ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
Ярославский филиал ПГУПС
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора филиала по УМР ____________________ О.В. Быкова |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
по дисциплине
ОП.04.
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
для специальности
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
Год начала подготовки – 2017 г.
РАССМОТРЕНО:
на заседании цикловой комиссии
«Обще профессиональных дисциплин и физического воспитания»
ПЦК Чайничкова Н.Ю.
протокол № 01от 30 августа 2017 г.
Материалы разработаны:
преподаватель Чайничкова Н.Ю, высшая квалификационная категория
© Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» в г. Ярославль. Для использования, размножения и переработки необходимо подать заявку в Ярославский филиал ПГУПС. 150048 г. Ярославль, Московский проспект, д. 151, тел. (4852) 44-99-36
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС СПО ПО ППССЗ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 3
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 3
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ.. 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 3
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.. 3
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРУЕМОМУ ЗАЧЕТУ.. 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине ОП.04. Метрология, стандартизация и сертификация предназначены обучающимся заочной формы обучения по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена (базовая подготовка). Основной целью данных методических рекомендаций является методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся заочной формы обучения при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство по программе подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.04. Метрология, стандартизация и сертификация.
Обучающимся по заочной форме обучения, следует помнить, что все требования ФГОС СПО к результатам освоения дисциплины и к ее содержанию является обязательными для изучения и освоения. Содержание этих требований отражено в данных методических рекомендациях.
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо познакомиться с ее содержанием и рекомендованными информационными источниками и понять содержание раздела «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы». Все учебно-методические материалы по учебной дисциплине изучаются студентами самостоятельно.
Домашние контрольные задания является одной из форм текущего контроля успеваемости, а также средством самоконтроля. Домашние контрольные задания выполняются в соответствии с выданным преподавателем вариантом. Работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается и возвращается без оценки.
Домашнее контрольное задание должна выполняться в печатном виде в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95
Перед выполнением домашнего контрольного задания необходимо:
- ознакомиться со структурой и содержанием данных методических указаний;
- определить свой вариант, выбор которого зависит от последней цифры шифра учебного журнала обучающийся , (если шифр заканчивается на цифру 1, то выполняется первый вариант, на цифру 2 – второй вариант и т.д., если шифр заканчивается на 0, то обучающийся выполняет 10-й вариант) и по таблице выбора вариантов, которая помещена в данном пособии;
- выполнить все задания по всем пунктам.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС СПО ПО ППССЗ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с ФГОС СПО по ППССЗ по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (базовая подготовка) освоение дисциплины ОП.04. Метрология, стандартизация и сертификация
должно обеспечить:
- оценка компетенций обучающихся
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ПК 1.1. | Выполнять различные виды геодезических съемок. |
ПК 1.2. | Обрабатывать материалы геодезических съемок. |
ПК 2.3. | Контролировать качество текущего содержания пути, ремонтных и строительных работ, организовывать их приемку |
ПК 3.1. | Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и конструкции земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков, верхнего строения пути |
- оценка уровня освоения дисциплины:
в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 | применять документацию систем качества; |
У2 | применять основные правила и документы систем сертификации Российской Федерации. |
в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 | правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации; |
З2 | основные понятия и определения, показатели качества и методы их оценки; |
З3 | технологическое обеспечение качества, порядок и правила сертификации. |
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
В соответствии с рабочим учебным планом по заочной форме обучения виды учебной работы по дисциплине и количество часов на их выполнение распределяется в соответствии со следующее таблицей:
Вид учебной работы |
Объем часов
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и знаний обеспечивается предметным содержанием, которое включает в себя:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Раздел 1
Метрология
Тема 1.1. Основные понятия в области метрологии
Содержание учебного материала
Понятия величины, единицы физической величины, системы единиц, основные и дополнительные единицы СИ. Возникновение и значение метрологии
Внеаудиторная самостоятельная работа
Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.1
Содержание учебного материала
Средства и методы измерений. Метрологические характеристики средств измерений. Поверка и калибровка средств измерений
Практическое занятие
Выбор измерительного средства для определения параметров с требуемой точностью
Внеаудиторная самостоятельная работа
Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.2. Подготовка к практическому занятию и контрольной работе
Тема 1.3. Государственная метрологическая служба
Содержание учебного материала
Структура Государственной метрологической службы. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Ответственность за нарушение законодательства по метрологии
Внеаудиторная самостоятельная работа
Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.3
Стандартизация
Содержание учебного материала
Основные понятия стандартизации. Государственная система стандартизации (ГСС). Организационно-методические стандарты. Правовое регулирование стандартизации. Федеральный закон «О техническом регулировании»
Внеаудиторная самостоятельная работа
Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 2.1
Тема 2.2.
