Последнее Сталинское десятилетие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хх съезд. Андропов.Черненко. Юрежнев. С 8й выполненной пятилетки и закончить введением войск в афганистан.

В 60-х никакой разрядки не было! Был Берлинский кризис, Карибский кризис, ввод войск в Чехословакию. А до этого в 56-ом мятеж в Венгрии и его подавление. Разрядка - это начало-середина 70-х, попытка преодолеть накопленное за 60-е напряжение. ЗакончиласьРазрядка ничем - ввод войск в Афганистан, размещение ракет среднего радиуса в Европе.. . Правда попутно была создана ОБСЕ. Международное политическое напряжение нарастало неравномерно. Но прямых аналогов Разрядки в предыдущей истории СССР не было.

Отношения с западноевропейскими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х гг. началась разрядка во взаимоотношениях между СССР и Францией. Президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л. И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ "Принципы сотрудничества между СССР и Францией". Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 г. на выборах в бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 г. В этом договоре были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза.

Афганская война (1979—1989) — военный конфликт на территории Демократической республики Афганистан (Республика Афганистан с 1987 года) правительственных сил Афганистана и Ограниченного контингента советских войск, с одной стороны, и многочисленных вооружённых формирований афганских моджахедов («душманов»), пользующихся политической, финансовой, материальной и военной поддержкой ведущих государств НАТО и исламского мира, с другой стороны.

Совет Безопасности ООН квалифицировал акцию Советского Союза как открытое применение вооружённой силы за пределами своих границ и военную интервенцию. СССР наложил вето на резолюцию Совета Безопасности; его поддержали пять государств-членов Совета из третьего мира. 14 января 1980 года Генеральная Ассамблея ООН на своей Чрезвычайной сессии подтвердила резолюцию Совета Безопасности 108 голосами против 14.

В марте 1979 года, во время мятежа в городе Герат, последовала первая просьба афганского руководства о прямом советском военном вмешательстве (всего таких просьб было около 20). Но комиссия ЦК КПСС по Афганистану, созданная ещё в 1978 году, доложила Политбюро ЦК КПСС об очевидности негативных последствий прямого советского вмешательства, и просьба была отклонена.

Однако гератский мятеж заставил провести усиление советских войск у советско-афганской границы и по приказу министра обороны Д. Ф. Устинова началась подготовка к возможному десантированию в Афганистан посадочным способом 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Было резко увеличено число советских советников (в том числе военных) в Афганистане: с 409 человек в январе до 4500 к концу июня 1979 года. Согласно мемуарам бывшего директора ЦРУРоберта Гейтса, 3 июля 1979 года американский президент Джимми Картер подписал секретный президентский указ, санкционирующий финансирование антиправительственных сил в Афганистане.

