Педагогический проект на тему «Зимушка- зима»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогический проект на тему «Зимушка- зима».

Название проекта: «Зимушка- зима».

Тип проекта: познавательный

Возраст детей: старшая и подготовительная группы.

Сроки реализации: 08- 28 января 2013года.

Итоговое мероприятие: Спортивно- развлекательное мероприятие «Зимние приключения»

Этап

Цель проекта: расширять представления детей о зиме как времени года, зимних праздниках, забавах.

Задачи:

· Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом.

· Конкретизировать представления о диких животных севера, их повадках и образе жизни.

· Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы в процессе элементарных опытов.

· Закреплять знания детей о жизни животных в суровых северных условиях, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

· Воспитывать у детей умение любоваться зимней природой, чувствовать ее красоту.

Актуальность:

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.

    Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека,   делает  его более чутким.  Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.

 Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.

На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Этап.

Социализация Д/и: «Собери снеговика», «Наоборот», «Что зимой бывает», «Снежинки», «Что прячется за сугробом», «Когда это бывает?», «Отгадайте по описанию», «Подбери слово», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко». Сюжетно-ролевая игра «Телевизионный репортаж о зиме в нашем поселке». Игра «Следопыты».
Коммуникация.   Развитие речи. Беседы по теме « Почему к нам приходит зима?», «Как лесные звери проводят зиму», «Зимняя березка и рябина», «Зимовье птиц», «Если б не было зимы». Общение: «Что нам дарит зима?», «За что я люблю зиму», «Пришла коляда- отворяй ворота», «Зима и дети. Зимние забавы». Составление описательного рассказа на тему: «Зима». Составление рассказа «Птицы тундры». Поговорка «Покорми птиц зимой- послужат тебе весной».
Познание. Наблюдения  во время прогулок. Рассматривание картин: Н.Крылов «Зимний вечер», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Зима в лесу», К.Юон «Русская зима», И.Грабарь «Февральская лазурь». Загадывание загадок о зиме, животных, птицах. Заучивание пословиц: «Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет», «Январю батюшке- морозы, февралю- метели».
Развивающая среда Книжки – раскраски на тему «Зима». Альбом для рассматривания  «Зима». Открытки на тему: «Животные севера зимой». Трафареты птиц, животных, деревьев.  
Чтение художественной литературы С.Маршак «Тает месяц молодой», «Г.Скребицкий Сказка «Четыре художника. Зима.», Н.Сладков «Суд над декабрем», Русская народная сказка «Мороз Иванович», С.Есенин «Береза», И.Никитин «Детство» (отрывок), С.Маршак «Двенадцать месяцев», А.Пушкин «Зима», С.Дрожжин «На безлюдный простор», Н.Некрасов «Мороз, красный нос» (отрывок), Е.Трутнева «Первый снег».
Художественно- творческая деятельность Рисование: «Снегири на ветке», «Зимняя береза» Аппликация: «Какой это мастер на стекла нанес и листья и травы, и заросли роз». «В зимнем лесу». Лепка: «Снегоуборочные машины».
Трудовая деятельность. Уход за комнатными растениями в уголке природы. Уборка снега со скамейки во дворе садика. Уборка снега со ступенек горки. Уборка участка от снега. Сгребание снега в лунки молодых деревьев и кустарников. Стряхивание снега с веток молодых деревьев.
Художественно- эстетическая деятельность Слушание музыки. П.И.Чайковский «Времена года. Январь». Хоровод «Пришла коляда- отворяй ворота».
Работа с родителями Подготовка выставки снежинок. Консультация на тему: «Как сделать зимнюю прогулку интересной»

 

Этап.

Презентация

1. Организация выставки совместных работ взрослых и  детей «Снежинки в воздухе кружатся».

2. Познавательно- развлекательная программа «Зимние приключения».

3. Организация выставки детской художественной литературы зимней тематики.

4. Вечер стихов, загадок и пословиц.

 

 

Приложение 1.

Собери снеговика».

Цели:

· Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.

· Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают , каких деталей не хватает, описывают их.

 

Наоборот».

Цели:

· Развитие слухового внимания, логического внимания.

· Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

 

Что зимой бывает».

Цели:

· Развитие представление о приметах зимы.

· Совершенствование связной речи.

Игра  проводится с использованием настольной игры «Времена года». дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

 

Снежинки»

Цели:

· Развитие сильного направленного выдоха.

· Закрепление в речи предлога  На.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

 

Что прячется за сугробом»

Цели:

· Развитие зрительного внимания .

· Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

 

Когда это бывает».

Цели:

· Учить детей называть времена года по их признакам.

· Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.

- Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? ( Зимой)

- Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной).

- Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

- Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

 

Отгадай по описанию».

Цели:

· Учить детей называть времена года по из признакам.

· Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.

Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

 

Подбери слово».

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

 

9. «Доскажи словечко»

1.Тихо, тихо, как во снег          2.С неба все скользят пушинки

Падает на землю…. (снег)           серебристые…..(снежинки)

3. На поселок, на лесок             4. Вот веселье для ребят

Все снижается…. (снежок)           Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки            6. Словно в белый пуховик

Все хотят играть в ….. (снежки)   Нарядился…. (снеговик)

7. Рядом снежная фигурка           8. На снегу- то посмотри

Это девочка…. (снегурка)               С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

 

Приложение 2.

Стихи про лесных зверей.

1. Белочка что заводная,

Скачет устали не зная.

По еловому стволу,

Как по ровному столу.

С ветки на ветку

Торопится к деткам.

И несет не пирогов-

Связку белых грибов,

Горстку орешков,

Ягод сладкоежкам.

 

2. Белый- белый,

Хрусткий- хрусткий

Дайте мне листок капустки.

Ведь, от волка натощак

Мне не убежать никак.

 

Закусив салат морковкой,

Поквитаюсь я с плутовкой:

От лисы ускача,

Дам по лесу стрекача.

 

Хорошо на природе

Лопать спаржу в огороде.

От охотника с ружьем

Будем сыты- удерем.

 

Белый- белый

Хрусткий- хрусткий

Я грызу листок капустки,

Ведь голодными, друзья,

Зайкам быть никак нельзя.

 

3. Над дуплом медвежьим пар

Снег слегка оплавил

Будто мишка самовар

Кипятить поставил.

Будто он хотел чайку

Перед сном напиться,

Но прилег и на боку

Спит и не вертится.

 

4. Медведь.

По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит мишка сладкий мед

Да малину с веток рвет.

 

5. Лиса

Знает лисонька - лиса:

В шубе вся ее краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей.

 

6. Волк.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит- бродит волк молчком,

Уши серые- торчком.

 

7. Еж.

Серый ежик весь в иголках,

Словно он не зверь, а елка.

Хоть колюч молчун лесной-

Ежик добрый, а не злой.

 

8. Белка.

Далеко еще зима,

Но не для потехи

Тащит белка в закрома

Ягоды, орехи…

Знает маленький зверек:

Запасаться надо в срок.

 

 

9. Запасливая белка.

Рыжая белочка с рыжим хвостом

Маленький рыжик нашла под кустом.

Маленький рыжик она засолила.

В банку большую его положила.

Белке теперь не страшны холода:

Есть у нее на всю зиму еда.

 

Приложение 3.

Загадки про диких животных.

1. На деревьях живет и орешки грызет. (Белка)

 

2. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк).

 

3. Рыжая, пушистая, хитрая, кур таскает. (Лиса).

 

4. Он зимой в берлоге спит

Потихонечку храпит,

А проснется, ну реветь.

Как зовут его? (Медведь)

 

5. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого- то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это? (Волк)

 

6. Любит красную морковку,

Грызет капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям.

Серый, белый и косой,

Кто скажите он такой? (Заяц).

 

7. Серая шубка, мех серебристый,

Очень красивая, хвостик пушистый,

Если вам немного повезет,

Орешек из руки у вас возьмет.

