Формирование у детей представлений о цикличности смены сезонов. Методы фиксации наблюдений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фиксация наблюдений – это закрепление того, что дети наблюдали.

Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. В момент наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Постоянная, систематическая фиксация наблюдаемых явлений помогает развивать у детей наблюдательность, внимание, умение присматриваться к явлениям природы, замечать какие изменения происходят в природе со сменой времен года. Ведь для того, чтобы фиксировать увиденное, ребенок должен хорошо рассмотреть, запомнить, не упустить важные детали. Фиксация наблюдаемого помогает осмыслить последовательность и взаимосвязь природных явлений, развивает мышление. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явления, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках, календарях. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Формы фиксации

Фиксация природных изменений осуществляется в календарях погоды, календарях природы, дневниках наблюдений. Название той или иной формы зависит от того, что наблюдают и фиксируют дети. Если предметом их деятельности является погода, точнее изменения погоды, то данная форма должна называться календарем погоды. Если наблюдения ведутся за изменениями природы (неживой и живой в целом), то эта форма называется календарем природы. Для фиксации наблюдений за отдельными объектами природы, находящимися в уголке природы или на участке, ведутся дневники наблюдений. Например, можно вести дневники наблюдений за сезонной жизнью дерева, за ростом и развитием лягушки, за распусканием веточек тополя и т.д.

Способы фиксации наблюдений

Существующие способы фиксации наблюдений можно разделить на несколько видов:

1. Ментальные способы фиксации наблюдений. Ментальными называются разнообразные способы фиксации увиденного в памяти детей. К ним относятся приемы умственных операций, которые облегчают запоминание, увеличивают продолжительность хранения полученной информации и ускоряют извлечение ее из памяти. Например: прием - ребенок рассматривает объект природы и составляет о нем устный рассказ; прием - ребенок внимательно рассматривает объект (явление), отворачивается и, не глядя, дает его описание. После этого педагог снова предлагает рассмотреть объект (явление) и самостоятельно внести исправления и уточнения. Как вариант исправления и дополнения могут делать другие дети или прием сравнения, который способствует более прочной фиксации образа в памяти детей и т.д.

2. Графические способы фиксации наблюдений: использование готовых форм; изобразительные (зарисовывание, схемы, рисунки-прогнозы, обведение объектов, фотографирование и др.); письменные (запись рассказа педагога, запись рассказа ребенка, подбор литературного произведения).

3. Практические способы фиксации наблюдений: фиксация натуральных объектов (гербаризация, объемное сохранение растений); фиксация времени протекания наблюдаемых процессов; фиксация звуков природы.

Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.

Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфлённый по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, т. е. о состоянии неба, ветре, осадках и температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берётся большой лист бумаги. Если работа ведётся индивидуально или группами по 2—3 человека, можно ограничиться альбомным листом.

 

15. Значение словесных методов экологического образования  в формирование у детей системных знаний о природе.

Словесные методы в системе экологической работы с детьми также имеют определенное значение для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эмоционального и эстетического отклика на ее объекты. Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы.

Среди словесных методов в первую очередь необходимо отметить беседу с детьми. Беседа может быть использована педагогом с разными дидактическими целями:

- для создания интереса к предстоящей деятельности в природе;

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

Три вида беседы:

1) установочная беседа. Она помогает воспитателю привлечь внимание детей.

2) эвристическая беседа. Она направлена на установление причин различных явлений природы.

3) итоговая беседа. Она используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе.

В целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами и явлениями природы используется рассказ воспитателя. Основная цель рассказа — создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте, предмете природы.

Рассказ должен привлекать внимание детей, стимулировать развитие их мышления, познавательных процессов, воображения, речи. Кроме того, рассказ экологического содержания должен быть эмоционально окрашен, воздействовать на эмоции и чувства детей. Вместе с тем в целях формирования познавательного отношения детей к тому материалу, который сообщается воспитателем в рассказе о природе, необходимо дополнять рассказ познавательными заданиями различного характера.

Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления — любовь и бережное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 446.