Перестройка

1. Перестройка — период в истории СССР, в ходе которого про­изошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева — профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском пленуме ЦК КПСС. 2. Первоначально новая политика называлась не «перестройка», а «ускорение и перестройка», причем термин «ускорение» употреблялся гораздо чаще. «Ускорение» подразумевало резкое увеличение производительности труда, экономический рост за счет полного раскрытия «экономического потенциала социализма». Курс на «ускорение и перестройку» был закреплен XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале — марте 1986 г. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную и почти нереальную задачу — только за 15 лет (1986 — 2000) построить в СССР столько же новых предприятий и выпустить столько же продукции, сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти. Т.е. перекрыть по объему выпущенной продукции первые пятилетки, военные годы, послевоенное восстановление, хрущевскую и брежневскую эпоху — всего за 15 лет удвоить весь промышленный потенциал СССР. Именно в этом был смысл «ускорения». Если в годы сталинских первых пятилеток вся страна днем и ночью трудилась и «жила» индустриализацией (которая по своим масштабам была гораздо скромнее замыслов М.С. Горбачева за 15 лет удвоить 70-летний промышленный потенциал), то, объявив об «ускорении», партия вскоре «забыла» о грандиозной задаче и переключилась на новые дела. Термин "ускорение' вскоре вышел из оборота и к концу 1986 — 1987 гг. от первоначального «ускорение и перестройка» остался только второй термин — «перестройка». Перестройка длилась 6 лет (1985 — 1991) и в своем развитии прошла три основных этапа: — 1985 — 1988 гг. (до XIX партийной конференции) — поиск путей развития, преобразования в рамках существовавшей партийно-политической системы; — 1988 — 1990 гг. — реформа политической системы после XIX партконференции, учреждение и усиление парламентаризма; — 1990 — 1991 гг. — период дезинтеграции и распада СССР. 3. Перестройка на начальном этапе (1985 — 1988) выражалась в: — значительном обновлении и омоложении руководителей всех уровней (было заменено более 66% первых секретарей обкомов (руководителей областей), большая часть руководителей союзных республик и членов правительства); — поисках путей «ускорения» экономического развития (введении хозрасчета на предприятиях, выборах директоров, возрождении кооперации, выдвижении экономических программных целей — например, дать каждой советской семье отдельную квартиру к 2000 году); — проведении политики гласности — открытом освещении негативных сторон жизни общества, критики деятельности И. Сталина и Л. Брежнева, на которых была возложена вина за «деформации» социализма; — инициативах во внешней политике, например, односторонний запрет ядерных испытаний, попытки улучшить советско-американские отношения. К достижениям первого этапа перестройки можно отнести: — реальное омоложение кадров, смещение наиболее одиозных фигур брежневской эпохи (В. Гришина, Д. Кунаева, Н. Тихонова и др.), выдвижение ряда современно мыслящих руководителей (Б. Ельцина, Н. Назарбаева, В. Черномырдина, Е. Примакова и др.); — раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего; — значительное улучшение советско-американских отношений, снижение напряженности в мире. В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок: — частое расхождение слова и дела; — отсутствие четкого плана преобразований, размытость целей, «стихийность перестройки»; — недостаточное понимание руководством менталитета народа и сложившихся традиций, неумение правильно оценить вос­приятие народом тех или иных шагов; — выдвижение прожектерских и заведомо невыполнимых планов; — непоследовательность в проведении реформ; — чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей; — пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам. Данные ошибки во многом предопределили кризис перестройки, который начался в 1988 г. и нарастал вплоть до 1991 г. — краха КПСС и распада СССР. Символами кризиса перестройки стали: — «дело Ельцина» — смещение с должности и травля в 1987 — 1988 гг. первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина, предсказавшего на Октябрьском 1987 г. пленуме ЦК КПСС кризис перестройки и призвавшего к большей последовательности и решительности в реформах; — беспрепятственный перелет в 1987 г. через государственную границу СССР немецкого летчика-любителя М. Руста и его приземление в центре Москвы вблизи Кремля, что продемонстрировало низкую боеготовность Вооруженных Сил; — чернобыльская катастрофа 1986 г. (высветила преступную халатность персонала); — падение авторитета КПСС в целом; — падение нравов молодежи; распространение порнографии, наркомании и проституции; — межнациональные конфликты (беспорядки в Казахстане в 1986 г., волнения в Прибалтике и местах проживания крымских татар в 1987 г., вооруженные столкновения между азербайджанцами и армянами в Сумгаите в 1988 г.); — иные негативные явления. 