А от вас летит как стрелка,

Ну конечно это-…. (Белка).

 

8. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень)

 

9. Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не строит птица в них.

В ветвях краса и мощь моя,

 Скажите быстро- кто же я? (Олень)

 

10. Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый…. (Волк).

 

11. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее…. (Лиса)

 

12. Летом сер, зимой бел-

Чтоб никто его не съел. (Заяц)

 

13. Припрятала орешки

И сушит сыроежки.

Зимой в ее дупле

Что хочешь на столе. (Белка)

 

14.Этот зверь в берлоге спит,

Лижет лапу и ворчит. (Медведь).

 

 

   

 

Загадки про зиму. Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима) Хоть сама - и снег и лед, А уходит - слезы льет. (Зима) Меня не растили - из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза - угольки, руки - сучки. Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба) Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратил он лужи в стёкла, Сделал снежными сады. (Мороз, зима) Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? (Зима) Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима) Кто в холод не боится Остаться без перинки И вытряхнет на землю Летящие пушинки. (Зима) Хоть сама - И снег, и лёд, а уходит слёзы льёт. (Зима) Скатерть бела Весь мир одела. (Зима) После осени пришла. И сугробы намела. (Зима) Я тепла не потерплю: Закручу метели, Все поляны побелю, Разукрашу ели, Замету снежком дома, Потому что я ... (Зима) Замела я всё вокруг, Прилетев из царства вьюг. Осень, лучшую подружку, Я отправила на юг. Я морозна и бела И надолго к вам пришла. (Зима) На юг уж птицы улетели, Пришли морозы и метели. Стоят деревья в серебре, Мы лепим крепость во дворе. (Зима) Снег идёт, Под белой ватой Скрылись улицы, дома. Рады снегу все ребята - Снова к нам Пришла ... (Зима) Неожиданно метели С воем жутким налетели. Осень в страхе убежала, А она хозяйкой стала. (Зима) Раскрыла снежные объятья, Деревья все одела в платья. Стоит холодная погода. Какое это время года? (Зима) Вот уж месяц снег идёт, Скоро встретим Новый год, В снежной спячке вся природа. Подскажи мне время года. (Зима) Тётушка крутая, Белая да седая В мешке стужу везёт, На землю снег трясёт, Сугробы наметает, Ковром землю устилает. (Зима) Мороз морозит, Лёд леденит, Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зима) Белым снегом замело Луг и лес кругом. И, затихнув, речка стала, Скованная льдом. (Зима) Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой, Двор в снегу, белы дома. Ночью к нам пришла ... (Зима) Придёт неслышными шагами, Незримо стужею дохнёт И, всё вокруг покрыв снегами, Вдруг всем нам уши надерёт: Зачем, мол, вы в такой мороз Из дома высунули нос? (Зима) Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. (Зима) Он катки для нас устроил, Снегом улицы занес, Изо льда мосты построил, Кто же это? ... (Дед Мороз) Видно, речка замерзала И укрылась одеялом, А раскрыться вряд ли сможет, Если солнце не поможет. Но когда весна придёт, Одеяло пропадёт. (Лед на реке) Солнце больше нас не греет, Холодком позёмка веет! Дунул в лужу ветерок И сковал ее ... (Ледок) Дождь и слякоть, Грязь и ветер, Осень, ты за всё в ответе! Мёрзнет, мёрзнет человек, Выпал первый белый ... (Снег) Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки) В белом бархате деревня - И заборы, и деревья. А как ветер нападёт, Этот бархат опадёт. (Иней) С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые ... (Снежинки) Кручу, урчу, Знать никого не хочу. (Метель) Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять - так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички) Рассыпала Лукерья Серебряные перья, Закрутила, замела, Стала улица бела. (Метель) С неба - звездой, В ладошку - водой. (Снежинка) Что за нелепый человек Пробрался к нам В двадцать первый век? Морковкой нос, В руке метла, Боится солнца И тепла? (Снеговик) Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик) Они летят быстрее ветра, И я лечу с них на три метра. Вот мой полёт закончен. Хлоп! Посадка мягкая в сугроб. (Санки) На дворе - горой, А в избе - водой. (Сугроб) В белом бархате деревня - И заборы и деревья. А как ветер нападёт, Этот бархат опадёт. (Иней) Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я - главная! (Ёлка) К нам домой под Новый год Кто-то из лесу придёт, Вся пушистая, в иголках, А зовут ту гостью ... (Ёлка) Колкую, зелёную Срубили топором. Колкая, зелёная К нам приходит в дом. (Ёлка) Невидимкой, осторожно Он является ко мне И рисует, как художник, Он узоры на окне. (Мороз) Кто поляны белит белым? И на стенах пишет мелом? Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? (Мороз Он вошёл - никто не видел, Он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз) Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратил он лужи в стёкла, Сделал снежными сады. (Мороз) Рисует художник Пейзаж на стекле, Но эта картина Погибнет в тепле. (Мороз) Без рук рисует, Без зубов кусается. (Мороз) Какой это мастер На стёкла нанёс И листья, и травы И заросли роз? (Мороз) У избы побывал - Всё окно разрисовал, У реки погостил - Во всю реку мост мостил. (Мороз) Замечательный художник У окошка побывал, Отгадайте-ка ребята, Кто окно разрисовал. (Мороз) Все его зимой боятся - Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице ... (Мороз) Раскрасил окна Все без спросу. Но кто же это? Вот вопрос! Всё это делает ... (Мороз) Не умеет он играть, А заставит танцевать, Нарумянит всех людей, Кто же этот чародей? (Мороз) Он всегда На что-то злится И всегда, когда сердит, Детворе румянит лица, А всех старых молодит. (Мороз)

