По профилактике возможных проявлений терроризма, экстремизма и формированию миролюбивого сознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Автор-составитель: Баранцева Светлана Петровна

(подготовлены при финансовой поддержке Главного управления внутренней политики Омской области в рамках реализации Омским региональным отделением общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира» социально значимого проекта

 «Единство во имя мира»)

 

 

г. Омск

2017 г.

Методические рекомендации

для образовательных организаций

«Профилактика возможных проявлений экстремизма и терроризма в молодежной среде и формирование миролюбивого сознания»

Предназначены для заместителей по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов дополнительного образования образовательных организаций.

Подготовлены сотрудниками Омского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира».

Составитель: Баранцева Светлана Петровна, заместитель председателя Омского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира», отличник народного образования РФ

Рецензенты:

Гам Владимир Иванович, ректор АНО ПОО «Многопрофильная академия непрерывного образования», доктор педагогических наук, профессор, Академик РАЕ;

протоиерей Димитрий Олихов, ректор Омского епархиального Духовного училища, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии, кандидат богословия, кандидат исторических наук.

 

Методические рекомендации «Профилактика возможных проявлений экстремизма и терроризма в молодежной среде и формирование миролюбивого сознания» разработаны при грантовой поддержке Главного управления внутренней политики Омской области, в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», в котором предусматривается осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера.

Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.

Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.

В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Такие пользующиеся влиянием в США геополитики, как Г. Киссинджер и З. Бжезинский, неоднократно озвучивали в своих работах идею о разделении «Хартленда» (сначала СССР, а затем и России) на несколько подконтрольных национальных государств. Реализовать данный сценарий наши геополитические противники могли бы разжигая межэтнические противоречия в России, внедряя подконтрольных людей в российское внутриполитическое поле, используя новейшие социальные технологии, масс-медиа. Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.

 

Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения.

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества. Экстремизм (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование миролюбия, компромиссов. Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Организация и проведение профилактической деятельности по данной проблеме требует специальных компетентностей от педагогов.

Россия впервые столкнулась с масштабными проявлениями терроризма в первой половине 90-х годов прошлого века, когда Северо-Кавказские республики были вовлечены в «пояс нестабильности», захвативший территории от Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и до Азербайджана (с его Карабахским конфликтом), Грузии и Молдавии. Вы помните нападение террористов на Дагестан (в их попытке продвижения идеи о Всемирном Халифате), террористические акты в Москве в 1999 году и в 2002 году (на Дубровке), в Беслане в 2004 году. Уже тогда руководство России и правоохранительных органов стали задумываться о том, что несмотря на определенные положительные результаты в области противодействия терроризму, террористическая угроза продолжает оставаться реальным фактором, влияющим на безопасность граждан Российской Федерации. Тогда стало ясно, что силовые методы борьбы с терроризмом, снижая в определенной степени остроту террористической угрозы, не могут устранить ее в полной мере. Она будет сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма, ключевыми звеньями которой являются идеология терроризма, вдохновители и носители террористической идеи, а также каналы ее распространения. Подавить деятельность террористических структур сложно, но еще сложнее победить терроризм идеологически. Конечная цель этой работы – изменить правовую психологию людей, добиться отторжения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий, то есть необходимо формировать антитеррористическую идеологию.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, одним из направлений профилактики терроризма определено: противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации; совершенствование системы информационного противодействия терроризму. Вместе с тем, необходимо отметить, что единственное, на данные момент определение идеологии терроризма дано в Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы, утвержденном Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013 года (№ Пр-1069). Под идеологией терроризма (террористическая идеология) в данном плане понимаются совокупность идей, концепций, верований, догматов, целевых установок, лозунгов, обосновывающих необходимость террористической деятельности и направленных на мобилизацию людей для участия в этой деятельности. Идеология насилия (терроризма) универсальна, а элементы насилия в разное время обнаруживали себя в различных традиционных идеологиях: левых (например, «Красных бригад» в Германии), национальных (организации ЭТА в Испании), правых (террора периода Великой Французской буржуазной революции) и т. д. В настоящее время террористами для создания идеологической платформы своей деятельности используется преимущественно идеология исламизма (так называемого радикального ислама), но при этом не следует забывать о том, что терроризм используется и многими другими течениями: неофашистскими, национал-сепаратистскими, религиозными. Учитывая, что молодежи свойственны протестные настроения, молодежь быстрее других впитывает информацию и позитивную и отрицательную (пример – Украина), то именно среди молодежи, в первую очередь, вербуются новые участники экстремистских и террористических организаций. Противодействие идеологии терроризма в России организовано на федеральном и региональном уровнях государственного управления с задействованием возможностей местного самоуправления. Решением Президента Российской Федерации главным координатором деятельности по противодействию идеологии терроризма в стране определен Национальный антитеррористический комитет (далее - НАК, Комитет). В повседневном режиме функции координации обеспечивает его постоянно действующая структура — аппарат Комитета. В субъектах Российской Федерации работа по координации возложена на региональные антитеррористические комиссии (АТК), а на местном уровне — на антитеррористические комиссии в муниципальных образованиях. В текущем году Федеральным законом от 05.05.2014 г. в Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» внесены дополнения и определены полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области противодействия терроризму. Так, правительство субъекта Российской Федерации «организует в субъекте Российской Федерации принятие мер по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма». В целом деятельность в Российской Федерации по противодействию идеологии терроризма направлена на решение следующих основных задач противодействия идеологии терроризма: разъяснение сущности терроризма и его крайней общественной опасности, а также проведение активных мероприятий по формированию стойкого неприятия обществом идеологии терроризма в различных ее проявлениях, в том числе в форме религиозно-политического экстремизма; создание и задействование механизмов защиты информационного пространства Российской Федерации от проникновения в него любых идей, оправдывающих террористическую деятельность; формирование и совершенствование законодательных, нормативных, организационных и иных механизмов, способствующих эффективной реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. Особый статус молодежи в обществе рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи. Одной из приоритетных задач, определенных Стратегией государственной национальной политики, является развитие системы духовно-нравственного образования, патриотического и гражданского воспитания, формирования культуры межнационального общения и установок миролюбивого сознания у подрастающего поколения.

