I . Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии предназначена для студентов технических и экономических специальностей, осуществляющих обучение по заочной форме обучения на базе основного общего образования.
Программа разработана на основании примерной программы учебной дисциплины «Биология» для средних учебных заведений (Минобразования РФ, институт проблем развития среднего профессионального образования, - 2002), учебного плана учебного заведения, а также с учетом действующего сборника программ по биологии для общеобразовательных учебных заведений, реализующих проект стандарта биологического образования.
В содержании программы взяты указанные в примерной программе темы, но сокращены по содержанию, т.к. примерная программа разработана на 78 часов, а рабочая программа предполагает изучение курса за 14 часов.
Рабочая программа предусматривает выполнение контрольной работы, лабораторных и практических работ, составление рефератор с целью закрепления полученных теоретических знаний.
Особенностью рабочей программы по биологии для заочной формы обучения является то, что в ее содержании излагаются наиболее существенные биологические вопросы без углубления в детали: строение клетки, эволюционное развитие органического мира, законы Г.Менделя, учение Н.И Вавилова, учение о биосфере, проблемы охраны окружающей среды и т.д.
Курс общей биологии обеспечивает реализацию следующих задач:
- овладение студентами знаний о живой природе, свойствах, присущих всем живым организмам;
- познание законов исторического развития (эволюции) органического мира;
- изучение многообразия жизни на Земле, различных ее уровней организации;
- выявление особенностей строения, хитмического состава, функций клетки, установление присущих им процессов жизнедеятельности;
- раскрытие взаимосвязи организма и окружающей среды.
Важным моментом программы является самостоятельная работа студентов. В программе излагается тематика самостоятельной работы, виды контроля со стороны преподавателя и критерии оценок самостоятельной работы.
Программа предполагает также выполнение студентами контрольной работы по предмету, что способствует закреплению изученного материала и расширяет кругозор. В программе представлены темы контрольных работ, даны рекомендации по выполнению контрольной работы.
№ темы |
Разделы и темы | Максимальная нагрузка | Количество часов для заочной формы обучения | Кол-во часов на самостоятельную работу | |
всего | В том числе лабораторные и практические работы. | ||||
Введение | 1 | 1 | |||
Раздел 1. Происхождение и развитие жизни на Земле. | |||||
1.1. | Многообразие живого мира. | 1 | |||
1.2. | Различные взгляды на происхождение жизни на Земле. | 2 | |||
Итого: | 12 | 3 | 9 | ||
Раздел 2. Клетка – единица живого. | |||||
2.1. | Химическая организация клетки. | 2 | |||
2.2. | Строение и функции клетки. | 2 | 1 | ||
Итого: | 19 | 4 | 1 | 15 | |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | |||||
3.1. | Формы размножения организмов. | 1 | |||
3.2. | Эмбриональное развитие организмов. | 1 | |||
3.3. | Постэмбриональное развитие организмов. | 1 | |||
Итого: | 14 | 3 | 11 | ||
Раздел 4. Основы генетики и селекции. | |||||
4.1. | Основные понятия генетики. | 1 | |||
4.2. | Основные закономерности наследственности. | 2 | 1 | ||
4.3. | Основные закономерности изменчивости. | 2 | 1 | ||
4.4. | Селекция растений, животных, микроорганизмов. | 1 | |||
Итого: | 20 | 6 | 2 | 14 | |
Раздел 5. Эволюция. | |||||
5.1. | Теория эволюции. | 1 | |||
5.2. | Микроэволюция. | 1 | |||
5.3. | Макроэволюция. | 1 | 1 | ||
Итого: | 18 | 3 | 1 | 15 | |
Раздел 6. Основы экологии. | |||||
6.1. | Состав и функции биосферы. | 1 | |||
6.2. | Предмет экологии. Экологические факторы среды. | 1 | |||
6.3. | Биосфера и человек. Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере. | 2 | |||
6.4 | Бионика. Генная инженерия. | 2 | |||
Итого: | 20 | 6 | 14 | ||
Всего по дисциплине: | 104 | 26 | 4 | 78 |
II . Тематический план для заочной формы обучения
Ш. Содержание учебной дисциплины для заочной формы обучения.
Введение.
Предмет и задачи общей биологии.
Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности - основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками. Место биологии в формировании научных представлений о мире.
Раздел 5. Эволюция.
В результате изучения раздела 5 студенты должны
Знать: Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина; формы борьбы за существование; формы естественного отбора; виды приспособленности организмов к окружающей среде; характеристики вида, популяции и их критерии; основные черты микроэволюции; суть процессов дивергенции, конвергенции , параллелизма; главные направления эволюции – ароморфоз, идиоадаптацию; биологический прогресс и биологический регресс; доказательства эволюции органического мира.
Уметь: на основе движущих сил эволюции объяснять причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды; объяснять, что изменение генетики популяции есть предпосылка эволюционного процесса; объяснять возможности экологического образования новых популяций вида в результате дивергенции и естественного отбора.
Тема 5.1 Теория эволюции.
Искусственный отбор. Пути создания домашних пород животных и сортов растений. Виды борьбы за существование. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Приспособленность – результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности.
Тема 5.2 Микроэволюция.
Вид и его критерии. Репродуктивная изоляция – важнейшее условие существования вида. Популяция – форма существования вида. Критерии популяции. Понятие микро- и макроэволюции. Элементарный эволюционный материал, элементарная эволюционная единица и элементарное эволюционное явление. Генетические процессы в популяциях. Эволюционная роль мутаций. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Волны жизни. Современное представление о видообразовании. Работы С.С.Четверикова и И.И.Шмальгаузена.