4. Попыткой выйти из зарождающегося кризиса стала XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся 28 июня 1 июля 1988 г. в Москве. Фактически (и по составу, и по значимости принятых решений) это был внеочередной съезд партии, однако тогдашнее руководство не решилось придать данному форуму статус съезда и назвало его конференцией (на тот момент конференции КПСС в СССР давно вышли из моды; предыдущая, XVIII партконференция состоялась в 1941 г.). Главным итогом XIX партконференции стало принятие решения о проведении политической реформы в СССР. Политическая реформа заключалась в: — возрождении и претворении в жизнь лозунга ленинских времен «Вся власть — советам!»; — превращении советов из номинальных органов — в реальные органы власти на всех уровнях; — учреждении нового («хорошо забытого старого») политического органа — Съезда народных депутатов СССР (возрождении традиции периодического проведения съездов советов, имевшей место в 1917 — 1936 гг.); — проведении альтернативных выборов съезда народных депутатов СССР, съездов (верховных советов) союзных республик и иных советов всех уровней. XIX партконферениия 1988 г. стала переломным событием всей перестройки, изменившим ее ход: — до XIX партконференции перестройка проходила на уровне дис­куссий, но не затрагивала сложившуюся систему партийно-государственной власти; — после XIX партконференции начались первые шаги по демонтажу сложившейся системы власти, которая перестала быть недосягаемой и независимой от народа; — на уровне СССР и союзных республик были учреждены избираемые парламенты, которые стали новыми центрами власти, альтернативными партии. Во исполнение решений XIX партконференции осенью 1988 г. были внесены существенные поправки в Конституцию СССР 1977 г. (самые серьезные с момента ее принятия). В качестве высшего органа государственной власти в СССР учреждался съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР как орган власти имел следующие особенности: — состоял из 2250 депутатов; — треть депутатов избиралась народом путем прямых выборов от территориальных округов; — треть избиралась от административно-территориальных и национальных образований; — треть избиралась от общественных организаций (партии, комсомола, профсоюзов и т. д.) без всенародного голосования; — учреждался институт окружных избирательных комиссий, наде­ленных широкими полномочиями. В результате чего далеко не каждый желающий мог стать кандидатом в депутаты. Окружные комиссии, подобранные местными органами КПСС, создавались в каждом округе и отсеивали неугодных путем проведения отрежиссированных «собраний избирателей». Из множества желаюших комиссии «выдвигали» только двух кандидатов (в редких случаях — больше), заранее согласованных с партийными органами; — имел двухступенчатую структуру — из своего состава съезд избирал Верховный Совет (меньшая часть депутатов), который работал постоянно, а большинство депутатов собирались 2 раза в год на съезд для принятия особо важных решений. Выборы съезда народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Подавляющее большинство избранных депутатов являлись ставленниками КПСС. Избрание депутатов от территориальных округов, несмотря на все сложности избирательного законодательства, дало возможность «прорваться» в число депутатов некоторым оппозиционным кандидатам, среди которых были Г. Попов, Б. Ельцин, Ю. Афанасьев и др. Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая — 9 июня 1989 г. в Москве. Историческое значение данного съезда было в том, что: — был получен первый опыт парламентаризма в СССР; — был сформирован Верховный Совет СССР (Председателем Верховного Совета избран М.С. Горбачев); — съезд дал возможность вернуться в большую политику Б.Н. Ельцину — будущему Президенту России; — съезд открыл для советского народа новую плеяду политиков, значительно повлиявших на ситуацию в стране в конце 1980-х — начале 1990-х гг.: А. Собчака, А. Сахарова, Г. Попова и др.; — впервые в истории СССР была сформирована оппозшщя, выступившая с критикой КПСС и советского строя (первоначально — «межрегиональная депутатская группа», сопредседатели — А. Сахаров, Б. Ельцин, Г. Попов. Ю. Афанасьев. Ю. Пальм). Впоследствии съезды народных депутатов стали привычным событием и не вызывали такого ажиотажа, как I съезд. Главный результат выборов и проведения Съезда народных депутатов СССР — зарождение в стране второго центра власти, альтернативного ЦК КПСС и Политбюро. После учреждения съезда народных депутатов в СССР значимость ЦК КПСС, Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС стала снижаться. Центр политической жизни перешел в парламент.