Омская область занимает 28-е место по размерам территории и 25-е место по численности населения среди субъектов Российской Федерации. В то же время, город Омск по числу жителей находится на седьмом месте и входит в число самых крупных городов-миллионников России. Одной из особенностей региона является доминирование областного центра над остальной территорией по многим параметрам, в том числе и демографическим. Если в целом по Сибирскому Федеральному округу Омская область находится на шестом месте по численности населения (после Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской, Кемеровской и Иркутской областей), то сам Омск является вторым городом Сибири после столицы Сибирского Федерального округа — Новосибирска. Численность населения Омской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., составляет 1 млн. 977,6 тыс. человек (на 1.01.2017г. – 1972682 тыс. чел.); численность жителей г. Омска –1 млн. 154 тыс. чел. Численность городского населения в регионе – 1 млн. 413 тыс. чел. (71,5%). Население региона проживает в 6 городах, 21 рабочем поселке, 1517 сельских населенных пунктах. В состав Омской области входят:

- 1 городской округ,

- 32 муниципальных района, включающих:

- 26 городских поселений,

- 365 сельских округов.

Омская область по своему этническому составу – один из ярких и самобытных субъектов Российской Федерации. На территории Омской области проживают представители более 120 этносов. Наиболее многочисленными из них, по данным Росстата на 01.01.2017 г., являются:

- русские – 1 648 097 чел. (85,8 %);

- казахи – 78 303 чел. (4,1 %);

- украинцы – 51 841 чел. (2,7 %);

- немцы – 50 055 чел. (2,6 %);

- татары – 41 870 чел. (2,2 %);

- армяне – 7 300 чел. (0,37 %);

- белорусы – 6 051 чел. (0,31 %).

Доля других национальностей суммарно равняется 1,9 %.

Сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к этнокультурной самобытности многонационального народа России – стратегическая задача современного общества и государства.

Правительством Омской области и Администрацией города Омска уделяется большое внимание развитию национальных культур, языков, укреплению межнациональных отношений в регионе, поскольку многонациональный состав Омской области подразумевает необходимость проведения постоянной кропотливой работы по гармонизации межнациональных отношений, по предотвращению межэтнических конфликтов и снижению уровня межэтнической напряженности. Так, согласно экспертному мнению, уровень межэтнической напряженности в регионе можно оценить как «ниже среднего».

Как уже отмечалось, более 85,8% населения в Омской области – это русские. Подавляющее большинство представителей других национальностей (казахи, татары, украинцы, немцы, поляки, белорусы и др.) проживает на территории области исторически давно и взаимоотношения между ними складываются бесконфликтно. Доля недавних мигрантов не превышает 2%, поэтому сама этническая структура населения не предполагает какой-либо этнической напряженности. В регионе отсутствует и какая-либо значительная конкуренция за рабочие места между мигрантами и местным населением.

При этом культурная самобытность и культурное разнообразие народов, населяющих Омское Прииртышье, создают необходимость взаимодействия множества субкультур, диалога, обмена мнениями и опытом, постижения ценностей и традиций других. Следует отметить, что диалог и взаимодействие различных культур, возможность контакта и взаимодействия представителей многочисленных национально-культурных и религиозных общественных объединений с органами исполнительной власти – актуальное и реализуемое на практике направление.

Вопросы урегулирования межнациональных отношений в регионе находится в ведении Главного управления внутренней политики Омской области, созданного в феврале 2014 г. (до этого времени они находилась в ведении Министерства культуры Омской области).

Этнополитизация различных сфер жизнедеятельности является фактором, непосредственно усиливающим конфликтный потенциал межнациональных отношений, что создает угрозу дезинтеграции страны. В условиях размывания и разрушения смыслов и ценностей культуры русского и других народов России, проникновения в культурно-информационную систему чуждых идей возникла опасность принижения роли традиций и культуры как главной основы в воспитании высокой духовности и патриотизма личности.

