Анализ статистики аварий и катастроф пассажирских самолетов и вертолетов показывает, что значительная часть их приходится на долю пожаров. Причем большинство аварий и катастроф, как правило, сопровождается пожарами и взрывами, что приводит к гибели людей и летательного аппарата.
Тенденция развития современной авиации направлена на увеличение скорости и дальности беспосадочного полета и увеличение количества пассажиров. Уже сейчас на авиалиниях мира эксплуатируются самолеты, перевозящие 350...400 пассажиров. Аварии и катастрофы на таких авиалайнерах представляют угрозу для жизни большого количества людей, поэтому повышению безопасности полетов и выживаемости пассажиров при авариях и катастрофах на самолетах гражданской авиации придается первостепенное значение.
Причинами пожара на самолете могут быть:
течь топлива при разрушении трубопроводов высокого давления, течь в гидросистеме или маслосистеме самолета;
разрушение двигателя, обрыв лопаток турбины, прогар камеры сгорания и т.п.;
разрушение трубопроводов системы обогрева и кондиционирования; взрыв топливных баков в результате удара молнии в самолет; различные механические воздействия - удар конструкции самолетов и
вертолетов при столкновении с преградами, при грубой посадке, особенно при посадке с убранными шасси, боевое поражение и т.п.
Все пассажирские самолеты оснащены эффективными бортовыми автоматическими средствами тушения пожара, которые предназначены для ликвидации пожара во внутренних отсеках самолета, возникшего в полете и вызванного отказами в работе основных систем самолета. Пожары, возникшие на земле, вне конструкции самолета ликвидируются наземными средствами тушения.
Пожароопасными отсеками на самолетах и вертолетах являются:
отсеки топливных баков;
отсеки силовых установок;
багажный и технический отсеки;
шасси;
отсек редуктора несущего винта - у вертолета.
Наибольшую пожарную опасность представляют отсеки топливных баков, запас топлива в которых на современных самолетах достигает 50...100 т.
В качестве топлива применяется керосин с температурой вспышки около 30°С. Особенно опасными являются пожары, вызванные разрушением топливных баков при взлете или посадке.
Топливо разбрызгивается на значительное расстояние, площадь пожара достигает нескольких сотен квадратных метров (400...500 и более) в течение 1...2 мин.
Огнестойкость конструкции самолетов и вертолетов очень маленькая. За 2...3 мин огонь может привести к необратимым изменениям в конструкции самолета и к его разрушению. Поэтому при ликвидации пожара в первую очередь необходимо принять меры к эвакуации людей, защите фюзеляжа самолета и крыльевых топливных баков от действия огня. Пожары могут сопровождаться взрывами топливных баков.
Обстановка особенно усложняется, если пожар на самолете происходит при работающих двигателях. В этом случае необходимо принять меры к их выключению путем подачи огнетушащих составов во входное устройство двигателей или путем механического прекращения подачи топлива к ним. Наземные пожары в отсеках силовых установок менее опасны, чем пожары пролитого топлива, так как горючие жидкости
в них находятся в меньших количествах, горение происходит при ограниченном газообмене, конструктивные материалы более огнестойки по сравнению с другими отсеками. Прекращение горения достигается перекрытием дроссельного и пожарных кранов двигателя и подачей огнетушащих средств в подкапотное пространство. Наименее опасным для конструкции самолета является пожар внутри двигателя, вызванный неплотным прикрытием дроссельного крана, так как внутренние полости двигателей выполнены из жаропрочных сплавов. Для тушения необходимо поставить сектор газа в положение "Стоп", перекрыть пожарный кран и сделать холодную прокрутку двигателя, Пожары в багажных и технических отсеках развиваются менее интенсивно, чем в других. Они сопровождаются задымлением отсеков и проникновением дыма и продуктов пиролиза в пассажирский салон и кабину пилотов, так как они имеют общую систему вентиляции. При тушении таких пожаров необходимо принять экстренные меры к эвакуации людей.
Интенсификации развития пожаров в технических отсеках могут способствовать взрывы сосудов высокого давления (гидроаккумуляторов, кислородных баллонов и т.п.), разрушения аккумуляторов. Пожары в багажных и технических отсеках могут быть ликвидированы экипажем ручными огнетушителями. Для подачи огнетушащих составов в полу пассажирского салона предусмотрены специальные люки. Кроме того, в
них могут подаваться огнетушащие составы от наземных средств тушения через люки, находящиеся снаружи самолета.
Пожары шасси, вызванные перегревом тормозных колодок ири резком торможении самолета, являются наименее опасными, так как мала вероятность переброса пламени на фюзеляж самолета. Для их ликвидации требуется наименьшее количество огнетушащих средств.
Эвакуация людей из горящего самолета производится через опециальные двери и люки, однако при аварии их может заклинить, поэтому в современных самолетах предусмотрены места для вскрытия обшивки самолета.
11. Развитие пожаров на железнодорожном и шоссейном транспорте. Причины пожаров на железнодорожном транспорте примерно аналогичны причинам пожаров на судах. Процесс горения в купе железнодорожного вагона сопровождается сильным шдымлением, которое по системе вентиляции проникает в смежные помещения. Скорость роста температуры в купе будет определяться мощностью источника зажигания, его расположением относительно пожарной нагрузки, пожарной нагрузкой, ее физико-химическими свойствами и газообменом. Большое влияние на характер развития пожара будет оказывать газообмен; например, пожар в купе при приоткрытом окне, открытой двери в коридор и открытых одном-двух окнах в коридоре будет существенно отличаться от пожара в купе при закрытых окне и двери.
На шоссейном транспорте наиболее опасными являются пожары с разливом горючих жидкостей вокруг транспортных средств, так как возрастает вероятность попадания и воспламенения их внутри пассажирского салона. Неисправности топливной системы вызывают пожар в моторном отсеке, который обнаруживается визуально на ранней
Дата: 2018-12-21, просмотров: 507.