Нормативная документация
Содержание учебного материала
Понятие нормативного документа (НД). Стандарты, технические регламенты, технические условия и другие нормативные документы. Стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК)
Практические занятия
«Выбор рядов предпочтительных чисел для устройств, применяемых на ж/д транспорте»
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка к практическому занятию, проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 2.2
Тема 2.3.
Общетехнические стандарты
Содержание учебного материала
Назначение, цели, структура и содержание общетехнических стандартов
Практические занятия
«Составление структуры текстового документа».
«Решение задач по системе допусков и посадок».
Внеаудиторная самостоятельная работа
Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 2.3
Сертификация
Содержание учебного материала
Понятие о качестве продукции. Показатели качества продукции. Системы управления качеством (ИСО 9001, 9002, 9003)
Практическое занятие
Определение показателей качества продукции экспертным или измерительным методом
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка к практическому занятию, проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 3.1
Содержание учебного материала
Цели и принципы сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Схемы сертификации
Анализ схем сертификации продукции, предусмотренных российскими правилами, на соответствие рекомендациям ИСО и МЭК
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка к практическому занятию, проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 3.2
Содержание учебного материала
Законодательная и нормативная базы сертификации. Порядок проведения сертификации продукции
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Номер вопроса
Задания для теоретической части
1. Дайте определение, что понимают под термином стандартизация (по ИСО). Поясните, какое влияние оказывает стандартизация на системы управления качеством промышленной продукции. Перечислите категории нормативно-технических документов и виды стандартов. Опишите содержание стандартов на общетехнические требования (ОТТ).
2. Укажите основные задачи (Национальной системы стандартизации), перечислите главные направления работ по стандартизации на современном этапе.
Перечислите основные принципы, на которых базируется Национальная система стандартизации . Кратко опишите принципы оптимальности, динамизма и системности.
3. Поясните, что представляет собой Национальная система стандартизации . Укажите ее основные цели и задачи. Перечислите категории стандартов. Объясните назначение международных стандартов и рекомендаций. Назовите международные стандарты, применяемые в области вашей деятельности.
4. Назовите основные международные организации по стандартизации. Поясните роль международной стандартизации на современном этапе. Приведите примеры использования международных стандартов на ж/т.Перечислите (с указанием обязанностей) головные организации в области стандартизации РФ.
5. Опишите организацию и задачи отраслевых служб стандартизации на примере «ОАО РЖД.» Головные и базовые организации. Опишите порядок разработки, утверждения и пересмотра стандартов.
6. Перечислите основные методы стандартизации. Объясните сущность унификации. Поясните, каким образом унификация воздействует на качество и себестоимость промышленной продукции. Приведите примеры унификации из области железнодорожной техники по своей специальности. Объясните сущность агрегатирования. Приведите примеры агрегатирования на железнодорожном транспорте по вашей специальности, а также в технологических процессах производства и ремонта.
7. Объясните сущность агрегатно-модульного метода проектирования машин, приборов и технологического оборудования. Приведите пример из области техники железнодорожного транспорта по своей специальности. Перечислите основные принципы стандартизации. Опишите принцип системности. Поясните, что такое комплексная стандартизация. Приведите примеры комплексной стандартизации из области техники железнодорожного транспорта и общего машиностроения.
8. Перечислите основные принципы стандартизации. Опишите принцип прогрессивности. Поясните, какие достижения и прогнозы закладываются в основу опережающей стандартизации. Назовите основные межотраслевые системы стандартов. Укажите сущность и основные цели единой системы конструкторской документации; эффект от внедрения системы. Приведите пример эффекта из области своей деятельности.
9. Назовите основные межотраслевые системы стандартов. Укажите, сущность и основные задачи системы автоматизированного проектирования; эффект от ее применения. Укажите, какой метод стандартизации лежит в основе всех систем. Приведите цели и сущность единой системы технологической подготовки производства; эффект от ее внедрения.
