ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изучение дисциплины обеспечивается следующими информационными источниками:

Основная учебная литература:

1 Лифиц, И. М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия : учебник и практикум для СПО / И. М. Лифиц. — 12-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 314 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00544-8.

2  Райкова, Е. Ю. Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия : учебник для СПО / Е. Ю. Райкова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 349 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03539-1. https://biblio-nline.ru/book/8A6B0952-748A-4C93-AE23-F2C261817976

 

Дополнительная учебная литература:

1 Метрология. Теория измерений : учебник и практикум для СПО / В. А. Мещеряков, Е. А. Бадеева, Е. В. Шалобаев ; под общ. ред. Т. И. Мурашкиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 155 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01499-0. https://biblio-online.ru/book/A9A6A1B6-539B-4950-8694-92FB48E71219

2  Сергеев, А. Г. Сертификация : учебник и практикум для СПО / А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04550-5. https://biblio-online.ru/book/32C63FDA-56D2-42C4-9D75-7B0B130E255C

3  Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие / Е. Б. Герасимова, Б. И. Герасимов ;- М. : ФОРУМ - ИНФРА-М, - 224 с.

4  Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.Н. Кайнова . — Санкт-Петербург : Лань, 2015 (Лань)



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ТАБЛИЦА ВЫБОРА ВАРИАНТОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

 

Номер варианта

Номер вопроса

1 2 20 41 61 2 1 21 42 62 3 3 22 43 63 4 4 23 44 64 5 5 24 45 65 6 6 25 46 66 7 7 26 47 67 8 8 27 48 68 9 9 28 49 69 10 10 29 50 40 11 11 30 51 41 12 12 31 52 42 13 13 32 53 43 14 14 33 54 44 15 15 34 55 45 16 16 35 56 46 17 17 36 57 47 18 18 37 58 48 19 19 38 59 49 20 20 39 60 40 21 21 40 61 41 22 22 18 44 64 23 3 23 46 67 24 5 25 48 68 25 7 27 50 41 26 9 29 52 43 27 11 31 54 46 28 13 33 56 48 29 15 35 58 40 30 17 37 68 46

 


 Задания для теоретической части

1. Дайте определение, что понимают под термином стандартизация (по ИСО). Поясните, какое влияние оказывает стандартизация на системы управления качеством промышленной продукции. Перечислите категории нормативно-технических документов и виды стандартов. Опишите содержание стандартов на общетехнические требования (ОТТ).

2. Укажите основные задачи (Национальной системы стандартизации), перечислите главные направления работ по стандартизации на современном этапе.

Перечислите основные принципы, на которых базируется Национальная система стандартизации . Кратко опишите принципы оптимальности, динамизма и системности.

3. Поясните, что представляет собой Национальная система стандартизации . Укажите ее основные цели и задачи. Перечислите категории стандартов. Объясните назначение международных стандартов и рекомендаций. Назовите международные стандарты, применяемые в области вашей деятельности.

4. Назовите основные международные организации по стандартизации. Поясните роль международной стандартизации на современном этапе. Приведите примеры использования международных стандартов на ж/т.Перечислите (с указанием обязанностей) головные организации в области стандартизации РФ.

5. Опишите организацию и задачи отраслевых служб стандартизации на примере «ОАО РЖД.» Головные и базовые организации. Опишите порядок разработки, утверждения и пересмотра стандартов.

6. Перечислите основные методы стандартизации. Объясните сущность унификации. Поясните, каким образом унификация воздействует на качество и себестоимость промышленной продукции. Приведите примеры унификации из области железнодорожной техники по своей специальности. Объясните сущность агрегатирования. Приведите примеры агрегатирования на железнодорожном транспорте по вашей специальности, а также в технологических процессах производства и ремонта.

7. Объясните сущность агрегатно-модульного метода проектирования машин, приборов и технологического оборудования. Приведите пример из области техники железнодорожного транспорта по своей специальности. Перечислите основные принципы стандартизации. Опишите принцип системности. Поясните, что такое комплексная стандартизация. Приведите примеры комплексной стандартизации из области техники железнодорожного транспорта и общего машиностроения.

8. Перечислите основные принципы стандартизации. Опишите принцип прогрессивности. Поясните, какие достижения и прогнозы закладываются в основу опережающей стандартизации. Назовите основные межотраслевые системы стандартов. Укажите сущность и основные цели единой системы конструкторской документации; эффект от внедрения системы. Приведите пример эффекта из области своей деятельности.

9. Назовите основные межотраслевые системы стандартов. Укажите, сущность и основные задачи системы автоматизированного проектирования; эффект от ее применения. Укажите, какой метод стандартизации лежит в основе всех систем. Приведите цели и сущность единой системы технологической подготовки производства; эффект от ее внедрения.