Загадки про зимующих птиц.

Предварительная работа.

- Чтение познавательной и художественной литературы.

- Рассматривание иллюстраций.

- Заучивание стихов.

Воспитатель. Сейчас мы сядем в сани и помчимся в лес. И так садимся поудобнее. Наши сани не простые, а волшебные. Мы оказались в лесу. Большие сугробы, на ветках берез, елей и кедров снег. А кто это под елкой? Да это Лесовичек.. Он рад нашему приезду. На снегу много золотистых чешуек и шишек, с ветки на ветку прыгает маленький шустрый зверек. Он так быстро прыгнул что мы не успели разглядеть.

- Кого мы встретим в зимнем лесу? (Ответы детей).

А теперь скажите о ком пойдет речь?

Загадка.

 Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

- Как вы думаете, почему она меняет цвет шубки? Она становится более теплой, чтобы легче прятаться от врагов.

А что готовит белочка на зиму?

- Как ее называют? (хлопотунья, труженица)

2. Расскажите стихи о белочке.( Приложение 2).

Физминутка.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит (делают руками уши и шевелят)

Вот так, вот так и ушами шевелят.

Зайке холодно сидеть, нужно лапки им погреть (хлопают руками)

Вот так, вот так нужно лапки им погреть.

Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать.

Игра «Закончи предложение»

Лесовик предлагает поиграть в игру «Закончи предложение».

Дети становятся в круг, Лесовик проходит по кругу, к кому дотронется, тот отвечает.

Белка зимой серая, а летом…

Лиса живет в норе, а медведь в…

Заяц зимой белый, а летим…

У зайца хвост короткий, а уши…

Заяц пушистый, а еж…

Медведь неуклюжий, а белка…

Задачи:

· Сформировать представления детей о жизни березы и рябины, как живого существа.

· Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

· Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

· Расширять, пополнять словарный запас детей.

Оборудование. Картины о лесе, о березе и рябине, фотографии рябины и березы на участке детского сада в зимнее время.

Воспитатель. Послушайте дети музыку. Какая звучит музыка? (спокойная, тихая, грустная). А если звучит такая музыка значит кому-то грустно? Кому грустно? (деревьям). А почему они грустят? (зимой им холодно).

Вот стоит дерево: высокое, ствол белый с черными полосками. Узнали? Как называется это дерево?