Культурная самобытность и культурное разнообразие народов, населяющих Омское Прииртышье, создают необходимость изучения мнения молодежи в целях предупреждения возможных проявлений экстремизма и ксенофобии, просвещение и взаимодействие множества субкультур, диалога, обмена мнениями и опытом, постижения ценностей и традиций народов, проживающих на территории области. Причем, эту работу надо начинать еще с детского сада.

В целях изучения мнения детей молодежи по вопросам отношения к этно-конфессиональным вопросам Омским региональным отделением Комитета защиты мира был проведен мониторинг среди 2409 обучающихся 6 – 11-х классов 14 школ города Омска и 5 школ муниципальных районов Омской области. В данных школах обучаются дети разных национальностей.

 

Проведенный мониторинг показал, что в целом обстановка в области в этно-конфессиональном отношении среди школьников опасений не вызывает, хотя есть отдельные школы, в которых требуется разъяснение и обязательное включение в планы воспитательной работы мероприятий по формированию миролюбия.

На вопрос «Как Вы оцениваете состояние межнациональных отношений в Омской области?» 84 % респондентов ответили «Положительно». Наиболее высокий процент в школах города Омска 101 (93%), 134 (92%), № 74 (99%), Пушкинской школе Омского района (100%), Розовской школе Омского района (100%), Могильно-Посельской школе Большереченского муниципального района (95%). Но есть школы, где этот показатель ниже 70% – Троицкая школа Омского района (61%), Ачаирская школа Омского района (69%).

Отношение к мигрантам положительное у 24% школьников, а в основном, нейтральное - 58% школьников считают «пусть работают, но не нарушают закон и наши порядки»;  41 % школьников считают, что в целом отношения с местными жителями и приезжими складываются хорошо. Хотя школы, где большое количество учащихся других национальностей (74 лицей, 73 школа, 132, Троицкая школа все же испытывают напряженность в отношениях и большинство детей отвечают, что «бывает по-разному», что является показателем того, что межнациональная напряженность все же существует и к старшим классам это осознание нарастает..

Наибольшую напряженность в отношениях вызывают люди цыганской национальности (18%).

На вопрос «Какизменятся отношения между людьми разных национальностей?» 44% опрошенных считают, что останутся без изменений, 23% считают, что они улучшаться значительно, 21 % – что улучшатся незначительно, а 11% ожидают ухудшение отношений.

79% детей не чувствуют враждебность к людям других национальностей, но в школах № 99 города Омска (51%), Могильно-Посельской школе Большереченского района (33%) сохраняется напряженность и необходимо выяснять причины этой напряженности. Возможно, следующий вопрос: «Сталкивались ли Вы или Ваши знакомые, родственники в Омской области со следующими проявлениями неприязни к людям тех или иных национальностей?» поясняет почему, т.к. и здесь большой процент в ответах детей в этих школах, показывает, что сталкивались со «Словесными оскорблениями из-за национальной принадлежности в общественных местах» и сталкивались с «Высказываниями, оскорбляющими национальные чувства, пропагандирующими враждебное отношение к людям других национальностей, призывами к насильственным действиям по отношению к людям тех или иных национальностей в Интернете (на сайтах, блогах, форумах Омской области)».

Основной причиной напряженности в отношениях между людьми разных национальностей в регионе школьники считают «Неуважение к языку, обычаям, культуре людей других национальностей» - 29%, «Исторически сложившиеся предрассудки и предубеждения в отношении людей других национальностей» - 18%, «экономический кризис» – 22% и «неравенство в доходах между людьми» – 16%.

26% школьников, считают, что «в ближайшее время в их городе/селе возможны насильственные столкновения на национальной или религиозной почве», а это одна третья часть учащихся. Данный показатель требует включения в планы воспитательной работы мероприятий по формированию миролюбивого сознания, мероприятий направленных на гармонизацию межнациональных отношений.

Как показали результаты проведенного исследования, большинству опрашиваемых присущ довольно высокий уровень религиозности – 70 процентов респондентов считают себя верующими.

На вопросы относительно религиозной веры 12% позиционируют себя как атеисты, 8% школьников к религии относятся безразлично, 9% детей еще не сделали выбор между верой и неверием, 10% считают себя верующими, но ни к какой конкретной религии себя не относят. 51 % обучающихся исповедуют православие и принадлежат к Русской Православной Церкви, 5% относят себя к мусульманам, 1% - к католикам, 2% - к протестантам (баптистам, лютеранам, пятидесятникам), 1% - к язычникам.

Для оценки уровня религиозности оценивалось посещают ли респонденты церковь или культовое здание по вероисповеданию и как часто они это делают. Результаты показали, что лишь 9% посещают церковь (мечеть) один раз в месяц, 29% посещают один-два раза в год, 19% - реже одного раза в год, а 27 % практически никогда не были. Таким образом, молодежь скорее является «захожанами», чем прихожанами. Из бесед со школьниками выяснено, что они редко посещают церковь в силу большой занятости в школе -6-7 часов, выполнения большого объема домашних заданий в старших классах (необходимо от 3 до 5 часов) ежедневно, занятости в кружках, секциях, на подготовительных курсах в выходные дни. Рабочий день добросовестного ребенка длится 10 – 12 часов и большую часть времени он проводит в школе.