10. Назовите метод стандартизации, который лежит в основе всех межотраслевых систем стандартизации. Опишите основные цели и задачи единой системы технологической подготовки производства, а также экономический эффект от ее внедрения. Поясните, в чем заключается принцип предпочтительности в стандартизации; что такое ряды предпочтительных чисел; какие математические закономерности лежат в основе рядов.

11. Опишите, как строятся ряды предпочтительных чисел по ГОСТ 8084-56. Что называется основным рядом, дополнительным, производным, составным. Как осуществляется выбор основного параметра по рядам предпочтительных чисел. Укажите, что представляет собой система стандартов безопасности труда. Сущность, содержание и задачи системы. Приведите примеры стандартов безопасности труда на ж/т (по вашей специальности).

12. Опишите общие требования к оформлению текстовых документов по       ГОСТ 2.105-95. Укажите сущность Государственной системы информации в области стандартизации. Назовите основные документы по информации в области стандартизации, используемые работниками ж/т.

13. Объясните, что такое взаимозаменяемость и совместимость. Приведите примеры из области ж/т (по вашей специальности) и области общего машиностроения. В соответствии с ГОСТ 25346-82 дайте определение терминам: номинальный размер, действительный размер, предельные размеры, предельные отклонения. Расшифруйте, что обозначает проставленный на чертеже размер 0 40 Н7/f7.

14. В соответствии с ГОСТ 25346-82 дайте определение, что называется сопрягаемыми поверхностями, несопрягаемыми (свободными) поверхностям, допусками, посадками, квалитетом. Расшифруйте, что обозначает проставленный на чертеже размер 0 40 Н7/r6. В соответствии с ГОСТ 25346-82 дайте определение понятиям: вал, отверстие, основной вал, основное отверстие, допуск, посадка. Расшифруйте, что обозначает проставленный на чертеже размер 0 32 Н7/А6.

15. Укажите, какими проблемами занимается наука метрология; какова ее роль в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции. Дайте понятия: физическая величина, значение физической величины, единица физической величины, измерение, средство измерения.

16. Приведите основные единицы системы СИ по ГОСТ 8.417-81. Поясните, в чем универсальность этой системы. Перечислите, какие внесистемные единицы допускает этот стандарт. Приведите основные и дополнительные единицы системы СИ по ГОСТ 8.417-81. Перечислите основные и производные единицы, которые используются в вашей специальности (все единицы должны иметь стандартное написание размерностей).

17. Дайте определение, что называется эталоном физической величины. Как классифицируют эталоны. Что представляет собой первичные эталоны килограмма, метра, секунды. Опишите систему передачи значения единицы физической величины от эталона к рабочим средствам измерения.

18. Государственная метрологическая служба. Ее структура, задачи, права и обязанности. Территориальные органы. Метрологическая служба ОАО «РЖД». . Ее структура, задачи. Головная и базовые организации. Метрологическая служба на дорогах ОАО «РЖД». Структура, задачи, функции.

19. Метрологические контрольно-измерительные лаборатории дорог, отделений дорог их задачи и функции. Метрологическая служба на заводах и предприятиях ОАО «РЖД». Структура, задачи, функции.

20. Законодательная метрология. Направления деятельности, средства достижения основных целей. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Сущность и задачи.

21. Государственные контрольные испытания (ГКИ) средств измерения. Цель проведения, сроки, исполнитель. Метрологическая аттестация средств измерения. Цели ее проведения, исполнители, документация.

22. Метрологическая поверка (государственная и ведомственная) средств измерений. Сущность поверки. Периодические и инспекционные поверки. Оформление результатов. Перечислите основные методы измерений. Опишите методы: непосредственной оценки, сравнения с мерой, диференциальный. Приведите примеры из вашей практики.

23. Перечислите основные методы измерений. Опишите методы: преобразований, совпадений, нулевой. Перечислите основные средства измерений. Опишите следующие средства измерений: меры, измерительные установки, информационно-измерительные системы. Приведите примеры из своей практики.

24. Перечислите основные средства измерений. Опишите следующие средства измерений: измерительные преобразователи, измерительные приборы, меры. Приведите примеры из своей практики. Поясните, что понимают под терминами: точность измерений, погрешность результата измерений, инструментальная погрешность измерения, класс точности средства измерений.

25. Что называется погрешностью результата измерений. Приведите классификацию погрешностей по причинам их возникновения. Поясните, что представляет собой грубые, систематические и случайные погрешности результата измерений. Причины их возникновения. Предел допускаемой погрешности средства измерения.

26. Поясните, что представляют собой систематические погрешности результата измерений и поправки к показанию прибора. В каких единицах может выражаться погрешность. Поясните, что понимают под точностью и классом точности средства измерения. Приведите возможные обозначения класса точности на лицевой панели прибора.