Чтение стихотворения С.Есенина «Береза».

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.
- Берёза очень высокое дерево. Ствол у неё белый с чёрными точками. Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты, кора становится гладкой и шелковистой. На белой бересте чётко выделяются тёмные чёрточки и полоски, через которые берёза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев. Весной на кончиках берёзовых ветвей появляются длинные серёжки, жёлтые и зелёные (это семена). Берёза растёт в лесах, на полянках, лесных опушках. А как появились берёзы у нас на участке? Берёзы очень любят солнечный свет, простор, не боятся трескучих морозов. Звери и птицы с удовольствием пьют берёзовый сок. Дятел, пробив острым клювом кору, лакомится живительной влагой. Улетит дятел, слетятся к берёзе синицы, зяблики, малиновки. Сок у берёзы лечебный, его пьёт и человек, чтобы не болеть. Берёзовой корой и молодыми веточками любит лакомиться заяц.
Давным-давно из берёзовой бересты плели лапти, лукошки для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. И даже писали письма. Вот видите, какое это полезное дерево.
– Берёзу сравнивали с русской красавицей, о ней писали не только стихи, но и сочиняли песни. Давайте встанем в хоровод и споём песню.




Хоровод «Берёзка»

Мы к тебе берёзонька идём,
Водим хоровод и поем.
Яркие платочки
Мы тебе несём.

Припев: Золотые листики золотом горят.

Кружатся с платочками хоровод ребят.( Кружатся на месте.)

Девочки к берёзке

Ближе подойдут. (Идут в центр круга и назад).

Яркими платочками

Весело взмахнут.

Разошлись ребятки

И пошли гулять.( Идут в разных направлениях, гуляют.)

Про берёзку песню

Нежно напевать.

Наша красавица берёзка может предсказывать погоду. Послушайте приметы:

Если из берёзы весной течёт много сока – к дождливому лету.

Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.

Берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед берёзой – мокрое.

Смотрите какое нарядное дерево. Ствол коричневый, красные ягоды.

- Как называется это дерево?

Отгадайте загадку:

В сенокос- горька,

А в мороз- сладка,

Что за ягодка? (рябина)

У рябины красивые красные ягоды и их очень любят птицы. Они любят лакомиться ими в суровую холодную и голодную зиму. Ягоды рябины помогают птицам пережить суровую зиму.

Чтение стихотворения.

Под окном растет рябина-

В красных ягодах вершина.

Прилетели свиристели-

Угощенье мигом съели.




Легенды, приметы о рябине.

О происхождении рябины рассказывают: жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая нелюбимая дочь, и имя имела неласковое, звали ее Восьмуха. Была она злой, своенравной, завистливой. Зато меньшего сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку на совсем. Выросло на том месте приветливое кудрявое деревце, растет с тех пор по всей русской земле и назвали его люди ласково рябиной. Радует оно своей красотой, верностью, добротой.

Рябина  любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день "Петр-Павел рябинник", приходящийся на конец сентября - время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай был связан с представлениями о рябине как дереве, способном защищать человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. Использовали листья и ягоды рябины в свадебных обрядах.

Рябина зацветает - пора сеять лен.

Рябина цветет  рясно  - много овса будет.

Хорошо рябина цветет - много льна.

Поздний расцвет рябины к долгой осени.

Если уродилась рябин - рожь будет хороша.

В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухой.

Сегодня мы узнали много интересного о березе и рябине. Берегите эти деревья, не ломайте веток, не губите деревья. Они нам приносят радость.

Наша русская природа

Придает нам силы,

Ах, рябина, ах, береза-

Символы России!

 

 

Беседа «Зимующие птицы»

Задачи:

1. Обратить внимание детей на птиц, живущих рядом с нами.

2. Дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

3. Приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними.

4. Учить детей доброте, отзывчивости, наблюдательности.

Подготовительная работа:

изготовление кормушек для птиц,

 заготовка осенью ягод рябины, семян березы, шишек.