10. Назовите метод стандартизации, который лежит в основе всех межотраслевых систем стандартизации. Опишите основные цели и задачи единой системы технологической подготовки производства, а также экономический эффект от ее внедрения. Поясните, в чем заключается принцип предпочтительности в стандартизации; что такое ряды предпочтительных чисел; какие математические закономерности лежат в основе рядов.
11. Опишите, как строятся ряды предпочтительных чисел по ГОСТ 8084-56. Что называется основным рядом, дополнительным, производным, составным. Как осуществляется выбор основного параметра по рядам предпочтительных чисел. Укажите, что представляет собой система стандартов безопасности труда. Сущность, содержание и задачи системы. Приведите примеры стандартов безопасности труда на ж/т (по вашей специальности).
12. Опишите общие требования к оформлению текстовых документов по ГОСТ 2.105-95. Укажите сущность Государственной системы информации в области стандартизации. Назовите основные документы по информации в области стандартизации, используемые работниками ж/т.
13. Объясните, что такое взаимозаменяемость и совместимость. Приведите примеры из области ж/т (по вашей специальности) и области общего машиностроения. В соответствии с ГОСТ 25346-82 дайте определение терминам: номинальный размер, действительный размер, предельные размеры, предельные отклонения. Расшифруйте, что обозначает проставленный на чертеже размер 0 40 Н7/f7.
14. В соответствии с ГОСТ 25346-82 дайте определение, что называется сопрягаемыми поверхностями, несопрягаемыми (свободными) поверхностям, допусками, посадками, квалитетом. Расшифруйте, что обозначает проставленный на чертеже размер 0 40 Н7/r6. В соответствии с ГОСТ 25346-82 дайте определение понятиям: вал, отверстие, основной вал, основное отверстие, допуск, посадка. Расшифруйте, что обозначает проставленный на чертеже размер 0 32 Н7/А6.
15. Укажите, какими проблемами занимается наука метрология; какова ее роль в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции. Дайте понятия: физическая величина, значение физической величины, единица физической величины, измерение, средство измерения.
16. Приведите основные единицы системы СИ по ГОСТ 8.417-81. Поясните, в чем универсальность этой системы. Перечислите, какие внесистемные единицы допускает этот стандарт. Приведите основные и дополнительные единицы системы СИ по ГОСТ 8.417-81. Перечислите основные и производные единицы, которые используются в вашей специальности (все единицы должны иметь стандартное написание размерностей).
17. Дайте определение, что называется эталоном физической величины. Как классифицируют эталоны. Что представляет собой первичные эталоны килограмма, метра, секунды. Опишите систему передачи значения единицы физической величины от эталона к рабочим средствам измерения.
18. Государственная метрологическая служба. Ее структура, задачи, права и обязанности. Территориальные органы. Метрологическая служба ОАО «РЖД». . Ее структура, задачи. Головная и базовые организации. Метрологическая служба на дорогах ОАО «РЖД». Структура, задачи, функции.
19. Метрологические контрольно-измерительные лаборатории дорог, отделений дорог их задачи и функции. Метрологическая служба на заводах и предприятиях ОАО «РЖД». Структура, задачи, функции.
20. Законодательная метрология. Направления деятельности, средства достижения основных целей. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Сущность и задачи.
21. Государственные контрольные испытания (ГКИ) средств измерения. Цель проведения, сроки, исполнитель. Метрологическая аттестация средств измерения. Цели ее проведения, исполнители, документация.
22. Метрологическая поверка (государственная и ведомственная) средств измерений. Сущность поверки. Периодические и инспекционные поверки. Оформление результатов. Перечислите основные методы измерений. Опишите методы: непосредственной оценки, сравнения с мерой, диференциальный. Приведите примеры из вашей практики.
23. Перечислите основные методы измерений. Опишите методы: преобразований, совпадений, нулевой. Перечислите основные средства измерений. Опишите следующие средства измерений: меры, измерительные установки, информационно-измерительные системы. Приведите примеры из своей практики.
24. Перечислите основные средства измерений. Опишите следующие средства измерений: измерительные преобразователи, измерительные приборы, меры. Приведите примеры из своей практики. Поясните, что понимают под терминами: точность измерений, погрешность результата измерений, инструментальная погрешность измерения, класс точности средства измерений.