73% респондентов хорошо относятся к православной конфессии, 24% безразлично. К остальным конфессиям от 60 до 83% респондентов отмечают свое отношение как безразличное. С ущемлением прав из-за религии сталкивались 7 % детей.

Как показали результаты исследования при формальном причислении себя к той или иной религиозной общности в действительности большинство респондентов не следуют религиозным предписаниям и не соблюдает религиозных норм в повседневной жизни.

Для большинства школьников не имеет значения национальность товарища по занятиям в секции (73%), соседа (76%), товарища по учебе (72%), друга (75%), а в качестве родственника этот процент – 59%. 38 процентов школьников хотят в качестве родственников видеть человека своей национальности.

Как свидетельствуют результаты опроса, этническая принадлежность является важным компонентом идентичности подавляющего большинства респондентов.

На вопрос: «В каких праздниках и обрядах Вы предпочитаете принимать участие?» – в большинстве выборов - 38% отметили «В общегосударственных праздниках», 32% школьников отмечают – «в национальных праздниках своего народа» , что говорит о развитии народной культуры в образовательных организациях, 31% детей любят общешкольные праздники и праздники в классе; 24% любят участвовать в спортивных праздниках и мероприятиях, 25% нравится День города, а самый большой процент  – 44% предпочитает праздновать лично-семейные праздники и обряды. Этот показатель говорит о том, что необходима большая педагогическая поддержка семьи в вопросах проведения этих праздников. Ни для кого не секрет, что семья играет наибольшую роль в воспитании подростка, но не всегда является для него образцом нравственности и духовности.

Для 52 процентов респондентов не имеет значения собственная национальность и национальность окружающих, причем, чем старше становится ребенок, тем больше идентифицирует себя по национальности. 29% никогда не забывают о своей национальности.

Основная идея российской гражданской нации заключается в том, что гражданская нация не заменяет национальности, она объединяет людей всех национальностей, она создается благодаря усилиям общества и поддержанию гражданского согласия. Идентичность российской гражданской нации – это чувство принадлежности к Российскому государству, народу, представление о стране, территории, этническом разнообразии, это наши символы и ценности, язык и культура, совместно пережитые горе и радости, наши достижения, это солидарность и готовность бороться за наши общие интересы.

В исследовании оценивались проблемы формирования гражданской, региональной, локальной (местной), этнической, религиозной идентичностей. Под идентификацией (идентичностью) подразумевается индивидуальное осознание собственной принадлежности к определенной общности. Идентификация выполняет очень важную социально-психологическую функцию, удовлетворяя изначально свойственные человеку потребности, с одной стороны, в самобытности и отличии от других, с другой, в защите, принадлежности к определенному коллективу. Идентичность является социальной по происхождению, так как формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения ими выработанного в процессе социального взаимодействия языка. Выделяются три аспекта развития идентификации, проявляющиеся в качестве тенденций: во-первых, подражание, когда индивид чаще всего бессознательно копирует и усваивает качества окружающей его культурной среды. Во-вторых, принуждение. Любая социальная система основана на определенных ограничениях и запретах. В-третьих, свободный выбор. Эти аспекты идентификации определяют существенные характеристики феномена общности.

Предполагается, что все граждане России, являясь разными народами со своей культурой, языком, самосознанием, в то же время составляют РОССИЙСКУЮ НАЦИЮ как сообщество, объединенное чувством патриотизма, сознанием ответственности за судьбу страны. Свое личное отношение к этому утверждению согласием выразили 58 % респондентов, 26 считают, что это возможно лишь в перспективе. 10% считают, что это невозможно.

На вопрос: «К какой государственности вы себя относите в первую очередь?» получены следующие ответы:

- Считаю себя в первую очередь россиянином – 34%.

- Считаю себя в первую очередь жителем Омской области – 11%.

- Считаю себя в равной степени гражданином России и жителем Омской области – 44%.

- Считаю себя гражданином мира – 8%.

Были и другие ответы (3%): «считаю себя просто человеком», «еще не определился», «Никем не считаю».

На вопрос «Кого, на Ваш взгляд, можно отнести к русским в современной России?» получены ответы:

-людей, у которых оба родителя являются русскими по происхождению – 28%;

-  людей, которые сами себя относят к русским и у которых хотя бы один из родителей является русским по происхождению – 24%;

- граждан России, которые знают русский язык и придерживаются ценностей христианской культуры -16;

- граждан России, которые сами себя относят к русским и знают русский язык -15%;

-  всех граждан России – 10%.

Полученные результаты показывают, что в школах необходимо решение вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия, разъяснения терминологии, касающейся вопросов миролюбия, этно-конфессионального и межконфессионального взаимодействия.

