Кафедра истории и теории литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра истории и теории литературы

ИБР. Часть 2.

Методическое пособие для студентов 3 курса

филологического факультета

Тверь             2018

Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для самостоятельной работы с научной литературой и вопросы для самоконтроля.

 

 

Составители проф. И.В. Фоменко, проф. Н.В. Семенова, доц. С.Ю. Артёмова

 

Те проблемы, которые предстоит обсудить в курсе, можно объединить понятием «практическая поэтика». Практической поэтики ни как самостоятельной научной дисциплины, ни как раздела теоретической или исторической поэтики не существует. Практическая поэтика – это угол зрения, под которым мы попробуем рассмотреть высказывание на языке художественной литературы.

Разумеется, ни наука в целом, ни, тем более, учебный курс не могут претендовать на то, чтобы описать все механизмы «производства смысла». Наша задача – убедиться в том, что эти механизмы действительно существуют и их можно изучать. Именно поэтому курс состоит только из двух частей, каждая из которых посвящена одному из фундаментальных объектов любой поэтики: слову и тексту как авторскому высказыванию. В каждой из двух частей рассматриваются только универсальные механизмы, то есть те, которые с необходимостью возникают в любом художественном высказывании независимо от его родовой или жанровой принадлежности, своеобразия творческого почерка писателя, прозаической или стихотворной речи, особенностей нарратива и т.д. В заключительном третьем разделе речь пойдет о принципах анализа авторских высказываний, отличающихся своим текстопостроением (классическим, циклическим, гипертекстовым) и о возможностях и количественного анализа.

Но, пожалуй, главное, что следует иметь в виду: курс построен так, чтобы показать, что в науке нет и не может быть одной «правильной» точки зрения, что она, наука, живет только в диалоге, в сложном взаимодействии разных подходов, пониманий и толкований явлений. Поэтому, в частности, и задания для самоконтроля построены так, чтобы каждый смог, если захочет, сознательно присоединиться к одной из существующих точек зрения или, как идеальный предел, выработать свою собственную.

 

Программа лекционного курса

 

Лекция 1

Предмет поэтики.

Два значения слова поэтика. Соотношение понятий филологиятеория литературыпоэтика. Методологические предпосылки представлений о содержании поэтики в XX веке. Предмет практической поэтики.

Поэтика слова

Поэтика полнозначных слов.

Основные понятия: слово, контекст, смысл.

Слово. Слово как объект филологии. Трудности в определении понятия. Разные точки зрения (Р.О. Якобсон, Л.В. Щерба, Ю.Н. Тынянов, В.П. Григорьев). Слово и лексема.

Контекст. Слово в контексте литературного языка, естественной и художественной речи. Малый и большой, вербальный и ментальный контексты. Цель привлечения контекста. Дифференциация понятий «контекстное» и «авторское» значение слова. Слово в контексте. «Фразеологическая» точка зрения (по Б.А. Успенскому).

Смысл. В герменевтике: «совокупное значение языковых единиц». Понятие смысл как методологическая категория. Отношения «автор – текст – читатель». Текст и произведение vs дискурс. Уровни содержания и смысла. Точки зрения на текст как на «хранилище смыслов» и как на смыслопорождающий механизм.

Литература:

Аверинцев С.С. Филология // Краткая литературная энциклопедия. Т.7. 

Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979 («Введение»).

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.,1996 (разделы: “Поэтика Б.В. Томашевского и ее судьба”(предисловие), “Определение поэтики”).

Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965 (Глава 2 “Смысл стихового слова”).

Художественное восприятие. Основные термины и понятия. Тверь. 1991 (статьи: «Социальная природа литературы», «Понимание», «Книга как объект восприятия»).

 

Лекция 2–3

Слово в контексте.

Слово в вербальном контексте. Слово в невербальном контексте (ритм, фоника). Ритм в поэтической и прозаической речи. Эвфония. Ограниченная продуктивность понятия «благозвучие».

Коннотации. Слова, маркированные автором. Окказионализмы как особый тип неологизмов. Смыслообразующая роль авторских примечаний \ комментариев. Ключевое понятие: низкочастотное слово или словосочетание, несущее в себе пучок значений. Заглавие как ключевое понятие.

