№ работы | Кол – во часов | Тема № | Тема работы |
Л/р №1 | 1 | 2.2 | Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом |
Пр/р №1 | 1 | 4.2 | Решение генетических задач |
Пр/р №2 | 1 | 4.3 | Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой. |
Л/р№2 | 1 | 5.1 | Изучение изменчивости, критериев видов, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. |
Итого: | 4 часа |
V Тематика самостоятельных работ студентов.
№ темы | Название, краткое содержание задания | Кол-во часов | Форма отчетности |
1.2 | Различные взгляды на происхождение жизни: - первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни; - источники энергии и возраст Земли; - условия среды на древней Земле; | 9 | Конспект в тетради. Просмотр преподавателем. |
2.2 | Строение и функции клетки: - история изучения клетки; - прокариотические клетки; - неклеточные формы жизни – вирусы; - ядро – центр управления клеткой; | 2 2 2 3 | Конспект Конспект Реферат Сообщение |
2.3 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке: - энергетический обмен; - фотосинтез, хемосинтез; | 2 4 | Конспект в тетради, Собеседование по вопросам |
3.2 | Эмбриональное развитие животных: - влияние на развитие организма вредных факторов окружающей среды: алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений. | 6 | Посещение эмбриологического музея Челябинской медицинской академии; Отзыв |
3.3 | Постэмбриональное развитие: - вредное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие организма человека; - биогенетический закон; | 5 | Конспект, реферат Просмотр преподавателем. |
4.1 | Основные понятия генетики: - история развития генетики в мире и в России; | 6 | Реферат |
4.2 | Основные закономерности наследственности: - наследование заболеваний, сцепленных с полом – гемофилия, дальтонизм; - клонирование – открытие века; | 4 | Реферат |
4.4 | Селекция растений, животных, микроорганизмов: - селекция микроорганизмов: бактерий, грибов, водорослей; - роль в медицине, микробиологии, использование в пищевой и химической промышленности. | 4 | Конспект в тетради Тестовый контроль |
5.2 | Микроэволюция: - современные представления о видообразовании; - работы С.С.Четверикова и И.И.Шмальгаузена. | 5 | Конспект в тетради, собеседование по вопросам. |
5.4 | Развитие органического мира: - подразделение истории Земли на эры и периоды; - геологические и климатические изменения. | 5 | Доклад |
5.5 | Человек: - эволюция человека; - биологические и социальные факторы совершенствования человечества; | 5 | Составление схемы эволюционной ветки человека. |
6.1 | Понятие о биосфере: -круговорот углерода, азота, серы, фосфора и воды. | 6 | Конспект в тетради. |
6.2 | Основы экологии: - абиотические факторы; - биотические факторы; | 4 | Таблица в тетради Просмотр преподавателем. |
6.3 | Биосфера и человек: - рациональное использование природных ресурсов; - охрана окружающей среды; | 4 | Реферат |
Итого: | 78 часов |
№ п/п
| Оцениваемые навыки
| Методы оценки
| Граничные критерии оценки | |
отлично | неудовлетворительно | |||
1. | Отношение к работе | Наблюдение руководителя, просмотр материалов | Все материалы представлены в указанный срок, не требуется дополнительного времени на завершение | В отведенное для работы время не уложился. Демонстрирует полное безразличие к работе, требует постоянного давления для выполнения задания |
2. | Способность выполнять полученные задания | Просмотр материалов | Без затруднений выполняет полученные задания | Не способен использовать даже простейшие действия для получения конкретного результата. Большое число ошибок. Требуется доскональная проверка результатов |
3. | Умение использовать полученные ранее знания и навыки для выполнения полученного задания | Наблюдение руководителя, просмотр материалов | Без дополнительных пояснений (указаний) Использует навыки и умения, полученные при изучении дисциплин «Цветоводство», «Озеленение интерьеров» | Не способен использовать знания, полученные при изучении дисциплины |
4. | Оформление работ | Просмотр материалов | Все материалы оформлены согласно стандартным требованиям инструкций, на высоком уровне | Работа оформлена в высшей степени небрежно с неточностями и ошибками |
5. | Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной и общей лексикой при сдаче самостоятельной работы | Собеседование | Грамотно отвечает на поставленные вопросы, используя профессиональную лексику. Может обосновать свою точку зрения по проблеме | Показывает незнание дисциплины при ответе на вопросы, низкий интеллект, узкий кругозор, ограниченный словарный запас. Четко выраженная неуверенность в ответах и действиях |
VI . Критерии оценки выполнения студентами самостоятельной работы.