Говоря о противодействии экстремизму и идеологии терроризма в молодежной среде, выделяют следующие направления:

 - образовательное направление – получение качественного среднего и высшего образования, его доступность и в то же время подготовка специалистов для работы с молодежью;

- социальная защищенность молодежи, в первую очередь, связанная с возможностью трудоустройства;

 - патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи;

 - привлечение молодежи к занятию спортом, к деятельности в молодежных общественных организациях, в первую очередь патриотической направленности

- контрпропагандистская работа, включающая в себя, в том числе, постоянную работу в интернете (продвижение патриотических ценностей). Эффективны информационно-пропагандистские группы (лекторские группы),

Основными задачами по профилактике возможных проявлений экстремизма и терроризма являются:

1. Проведение среди молодежи и населения мероприятий по компетентному разъяснению антиобщественной сущности терроризма и экстремизма;

2. Информирование населения об основных направлениях проводимой государственной политики по противодействию терроризму и экстремизму;

3. Оказание содействия работникам культуры и образования в формировании миролюбия у молодежи и взрослого населения, повышении культурного, нравственного и образовательного потенциала молодежи Омской области;

4. Участие в освещении в средствах массовой информации материалов антитеррористической и антиэкстремистской направленности;

5. Участие в мероприятиях по локализации возможных этно-конфессиональных конфликтных ситуаций, которые могут послужить причиной террористических и экстремистских проявлений;

6. Содействие повышению бдительности населения к террористической угрозе и инициировании активного сотрудничества с правоохранительными органами и спецслужбами в деле предотвращения антисоциальных, возможных террористических и экстремистских проявлений.

Одной из основных установок в работе по еще одному направлению является понимание того, что для молодых людей Интернет — это основной источник информации и именно они наиболее подвержены влиянию идеологии терроризма, распространяемой в сети, - защита информационного пространства, (Так, основной задачей террористической организации «Аль-Каида» уже давно является не просто организация конкретных террористических акций, а глобальное распространение идей терроризма и технологий рекрутирования новых членов. По сути, именно на основе сходства идеологий объединяются террористические организации в различных регионах мира («Аль-Каида на Аравийском полуострове», «Аль-Каида в странах Исламского Магриба», «Боко Харам», «Шабаб», «Имарат Кавказ» и др.). В России наиболее активно террористическую и экстремистскую пропаганду осуществляют организации «Имарат Кавказ», «Хизб ут-Тахрир» и ряд других преступных сообществ. С этой целью ими используются как традиционные каналы — религиозные организации и культовые учреждения, так и современные средства коммуникации — социальные сети, тематические Интернет-сайты (Kavkaz-Center.com, Kavkaz.org.uk, Guraba.info, Hunafa.com и др.), обеспечивающие дистанционное привлечение к экстремистским идеям новых адептов и их последующую вербовку.

 Сложность противодействия идеологии терроризма, распространяемой через сеть Интернет, сохраняется. Она определяется, прежде всего, ее глобальным и международным характером. Практика свидетельствует, что только национальных регулятивных, в том числе запретительных, правовых норм для противодействия идеологии терроризма в Интернете недостаточно. Сайты террористической направленности создаются, как правило, в доменной зоне на территориях других стран, на которые юрисдикция Российской Федерации не распространяется. Необходимо отметить, что в этой работе определенное участие принимают и образовательные учреждения, когда организуют систему ограничения доступа к контенту, содержащему противоправную информацию. Вместе с тем, проблемной остается контрпропагандистская работа в блогосфере, в том числе задействование в ней учреждений по работе с молодежью и молодежных организаций.

Основными направлениями работы по противодействию экстремизму и идеологии терроризма в молодежной среде являются: получение качественного, образования, социальная защищенность (трудоустройство), создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России, патриотического и гражданского воспитание, формирование культуры межнационального общения и установок миролюбивого сознания. В Омской области основную задачу, направленную на профилактику экстремизма и противодействие идеологии терроризма в молодежной среде, мы видим в воспитании образованного, имеющего четкие нравственные устои, патриотично настроенного молодого человека, который знает и уважает историю как своей большой Родины – России, так и малой – Омского Прииртышья, который уважает мировоззрение другого человека и может адекватно реагировать на посылы, исходящие от адептов экстремизма и терроризма. То есть мы ставим своей целью воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, образу жизни.

Как известно, школа является мощным каналом социализации личности. Причём, таким каналом, который характеризуется системностью и плановостью работы, осуществляемой педагогами-профессионалами.

Именно школа призвана стать центром воспитания миролюбивого сознания как важного фактора устойчивости общества. При этом, в своей работе школа выходит не только на учащихся, но и на их родителей, очень часто дедушек и бабушек школьников, т.е. на большинство населения России.

Традиционно воспитание рассматривается как процесс формирования у учащихся гражданских, нравственных, психологических и физических качеств, обучение стереотипам поведения, в соответствии с предъявляемыми обществом обычаями и требованиями.

В узком смысле – это деятельность, связанная с формированием социально значимых качеств личности, активной жизненной позиции.

В широком – это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности школьника, реализации индивидуальности учащихся.

• Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

• Духовное развитие – это осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному самосовершенствованию.

Основными аспектами духовной культуры являются:

Познавательная культура (культура познания, мировоззрение, интеллект, целостность знания, кругозор личности, культура мышления и т.д.).

Нравственная культура (свойства личности: ответственность, уважение, умение прощать, доброта, сострадание, сорадование и т.д.).

Национальная культура (национальное самосознание, самоидентификация, совесть, патриотизм, честь, достоинство).

Культура мира (гражданственность, миролюбие, права и обязанности человека, долг, ответственность, активная жизненная позиция, коллективизм и т.д.).