Г – 2014 г Реформы.

Национальная политика. Для страны важнейшей целью стало разрешение чеченской проблемы. Российское правительство сделало ставку на непримиримую борьбу с террористами, поддержку лидеров, отвергающих вооруженную борьбу и выступающих за проведение мер по восстановлению экономики. Были предприняты шаги по стабилизации жизни мирного населения. В марте 2003 г. проведен референдум по вопросу о единстве с Россией и принята Конституция Чеченской республики.

Местное самоуправление. Для укрепления экономики регионов было проведено слияние отдельных субъектов Федерации и образование новых. Появились Пермский (2005 г.) и Забайкальский края (2008 г.). В 2009 г. был создан восьмой федеральный округ – Северо-Кавказский, а полпред А. Хлопонин совместил этот пост с должностью вице-премьера. В октябре 2003 г. принят Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Его реализация в последующие годы стала одной из приоритетных задач государства.

Поправки в Конституцию РФ. В конце 2008 г. Президент России Д. Медведев подписал закон о поправках к Конституции РФ. Они касались увеличения сроков полномочий президента (до шести лет) и Государственной думы (до пяти лет). Кроме того, был принят закон о контрольных полномочиях Госдумы в отношении правительства. Теперь депутатам предоставлялось право рассматривать ежегодные отчеты правительства о результатах его деятельности.

Борьба с коррупцией. Принимались меры по лишению возможности использовать должностными лицами своих властных полномочий и прав для личной выгоды. В целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд принимались соответствующие Законы в 2005 и 2013 гг. В конце 2008 г. вступил в силу закон «О противодействии коррупции», заложивший правовую основу в борьбе с этим злом.

Реформа МВД. В 2009 г. по инициативе Президента России началась реформа Министерства внутренних дел. Ее главной целью являлось повышение эффективности правоохранительной системы России, борьбы с коррупцией и улучшение имиджа правоохранительных органов. В феврале 2011 г. был издан закон «О полиции», тем самым милиция в Российской Федерации официально прекратила своё существование.

Усиление борьбы с коррупцией. В 2013 г. президент издал ряд антикоррупционных указов. Согласно новым требованиям чиновники должны отчитываться о расходах, покупках зарубежной недвижимости и избавится от счетов в иностранных банках. В противном случае – отставка. Для более системной работы в этой сфере в составе Администрации Президента РФ создано Управление по вопросам противодействия коррупции.

Учреждение звания Герой Труда. В марте 2013 г. Указом президента России было учреждено почетное звание Герой Труда. Оно присваивается за особые трудовые заслуги на производстве, в общественной жизни, за научные открытия и творческие достижения. Первыми Героями труда стали пять россиян: нейрохирург А. Коновалов, дирижер В. Гергиев, механизатор Ю. Коннов, токарь К. Чуманов и машинист В. Мельник.

Сочинская Олимпиада. Крупнейшим общественным и спортивным событием в жизни страны в 2014 г. стало проведение XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. И спортивные объекты, и олимпийские деревни для спортсменов, и красочные церемонии открытия и закрытия Олимпиады – все было сделано на высшем уровне. Успешно решена и непростая задача обеспечения безопасности гостей и участников Игр. Триумфальными эти Игры оказались и для российской сборной: страна заняла первое место в общемедальном зачете, завоевав 33 медали, 13 из которых – золотые.

Крым в составе России. В 2014 г. были внесены изменения в государственно-территориальное устройство Российской Федерации. 18 марта президент России В. Путин подписал договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Совет Федерации ратифицировал этот договор и одобрил Федеральный конституционный закон об образовании новых субъектов РФ. После подписания президентом России соответствующих законов и их опубликования, они вступили в силу. Президентским Указом от 21 марта 2014 г. образован Крымский федеральный округ Российской Федерации. Все эти решения стали возможным после того, как в Автономной республике Крым и в Севастополе (Украина) прошёл референдум о статусе Крыма. По результатам референдума 96,77 % избирателей республики и 95,6 % избирателей Севастополя выбрали воссоединение с Россией.

Переломные годы. В начале 2000-х гг. были преодолены тяжелые последствия экономического кризиса 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы. Ставка делалась на дальнейшее формирование и совершенствование рыночных отношений. Шел постепенный процесс преобразования государственной собственности в коллективную и частную формы.

Сельское хозяйство. С трудностями проводились рыночные реформы в аграрном секторе экономики. Медленного развивались фермерские хозяйства. Сохранялось отставание технологий производства сельхозпродукции. Не был отрегулирован рынок ее сбыта. Для преодоления этих и других трудностей была разработана государственная программа развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг. Это дало положительный эффект.