Оборудование:

запись голосов птиц, картина с изображением зимы, картинки с изображением зимующих птиц, фотографии, воробей, снегирь; куропатка, кормушки, корм для птиц.

Воспитатель.

- Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в природу?

- У меня есть волшебная палочка, сейчас вы закроете глаза, я ей взмахну, посчитаю до пяти и мы окажемся… (звучит запись голосов птиц).

II. Беседа по картине.

- Как вы думаете, где мы оказались? Да, верно, мы очутились в зимнем лесу, где так чудесно поют птицы. Давайте рассмотрим нашу полянку (дети рассматривают картину с изображением зимы).

- Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

- Что вы видите на картине? (На рябине сидят снегири).

- Расскажите, что вы знаете о снегирях, какие они?

- Да, снегири – это зимующие птицы, они живут у нас на севере, питаются ягодами рябины, семенами березы.

- А еще есть птицы, которые и летом и зимой живут с нами? ( воробей, ворона и др.). Какие это птицы? (зимующие)

III. Физминутка

Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири (4 наклона головы на сторону)

Распушили перышки,

Греются на солнышке. (на первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам)

IV. Игра «Накорми птицу».

- Ребята, как вы думаете, легко ли живется птицам зимой? Почему?

- Правильно, зима – очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птичкам под снегом корма. А когда птицы голодны, они сильнее мерзнут и могут погибнуть. Зимой день очень короткий, поэтому, чтобы выжить и не замерзнуть, птицам необходимо съесть больше пищи, чем летом. Как можно помочь птицам зимой?

- Правильно, птиц нужно подкармливать. Для этого мы с вами сделали кормушки, которые на прогулке повесим на участке.

- Давайте покормим зимующих птиц.

- Что любит снегирь? (рябина)

- Чем угостим воробья? (семенами березы, семечками, крошками хлеба)

Дети насыпают корм для птиц в кормушки.

- Мы не будем забывать о птицах на нашем участке, будем подкармливать их зимой.

Отгадайте загадку .

В тундре холодно зимой,

Дует ветер ледяной.

Птица в снег зароется

И снежком укроется (Куропатка)

VI. Рассказ о куропатке.

- Белая куропатка гнездится почти по всей тундре. Гнездо располагается на земле, среди кустиков карликовой березки, ягодников, зарослях ивняка или просто между кочек, поросших редкой травой и лишайниками. Родители охраняют своих птенцов от холода и врагов. Куропатки смело атакуют поморников, чаек, даже песцов и собак. Иногда они нападают даже на человека. Пища куропаток летом- листья кустарников и травянистых растений, ягоды, семена. Зимний корм- почки и тонкие побеги ив, если высокие снега, птицы питаются почками, сережками и побегами берез. Очень своеобразно чередование сезонных нарядов белых куропаток. Зимой они чисто белые, за исключением темных точек глаз и клюва. В студеную зиму они зарываются глубоко в снег, так спасаются от лютых северных морозов. Голос – своеобразный треск. Вот такие они куропатки.

Послушайте стихотворение.

Куропатка, куропатка

Ты зачем зарылась в снег?

- Объясню я вам, ребятки,

Согревает снег, как мех.

Дует ветер ошалелый

Слышен вой его и свет.

Глубже в снег зароюсь белый

Он и мягок и пушист.

VII. Итог.

- Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете помогать им.

 

Приложение 6.

 

Стихи о зиме.

1.Тает месяц молодой.
Гаснут звезды чередой.
Из распахнутых ворот
Солнце красное идёт.
Солнце за руку ведёт
Новый день и Новый год!

                              С.Маршак

 

БЕРЕЗА
2. Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

                    С.Есенин

3. На безлюдных просторах

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

Словно рад он чему-

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез.

                                   С.Дрожжин

"Детство" (отрывок)

4. Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качусь я
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Все лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

                 И.Никитин

 

 

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,

        А.Пушкин.

 











































Мороз, красный нос

(отрывок

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз- воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит. Хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет- по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

                 Н.Некрасов

 

Первый снег.