Слова, маркирующие автора. Разные трактовки понятия «ключевое слово». Способность к модификации значений. Смыслообразующая роль ключевых слов. Грамматические категории (род и лицо) как косвенные указания на авторское значение.

Коннотации при отсутствующем слове (пробел).

Литература:

Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.- С. 94 - 101.

Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979 («Введение». Гл.111,§12 К вопросу об “упаковочном материале”. Гл.1У. § 14).

Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.- С. 154 - 162.

Шапир М.И. Язык поэтический // Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины. М., 1999.

Щерба Л.В. Опыт анализа стихотворения Лермонтова «На севере диком...» // Щерба Л.В. Избранные работы. Л., 1957.

 

Лекция 4

Лекция 5–6.

Поэтика высказывания.

Лекция 7.

Планы практических занятий

 

ПЗ № 1.

Культурный контекст и преобразование слова

1. «Буквальное» и «действительное» значение; «ядро» и «периферия»; «внутренняя» и «внешняя» форма слова.

2. Актуализация понятия «незнакомка» в контексте эпохи: А.И. Куприн «Первый встречный».

3. : Общекультурный и авторский контекст понятия в стихотворении А.Блока «Незнакомка». «Прекрасная Дама» наизнанку (М.Бахтин).

4. «Формульная опасность» и ее реализация а) в науке (в лекции Бахтина о Блоке); б) в бытовом дискурсе.

5. Сохранение/утрата блоковских коннотаций в литературе: «Незнакомка» В.Набокова в романе «Ада».

6. Прекрасная Незнакомка в тривиальной литературе?

Литература:

1. Блок А.А. Незнакомка.

2. Куприн А.И. Первый встречный.

3. Набоков В. Ада, или Страсть. Киев, Кишинев, 1995. С. 429-431. ИЛИ: Набоков В. Ада, или радости страсти. Собр.соч. американского периода. СПб., 1996. С. 442-444.

4. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 2. М., 2000. С. 349-350.

5. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. М., 2007. С. 173-177.

7.

ПЗ № 2.

Ключевые слова

1. Поэтика полнозначных слов. «Сильные места» текста (Арнольд).

2. Ключевые слова как «слова-острия» (концепция Гореликовой – Магомедовой). Критерий частотности.

3. Концепция ключевых слов И.В. Фоменко. Модификация значения в лирике. Ключевое слово и контекст.

4. Ключевое слово в эпике: богатство предикатов (рем).

5. Система ключевых слов в тексте (А. Чехов «Спать хочется»).

6. Ключевые слова и ключевые понятия.

 

Литература:

1. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989. С. 30-39.

2. Фоменко И.В. Введение в практическую поэтику. Тверь, 2004. С. 46-49 («Ключевые слова»).

3. Комментарий к рассказу «Спать хочется» // Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т. М., 1977. Т. 7.

4. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1989.

5. * Семенова Н.В. Рассказ А.П. Чехова «Спать хочется»: опыт дискурс-анализа // Вестник ТвГУ. Сер.: Филология. № 7. Вып. 1. Лингвистика и межкультурная коммуникация. С. 105-110.

 

ПЗ № 3.

ПЗ № 4.

ПЗ № 5.

Служебные слова

1. Дискуссия об «упаковочном материале».

2. Смыслообразующие функции служебных слов.

3. Словари служебных слов и их возможности.

4. Служебные слова как возможность реконструкции авторского мироощущения («Первая любовь» И.Бунина):

- контексты предлога, значение в словаре служебных слов и в авторском контексте;

- соотношение контекстов;

- рассказ о природе как рассказ о любви и система служебных слов;

- оценка рассказа Бунина в критике и интерпретация цикла с точки зрения структурных слов.

Литература:

1. Бунин И.А. Первая любовь.

2. Словарь структурных слов русского языка / Под ред. В.В. Морковкина. М.: Лазурь, 1997.

3. Фоменко И.В. Служебные слова как возможность реконструкции авторского восприятия // Новое литературное обозрение. № 8. М., 1994. С. 73–78 (или раздел о служебных словах в кн. Фоменко И.В. «Введение в практическую поэтику»).

4. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979 («Введение». Гл. 111, §12. К вопросу об “упаковочном материале”. Гл. IV. § 14).

ПЗ № 6.

Язык художественной литературы.

Анализ и интерпретация высказывания

1. Понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы» (концепции, предлагаемые в языкознании и в литературоведении).

2. Анализ и интерпретация:

- зачем анализировать;

- что анализировать;

- как анализировать;

- интерпретация как реализованное понимание. Роль личности интерпретатора.

3. Единство и целостность художественного высказывания.

4. С чего начинать анализ? “Скрипка Ротшильда” А.П. Чехова:

· Заглавие как ключевое понятие;

· Что может дать анализ:

а) композиции как основы единства;

б) мотива и мотивной структуры;

в) ключевых слов;

г) смены точек зрения.

 

5. Развертывание целостности: о чем же рассказ «Скрипка Ротшильда»?

Литература:

1. Чехов А.П. Скрипка Ротшильда.

2. Компаньон А. Демон теории: Литература и здравый смысл. М., 2001. С. 34-40.

3. Фоменко И.В. Введение в практическую поэтику. Тверь, 2004. (Ч. II, Раздел I – § 1,2; Раздел II – § 1).

4. Шапир М.И. Язык поэтический // Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины. М., 1999.

5. * Артёмова С.Ю., Фоменко И.В. «Скрипка Ротшильда»: интерпретация vs анализ // «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова: Сб. статей. Череповец, 2009. С. 75-82.

Задания для самопроверки

Задания для самопроверки каждый может выбрать для себя сам в зависимости от того, насколько важным для него окажется этот курс.

Первое (самое простое) задание: составьте сами для себя или друг для друга тесты к каждому разделу. Это поможет научиться выявлять и формулировать проблему и закрепить знания.

Вот несколько образцов.

1. Значение слова в художественном тексте определяется:

а – мировоззренческими установками автора;

б – контекстом;

в – нормами литературного языка эпохи.

2. Нарушение норм литературного языка в художественном тексте:

а – всегда является источником новых смыслов;

б – может становиться основой смыслопорождения;

в – недопустимо.

Если Вы составите для себя такие вопросы, выполнить контрольные тестовые задания не составит для вас особого труда. Удачно сыграв в «угадай-ку», именуемую тестами, вы даже получите зачет, но так и не узнаете, разобрались ли вы в проблемах, насколько вы не только знаете, но и понимаете их сложность. Поэтому если хотите не только знать, но и понять, что такое смыслообразования, и если у вас есть время и желание подумать, попробуйте, закончив раздел «Поэтика слова»:

- открыть тайну смыслообразования первой фразы повести А. Платонова «Сокровенный человек»: «Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки»;

- перечитать стихотворения А. Ахматовой «Хочешь знать, как все это было…» и «Он любил…». И после этого попробовать посмотреть, изменятся ли смыслы (а если изменятся, то как именно), если принять, что первое написано не от первого, а от третьего лица, а второе было написано через полгода после того, как А. Ахматова вышла замуж за Н. Гумилева;

- прочитать, как кардиологи читают кардиограмму, полиметрическую композицию цикла С. Есенина «Персидские мотивы»: Х5 – Х5 – Ан3 – Х4 – Х5 – Ан3 – Д3 – Х5 – Х5 – Х5 - Х5 - Х5 - Х5 - Д3 – Х6 - Ан3 – Д4 – Х6 – Х6 – Д4 – Д4 – Х6 – Х5 – Д4 – Д(ольник) – Х4 – Я4.

Если представить ее как систему комплексов, она может выглядеть так:

Х5 – Х5

Ан3 – Х4 – Х5 – Ан3

Д3 – Х5 – Х5 – Х5 - Х5 - Х5 - Х5 - Д3

Х6 - Ан3 – Д4 – Х6 – Х6 – Д4 – Д4 – Х6

Х5 – Д4 – Д(ольник) – Х4

Я4.