Погашение внешнего долга. В течение 2004–2007 гг. руководство страны предприняло ряд шагов по досрочному погашению значительного внешнего долга, накопившегося в период нахождения у власти М. Горбачёва и Б. Ельцина. К 2008 г. внешний долг сократился до уровня, который считается одним из самых низких в мире.

Национальные проекты. В 2005 г. Президентом России была сформулирована программа приоритетных национальных проектов в области образования, жилищного строительства, сельского хозяйства, здравоохранения. Так, в рамках национального проекта «Образование» решались вопросы своевременных выплат классным руководителям, проводились конкурсы инновационных школ и вузов. К финансированию работы учебных заведений подключались регионы. В рамках национального проекта «Здравоохранение» в медицинские учреждения поставлено 22 тыс. 652 единицы диагностического оборудования. На треть обновился санитарный автопарк: введено в эксплуатацию 6 тыс. 723 новых машин. Повысилась зарплата врачей.

Программы развития регионов. Осуществлялись федеральные программы экономического и социального развития Чеченской Республики, Дальнего Востока и Забайкалья. Велись работы по превращению Владивостока в центр международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно здесь в сентябре 2012 г. проходила двадцать четвёртая ежегодная встреча лидеров экономик Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это был первый саммит, который проходил в России. Подготовка к нему шла с 2007 г.

Правительственная антикризисная программа. В 2008–2009 гг. разразился мировой экономический кризис, охвативший США, развитые страны Европы и ряд азиатских государств. Он повлиял и на развитие экономики России. Потребовались чрезвычайные меры для укрепления финансовой системы и снятия напряженности в сфере занятости населения. Государство предоставило значительные кредиты российским банкам. Субъекты Федерации получили право самостоятельно решать вопросы введения неполной рабочей недели и сокращения рабочего дня. Но отдельные антикризисные меры не могли изменить положения.

7. Экономические санкции. После присоединения Крыма к РФ, а затем начавшихся военных действий на юго-востоке Украины США и Евросоюз ввели целый ряд ограничений в отношении компаний, банков и целых секторов российской экономики. В ответ Россия ограничила импорт ряда сельскохозяйственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.

8. Борьба с международным терроризмом. После атаки террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. Россия поддержала усилия США в борьбе с международным терроризмом. В частности, речь шла о военной операции США и их союзников против международных террористических группировок, создавших базы в Афганистане. При этом Россия стремилась к тому, чтобы действия, предпринимаемые против терроризма, осуществлялись на основе международно-правовых норм и Устава ООН, а не односторонних силовых акций США по выбору президента этой страны. В рамках ООН Россия присоединилась ко всем 12 крупным международным конвенциям и, в общей сложности, к 46 резолюциям Совета Безопасности ООН по проблеме борьбы с терроризмом. Она приняла активное участие в их практическом осуществлении. Российское руководство разрешило транспортировку военных грузов в Афганистан, через свою территорию. Российские боевые корабли совместно с силами НАТО, проводили операции против морского пиратства.

9. Россия и страны АТР. Большое внимание уделялось отношениям со странами и объединениями Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Так, в рамках российского председательства в АТЭС в 2012 г. и саммита АТЭС во Владивостоке утверждены порядка 60 российских инициатив и проектов. Они были связанны с либерализацией торговли и инвестиций, региональной экономической интеграцией, укреплением продовольственной безопасности, поддержкой инновационного роста и др.

10. Беспрецедентно высокого уровня достигли российско-китайские отношения, которые из года в год развивались в направлении последовательного углубления партнерства и стратегического взаимодействия. Китай стал одним из ключевых внешнеторговых партнеров России. Новые торговые контракты были подписаны с Индией. В апреле 2013 г. впервые за последние десять лет состоялся официальный визит в Российскую Федерацию премьер-министра Японии, по итогам которого принято совместное заявление о развитии партнерства.

