Деятельность субъекта расчленяется на три основных типа: практическую, ценностно-ориентационную и познавательную деятельность. В отличие от практической, познавательная деятельность есть духовная деятельность;. В пределах духовной деятельности, в отличие от ценностно-ориентационной деятельности, познание дает информацию не о ценностях, а о сущностях. В отличие от этой деят-ти познание есть деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и абстрактно-понятийных образов. Знание же – результат познания.
Т. обр., познание – это процесс целенаправленного активного психического отражения действительности, в котором совпадаю объект и субъект познания. Познание – это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения.
В истории философии по вопросу о познаваемости мира сложились три основные позиции: гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм. Представители агностицизма считают, что мир сущностей принципиально непознаваем и объективная истина недоступна человеческому разуму.
Представители скептицизма (Пиррон, Секст Эмпирик) считают, что мир вряд ли познаваем, а если и познаваем, то не до конца.
Рационализм в гносеологии – это, учение, согласно которому истинное (достоверное) знание может быть выведено только из разума и не зависит от чувственного опыта и его обобщений. Р. Иррационализм – учение о непознаваемости иррационального, хаотичного мира с помощью средств логики, понятийного мышления, науки. В отличие от агностиков иррационализм предлагает след. набор познав. средств: экстаз (неоплатонизм), откровение (христианство), озарение, нирвана (буддизм, Шопенгауэр), мистическая интуиция, любовь (христианство, философия жизни, экзистенциализм) и т.п. Все эти методы объединяет стремление к общей конечной цели – слиянию индивидуального «Я» с невыразительным Абсолютом.
Категории субъекта и объекта познания. Активная роль субъекта в познании.
В теории познания субъект – это источник познавательной активности, объект – это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Данные категории являются парными – без субъекта нет и объекта. «объект» и «объективная реальность» – несовпадающие понятия. Под объектом в гносеологии следует понимать не просто любой фрагмент объективной реальности, а только такой фрагмент, на который направляется внимание субъекта и который становится предметом его теоретических размышлений и практических воздействий.
Объектом могут выступать не только материальные системы, но и духовные явления.
Субъектом является, прежде всего, индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятиями, способностью оперировать самыми общими абстракциями. Но субъект – не только индивид; это – и коллектив, и социальная группа, класс, общество в целом. В субъект на уровне общества вкл-ся приборы и методы, посредством к-рых происходит познание (при этом сами по себе они субъектами не являются).
В понятиях «субъект» и «объект» имеется момент относительности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Фейербах отмечал: для себя «Я» – субъект, а для других объект; словом «Я» являюсь субъектом и объектом. В терминах субъекта и объекта познание выступает как процесс активного освоения субъектом объекта, результатом чего является знание. В ходе практического взаимодействия меняется как объект, так и субъект деятельности;
Роль практики в познании. Взаимосвязь чувственного и рационального в
Познании.
Практика – это целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Роль практики в отношении познания
1. Практика является основой познания. Весь процесс познания основывается на взаимодействии человека с внешним миром, а это взаимодействие осуществляется, прежде всего, в практике. В практике развиваются как чувственные, так и логические формы отражения
2. Практика выступает как цель познания. Деятельность человека ставит перед ним такие задачи, решение которых необходимо для его дальнейшего существования и развития - новое знание воплощается в новой деятельности, организует ее и управляет ею. Цель познания – практическая деятельность.
3 . Практика -критерий истинности знания, воплощенного в суждении. Еще древнекитайский философ Мо-Цзы учил, что только высказывания, которые претворяются в деятельности человека, становятся постоянным знанием. Ясно, что не все суждения можно немедленно проверить в практической деятельности. Практика должна созреть до возможности проверить некоторую гипотезу. Связь чувственных и логических форм познания неразрывна, она проявляется уже на уровне ощущения. Ощущение как форма чувственного познания отличается от ощущения как формы отражения, тем, что в чувственном познании мы не только ощущаем, но и понимаем, ЧТО ощущаем. Т. обр., ощущение в познании выходит на уровень рационального, осознается в понятии. Если данное конкретное ощущение мы не можем соединить ни с одним понятием нашего мышления, то мы не понимаем, ЧТО ощущаем, и ощущение остается на уровне отражения, не становясь моментом чувственного познания. С другой стороны, никакое понятие не образуется, если ему не предшествует чувственное отражение данного класса предметов. Таким образом, связь между чувственными и рациональными формами познания имеет неразрывный и двусторонний характер. Чувственные формы должны быть доведены до осознания в понятиях и суждениях, а последние не могут строиться иначе, как на материале чувственных данных.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 267.