27. Поясните, какие факторы следует иметь в виду при выборе требуемой точности средства измерений; как произвести округление результатов измерений. Поясните, что понимают под терминами: продукция, свойства продукции, параметр продукции, эксплуатация продукции, потребление продукции. Приведите пример из области техники ж/т.

28. Дайте определение, что называется качеством промышленной продукции. Приведите классификацию показателей качества. Дайте краткие описания показателей качества технической продукции: надежности, эргономичности, безопасности. Дайте краткие описания показателей качества технической продукции: технологичности, эстетичности, экологичности.

29. Перечислите основные факторы, от которых зависит качество промышленной продукции. Опишите порядок аттестации продукции по двум категориям качества.  Дайте определения понятий: «уровень качества», базовый показатель качества, базовый образец. Опишите показатели надежности изделия.

30. Опишите дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки уровня качества продукции. Перечислите основные стадии « жизненного цикла» технической продукции. Опишите стадию-эксплуатации. Приведите примеры по своей специальности.

31. Объясните, что такое система управления качеством продукции. Назовите ее основную цель, перечислите методы достижения цели. Опишите систему оперативного управления качеством как совокупность органов и объектов управления.

32. Перечислите основные методы получения численных значений показателей качества. Опишите измерительный, экспериментальный и регистрационный методы. Перечислите этапы «жизненного цикла», на которых формируется технический уровень продукции. Опишите факторы, влияющие на формирование технического уровня. «Петля качества»- экономически целесообразное соотношение затрат производителя с эффектом у потребителя.

33. Перечислите основные виды контроля качества продукции, применяемые на стадии производства. Опишите входной и операционный контроль. Перечислите основные виды контрольных испытаний промышленной продукции. Укажите назначение испытаний. Опишите полигонные и эксплутационные испытания с примерами по ж/т.

34. Перечислите основные факторы, влияющие на качество промышленной продукции на стадии эксплуатации. Опишите процесс подготовки машин к эксплуатации на примере по ж/т. Перечислите основные средства поддержания заложенного качества машин на стадии эксплуатации. Кратко опишите значение технического обслуживания и ремонтов на примере техники ж/т.

35. Поясните, в чем состоит сущность сертификации, каковы отношения субъектов сертификации. Дайте определение системы сертификации, что такое сертификация соответствия.

36. Перечислите, какая нормативная документация принимается при сертификации соответствия. Опишите, какова последовательность процедур сертификации продукции.

37.  Укажите, какие общегосударственные законы определяют правовую основу сертификации. Поясните, как построены организационно-методические принципы сертификации в РФ.

38. Охарактеризуйте сходство и различие между обязательной и добровольной сертификацией. Какова их роль в России, за рубежом. Что такое регистр системы качества. С какой целью эта система аккредитована в ГОСТ РФ.

39. Укажите крупнейшие международные организации ИСО и МЭК. Проанализируйте сходство и различие в их подходах к развитию международной торговли. Проанализируйте схемы сертификации продукции, предусмотренные Российскими правилами. Укажите отношение их соответствия к рекомендациям ИСО/МЭК.

40. Опишите правила проведения сертификации. Поясните, в чем цель и какое нормативное обеспечение имеет экономическая сертификация.


Задание для практической части

Задача 1

При производстве детали необходимо контролировать качество изготовителя.

Требуется:

Определить погрешность измерения размера детали от температурной деформации ∆ L , если температура средства измерения и температура воздуха в цехе , а деталь измеряется сразу после финишной операции. Коэффициент линейного расширения материала измерительного средства s w:ascii="Times New Roman" w:h-ansi="Times New Roman"/><wx:font wx:val="Times New Roman"/><w:i/><w:sz w:val="28"/><w:sz-cs w:val="28"/></w:rPr><m:t>-</m:t></m:r><m:r><w:rPr><w:rFonts w:ascii="Cambria Math" w:h-ansi="Times New Roman"/><wx:font wx:val="Cambria Math"/><w:i/><w:sz w:val="28"/><w:sz-cs w:val="28"/></w:rPr><m:t>1</m:t></m:r></m:sup></m:sSup></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>">  (легированная сталь). Исходные данные принимаются по табл. 3. Температура детали  выбирается по последней цифре учебного шифра. Коэффициент линейного расширения материала детали  выбирается по последней цифре учебного шифра. Размер измеряемой детали L принимается по первой цифре учебного шифра.