11. Отношения с США и Евросоюзом. С 2000-х гг. непросто складывались отношения России со странами Запада. С одной стороны, достаточно динамично развивались контакты в сфере энергетики, сельского хозяйства, транспорта, культуры. С другой стороны, трудно проходил диалог по созданию новой архитектуры евроатлантической безопасности. Ещё в 2002 г. Соединённые Штаты в одностороннем порядке вышли из договора по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО). Затем началась подготовка к развертыванию противоракетных комплексов на территории некоторых государств Центральной и Восточной Европы. Страны НАТО активно обсуждали вопрос о приёме в члены этой организации Украины и Грузии. После грузинского нападения на Южную Осетию в августе 2008 г. была прервана работа Совета Россия–НАТО (создан в мае 2002 г.). Взаимодействие возобновилось в апреле 2009 г., но с апреля 2014 г. в связи с событиями на Украине оно снова было приостановлено.

12. Провозгласив победу в «холодной войне» США и ЕС нацелились на расширение своего влияния без учета баланса законных интересов всех народов Европы. Было отвергнуто российское предложение (ноябрь 2009 г.) о разработке Договора о европейской безопасности. Вашингтон открыто продекларировал свое право использовать военную силу в одностороннем для отстаивания собственных интересов.

13. Бомбардировками Югославии, вторжением в Ирак, нападением на Ливию, провалом миссии в Афганистане США и их союзники нарушили устойчивость международной системы. Лишь благодаря дипломатическим усилиям, прежде всего, России была предотвращена агрессия против Сирии в 2013 г. Организуя различные «цветные революции» США добивались смены неугодных режимов. Жертвой такой политики стала Украина. США и Евросоюз поддержали государственный переворот в этой стране в феврале 2014 г., стали безоглядно оправдывать любые действия самопровозглашенных киевских властей.

Программа перехода на профессиональную армию. В марте 2001 г. Министерство обороны РФ возглавил С.Б. Иванов. Под его руководством в этом же году была запущена федеральная программа по переходу на профессиональную армию. По этой программе к 2010 г. военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, должны были быть укомплектованы силы быстрого реагирования. Также предусматривалось сокращение с 2008 г. срока по призыву с двух лет до одного года.

Переход на трехвидовую структуру. В 2001 г. вооружённые силы России были переведены на «трехвидовую структуру» – сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морской флот. Это обосновывалось необходимостью реализовать принцип применения войск (сил) по сферам вооруженной борьбы: суша, воздух–космос и море. Ракетные войска стратегического назначения из вида Вооруженных Сил были преобразованы в два самостоятельных рода войск – РВСН и Космические войска.

Президентские указания. В 2003 г. президент В.Путин потребовал к 2008 г. сократить срок службы по призыву до года и к 2009 г. укомплектовать части постоянной готовности, внутренние и пограничные войска военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В 2004 г. он провозгласил начало массового перевооружения, а в 2006 г. заверил, что численность армии ниже 1 млн человек не сократится. В ежегодном послании Федеральному Собранию 2007 г. он призвал к 2010 г. обеспечить всех военных жильем. В марте 2006 г. В. Путин подписал изменения в закон «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым срок военной службы по призыву с 2008 г. сокращался с 24 до 12 месяцев.

Уроки войны с Грузией. Прямым поводом к самой основательной реформе строительства вооруженных сил стало участие Российской армии в вооружённом конфликте в Южной Осетии в августе 2008 г. В ходе отражения агрессии Грузии и проведения операции по принуждению грузинской стороны к миру её вооруженным силам было нанесено сокрушительное поражение. Военной и транспортной инфраструктуре причинен значительный ущерб. Но конфликт выявил и недостатки российских войск, заключающиеся, прежде всего, в сложной системе управления, низкой мобильности, недостаточной технической оснащенности.

Последнее Сталинское десятилетие.

Народы Советского Союза потеряли за время войны около 30 млн человек. Огромные потери были и в материальной сфере: 32 тыс. разрушенных предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей выведено из строя, разрушено 1710 городов и посёлков. Заплатив такую цену за Победу, советский народ был вправе ожидать, что смягчение политики Кремля, начавшееся в годы войны, будет продолжено. Однако Сталин вновь вернулся к диктаторским методам руководства. Уже в 1946 г. в промышленности увеличились нормы выработки, рабочие вновь прикреплялись к предприятиям, были завышены показатели пятилетнего плана (1946–1950) .

