Система права: понятие и структурные элементы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений.

система права — это внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

Норма права является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

2. Понятие и виды договора дарения, его содержание. Предмет договора дарения. Отмена дарения, отказ от исполнения договора.

Договор дарения – это соглашение, согласно которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Юридическая характеристика договора:

- реальный или консенсуальный. Реальный – для его заключения требуется передача вещи, денежных сумм или другого имущества одаряемому, консенсуальный – обещание безвозмездно передать одаряемому вещь. Реальный договор дарения не порождает никаких обязательственных правоотношений, он сразу наделяет одаряемого правом собственности на вещь. Консенсуальный договор дарения является односторонне обязывающим, т.е. если даритель дал обещание безвозмездно передать кому-либо вещь, то у него возникает обязанность сделать это.

В качестве сторон в договоре дарения (дарителя и одаряемого), по общему правилу, могут выступать любые субъекты гражданского права.

ГК РФ также устанавливает ряд запретов и ограничений в отношении данного вида договора.

Запрещение дарения - это недопустимость совершения дара:

- не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей, в следующих случаях.

Во-первых, от имени малолетних и недееспособных граждан их законными представителями.

Во-вторых, работникам образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги.

В-третьих, лицам, замещающим гос должности, чиновникам. Данный запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, - в этих случаях полученные подарки, стоимость которых превышает 3000 рублей, признаются соответственно публичной собственностью.

В-четвертых, не допускается дарение в отношениях между коммерческими организациями.

Письменная форма обязательна для следующих договоров дарения (под страхом их недействительности):

- если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3000 рублей;

- если договор содержит обещание дарения в будущем (консенсуальный договор дарения);

- договор дарения недвижимого имущества, который, кроме того, подлежит гос регистрации.

Условие о предмете является существенным условием договора дарения.

Предметом договора дарения могут быть вещи, имущественные права, а также действия по освобождению от обязанности (прощение долга и т.д.).

Даритель вправе отказаться от исполнения договора, содержащего обещание передать в будущем одаряемому вещь или право либо освободить одаряемого от имущественной обязанности, если после заключения договора имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни.

Даритель также вправе отказаться от исполнения договора, содержащего обещание передать в будущем одаряемому вещь, вследствие порочащего поведения одаряемого: если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения.

В этом случае одаряемый обязан возвратить подаренную вещь, если она сохранилась в натуре.

ГК РФ также предусматривает ответственность дарителя. Безвозмездные договоры по сравнению с возмездными изначально предлагают пониженную ответственность должника. К дарителю не применяются правила об ответственности за недостатки дара (из-за плохого качества, некомплектности и т.д.). Но все же даритель отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу одаряемого вследствие недостатков подаренной вещи (когда, например, у подаренного автомобиля неисправны тормоза), о которых он знал, но не предупредил одаряемого.

ГК РФ выделяет весьма специфический вид дарения - пожертвование. Пожертвование - дарение вещи в общеполезных целях, т.е. в целях, полезных либо для общества в целом, либо для определенной его части (определенного круга лиц). Например, возможна безвозмездная передача книг в общедоступную библиотеку для их использования всеми желающими либо в университетскую библиотеку - для использования их студентами. Именно пожертвование наиболее полно отвечает целям благотворительности. Поэтому одаряемыми могут быть, как правило, лечебные, воспитательные, научные и другие учреждения, но запрета на пожертвование любым другим субъектам гражданского права нет. При пожертвовании не требуется даже согласия одаряемого принять дар. Пожертвование является более строгой конструкцией по сравнению с простым дарением - отменить пожертвование можно только в случае использования пожертвованного имущества не в соответствии с указанным дарителем назначением. Особенно трудно бывает отличить пожертвование от дарения в случаях, когда одаряемым является гражданин, поэтому имущество считается не подаренным, а пожертвованным гражданину только тогда, когда даритель обусловливает целевое использование дара.



БИЛЕТ № 28

1. Государственная власть: понятие и признаки.

 

Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

Государственная власть:

-является властью публичной ( официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит  им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

-является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами;

-осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

-обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

-обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства ( для формирования бюджета - казны государства );

-распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

-издает нормативно-правовые акты.