Сначала попробуйте понять, почему она именно так разделена на комплексы, поищите свой вариант, а затем «прочтите» по ней логику развертывания цикла, находя подтверждения или опровержения вашего прочтения в стихах.

 

Закончив раздел «Поэтика высказывания», потренируйтесь на составлении тестов, и если у вас все в порядке с этой «угадай-кой», можете, если хотите, подумать.

 

I. Какая из точек зрения Вам кажется убедительной и почему?

1. «Произведение искусства – это нерасторжимое единство эстетического объекта и артефакта («внешнее материальное произведение» – М.М. Бахтин). Эстетический объект сосредоточивает в себе сущность художественного творения, а артефакт гарантирует ему стабильность, сохранность, доступность для восприятия. Эстетический объект как бы таится в артефакте и открывается сознанию зрителя, слушателя, читателя разными гранями и с различной мерой полноты». «В ряде своих качеств внешнее материальное произведение нейтрально к эстетическому объекту. Так, размер букв в рукописной или печатной книге значим лишь для удобства чтения, не более. Вместе с тем артефакт частично входит в эстетический объект и становится активным фактором художественного впечатления. Так, к примеру, выделение отдельных слов особым шрифтом или индивидуально-авторское использование заглавных букв становятся художественно значимыми. Оставаясь принадлежностью внешнего материального произведения (артефакта), эти грани авторского создания одновременно составляют звено эстетического объекта»

(Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000. С. 146–147.)

2. «…Теоретический внешний взгляд на текст как на объект аналитического изучения и внутреннее читательское пребывание в художественном мире не могут быть сведены друг к другу однозначными причинно-следственными отношениями. И чем бесспорнее воплощение жизненной реальности в «неживом» тексте, тем яснее творческий характер произведения. Оно не готовый результат для потребления, а воплощенный творческий процесс, не раз навсегда данный ответ, а заданный вопрос, заключающий в себе путь для каждый раз нового и самостоятельного решения. Между композицией текста и структурой воплощенного в нем жизненного мира всегда есть «зазор» – преодолевается он не просто заранее готовыми знаниями и теориями, а переходоим этих знаний в здесь и сейчас происходящее созерцание, понимание и творческое воссоздание всего разделенного». «Художественная целостность выступает не как организующий принцип, навязывающий элементам произведения схему их организации, своего рода «идею порядка», а как нечто внутренне присущее этим элементам, точнее, процессу и энергии их взаимодействия»

(Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория художественной целостности. М., 2002. С.50, 51.)

 

II. В лекции речь шла о том, что «целостность – это распредмечиваемые смыслы», «содержание эстетической деятельности < автора или читателя>… направленной на произведение» (М.М. Бахтин). Термином «распредмеченные смыслы» активно пользуются в герменевтике. Сопоставьте точку зрения, данную в лекции, и в герменевтике. Какая из них вам кажется более приемлемой и почему?

«Суммарно все смыслы составляют сознание – как индивидуальное, так и общественное».

«Индивидуальности различаются по богатству системы смыслов, и если у человека совсем малое число смыслов входит в его рефлективную деятельность и онтологическую конструкцию, то это может быть даже признаком психического заболевания».

«Смыслы существуют не «в голове», а в культуре общества. В силу этого они выступают как ценности, ценности общественного бытия и общественного сознания».

«Смыслы понимаются именно потому, что они являются общественными ценностями, которые дескриптивно представлены реципиенту».

«Искусство – важнейший источник пополнения человеком инвентаря известных ему и новых для него смыслов».

(Богин Г.И. Сущность и происхождение смыслов // Богин Г.И. Обретение способности понимать. Электронная версия.)

III. Вот стихотворение одного из современных поэтов, которое структурно напоминает пушкинское «Свободы сеятель пустынный…». Как Вы думаете, какую роль здесь играет цитата, и какой вариант диалогических отношений дал возможность автору продекларировать один из принципов постмодернизма:

   В.О. Сарту

уже февраль

достал чернила

плачу плачу

и – ни хрена

         1991

Макаров-Кротков А.Ю. Дезертир. Книга стихов.

М., 1995. С. 64.

