Железнодорожный транспорт - основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Ему принадлежит ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта (32,4 %) и второе место среди всех видов транспорта. По объему перевозимых грузов - 10,6 % (2 место). Кроме того, он занимает 1 место по пассажирообороту (63,6 % - в междугородних перевозках и 60,3 % в пригородном сообщении), а также 2 место после автомобильного транспорта по перевозкам пассажиров. Данный вид транспорта характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью, независимостью от времени года, суток, климатических условий. При этом железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния. В России свыше 160 тыс. км магистральных железнодорожных и подъездных путей. По этим коммуникациям только транспортом общего пользования ежесуточно перевозится около 4,7 млн. тонн груза. Важнейшей магистралью, связывающей Центральные районы европейской части страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Ведущее значение данного вида транспорта обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности, основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией и пропускной способностью железнодорожных магистралей. Для того, чтобы дать основные характеристики магистрального железнодорожного транспорта, выделают следующие показатели:
1. эксплуатационная длина равна 86 тысячам км;
2. грузооборот равен 2 300 млрд тонн;
3. интенсивность перевозок грузов равна 26,6 млн тонн/км.
Промышленный железнодорожный транспорт, его основные характеристики.
Промышленный ж/д транспорт является неотъемлемой частью ж/д транспорта общего пользования и является полноценным участником транспортной системы страны. Посредством промышленного ж/д транспорта обслуживается примерно 10 000 организаций всех отраслей. Подъездные железнодорожные пути позволяют обслуживать более 80% всех грузов, перевозящих по железной дороге общего пользования. Железнодорожный промышленный транспорт выполняет в 3 раза больший перевозок, чем магистральный, и обслуживает, в основном, крупные предприятия добывающей и обрабатывающей промышленностей. Пути сообщения отличаются большой криволинейностью участков с малым радиусом кривой (100 м и менее). К промышленному ж/д транспорту можно отнести следующие элементы железнодорожной инфраструктуры: подъездные железнодорожные пути; тяговой состав; подвижной состав; обслуживающие организации; производственно-торговые фирмы. Для повышения эффективности использования промышленного железнодорожного транспорта образованы объединенные предприятия, а в крупных промышленных узлах — межотраслевые предприятия, обслуживающие грузовладельцев разных ведомств.
Классификация железнодорожных линий.
· скоростные - железнодорожные магистральные линии для движения пассажирских поездов со скоростью св. 160 до 200 км/ч;
· особогрузонапряженные - железнодорожные магистральные линии для большого объема грузовых перевозок свыше 50 млн. ткм/км;
· первой категория - железнодорожные магистральные линии с объемом перевозок свыше 30 до 50 млн. ткм/км;
· вторая категория - железнодорожные магистральные линии с объемом перевозок свыше 15 до 30 млн. ткм/км;
· третья категория - железнодорожные линии с объемом перевозок свыше 8 до 15 млн. ткм/км;
· четвертая категория - железнодорожные линии с объемом перевозок до 8 млн. ткм/км;
· Внутристанционные соединительные и подъездные пути – независимо от грузонапряженности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1604.