Тема 5.3 Макроэволюция.
Главные направления биологической эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Биологический прогресс и пути его достижения.
Биологический регресс (А.Н.Северцов). Систематические группы, как отражение эволюции. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция и параллелизм. Необратимость эволюционных преобразований. Результат эволюции: многообразие видов, усложнение организации, органическая целесообразность.
Раздел 6 . Основы экологии.
В результате изучения раздела 6 студенты должны
Знать: Учение о биосфере, ее структуру и функции; биологический круговорот веществ в природе; абиотические, биотические и антропогенные факторы; биогеоценозы и их свойства; биоценозы, их смену и восстановление; природные ресурсы и их использование; последствие хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
Тема 6.1 Состав и функции биосферы.
Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши и мирового океана. Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере. Круговорот углерода, азота, серы, фосфора, воды.
I . Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии предназначена для студентов технических и экономических специальностей, осуществляющих обучение по заочной форме обучения на базе основного общего образования.
Программа разработана на основании примерной программы учебной дисциплины «Биология» для средних учебных заведений (Минобразования РФ, институт проблем развития среднего профессионального образования, - 2002), учебного плана учебного заведения, а также с учетом действующего сборника программ по биологии для общеобразовательных учебных заведений, реализующих проект стандарта биологического образования.
В содержании программы взяты указанные в примерной программе темы, но сокращены по содержанию, т.к. примерная программа разработана на 78 часов, а рабочая программа предполагает изучение курса за 14 часов.
Рабочая программа предусматривает выполнение контрольной работы, лабораторных и практических работ, составление рефератор с целью закрепления полученных теоретических знаний.
Особенностью рабочей программы по биологии для заочной формы обучения является то, что в ее содержании излагаются наиболее существенные биологические вопросы без углубления в детали: строение клетки, эволюционное развитие органического мира, законы Г.Менделя, учение Н.И Вавилова, учение о биосфере, проблемы охраны окружающей среды и т.д.
Курс общей биологии обеспечивает реализацию следующих задач:
- овладение студентами знаний о живой природе, свойствах, присущих всем живым организмам;
- познание законов исторического развития (эволюции) органического мира;
- изучение многообразия жизни на Земле, различных ее уровней организации;
- выявление особенностей строения, хитмического состава, функций клетки, установление присущих им процессов жизнедеятельности;
- раскрытие взаимосвязи организма и окружающей среды.
Важным моментом программы является самостоятельная работа студентов. В программе излагается тематика самостоятельной работы, виды контроля со стороны преподавателя и критерии оценок самостоятельной работы.
Программа предполагает также выполнение студентами контрольной работы по предмету, что способствует закреплению изученного материала и расширяет кругозор. В программе представлены темы контрольных работ, даны рекомендации по выполнению контрольной работы.
№ темы |
Разделы и темы | Максимальная нагрузка | Количество часов для заочной формы обучения | Кол-во часов на самостоятельную работу | |
всего | В том числе лабораторные и практические работы. | ||||
Введение | 1 | 1 | |||
Раздел 1. Происхождение и развитие жизни на Земле. | |||||
1.1. | Многообразие живого мира. | 1 | |||
1.2. | Различные взгляды на происхождение жизни на Земле. | 2 | |||
Итого: | 12 | 3 | 9 | ||
Раздел 2. Клетка – единица живого. | |||||
2.1. | Химическая организация клетки. | 2 | |||
2.2. | Строение и функции клетки. | 2 | 1 | ||
Итого: | 19 | 4 | 1 | 15 | |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | |||||
3.1. | Формы размножения организмов. | 1 | |||
3.2. | Эмбриональное развитие организмов. | 1 | |||
3.3. | Постэмбриональное развитие организмов. | 1 | |||
Итого: | 14 | 3 | 11 | ||
Раздел 4. Основы генетики и селекции. | |||||
4.1. | Основные понятия генетики. | 1 | |||
4.2. | Основные закономерности наследственности. | 2 | 1 | ||
4.3. | Основные закономерности изменчивости. | 2 | 1 | ||
4.4. | Селекция растений, животных, микроорганизмов. | 1 | |||
Итого: | 20 | 6 | 2 | 14 | |
Раздел 5. Эволюция. | |||||
5.1. | Теория эволюции. | 1 | |||
5.2. | Микроэволюция. | 1 | |||
5.3. | Макроэволюция. | 1 | 1 | ||
Итого: | 18 | 3 | 1 | 15 | |
Раздел 6. Основы экологии. | |||||
6.1. | Состав и функции биосферы. | 1 | |||
6.2. | Предмет экологии. Экологические факторы среды. | 1 | |||
6.3. | Биосфера и человек. Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере. | 2 | |||
6.4 | Бионика. Генная инженерия. | 2 | |||
Итого: | 20 | 6 | 14 | ||
Всего по дисциплине: | 104 | 26 | 4 | 78 |
II . Тематический план для заочной формы обучения
Ш. Содержание учебной дисциплины для заочной формы обучения.
Введение.
Предмет и задачи общей биологии.
Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности - основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками. Место биологии в формировании научных представлений о мире.
Раздел 1. Происхождение и развитие жизни на Земле.
В результате изучения раздела 1 студенты должны
Знать: формы существования живой материи; основные свойства живого; его эволюционное развитие.
Тема 1.1 Многообразие живого мира.
Разнообразие строения и проявления живых организмов. Уровни организации живо материи: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный. Основные свойства живого: особенности химического состава, обмен веществ, наследственность, изменчивость, рост и развитие, энергозависимость, дискретность, самовоспроизведение и т.д.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 390.