Поэтика служебных (структурных) слов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дискуссия об «упаковочном материале». Две точки зрения на роль служебных слов.

Смыслообразующая роль структурных (служебных) слов: аргументы pro и contra. Интуиция как основание для аргументации. Структурные слова в художественной практике: постановка проблемы. Структурные слова как основа смысловой вариативности. Структурные слова как агенты экспрессии. Структурные слова как основа структурообразования. Структурные слова как смысловая доминанта. Структурные слова как основа «материализации» авторского мироощущения, в котором сам художник может не отдавать себе отчета.

Литература:

Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979 (Гл.111,§12 К вопросу об “упаковочном материале”. Гл.1У. § 14).

Фоменко И.В. Служебные слова как возможность реконструкции авторского мироощущения / Литературный текст: проблемы и методы исследования. Тверь, 1994. С.4 - 27.

 

Лекция 5–6.

Поэтика высказывания.

Единство, целостность и диалогичность высказывания

Разные точки зрения на возможность разграничения понятий единство и целостность. Бахтинские категории «композиция» и «эстетический объект» как теоретическая основа такого разграничения.

Единство художественного высказывания. Принципы организации высказывания как единства. Рамка и композиция как основа единства художественного высказывания.

Целостность как возможность существования эстетического объекта. Целостность как сфера ментальности. Принципы развертывания целостности. Насколько возможно совпадение в развертывании целостности автором и читателем?

Диалогичность художественного высказывания. Теория диалога М.М. Бахтина (жизнь как диалог и «событие творчества», диалогичность слова, диалогичность высказывания, диалог текстов). Цитирование как частный случай диалога. Узнаваемость цитаты как возможность осуществления диалога. Дополнительные функции цитаты в «сильных» местах текста.

Литература:

Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.- С. 94 - 101.

Веселова Н. А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика // Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 1998.

Поэтика заглавия: Сб. науч. тр. М.;Тверь: Лилия Принт, 2006.

Лекция 7.

Анализ авторского высказывания

Анализ и основные типы текстопостроения.

Анализ классического (линейного) текстопостроения. С чего начать? Системный подход как основа анализа линейного текста. Анализ текста и анализ дискурса.

Анализ циклического текстопостроения. Циклизация как явление. Принципиальное отличие авторского цикла от конгломерата линейных текстов и остальных вариантов циклизации. Анализ циклообразующих связей.

Анализ гипертекста. Условность понятия «гипертекст». Роли автора и читателя.

Количественные методы анализа.

Основные условия продуктивности количественных методов анализа. Частотные словари как вариант количественного анализа. Словарная единица. Показатель частотности.

Контекстный тезаурус как один из типов частотного словаря. Достоинства и ограниченность возможностей количественных методов анализа.

Литература:

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. 2-е изд., доп. М.: Фортуна Лимитед, 2000.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М.-Л., 1977.

Рязанова Е.А. Фрагментарность как основа текстопостроения: Роман А Белого «Крещеный китаец» // Парадигмы: Сб. работ молодых ученых. Тверь: Тв. гос. ун-т, 2000. С. 26–36.

Планы практических занятий

 

ПЗ № 1.

Культурный контекст и преобразование слова

1. «Буквальное» и «действительное» значение; «ядро» и «периферия»; «внутренняя» и «внешняя» форма слова.

2. Актуализация понятия «незнакомка» в контексте эпохи: А.И. Куприн «Первый встречный».

3. : Общекультурный и авторский контекст понятия в стихотворении А.Блока «Незнакомка». «Прекрасная Дама» наизнанку (М.Бахтин).

4. «Формульная опасность» и ее реализация а) в науке (в лекции Бахтина о Блоке); б) в бытовом дискурсе.

5. Сохранение/утрата блоковских коннотаций в литературе: «Незнакомка» В.Набокова в романе «Ада».

6. Прекрасная Незнакомка в тривиальной литературе?

Литература:

1. Блок А.А. Незнакомка.

2. Куприн А.И. Первый встречный.

3. Набоков В. Ада, или Страсть. Киев, Кишинев, 1995. С. 429-431. ИЛИ: Набоков В. Ада, или радости страсти. Собр.соч. американского периода. СПб., 1996. С. 442-444.

4. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 2. М., 2000. С. 349-350.

5. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. М., 2007. С. 173-177.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 497.