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

На заборах, на крылечке

Все блестит и все бело!

Нет свободного местечка-

Всюду снега намело.

Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд.

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

                  Е.Трутнева

Приложение 7.

Консультация для родителей.

«Как сделать зимнюю прогулку интересной?»

Побеседуйте с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой. Как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой.

Прогулки детям необходимы: они способствуют укреплению здоровья ребенка, физическому закаливанию детского организма, приспособлению к резким изменениям температуры. Морозная русская зима – замечательное время для укрепления здоровья! Прохладный ветер, легкий мороз, движение на воздухе – хорошая закалка. Выпал снег – стало светло и нарядно!

Нам не стать привыкать,-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

  При регулярных прогулках организм ребенка становится более стойким. Увлекательные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Что же нужно для того, чтобы дети активно и длительно гуляли в зимнее время?

Разнообразные забавы, игры со снегом обогащают содержание прогулок, увлекают детей, что позволяет увеличить продолжительность прогулок даже при низких температурах.

Зимой на прогулке можно проводить почти все игры, только нужно организовать их так, чтобы дети не стояли долго на одном месте, а постоянно двигались. Игры-забавы всегда привлекают детей: катание с горки, катание на санках, игры со снегом, сооружение построек. Обычно лепят снеговика, но можно придумать и множество других композиций, чтобы использовать их с пользой для здоровья. Для упражнений в метании можно слепить медведя с бочонком или лягушку, чтобы можно было попасть снежком в ее открытый рот. Для закрепления навыков равновесия можно слепить крокодила или удава . Поваляться в снегу любят все ребята! Можно устроить соревнование – кто дальше прыгнет с лавочки? Активные физические упражнения способствуют укреплению здоровья и повышают настроение!

А как дети любят рисовать на снегу! Взяв палочку, на снегу можно изобразить причудливые картины. Дети постарше способны самостоятельно придумывать сюжеты, а малышам нравится смотреть или дорисовывать недостающие детали(волны для рыбки, лучики для солнца). А если заранее принести из дома бутылочку с подкрашенной водой, то рисунки ваши будут яркими и красочными!

Можно оформить из снега клумбу, украсить ее разноцветными ледяными фигурками. Для изготовления цветных фигурок-льдинок можно использовать песочные наборы. Цветные льдинки, вкрапленные в снег, в зимний солнечный день будут переливаться на солнце всеми цветами радуги… Красиво!

Много радости может принести детям елка, вынесенная после новогоднего праздника во двор и украшенная разноцветными ледяными подвесками или игрушками-самоделками. Прогулка выполняет также обучающую функцию: дети знакомятся с окружающим миром, природными явлениями. Во время прогулки рассматривайте зимнее небо, солнце, деревья (хвойные и лиственные), объясните ребенку почему хвойные деревья называют вечнозелеными.

Зима – время не только развлечений и игр, но и работы по очистке от снега (дорожки, крыльца, машины). Вы можете привлечь своего малыша к труду, выдав ему лопатку соответствующего размера. Главное – показать пример и делать все с удовольствием и улыбкой на лице. Тогда в будущем ребенок с радостью будет вам помогать.

Пожалуйста, уделите ребенку внимание и время для прогулки с ним, и вы доставите ему радость общения, веселье, а самое главное – ваш ребенок приобретет здоровье!

 

Приложение 8.

Список литературы.

1. В.Волина. Праздник Букваря.- М: АСТ-ПРЕСС, 1996.

2. О.А.Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Зима». Москва 2007.

3. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология.М.Аванта+ 1996.

4. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М. 1995.

5. С.И.Агеева . Обучение с увлечением.М.1995

6. О.Д.Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Издательский дом ЛИТЕРА 2010.

7. Организация деятельности детей на прогулке. Волгоград. Учитель. 2010.

8. Хрестоматия по детской литературе. Просвещение .1988.

9. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. Просвещение. 1996.

