Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие. Процесс развития и роста знания проходит определенные, качественно различные этапы. Этот процесс привел в свое время к переходу от мифа к логосу, от логоса к преднауке, от преднауки к науке, от классической науки к неклассической и т.п. Рост научного знания идет от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д. Проблема роста, развития знания является центральной в философии науки. Предлагаются разные решения этой проблемы.
Так, К. Поппер считает, что не всякая эволюция означает рост знания, а последний не может быть отождествлен с какой-либо одной (например, количественной) характеристикой эволюции. Для Поппера рост знания не является кумулятивным (накопительным) процессом, он представляет собой процесс устранения ошибок, "дарвиновский отбор". Говоря о росте знания, Поппер имеет в виду не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену – с помощью научной критики – более удовлетворительными теориями.
Общая модель развития науки, предложенная Т. Куном, введшим в широкий оборот понятие парадигмы(образцовой теории), включает два основных этапа. Это нормальная наука, где безраздельно господствует парадигма, и научная революция, в ходе которой происходят распад парадигмы, начинается конкуренция между альтернативными парадигмами, в борьбе которых побеждает одной из них, после чего наступает новый период нормальной науки. Переход от одной парадигмы к другой осуществляется через научную революцию. В ее ходе происходит такой процесс, как смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир. Изменение, причем кардинальное, данной сетки вызывает необходимость изменения методологических правил. В период научной революции упраздняются все наборы таких правил, кроме тех, которые согласуются с новой парадигмой. Для характеристики этого процесса Кун использует термин "реконструкция предписаний".
Научные революции и смена типов рациональности
Научные революции в науке в целом знаменуют смену типов научной рациональности.
В современной науке существуют два основных типа научной рациональности и, соответственно, два крупных этапа эволюции науки в последние столетия. Первый – это классическая наука (XVII–XIX вв.), со своей специфической, как говорят, классической, научной рациональностью, второй – неклассическая наука, начавшая складываться в XX в. и выработавшая новый, свой собственный неклассический тип рациональности. Этот неклассический тип рациональности господствует в науке и сейчас.
Классическая наука исходила из предположения, что познающий субъект и познаваемый объект существуют отдельно и независимо друг от друга и что субъект будто со стороны взирает на мир. Объективность научного знания ставилась в зависимость от исключения из описания и объяснения мира всего, что относится к познающему субъекту и его деятельности.
Неклассическая наука стала непосредственно соотносить познаваемые объекты со средствами и операциями по их познанию. Уточнение используемых исследователем средств и операций считалось условием получения истинного знания об объекте. Образцом такого подхода является квантово-релятивистическая физика.
Наука и техника
Наука неразрывно связана с техникой. Можно сказать, что если бы не было современной науки, то не было бы и современной техники; в то же время без современной техники, ставящей перед наукой определенные задачи и обеспечивающей ее необходимыми инструментами, не было бы современной науки.
В оценке техники существуют разные подходы. Согласно натуралистическому подходу,человеку, в отличие от животных, недостает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов. Согласно волевой интерпретациитехники, человек реализует посредством создания артефактов и технологических цепей свою волю к власти. Это имеет место как на индивидуальном, так и особенно на национальном и государственном уровнях. Техника используется господствующими в обществе силами, она не является нейтральной в политическом и идеологическом отношениях. При естественно-научном подходе техника рассматривается как прикладная наука. Рациональный подходсмягчает жесткие логико-математические идеалы естественно-научного подхода: техника рассматривается как сознательно регулируемая деятельность человека. Рациональность рассматривается как высший тип организации технической деятельности и в случае ее дополнения гуманистическими составляющими отождествляется с целесообразностью и планомерностью. Это означает, что в научное понимание рациональности вносятся коррективы социально-культурного плана.
Различение естественного и искусственного в философии техники ставит проблему о взаимоотношениях техники и науки. Как правило, наука ставится на первое место, а техника на второе, причем техника часто понимается как прикладная наука, прежде всего как прикладное естествознание. В последнее время все чаще подчеркивается влияние техники на науку. Все в большей степени начинает подчеркиваться самостоятельное значение техники. Она перестает быть всего лишь чем-то прикладным. Технический, инженерный подход не отменяет и не вытесняет научный подход. Техника использует науку как средство в своей ориентации на действие. Действовать – лозунг искусственно-технологического подхода. В отличие от научного подхода он не охотится за знанием, а стремится к производству аппаратов и осуществлению технологий. Нация, не освоившая искусственно-технологический подход, страдающая избыточной созерцательностью, оказывается в современных условиях не современной, а скорее архаичной.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 334.