 

 

Потренировавшись в составлении тестов к разделу «Анализ художественного высказывания», возможно, вы захотите понять, как можно работать с текстом:

 

1. Проанализируйте «Повести Белкина» А. Пушкина с точки зрения теории диалога М.М. Бахтина. Какие еще основания для анализа «Повестей…» Вы можете предложить?

2. Проанализируйте с точки зрения теории диалога М.М. Бахтина стихотворение Б. Пастернака «Гамлет». Какие еще основания для анализа этого стихотворения Вы можете предложить?

3. Контекстный тезаурус тоже не панацея, хотя бы потому, что учитывает только те контексты, которые объединены структурным словом. Поэтому, скажем, из строки «Мороз и солнце; день чудесный!» в тезаурусе будет учтено значение контекста «мороз и солнце», а «день чудесный» останется за пределами внимания, потому что слова «день» и «чудесный» не объединены структурным словом. Подумайте, как можно восполнить этот недостаток тезауруса, учитывая контексты, объединенные грамматически согласованием, управлением и примыканием.

 

Вопросы к зачету:

1. Два значения слова «поэтика». Соотношение понятий поэтика – теория литературы – филология. Поэтика как наука о смыслообразовании.

2. Содержание понятия текст. Текст как структура, порождающая смыслы. Соотношение понятий текст – произведение, значение – содержание – смысл.

3. Слово. Слово в литературном языке и языке художественной литературы. Слово и контекст. Авторские коннотации. Словарное, контекстное и авторское значение слова (пример по выбору).

4. Значение и коннотации. Взаимодействие слов как основа формирования смыслов (пример по выбору).

5. Учение М.М. Бахтина о диалогичности слова: диалог как проявление человеческого бытия, поступок как событие и текст, со-бытие, мир я и мир другого, диалог поступков, многоголосое слово (стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет»).

6. Концепция М.М. Бахтина о диалоге. Цитирование как частное проявление диалога. Определение понятия цитата.

7. Концепция М.М. Бахтина о диалоге. Смыслообразующая роль цитаты.

8. Структурные слова. Дискуссия об упаковочном материале.

9. Роль структурных слов на уровнях содержания и смысла: стилеобразование (Б.М. Эйхенбаум об А.Ахматовой).

10. Структурные слова и их функции в тексте. Интерпретация текста (пример по выбору).

11. Роль структурных слов на уровнях содержания и смысла: формирование поэтических фигур, авторские коннотации (пример по выбору).

12. Понятия система, системность, структура. Структура как реализация системных отношений (расстановка персонажей в «Ромео и Джульетте», «Хаджи-Мурате», «Тихом Доне»).

13. Текст как целостность. Авторская позиция в монологическом произведении («После бала», «Повести Белкина»).

14. Текст как целостность. Взаимодействие элементов на разных уровнях структуры (слово, ритм, фоника). Примеры по выбору.

15. Текст как целостность. Авторская позиция в полифоническом произведении. Точки зрения как способ проявления авторской позиции.

16. Текст как целостность. Взаимодействие элементов как основа смыслообразования (нарушение фабульной последовательности, авторские отступления, минус-прием и т.п.).

17. Взаимодействие элементов как основа формирования целостности (А.Ахматова «Он любил…»).

18. Соотношение понятий целостность, завершенность и законченность художественного произведения.

19.Взаимодействие текстов: интертекстуальность, циклизация, авторский цикл.

Кафедра истории и теории литературы

ИБР. Часть 2.

Методическое пособие для студентов 3 курса

филологического факультета

Тверь             2018

Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для самостоятельной работы с научной литературой и вопросы для самоконтроля.

 

 

Составители проф. И.В. Фоменко, проф. Н.В. Семенова, доц. С.Ю. Артёмова

 

Те проблемы, которые предстоит обсудить в курсе, можно объединить понятием «практическая поэтика». Практической поэтики ни как самостоятельной научной дисциплины, ни как раздела теоретической или исторической поэтики не существует. Практическая поэтика – это угол зрения, под которым мы попробуем рассмотреть высказывание на языке художественной литературы.