Культура здорового образа жизни (экологическая культура, экология личности, санитарно-гигиенические нормы, традиционные формы оздоровления, отказ от вредных привычек, двигательная активность, спорт, физкультура и т.д.).

Культура мировоззрения (научное, религиозное мировоззрение, мировосприятие, миропонимание).

Одной из характерных черт новых федеральных государственных стандартов является компетентностный подход в решении задач воспитания и обучения учащихся. Одна из ключевых компетентностей – миролюбие, т.е. готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире.

Работа по формированию миролюбия в образовательном учреждении должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам миролюбивого поведения, но и с формированием у них определённых личностных качеств. Речь идёт о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.

В отечественной педагогике и в педагогической практике идеи миролюбия реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике переживания, диалоговой педагогике, педагогике успеха и др. Целью педагогики миролюбия является воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе милосердия, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей.   

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

· экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

· экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

· экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

· данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

· экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

В целях более грамотной организации деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений.

В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры. Почти все существующие неформальные подростково-молодёжные объединения (за исключением радикалов), можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных, главным образом, на свободное времяпрепровождение.

Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные и (или) незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении.

«Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения, к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде.

Отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов – одна из важных задач педагогики миролюбия. Построение мира означает воспитание миролюбивого человека. Если человек не рассматривается в центре решения проблем, которые возникли в человеке и из-за него, инвестиции в политические и правовые системы останутся пустой тратой времени и ресурсов.

Воспитание миролюбивого сознания – повседневный процесс, проходящий через урочную и внеклассную работу. Он идёт не только, да и не столько в то время, когда с учащимися ведётся прямой разговор о миролюбии, показываются его образцы через исторические и литературные примеры, проводится анализ правовых ситуаций, житейских примеров и т.д. Воспитание миролюбия – это передача его духа через обстановку в школе, поведение учащихся, администрации и учителей, характер их взаимоотношений.

Сознание – это вселенская мудрость, способная объединить весь мир в доброе, счастливое и реальное единство. Осознанность – это безостановочная работа каждого человека над собой, это единство его души и сердца, его мысли и дела, его желаний и способностей. Каждая разумная личность должна стать единством своей души и неохватного мира человеческого общества. Взгляните на свой опыт, ведь вся жизнь – это практика воспитания человеческой разумности. Вся жизнь – это практика по воспитанию сознания, раскрывающего перед каждым человеком бескрайний мир любви и созидания, сочувствия и милосердия.

При подготовке и проведении мероприятий, направленных на воспитание миролюбия, педагогу целесообразно обратить внимание на следующие принципиальные позиции:

- разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике;

- необходимость опираться на социальный опыт обучающихся, на конкретные общественные процессы, которые оказывают влияние на формирование их мнения по рассматриваемым проблемам;

- учет предшествующего учебного опыта обучающихся, изучение ими вопросов, поднимаемых в курсах истории, обществознания, литературы и в других учебных дисциплинах, на классных часах и иных мероприятиях;

- превращение обучающегося в активного участника мероприятий, направленных на формирование миролюбия, через реализацию деятельностного подхода к их подготовке и проведению.

При выборе содержания и форм работы педагогу необходимо учитывать:

- особенности коллектива обучающихся, в котором пройдет то или иное мероприятие: возраст, индивидуальные особенности каждого обучающегося, этнический состав, состав по социальному и имущественному положению, отношение к религии, особенности взаимоотношений в коллективе, наличие и степень конфликтных отношений в нём;

- собственные возможности в раскрытии содержания темы, выбора отбора вопросов для рассмотрения;

- миролюбие может воспитать только миролюбивый педагог, а это требует от современного педагога следующих личностных параметров: тактичности, эмпатии, терпеливости, терпимости в отношениях с людьми, готовности принимать их такими, какие они есть, понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности. Если педагог миролюбив, он открыт, доброжелателен, недирективен, ориентирован на постижение смыслов поведения и поступков обучающихся, выступает по отношению к ним в роли наставника, готов вступать в диалог и в нем искать истину.

Педагогика формирования миролюбия со стороны педагога предполагает:

- развитие навыков наблюдательности, способности к самоанализу, самопознанию, коррекции самооценки;

- формирование навыков ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой;

- развитие умений познания других людей, анализ ситуации, обстановки в семье, учебной группе, трудовом коллективе;

- умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;

- освоение демократических механизмов в организации учебного и воспитательного процесса;

- развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;

- освоение способов саморегуляции и реагирования на нетерпимость.

 

Деятельность образовательных учреждений по профилактике возможных проявлений экстремизма и ксенофобии включает в себя:

1. Реализацию программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание миролюбивого отношения к представителям других национальностей, профилактику насилия и снижение агрессивности в подростковой среде, обеспечивающими социальное и культурное самоопределение личности:

- реализация программ дополнительного образования детей,

- организация деятельности ученического самоуправления,

-вовлечение подростков в социальную практику (деятельность трудовых объединений, волонтерская деятельность и других форм занятости);

- развитие созидательной активности несовершеннолетних,

- проведение массовых мероприятий и др.