Разгоравшаяся «холодная война » оказывала огромное влияние на развитие советской экономики. Упор, как и раньше, делался на развитие тяжёлой промышленности. Однако борьба с США за стратегическое превосходство привела к тому, что большая часть государственных средств была предоставлена военно-промышленному комплексу. Модернизация и дальнейшее развитие оборонной промышленности поглощали львиную долю бюджета страны, не оправившейся после разрушительной войны. Огромные средства шли на реализацию атомного проекта, и в 1949 г. СССР получил атомное оружие.

По-прежнему тяжёлым оставалось положение в сельском хозяйстве. В результате войны деревня осталась фактически без мужчин. После неурожая 1946 г. правительство создало комиссии по делам колхозов, которые занимались изъятием земель из личного пользования в общественный фонд. Увеличились налоги на продажу сельскохозяйственной продукции, ужесточилось уголовное преследование за «посягательство на колхозную собственность».

К экономическим мероприятиям добавилась жёсткая политика в идеологической и политической сферах. После войны начались аресты среди высших офицеров, подвергся опале Г.К. Жуков. 80 % военнопленных, вернувшихся на Родину из германских концлагерей, были отправлены в советские лагеря. В 1943–1946 гг. депортации подверглись многие жители Прибалтики и целые народы: чеченцы, ингуши, крымские татары, балкарцы и др. Во время «Ленинградского дела» и других подобных акций были репрессированы многие видные партийные и советские работники, значительная часть интеллигенции. В стране раздувалась антисемитская кампания, достигшая своего пика в сфальсифицированном «деле врачей». Число заключённых ГУЛАГа достигло своего максимального уровня: в 1952 г. в лагерях и тюрьмах сидело около 12 млн человек.

В области идеологии окончательно завершился переход от интернационализма к великодержавию. Всё русское объявлялось приоритетным, началась борьба с так называемым космополитизмом. Она негативно отразилась на многих отраслях науки: кибернетика, генетика, психоанализ, волновая механика объявлялись «буржуазными лженауками». Все исследования в этих областях были свёрнуты, а учёные подверглись репрессиям. Усиление идеологического контроля особенно жёстко коснулось гуманитарной сферы. На ожидание перемен власти ответили мощной кампанией, которая проводилась под руководством сталинского идеолога А.А. Жданова. Изощрённой идеологической травле подверглись в целой серии партийных постановлений поэтесса А.А. Ахматова, писатель М.М. Зощенко, кинорежиссёр С.М. Эйзенштейн, многие историки и философы, композиторы С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, Д.Д. Шостакович и др. Всем им инкриминировался отход от «общественно значимых идеалов» в творчестве, а также низкопоклонство перед Западом.

В международной политике СССР, обеспечив себе статус сверхдержавы, претендовал на ведущую роль в решении глобальных вопросов. Отношения с союзниками по антигитлеровской коалиции начали резко ухудшаться с приближением победы над общим врагом, а 1949–1950 гг. стали кульминацией «холодной войны». 4 апреля 1949 г. был образован военно-политический Североатлантический блок (НАТО), направленный против Советского Союза. При поддержке СССР и Китая коммунисты Кореи начали гражданскую войну (1950), в которую вмешались США и их союзники. В странах народной демократии (за исключением Югославии, которая не подчинилась сталинскому диктату и стала строить «свой социализм»), составлявших вместе с СССР «социалистический лагерь», проводились мероприятия, повторявшие советский опыт конца 20-х – начала 30-х гг. XX века.

 

 

1. Борьба за власть после смерти Сталина. С 53 г до 20съезда КПСС (и сам съезд). Жуков, Берия.

