Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования. Экологическая среда в детском саду - это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
Основные функции экологической среды. К ним относятся: развивающая, адаптационная,оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная и практико-ориентированная. Рассмотрим их содержание.
Развивающая функция определяет:
– совершенствование психических процессов и их свойств;
– развитие эмоций и чувств, отражающих значимость природы для каждого ребенка;
– характерные детские виды деятельности;
– развитие нравственных норм и правил поведения в природе;
– позитивные отношения к живым объектам;
– оценочные суждения, развивающиеся и складывающиеся от подражания оценкам взрослых до выражения отношений к себе и другим;
– адекватное реагирование на изменение экологической ситуации;
– развитие нравственных привычек, коммуникаций;
– рефлексивные качества личности (самоанализ, самооценку, самосознание);
– эмпатию.
Адаптационная функция характеризуется способностью ребенка быстро и адекватно реагировать, приспосабливаться и привыкать к изменениям в экологической среде.
Оздоровительная функция проявляется в широком и многообразном использовании природных факторов для оздоровления организма: водные и воздушные процедуры; солнечные ванны; песочная терапия; использование звуков природы в виде аудиозаписей на занятиях, в рекреационных паузах, для релаксации.
Корректирующая функция направлена на динамику экологически оправданного поведения (отсутствие жестоких поступков, наличие гуманных проявлений).
Воспитательная функция заключается в воспитании у ребенка понимания самоценности живого на земле, ценностного отношения к жизни, системы ценностей единения Человека и Природы, ценности природы как естественной среды обитания, ценности удовольствия от пребывания в природе и ценностей общения с другими живыми существами, ценности познания окружающей природы для жизнедеятельности, творческого процесса.
Познавательная функция раскрывает понятия целостности мира, системности окружающего, причинно-следственных связей в природе.
Практико-ориентированная функция нацеливает педагогов на формирование у детей умений обеспечить и сохранить благоприятные условия для нормального функционирования (жизнедеятельности) живых организмов, учитывать особенности приспособления при изменении их места обитания, предупреждать неправильные поступки сверстников в природе, соблюдать правила взаимодействия с окружающей природой.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 295.