2. Выявление несовершеннолетних с целью проведения индивидуальной профилактической работы, направленной на снижение уровня агрессии, социализации, предотвращения совершения ими правонарушений:

- неоднократно нарушивших Правила поведения и Устав образовательного учреждения в связи со склонностью к агрессии;

- неоднократно совершавших общественно опасные деяния, связанные с насилием;

- безнадзорных, либо находящихся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья;

- несовершеннолетних, выражающих нетерпимость к представителям других наций, провоцирующих конфликты между обучающимися по национальному признаку.

3. Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с агрессивным поведением (проведение тренингов, направленных на снижение степени агрессии и пр.).

4. Педагогическое наблюдение и выявление лиц, причисляющих себя к хикикомори (японский термин, обозначающий людей, отказывающихся от социальной жизни и, зачастую, стремящихся к крайней степени социальной изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди зачастую не имеют работы и живут на иждивении родственников и часто впадают в депрессию, а как следствие появляется агрессивность), а также состоящих в группах типа «Синий кит», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20», «Море китов», «Млечный путь», «F57», «Красная сова», «48 часов».

5. Педагогическое наблюдение за детьми, являющимися членами неформальных молодежных объединений («паркур», скинхеды, рэперы, рокеры, байкеры, граффитеры, панки, готы, эмо, сатанисты, зацеперы, футбольные фанаты и др.), с целью изучения личности детей, предупреждения совершения ими противоправных деяний.

5. Консультирование и помощь родителям по вопросам воспитания детей.

Организация Уроков (классных часов) миролюбия

В школе

 

Что характеризует «Урок миролюбия» в условиях признания того, что процесс формирования миролюбивой личности длительный и повседневный? Иными словами, каковы характеристики «Урока миролюбия»?

Во-первых , речь идет о концентрации внимания к проблеме. Повседневная работа по воспитанию миролюбия проводится учителями ежедневно, часто без специальных размышлений на эту тему. Ведь невозможно представить, что в прежние годы педагоги, не пользовавшиеся термином «миролюбие», не стремились воспитать у учащихся те качества личности, которые мы сегодня обозначаем этим словом. Происходит погружение в него. Это приводит к двум важным следствиям:

  • размышление и осознание проблемы (первичное или более глубокое) учащимися;
  • некоторое подведение итогов и планирование продолжения работы по воспитанию миролюбия педагогами.

Во-вторых , «Урок миролюбия» позволяет эффективно объединять усилия различных субъектов процесса воспитания: учащихся, которые через канал самосоциализации во многом определяют успех работы, педагогов, родителей школьников, представителей государственной власти, общественных организаций, религиозных конфессий, научных работников и др.

В-третьих , логическим продолжением предыдущих размышлений является вывод о том, что в ходе «Урока» происходит развитие системности в воспитании учащихся, когда эта тема становится объектом прямого рассмотрения классными руководителями, учителями-предметниками (причём, не только теми, кому заниматься вопросами миролюбия предписывает своим содержание сама преподаваемая ими дисциплина).

Мир понимается как единство, целостность природной, социальной и духовной среды обитания человека, как плодотворное сотрудничество народов и государств при отсутствии войны и вражды между ними, как гармония межличностных отношений и гармония в душе человека.

Миролюбие – это готовность любую ситуацию, и жизненную, и политическую, разрешать без применения насилия.

Миролюбие – это способность спокойно принимать существование других точек зрения.

Миролюбие – это качество характера человека, которое помогает выстраивать добрые отношения с людьми разных возрастов, взглядов, социальных слоев и национальностей.

Миролюбие – готовность поступиться личными интересами ради сохранения всеобщего мира

 

При определении содержания урока целесообразно обратить внимание на следующие принципиальные позиции:

· рассмотрение мероприятий в качестве этапа воспитательной работы с учащимися, выдвижение на первый план именно воспитательных её целей;

· опора на предшествующий учебный опыт школьников, изучение ими вопросов, поднимаемых в курсах истории, обществознания, литературы и в других школьных дисциплинах, на классных часах и иных мероприятиях;

· учёт тех знаний по теме, которые учащиеся получают через различные каналы социализации, в т.ч. семью, СМИ;

· необходимость опираться на социальный опыт школьников, на те общественные процессы, которые оказывают влияние на формирование их мнения по рассматриваемым проблемам;

· разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике;

· акцент на личное участие школьников в тех процессах, которые служат укреплению нашего российского единства, единства в регионе, развитию многообразия культур и противоборства негативным явлениям во взаимоотношениях людей разного этнического происхождения, конфессий, культур;

· превращение школьника в активного участника урока, в его соавтора через реализацию деятельностного подхода к подготовке и проведению урока.

При выборе содержания и форм урока педагогу необходимо учитывать:

· особенности детского коллектива, в котором пройдет то или иное мероприятие: возраст учащихся; индивидуальные особенности школьников; этнический состав класса, школы; его состав по социальному и имущественному положению; отношение ребят к религии; сложившиеся традиции в ученическом и школьном коллективе; наличие и степень конфликтных отношений в нём;

· предшествующую уроку работу с данными учащимися по воспитанию у них миролюбия на уроках и в ходе внеклассных мероприятий;

· культурно-исторический контекст места, где расположена школа и живут ученики, историю их семей и сограждан;

· собственные возможности в раскрытии содержания темы, выбора, отбора вопросов для рассмотрения из предложенного перечня или формулирования иных тем для обсуждения, отбора содержания.