25. Что называется погрешностью результата измерений. Приведите классификацию погрешностей по причинам их возникновения. Поясните, что представляет собой грубые, систематические и случайные погрешности результата измерений. Причины их возникновения. Предел допускаемой погрешности средства измерения.
26. Поясните, что представляют собой систематические погрешности результата измерений и поправки к показанию прибора. В каких единицах может выражаться погрешность. Поясните, что понимают под точностью и классом точности средства измерения. Приведите возможные обозначения класса точности на лицевой панели прибора.
27. Поясните, какие факторы следует иметь в виду при выборе требуемой точности средства измерений; как произвести округление результатов измерений. Поясните, что понимают под терминами: продукция, свойства продукции, параметр продукции, эксплуатация продукции, потребление продукции. Приведите пример из области техники ж/т.
28. Дайте определение, что называется качеством промышленной продукции. Приведите классификацию показателей качества. Дайте краткие описания показателей качества технической продукции: надежности, эргономичности, безопасности. Дайте краткие описания показателей качества технической продукции: технологичности, эстетичности, экологичности.
29. Перечислите основные факторы, от которых зависит качество промышленной продукции. Опишите порядок аттестации продукции по двум категориям качества. Дайте определения понятий: «уровень качества», базовый показатель качества, базовый образец. Опишите показатели надежности изделия.
30. Опишите дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки уровня качества продукции. Перечислите основные стадии « жизненного цикла» технической продукции. Опишите стадию-эксплуатации. Приведите примеры по своей специальности.
31. Объясните, что такое система управления качеством продукции. Назовите ее основную цель, перечислите методы достижения цели. Опишите систему оперативного управления качеством как совокупность органов и объектов управления.
32. Перечислите основные методы получения численных значений показателей качества. Опишите измерительный, экспериментальный и регистрационный методы. Перечислите этапы «жизненного цикла», на которых формируется технический уровень продукции. Опишите факторы, влияющие на формирование технического уровня. «Петля качества»- экономически целесообразное соотношение затрат производителя с эффектом у потребителя.
33. Перечислите основные виды контроля качества продукции, применяемые на стадии производства. Опишите входной и операционный контроль. Перечислите основные виды контрольных испытаний промышленной продукции. Укажите назначение испытаний. Опишите полигонные и эксплутационные испытания с примерами по ж/т.
34. Перечислите основные факторы, влияющие на качество промышленной продукции на стадии эксплуатации. Опишите процесс подготовки машин к эксплуатации на примере по ж/т. Перечислите основные средства поддержания заложенного качества машин на стадии эксплуатации. Кратко опишите значение технического обслуживания и ремонтов на примере техники ж/т.
35. Поясните, в чем состоит сущность сертификации, каковы отношения субъектов сертификации. Дайте определение системы сертификации, что такое сертификация соответствия.
36. Перечислите, какая нормативная документация принимается при сертификации соответствия. Опишите, какова последовательность процедур сертификации продукции.
37. Укажите, какие общегосударственные законы определяют правовую основу сертификации. Поясните, как построены организационно-методические принципы сертификации в РФ.
38. Охарактеризуйте сходство и различие между обязательной и добровольной сертификацией. Какова их роль в России, за рубежом. Что такое регистр системы качества. С какой целью эта система аккредитована в ГОСТ РФ.
39. Укажите крупнейшие международные организации ИСО и МЭК. Проанализируйте сходство и различие в их подходах к развитию международной торговли. Проанализируйте схемы сертификации продукции, предусмотренные Российскими правилами. Укажите отношение их соответствия к рекомендациям ИСО/МЭК.
40. Опишите правила проведения сертификации. Поясните, в чем цель и какое нормативное обеспечение имеет экономическая сертификация.
Задание для практической части
Задача 1
При производстве детали необходимо контролировать качество изготовителя.