Борьба за власть после смерти Сталина началась буквально на следующий день. Вождь скончался в 1953 м году, 5-го марта. 6-го числа прошло заседание ЦК КПСС. На нем было принято решение назначить на ключевой пост Председателя в Совете Министров Георгия Максимилиановича Маленкова. Этот деятель в последние годы являлся главой партийного аппарата и считался (негласно) вторым лицом в партийном и государственном управлении. Первыми заместителями Маленкова стали прежние помощники Иосифа Виссарионовича: Лаврентий Берия, Лазарь Каганович, Вячеслав Молотов, Анастас Микоян. Были сформированы отдельные министерства, а секретари ЦК КПСС возглавили их. Так, руководителем МИД стал Молотов, МВД (объединенного с госбезопасностью) – Берия. Булганин был назначен министром обороны. Министерство внешней и внутренней торговли возглавил Микоян. Яндекс.Директ Банкетный зал Уютный банкетный зал за 650 рублей! Безупречный сервис! grill-haus.orgАдрес и телефонНижний Новгород Гадалка Вконтакте Отзывы о моей помощи есть на моей странице vk.com С Хрущева были сняты обязанности первого секретаря комитета КПСС Москвы. При этом Никита Сергеевич стал в партийном аппарате одним из руководителей. Другими словами, Хрущев, не наделенный какими-то государственными должностями, занимал в ЦК КПСС второе место. Борьба за власть после смерти Сталина привела вначале к тому, что Маленков занял первое место в управлении государством. По давней традиции Председатель в Совете Министров считался одновременно первым человеком в правительстве и в руководстве самой партии. Однако спустя восемь дней (14 марта) Маленкова, не успевшего легитимизировать полномочия, поставили перед выбором. Председателю необходимо было выбрать между управлением секретариатом ЦК и руководством правительством. Маленков предпочел второе. Это означало, что деятельность Секретариата в ЦК переходила под руководство Хрущева. Яндекс.Директ Экскурсия в Окский Берег! Лучше один раз увидеть, чем 100 услышать.Приезжай 18+ Продажа автобусов всех классов С пробегом и без! Покупка и продажа микроавтобусов и автобусов на Авто.ру. Кафе для свадьбы 3 зала до 80, 60 и 15 мест! Отличное меню и сервис! Борьба за власть на первых этапах характеризовалась активной деятельностью Берии. Лаврентий Павлович смог сконцентрировать наибольшую силу в своих руках. Главным образом, это было возможно благодаря наличию мощной опоры в виде аппарата госбезопасности и внутренних дел. Борьба за власть после смерти Сталина, как считал Берия, могла быть успешной при поддержке снизу. Для получения популярности Лаврентий Павлович провел несколько политических мероприятий. Берия объявил амнистию, прекратил "Дело врачей", совершил несколько шагов в развитии международных отношений. Он также предложил поднять германский вопрос, решить конфликт с руководством Югославии. Однако взлет Берии заставил насторожиться и объединиться остальных руководителей. Борьба за власть после смерти Сталина продолжалась. Инициативу по устранению Берии на себя взял Хрущев. С членами Президиума Никита Сергеевич провел тайные переговоры, затем заручился поддержкой Маленкова и военных руководителей. В результате, по истечении трех с половиной месяцев со дня кончины Сталина, Берия был взят под стражу. Арест осуществила группа генералов под руководством Жукова. Согласно официальной версии, Берию казнили в 1953 году, в декабре. После устранения Лаврентия Павловича процессы начались и над другими деятелями. Так, например, были расстреляны заместители Абакумова (бывшего шефа МГБ) и сам он. Все эти решительные меры способствовали укреплению позиции Хрущева и военных руководителей. Вместе с этим ослабла роль Маленкова в управлении государством. После того, как был устранен Берия, начались конфликты между Маленковым и Хрущевым. В основном противоречия затрагивали вопросы экономики и роли общества в осуществляемых преобразованиях. Позиция Маленкова подвергалась достаточно суровой критике. В результате разногласий он был вынужден заявить о своей отставке. Устранив Маленкова, Хрущев назначил на пост Председателя в Совете Министров Булганина. Министром же обороны стал Жуков. Эти перестановки внутри руководящего аппарата были несомненной, однако, неполной победой, ведь позиции Никиты Сергеевича остались прежними.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 196.