VII . Контрольные вопросы к зачету.
1. Предмет биологии. Взаимосвязь с другими науками.
2. Принципиальные отличия свойств живой и неживой материи.
3. Уровни организации живой материи.
4. Современные представления о возникновении жизни.
5. Начальные этапы биологической эволюции.
6. Химическая организация клетки: неорганические вещества, входящие в ее состав.
7. Прокариотическая клетка: особенности строения и жизнедеятельности.
8. Эукариотическая клетка: особенности строения и жизнедеятельности.
9. Деление клетки: митоз, мейоз.
10. Клеточная теория и ее положения.
11. Бесполое размножение организмов и его виды.
12. Половое размножение организмов. Биологическое значение.
13. Эмбриональный период развития организмов. Стадии эмбрионального развития многоклеточных животных.
14. Постэмбриональный период развития.
15. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков.
16. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя.
17. Первый закон Г.Менделя – закон единообразия первого поколения гибридов.
18. Второй закон Менделя – закон расщепления признака.
19. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков.
20. Мутационная изменчивость, классификация мутаций.
21. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
22. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
23. Значение селекции микроорганизмов для народного хозяйства.
24. Эволюционная теория Ч.Дарвина.
25. Искусственный и естественный отбор.
26. Формы естественного отбора.
27. Эволюционная роль мутаций.
28. Генетические процессы в популяциях.
29. Пути достижения биологического прогресса.
30. Арогенез.
31. Положение человека в системе животного мира.
32. Стадии эволюции человека.
33. Структура биосферы (косное вещество биосферы, живые организмы).
34. Взаимоотношение организма и среды.
35. Воздействие человека на природу в процессе становления общества.
36. Охрана окружающей природы.
V Ш. Темы контрольных работ для студентов заочного отделения.
1. Значение биологии в хозяйственной деятельности человека.
2. Представления древних и средневековых философов о возникновении жизни.
3. Неклеточные формы жизни – вирусы и их значение.
4. Влияние на развитие организма вредных факторов окружающей среды: алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений.
5. Грегор Мендель – основоположник генетики.
6. Открытие молекулы ДНК.
7. Предупреждение некоторых наследственных заболеваний человека.
8. Эволюционная ветка человека. Первые люди.
9. Гемофилия , дальтонизм – заболевания, сцепленные с полом.
10. Генетика и медицина.
IX Рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения.
1. Работа выполняется в ученической тетради.
2. Вариант с 1 по 10 определяется по шифру зачетной книжки.
3. Для выполнения работы можно использовать рекомендуемую литературу.
4. Для раскрытия темы необходимо составить план.
5. Материал должен быть изложен четко, лаконично с выделением основных положений темы.
6. Для раскрытия темы используются только достоверные научные факты.
7. Выполненная контрольная работа сдается на заочное отделение в указанный срок.
Литература:
Основная - С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров «Общая биология». Для средних специальных учебных заведений. – М.: академия (совместно с ВШ) 2001.
Дополнительная:
1. Под редакцией академика Д.К. Беляева, профессора Г.М.Дымшица, профессора А.О.Рувинского «Общая биология». – М.: «Просвещение», 2004 г.
2. Н.В.Мишина. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. – М, «Просвещение», 1984 г.
3. Г.М. Муртазин. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. – М, «Просвещение», 1984 г.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 440.