Требуется:
Определить погрешность измерения размера детали от температурной деформации ∆ L , если температура средства измерения и температура воздуха в цехе , а деталь измеряется сразу после финишной операции. Коэффициент линейного расширения материала измерительного средства s w:ascii="Times New Roman" w:h-ansi="Times New Roman"/><wx:font wx:val="Times New Roman"/><w:i/><w:sz w:val="28"/><w:sz-cs w:val="28"/></w:rPr><m:t>-</m:t></m:r><m:r><w:rPr><w:rFonts w:ascii="Cambria Math" w:h-ansi="Times New Roman"/><wx:font wx:val="Cambria Math"/><w:i/><w:sz w:val="28"/><w:sz-cs w:val="28"/></w:rPr><m:t>1</m:t></m:r></m:sup></m:sSup></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> (легированная сталь). Исходные данные принимаются по табл. 3. Температура детали выбирается по последней цифре учебного шифра. Коэффициент линейного расширения материала детали выбирается по последней цифре учебного шифра. Размер измеряемой детали L принимается по первой цифре учебного шифра.
Таблица 1
|
Вариант
Алюминий
23,8*
Чугун
Латунь
Сталь
Медь
Задача 2
В результате работы пункта технического осмотра (ПТО) грузовых вагонов были получены выборки и выявлены вероятности появления дефектов ходовых частей, подчиняющиеся нормальному закону распределения. Выборки имеют различные показатели для смен, работающих в ночное и дневное время и характеризуется их средними арифметическими значениями , а также среднеквадратическими отклонениями σ. При этом накопленные данные для представленных выборок были получены за разное количество смен п.
Таблица 4
Данные выборки работы ПТО в ночную смену
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | |
Среднее арифметическое значение обнаружения дефектов , % | 5,2 | 5,3 | 5,4 | 5,5 | 5,6 | 5,6 | 5,5 | 5,4 | 5,3 | 5,4 |
Среднеквадратическое отклонение , % | 0,97 | 0,81 | 0,76 | 0,63 | 0,52 | 0,43 | 0,66 | 0,77 | 0,96 | 0,82 |
Число смен | 13 | 15 | 17 | 21 | 25 | 13 | 15 | 17 | 21 | 25 |
Задача 3
Две детали (отверстие 2 и вал 1) соединяются (рис. 4) друг с другом по посадке, характер которой определяется назначением и конструктивными особенностями деталей.
Требуется:
1. Определить предельные (наибольший и наименьший) размеры отверстия и вала;
2. Определить характер соединения двух деталей (с зазором, с натягом или переходный);
3. Определить вероятностные предельные зазоры и натяги;4. Вычислить процент соединений с зазором, исходя из нормального закона распределения размеров деталей при их изготовлении. Поле рассеяния для отверстия и вала принять равным полю допуска
Таблица 3
Вариант | Посадка |
| Вариант | Посадка | |||
61 |
+0,009 | 65 |
| ||||
62 |
-0,025 | 66 |
+0,026 | ||||
63 |
+0,022 | 67 |
| ||||
64 |
| 68 |
+0,035 |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
Ярославский филиал ПГУПС
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
дисциплина МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ |
Форма обучения – ЗАОЧНАЯ
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство |
Выполнил | |
Преподаватель |
Изм. |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
2 |
ПР 08.02.10 02.00 2017 |
Разработал |
. |
Проверил |
Чайничкова Н.Ю. |
Лит. |
Листов |
46 |
МИИТ ЯРПХ-291 |
СОДЕРЖАНИЕ
Лист
3
ПР 08.02.10 02.00 2017
Изм
№ докум.
Лист.
Подп.
Дата
ВОПРОС
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРУЕМОМУ ЗАЧЕТУ
1 Категории нормативно-технических документов и виды стандартов
2 Принципы оптимальности, динамизма и системности
3 Государственная система стандартизации
4 Категории стандартов
5 Головные организации в области стандартизации Госстандарта РФ
6 Порядок разработки, утверждая и пересмотра стандартов
7 Основные методы стандартизации
8 Основные принципы стандартизации. Принцип системности
9 Основные межотраслевые системы стандартов
10 Ряды предпочтительных чисел по ГОСТ 8084-56
11 Общие требования к оформлению текстовых документов.