10. А.В.Соболева. Загадки- смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.Издательство «Гном и Д».2000

11. Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва «Просвещение» 1988.

 

Педагогический проект на тему «Зимушка- зима».

Название проекта: «Зимушка- зима».

Тип проекта: познавательный

Возраст детей: старшая и подготовительная группы.

Сроки реализации: 08- 28 января 2013года.

Итоговое мероприятие: Спортивно- развлекательное мероприятие «Зимние приключения»

Этап

Цель проекта: расширять представления детей о зиме как времени года, зимних праздниках, забавах.

Задачи:

· Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом.

· Конкретизировать представления о диких животных севера, их повадках и образе жизни.

· Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы в процессе элементарных опытов.

· Закреплять знания детей о жизни животных в суровых северных условиях, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

· Воспитывать у детей умение любоваться зимней природой, чувствовать ее красоту.

Актуальность:

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.

    Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека,   делает  его более чутким.  Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.

 Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.

На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Этап.

Социализация Д/и: «Собери снеговика», «Наоборот», «Что зимой бывает», «Снежинки», «Что прячется за сугробом», «Когда это бывает?», «Отгадайте по описанию», «Подбери слово», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко». Сюжетно-ролевая игра «Телевизионный репортаж о зиме в нашем поселке». Игра «Следопыты».
Коммуникация.   Развитие речи. Беседы по теме « Почему к нам приходит зима?», «Как лесные звери проводят зиму», «Зимняя березка и рябина», «Зимовье птиц», «Если б не было зимы». Общение: «Что нам дарит зима?», «За что я люблю зиму», «Пришла коляда- отворяй ворота», «Зима и дети. Зимние забавы». Составление описательного рассказа на тему: «Зима». Составление рассказа «Птицы тундры». Поговорка «Покорми птиц зимой- послужат тебе весной».
Познание. Наблюдения  во время прогулок. Рассматривание картин: Н.Крылов «Зимний вечер», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Зима в лесу», К.Юон «Русская зима», И.Грабарь «Февральская лазурь». Загадывание загадок о зиме, животных, птицах. Заучивание пословиц: «Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет», «Январю батюшке- морозы, февралю- метели».
Развивающая среда Книжки – раскраски на тему «Зима». Альбом для рассматривания  «Зима». Открытки на тему: «Животные севера зимой». Трафареты птиц, животных, деревьев.  
Чтение художественной литературы С.Маршак «Тает месяц молодой», «Г.Скребицкий Сказка «Четыре художника. Зима.», Н.Сладков «Суд над декабрем», Русская народная сказка «Мороз Иванович», С.Есенин «Береза», И.Никитин «Детство» (отрывок), С.Маршак «Двенадцать месяцев», А.Пушкин «Зима», С.Дрожжин «На безлюдный простор», Н.Некрасов «Мороз, красный нос» (отрывок), Е.Трутнева «Первый снег».
Художественно- творческая деятельность Рисование: «Снегири на ветке», «Зимняя береза» Аппликация: «Какой это мастер на стекла нанес и листья и травы, и заросли роз». «В зимнем лесу». Лепка: «Снегоуборочные машины».
Трудовая деятельность. Уход за комнатными растениями в уголке природы. Уборка снега со скамейки во дворе садика. Уборка снега со ступенек горки. Уборка участка от снега. Сгребание снега в лунки молодых деревьев и кустарников. Стряхивание снега с веток молодых деревьев.
Художественно- эстетическая деятельность Слушание музыки. П.И.Чайковский «Времена года. Январь». Хоровод «Пришла коляда- отворяй ворота».
Работа с родителями Подготовка выставки снежинок. Консультация на тему: «Как сделать зимнюю прогулку интересной»

 

Этап.

Презентация

1. Организация выставки совместных работ взрослых и  детей «Снежинки в воздухе кружатся».

2. Познавательно- развлекательная программа «Зимние приключения».

3. Организация выставки детской художественной литературы зимней тематики.

4. Вечер стихов, загадок и пословиц.

 

 

Приложение 1.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 765.