Разумеется, ни наука в целом, ни, тем более, учебный курс не могут претендовать на то, чтобы описать все механизмы «производства смысла». Наша задача – убедиться в том, что эти механизмы действительно существуют и их можно изучать. Именно поэтому курс состоит только из двух частей, каждая из которых посвящена одному из фундаментальных объектов любой поэтики: слову и тексту как авторскому высказыванию. В каждой из двух частей рассматриваются только универсальные механизмы, то есть те, которые с необходимостью возникают в любом художественном высказывании независимо от его родовой или жанровой принадлежности, своеобразия творческого почерка писателя, прозаической или стихотворной речи, особенностей нарратива и т.д. В заключительном третьем разделе речь пойдет о принципах анализа авторских высказываний, отличающихся своим текстопостроением (классическим, циклическим, гипертекстовым) и о возможностях и количественного анализа.

Но, пожалуй, главное, что следует иметь в виду: курс построен так, чтобы показать, что в науке нет и не может быть одной «правильной» точки зрения, что она, наука, живет только в диалоге, в сложном взаимодействии разных подходов, пониманий и толкований явлений. Поэтому, в частности, и задания для самоконтроля построены так, чтобы каждый смог, если захочет, сознательно присоединиться к одной из существующих точек зрения или, как идеальный предел, выработать свою собственную.

 

Программа лекционного курса

 

Лекция 1

Предмет поэтики.

Два значения слова поэтика. Соотношение понятий филологиятеория литературыпоэтика. Методологические предпосылки представлений о содержании поэтики в XX веке. Предмет практической поэтики.

Поэтика слова

Поэтика полнозначных слов.

Основные понятия: слово, контекст, смысл.

Слово. Слово как объект филологии. Трудности в определении понятия. Разные точки зрения (Р.О. Якобсон, Л.В. Щерба, Ю.Н. Тынянов, В.П. Григорьев). Слово и лексема.

Контекст. Слово в контексте литературного языка, естественной и художественной речи. Малый и большой, вербальный и ментальный контексты. Цель привлечения контекста. Дифференциация понятий «контекстное» и «авторское» значение слова. Слово в контексте. «Фразеологическая» точка зрения (по Б.А. Успенскому).

Смысл. В герменевтике: «совокупное значение языковых единиц». Понятие смысл как методологическая категория. Отношения «автор – текст – читатель». Текст и произведение vs дискурс. Уровни содержания и смысла. Точки зрения на текст как на «хранилище смыслов» и как на смыслопорождающий механизм.

Литература:

Аверинцев С.С. Филология // Краткая литературная энциклопедия. Т.7. 

Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979 («Введение»).

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.,1996 (разделы: “Поэтика Б.В. Томашевского и ее судьба”(предисловие), “Определение поэтики”).

Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965 (Глава 2 “Смысл стихового слова”).

Художественное восприятие. Основные термины и понятия. Тверь. 1991 (статьи: «Социальная природа литературы», «Понимание», «Книга как объект восприятия»).

 

Лекция 2–3

Слово в контексте.

Слово в вербальном контексте. Слово в невербальном контексте (ритм, фоника). Ритм в поэтической и прозаической речи. Эвфония. Ограниченная продуктивность понятия «благозвучие».

Коннотации. Слова, маркированные автором. Окказионализмы как особый тип неологизмов. Смыслообразующая роль авторских примечаний \ комментариев. Ключевое понятие: низкочастотное слово или словосочетание, несущее в себе пучок значений. Заглавие как ключевое понятие.

Слова, маркирующие автора. Разные трактовки понятия «ключевое слово». Способность к модификации значений. Смыслообразующая роль ключевых слов. Грамматические категории (род и лицо) как косвенные указания на авторское значение.

Коннотации при отсутствующем слове (пробел).

Литература:

Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.- С. 94 - 101.

Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979 («Введение». Гл.111,§12 К вопросу об “упаковочном материале”. Гл.1У. § 14).

Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.- С. 154 - 162.

Шапир М.И. Язык поэтический // Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины. М., 1999.

Щерба Л.В. Опыт анализа стихотворения Лермонтова «На севере диком...» // Щерба Л.В. Избранные работы. Л., 1957.

 

Лекция 4

Дата: 2018-12-21, просмотров: 437.