12 ГОСТ 2.105-95
13 Взаимозаменяемость и совместимость
14 Номинальный размер, действительный размер, предельные размеры, предельные отклонения
15 Физическая величина, значение физической величины, единица физической величины, измерение, средство измерения
16 Что называется погрешностью результата измерений
17 Продукция, свойства продукции, параметр продукции, эксплуатация продукции, потребление продукции
18 Качество промышленной продукции
19 Основные факторы, от которых зависит качество промышленной продукции
20 «Уровень качества», базовый показатель качества, базовый образец. Система управления качеством продукции
21 Методы получения численных значений показателей качества
22 Этапы «жизненного цикла», на которых формируется технический уровень продукции
23 Основные виды контроля качества продукции
24 Основные и дополнительные единицы системы СИ по ГОСТ 8.417-81
25 Государственная метрологическая служба
26 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)
27 Государственные контрольные испытания (ГКИ) средств измерения
28 Метрологическая аттестация средств измерения
29 Метрологическая проверка
30 Основные методы измерений
31 Основные средства измерений
32 Основные факторы, влияющие на качество промышленной продукции на стадии эксплуатации
33 Сущность сертификации
34 Системы сертификации
35 Последовательность процедур сертификации продукции
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
Ярославский филиал ПГУПС
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора филиала по УМР ____________________ О.В. Быкова |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
по дисциплине
ОП.04.
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
для специальности
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
Год начала подготовки – 2017 г.
РАССМОТРЕНО:
на заседании цикловой комиссии
«Обще профессиональных дисциплин и физического воспитания»
ПЦК Чайничкова Н.Ю.
протокол № 01от 30 августа 2017 г.
Материалы разработаны:
преподаватель Чайничкова Н.Ю, высшая квалификационная категория
© Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» в г. Ярославль. Для использования, размножения и переработки необходимо подать заявку в Ярославский филиал ПГУПС. 150048 г. Ярославль, Московский проспект, д. 151, тел. (4852) 44-99-36
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС СПО ПО ППССЗ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 3
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 3
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ.. 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 3
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.. 3
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРУЕМОМУ ЗАЧЕТУ.. 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине ОП.04. Метрология, стандартизация и сертификация предназначены обучающимся заочной формы обучения по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена (базовая подготовка). Основной целью данных методических рекомендаций является методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся заочной формы обучения при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство по программе подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.04. Метрология, стандартизация и сертификация.
Обучающимся по заочной форме обучения, следует помнить, что все требования ФГОС СПО к результатам освоения дисциплины и к ее содержанию является обязательными для изучения и освоения. Содержание этих требований отражено в данных методических рекомендациях.
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо познакомиться с ее содержанием и рекомендованными информационными источниками и понять содержание раздела «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы». Все учебно-методические материалы по учебной дисциплине изучаются студентами самостоятельно.
Домашние контрольные задания является одной из форм текущего контроля успеваемости, а также средством самоконтроля. Домашние контрольные задания выполняются в соответствии с выданным преподавателем вариантом. Работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается и возвращается без оценки.
Домашнее контрольное задание должна выполняться в печатном виде в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95
Перед выполнением домашнего контрольного задания необходимо:
- ознакомиться со структурой и содержанием данных методических указаний;
- определить свой вариант, выбор которого зависит от последней цифры шифра учебного журнала обучающийся , (если шифр заканчивается на цифру 1, то выполняется первый вариант, на цифру 2 – второй вариант и т.д., если шифр заканчивается на 0, то обучающийся выполняет 10-й вариант) и по таблице выбора вариантов, которая помещена в данном пособии;
- выполнить все задания по всем пунктам.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС СПО ПО ППССЗ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с ФГОС СПО по ППССЗ по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (базовая подготовка) освоение дисциплины ОП.04. Метрология, стандартизация и сертификация
должно обеспечить:
- оценка компетенций обучающихся
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ПК 1.1. | Выполнять различные виды геодезических съемок. |
ПК 1.2. | Обрабатывать материалы геодезических съемок. |
ПК 2.3. | Контролировать качество текущего содержания пути, ремонтных и строительных работ, организовывать их приемку |
ПК 3.1. | Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и конструкции земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков, верхнего строения пути |
- оценка уровня освоения дисциплины:
в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 | применять документацию систем качества; |
У2 | применять основные правила и документы систем сертификации Российской Федерации. |
в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 | правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации; |
З2 | основные понятия и определения, показатели качества и методы их оценки; |
З3 | технологическое обеспечение качества, порядок и правила сертификации. |
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
В соответствии с рабочим учебным планом по заочной форме обучения виды учебной работы по дисциплине и количество часов на их выполнение распределяется в соответствии со следующее таблицей:
Вид учебной работы |
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 407.