 

Таблица 1

 

Вариант

51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 C 40 30 32 34 38 35 25 37 36 28 L, мм 38 20 100 120 50 63 80 90 40 36

Алюминий

23,8*

Чугун

Латунь

Сталь

Медь

Задача 2

В результате работы пункта технического осмотра (ПТО) грузовых вагонов были получены выборки и выявлены вероятности появления дефектов ходовых частей, подчиняющиеся нормальному закону распределения. Выборки имеют различные показатели для смен, работающих в ночное и дневное время и характеризуется их средними арифметическими значениями  , а также среднеквадратическими отклонениями σ. При этом накопленные данные для представленных выборок были получены за разное количество смен п.

Таблица 4

Данные выборки работы ПТО в ночную смену

  41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Среднее арифметическое значение обнаружения дефектов , %     5,2     5,3     5,4     5,5     5,6     5,6     5,5     5,4     5,3     5,4
Среднеквадратическое отклонение , %   0,97   0,81   0,76   0,63   0,52   0,43   0,66   0,77   0,96   0,82
Число смен 13 15 17 21 25 13 15 17 21 25

 

Задача 3

Две детали (отверстие 2 и вал 1) соединяются (рис. 4) друг с другом по посадке, характер которой определяется назначением и конструктивными особенностями деталей.

Требуется:

1. Определить предельные (наибольший и наименьший) разме­ры отверстия и вала;

2. Определить характер соединения двух деталей (с зазо­ром, с натягом или переходный);


3. Определить вероятностные предельные зазоры и натяги;4. Вычислить процент соединений с зазором, исходя из нор­мального закона распределения размеров деталей при их из­готовлении. Поле рассеяния для отверстия и вала принять равным полю допуска

 

Таблица 3

 

Вариант Посадка

 

Вариант Посадка
61
+0,062

+0,071 +0,009
∅34 ────

        +0,009

65
0,052
                  

 

±0,042
 ∅25 ──────

62
+0,016

-0,009 -0,025
∅40 ─────

         -0,025

66
+0,100

+0,088 +0,026
    ∅45 ───

            +0,026

63
+0,052

+0,074 +0,022
    ∅30────

        +0,022

67
+0,018

±0,009
    ∅15 ────

64
+0,022

±0,011
       ∅9 ─----

68
+0,018

+0,087 +0,035
   ∅22 ───

          +0,035




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

 «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

Ярославский филиал ПГУПС

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

дисциплина МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ  

 

Форма обучения – ЗАОЧНАЯ

 

 

08.02.10  Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство  

 

 

Выполнил  
Преподаватель  

Изм.
Лист
№ документа
Подпись
Дата
Лист
2
ПР 08.02.10 02.00  2017  
Разработал
.
Проверил
Чайничкова Н.Ю.
 
 
 
 
 
 
   
Лит.
Листов
46
МИИТ ЯРПХ-291  
 

 СОДЕРЖАНИЕ

Лист
3
ПР 08.02.10 02.00 2017
Изм
№ докум.
Лист.
Подп.
Дата
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВОПРОС
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРУЕМОМУ ЗАЧЕТУ

 

1 Категории нормативно-технических документов и виды стандартов

2  Принципы оптимальности, динамизма и системности

3  Государственная система стандартизации

4  Категории стандартов

5  Головные организации в области стандартизации Госстандарта РФ

6  Порядок разработки, утверждая и пересмотра стандартов

7  Основные методы стандартизации

8  Основные принципы стандартизации. Принцип системности

9  Основные межотраслевые системы стандартов

10   Ряды предпочтительных чисел по ГОСТ 8084-56

11  Общие требования к оформлению текстовых документов.

12 ГОСТ 2.105-95

13  Взаимозаменяемость и совместимость

14  Номинальный размер, действительный размер, предельные размеры, предельные отклонения

15 Физическая величина, значение физической величины, единица физической величины, измерение, средство измерения

16 Что называется погрешностью результата измерений

17 Продукция, свойства продукции, параметр продукции, эксплуатация продукции, потребление продукции

18  Качество промышленной продукции

19  Основные факторы, от которых зависит качество промышленной продукции

20  «Уровень качества», базовый показатель качества, базовый образец. Система управления качеством продукции

21  Методы получения численных значений показателей качества

22  Этапы «жизненного цикла», на которых формируется технический уровень продукции

23  Основные виды контроля качества продукции

24  Основные и дополнительные единицы системы СИ по ГОСТ 8.417-81

25  Государственная метрологическая служба

26 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)

27  Государственные контрольные испытания (ГКИ) средств измерения

28  Метрологическая аттестация средств измерения

29  Метрологическая проверка

30  Основные методы измерений

31  Основные средства измерений

32  Основные факторы, влияющие на качество промышленной продукции на стадии эксплуатации

33  Сущность сертификации

34  Системы сертификации

35  Последовательность процедур сертификации продукции



Дата: 2018-12-21, просмотров: 362.