 

государственная власть – это разновидность социальной власти, сущность которой заключается в возможности и способности государства осуществлять власть, управление и регулирование обществом, с помощью правовых и специальных средств, для обеспечения в обществе законности и правопорядка.
числу основных признаков, характеризующих государственную власть можно отнести:

1. Государственная власть представляет собой публичную власть. Она изначально возникла как власть, управляющая обществом, и выступающая от его имени. Поэтому эта власть носит всеобщий, а не частный характер. Государственная власть действует на все общество, его классы, социальные группы, объединения и их представителей. При этом государственная власть является только одной из разновидностей публичной власти, т.к. в современном обществе мы можем выделить и другие ветви власти, не являющиеся государственными (например, муниципальную власть, власть средств массовой информации, территориальное общественное самоуправление и т.д.)

2. Политическая природа государственной власти. На протяжении многих веков политический характер государственной власти был обусловлен классовой борьбой за господство в обществе, но и в наши дни во время предвыборных кампаний развертывается острая борьба между политическими партиями и избирательными блоками, представляющими интересы различных социальных групп, за овладение государственной властью.

3. Верховенство государственной власти среди всех видов социальной власти. Верховенство означает ее наивысшую силу, наибольший вес ее решений, указаний, требований. Верховенство говорит о том, что веления государственной власти — это веления, обладающие безусловной обязательностью, исходящие из источника, имеющего право давать такие указания. Верховенство государственной власти означает также ее независимость, неподчиненность решениям никакой другой власти. Обладание верховной властью свидетельствует о наличии у данного государства возможности самостоятельно решать вопросы любой важности[10].

4. Суверенность государственной власти. Суверенитет государственной власти тесно связан с ее верховенством и предполагает ее независимость от власти какого-либо другого государства, ее возможность принимать любое решение, которое она сочтет необходимым (в рамках правовых ограничений), а также верховенство государственной власти по отношению к другим организациям, существующим на территории данного государства.

5. Территориальность государственной власти. Государственная власть носит территориальный характер, как и государство, она действует в границах территории страны, включающей сушу, недра, внутренние и территориальные воды, континентальный шельф, воздушное пространство и т.д. Административно-территориальное деление государства также предполагает, что государственная власть осуществляется соответствующими государственными органами в определенных территориальных единицах: центральными – на всей территории государства, региональными – в пределах региона (штата, провинции, области, департамента), местными – в рамках территории отдельных населенных пунктов (района, округа, города, муниципии, коммуны, поселка, тауна, тауншипа).

 6. Легитимность государственной власти, т.е. признание ее населением в качестве публичной власти. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

7.Легальность государственной власти. Легальность означает официальное провозглашение государственной власти на конституционном (законодательном) уровне. Формирование, становление, функционирование государственной власти осуществляется в режиме законности., федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.  указ Президента РФ «О структуре и системе федеральных органов исполнительной власти

 В структуре государственной власти можно выделить такие ключевые элементы как: 1) субъект власти, 2) объект власти, 3) содержание властной деятельности (властеотношение), 4) средства способы, приемы осуществления государственной власти, 5) ресурсы власти[13].

12. Государственная власть – это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и т.д. Вместе с тем государственная власть располагает и специальными средствами и методами, которых нет ни у одной другой социальной власти. К специальным средствам осуществления государственной власти относятся органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат, и нормы позитивного права, т.е. правила поведения, установленные или санкционированные государством. К специальным методам осуществления государственной власти относятся разнообразные методы государственного принуждения, вплоть до применения физического насилия и подавления.

Наконец важным вопросом является соотношение понятий государственная власть и государства. В юридической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Поэтому представляется, с учетом анализа существующих мнений, сделать вывод о том, что если государство мы рассматриваем в качестве политической организации управляющей обществом (государство в узком, политическом смысле), то государственная власть и государство соотносятся как содержание и форма, т.е. внешним выражением государственной власти будут выступать государственные органы, осуществляющие свои властные полномочия.

 


 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 210.