Специфика научного познания. Научная рациональность и ее типы.

Научное и обыденное познание, их единство и отличие. Научное познание как исследовательский процесс, как систематическое получение обоснованного, достоверного знания. Научное знание как система и как феномен культуры. Особенности и структура системы научного знания. Субъект и объект научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания как различные типы организации научной деятельности. Экспериментальная природа эмпирического исследования. Специфика теоретического познания. Структура и функции научной теории. Понятия идеализированного объекта и научного закона. Теория и гипотеза. Теоретические и практические аспекты функционирования научных теорий. Проблема материализации теории. Методы и формы научного познания как важнейшие исследовательские приемы. Основные методы: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование и др. Основные формы: проблема, факт, классификация, закон, типология. Гипотеза, теория, идеалы и нормы научного познания, научная картина мира. Специфика научного факта. Соотношение теории и факта. Истина, достоверность, правдоподобие в научном познании. Понимание и объяснение в научном познании. Научное познание и особенности научного языка. Развивающийся характер системы научного знания. Динамика научного знания - основа обобщенной теории развития науки. Единство логики и истории в динамике научного знания. Динамика научного знания как рост теоретического знания. Идеи кумулятивизма и антикумулятивизма. Философские основания процесса научного познания. Стили мышления, императивы и регулятивы в научном познании. Исторические, социокультурные и гуманитарные аспекты научного познания. Знание научное и вненаучное.

Научная рациональность – (лк)

1. способность разума схватывать в мире необходимые закономерности, повторяющие связи, которые формируются как законы мира.

2. противостоит иррационализму.

3. действие или поведение, которое ведет человека к успеху.

4. главное человеческое измерение мира (как работа человеческого разума, дающая человеку знание о мире). Мы живем в мире, который конструируем с помощью научной рациональности.

5. отождествляется с прагматизмом (полезная деятельность). НО! Это привело к ряду проблем (экологический кризис и т.д.), особенно в XX веке => человек способен ставить цели.

6. в неё входит человеческое безумие.

В рациональности следует видеть основное изменение человеческого разума, которое включает человеческий интеллект и прагматика чел. деятельности.

Но безумие – это характеристика рационального человека тоже.

В истории науки рациональность была редуцирована (сведена) до прагматики и была сведена к тому, что основная задача, цель научной рациональности – подчинить мир разуму.

Научная рациональность имеет свои характеристики:

1. с помощью неё человек упорядочивает мир: классифицирует его, описывает законами.

2. внесение в мир целевой установки (без человека нет цели у мира, направленность в развитие вносит только человек).

3. научная рациональность оформляет мир как теоретическое знание (универсальное, общезначимое знание)

4. дает статическую картину/модель мира–> эта модель оказывается вне исторической.

Главная ценность – желание знать о мире, найти нормы, идеалы, которые служили бы только для добывания знания.

Классический тип рациональности связан с революцией в науке XVII в. В основе этого типа объяснения мира лежит деистическое утверждение: «Бог когда-то создал мир, природу, но в дальнейшем никакого участия в развитии мира не принимает». Следовательно, здесь обособляются научный и религиозный подходы к миру. Наука превращается в автономную от религии область духовной культуры. Природа рассматривается с позиций механики.

В данный период идеалом науки считалась механика и наблюдалось стремление все явления в природе и даже в обществе объяснить на основе законов механики. Характерно желание построить одну единственную истинную теорию. Считалось, что недалек тот день, когда будет создана единая, все объясняющая теория.

Неклассический тип рациональности сформировался в результате революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв. Возникает неклассическое естествознание и соответствующий ему неклассический тип рациональности. В центр научных исследований выдвигается изучение объектов микромира. Специфика этих объектов потребовала изменений в объяснении мира.

Крепнет убеждение, что ученый изучает объект не таким, каков он есть сам по себе, а таким, каким он становится в процессе взаимодействия с наблюдателем. В классической физике можно было пренебречь влияниием приборов наблюдателя на результат познания. Иное дело при изучении явлений микромира. Здесь прибор и наблюдатель влияют на изучаемый объект, вызывают возмущение в объекте исследования, возможна деформация объекта.

Постнеклассический тип рациональности является следствием научной революции, которая начинается в 70-е гг. XX века. Рождается постнеклассическая наука, а вместе с нею постнеклассический тип рациональности. Основные характеристики постнеклассического типа рациональности:

– идея историзма – всякий объект понимается как имеющий историю;

– изучаются такие системы, составной частью которых является человек (например: это объекты экологии, которые невозможно изучить, не рассматривая включенность в экологические системы человеческого фактора). В науку внедряется антропный принцип, предполагающий изучение природы через призму присутствия в ней человека.

– широкое применение компьютерных технологий;

– внедрение в научную деятельность ценностного аспекта.

Коммуникативная рациональность – истин в науке может быть много, в разных науках свое, и они могут коммуницировать (организовываться) между собой.

- предлагает науке не только принцип логического познания истины, но и понимания.

Юрген Хабермас вносит это понятие: наука не может иметь одну форму рациональности.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 14.