Возможными формами проведения такого занятия могут быть:

- урок традиционного типа с рассказом учителя, постановкой вопросов учащимся и совместным обсуждением их ответов;

- урок-конференция, на котором заслушиваются и обсуждаются мини-доклады учащихся (это целесообразно делать, если по тематике занятия уже проводилась соответствующая работа);

- урок – дискуссия, применимый в хорошо подготовленных классах;

- урок – встреча с представителями власти, работниками СМИ, учеными, представителями религиозных конфессий, этнокультурных сообществ и др.;

- урок – практикум с анализом документов, статистических данных и др. материалов;

- урок – викторина;

- урок – устный журнал;

- урок – диалоговая площадка.

Примерные вопросы для рассмотрения:

  • Сущность миролюбия
  • Миролюбивая и конфликтная личность.
  • Миролюбие и нетерпимость в истории человечества.
  • Миролюбие – ключевая задача современного мира.
  • Система международного права и ценности миролюбия.
  • Взаимопонимание культурного многообразия народов.
  • Миролюбие и культура мира.
  • Проявления нетерпимости и миролюбие в России и в нашем городе.
  • Политика Российского государства по развитию духа патриотизма и миролюбия в стране.
  • В чем проявляется нетерпимость?
  • Как противостоять нетерпимости.
  • Миролюбие и нетерпимость вокруг меня.
  • Насколько я миролюбивая личность.
  • Миролюбие и Мы.
  • Можно ли научиться миролюбию?
  • Стратегия поведения в конфликте.
  • Мы разные, но мы вместе.
  • Все свои.
  • Жить в мире с собой и с другими.

Особо можно выделить темы, которые в явном виде предполагают дискуссионную работу школьников и ориентированы на хорошо подготовленных учащихся, или учащихся старших классов, например такие:

  • Миролюбие без границ или границы миролюбия?
  • А судьи кто? Кто определяет, что миролюбиво, а что нет?
  • Все ли свои?

Организация Дня Миролюбия  

Возможные тематические аспекты Дня Миролюбия:

- миролюбие по отношению друг к другу (бесконфликтное общение, терпимое отношение к непохожему на тебя, эмпатия, доброта, милосердие, забота, культура общения);

- миролюбие в семье (уважение родителей, этика семейных отношений и т.д.);

- культурно-национальное пространство России (фольклорные традиции, менталитет, традиции, народные игры);

-национальные культуры и традиции (этнографические знания о происхождении народов, своеобразие национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства художественных промыслов, праздников, история религий, диалог культур и пр..

Формами проведения Дня миролюбия могут быть (целевая аудитория – учащиеся):

- уроки/учебные занятия (урок традиционного типа, урок-конференция, урок-дискуссия и др.);

- тематические классные часы («Мы разные, но мы вместе», «Миролюбие и мы», «Миролюбие к себе и другим», «Миролюбие – это…», «Ключ к миролюбию», «Традиции и обычаи моей страны», «Дети разных народов, мы, мечтою о мире живем!», «Движение к взаимопониманию», «О неформальных подростковых объединениях экстремистского направления» и др.);

- практикумы;

- круглые столы, в т.ч. с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами («Жить в мире с собой и с другими», «Миролюбие – гармония многообразия», «К чему приводит национальная и религиозная нетерпимость?», «Что значит уважать другого», «Законы миролюбия» и др.);

- конференции;

- диспуты;

- конкурсы творческих работ обучающихся: сочинений-эссе, стенгазет, плакатов, журналов, видеоматериалов и др., посвящённых вопросам миролюбия;

- викторины;

- самодеятельные концерты, на которых могут быть показаны образцы искусства разных народов;

- встречи со специалистами, работающими в сфере изучения вопросов этно-конфессиональных отношений;

- беседы, проводимые с представителями власти, СМИ, религиозных конфессий, этнокультурных сообществ;

- выезд в музеи, в культурные центры, на выставки, исторический парк «Россия – моя история» и т.д.;

- организация в библиотеках образовательных организаций тематических книжных выставок;

-познавательно-игровые программы;

- диалоговые площадки;

-кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению;

- праздники, фестивали национальных культур, фестивали дружбы народов;

- акции милосердия;

- десант добра;

- проведение различных конкурсов.

Участниками проведения Дня миролюбия могут быть: педагогический коллектив, родители, привлеченные специалисты.

Формами проведения Дня миролюбия для взрослых могут быть:

- педагогические советы;

- педагогические семинары;

- круглые столы,

- конференции;

- диалоговые площадки;

- педагогические чтения;

- конкурсы воспитательных проектов и программ;

- анкетирование обучающихся, педагогов, родителей по определению уровня конфликтности, уровня воспитанности;

- проведение родительских собраний, семинаров родительского всеобуча по теме миролюбия.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 195.