканский портал «Профессиональное образование»

 2. http://metodsovet.su/dir/musik/ (Методический портал) 3. http:// standart/edu/ru//cataloq/aspx? Catalogld=223. (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»).

4. http://www:shool/tdu/ru - Российский образовательный портал.

5. http://www:pt dlib/ru- библиотека.

6. http://www:/nfer -pedagogika/ru - сайт создан для преподавателей, родителей и студентов

ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ

 

 

ПМ.02. «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ»

Дата: 2018-12-21, просмотров: 1484.