ОРО ООО «Российский комитет защиты мира»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОРО ООО «Российский комитет защиты мира»

Методические рекомендации

 для образовательных организаций

В школе

 

Что характеризует «Урок миролюбия» в условиях признания того, что процесс формирования миролюбивой личности длительный и повседневный? Иными словами, каковы характеристики «Урока миролюбия»?

Во-первых , речь идет о концентрации внимания к проблеме. Повседневная работа по воспитанию миролюбия проводится учителями ежедневно, часто без специальных размышлений на эту тему. Ведь невозможно представить, что в прежние годы педагоги, не пользовавшиеся термином «миролюбие», не стремились воспитать у учащихся те качества личности, которые мы сегодня обозначаем этим словом. Происходит погружение в него. Это приводит к двум важным следствиям:

  • размышление и осознание проблемы (первичное или более глубокое) учащимися;
  • некоторое подведение итогов и планирование продолжения работы по воспитанию миролюбия педагогами.

Во-вторых , «Урок миролюбия» позволяет эффективно объединять усилия различных субъектов процесса воспитания: учащихся, которые через канал самосоциализации во многом определяют успех работы, педагогов, родителей школьников, представителей государственной власти, общественных организаций, религиозных конфессий, научных работников и др.

В-третьих , логическим продолжением предыдущих размышлений является вывод о том, что в ходе «Урока» происходит развитие системности в воспитании учащихся, когда эта тема становится объектом прямого рассмотрения классными руководителями, учителями-предметниками (причём, не только теми, кому заниматься вопросами миролюбия предписывает своим содержание сама преподаваемая ими дисциплина).

Мир понимается как единство, целостность природной, социальной и духовной среды обитания человека, как плодотворное сотрудничество народов и государств при отсутствии войны и вражды между ними, как гармония межличностных отношений и гармония в душе человека.

Миролюбие – это готовность любую ситуацию, и жизненную, и политическую, разрешать без применения насилия.

Миролюбие – это способность спокойно принимать существование других точек зрения.

Миролюбие – это качество характера человека, которое помогает выстраивать добрые отношения с людьми разных возрастов, взглядов, социальных слоев и национальностей.

Миролюбие – готовность поступиться личными интересами ради сохранения всеобщего мира

 

При определении содержания урока целесообразно обратить внимание на следующие принципиальные позиции:

· рассмотрение мероприятий в качестве этапа воспитательной работы с учащимися, выдвижение на первый план именно воспитательных её целей;

· опора на предшествующий учебный опыт школьников, изучение ими вопросов, поднимаемых в курсах истории, обществознания, литературы и в других школьных дисциплинах, на классных часах и иных мероприятиях;

· учёт тех знаний по теме, которые учащиеся получают через различные каналы социализации, в т.ч. семью, СМИ;

· необходимость опираться на социальный опыт школьников, на те общественные процессы, которые оказывают влияние на формирование их мнения по рассматриваемым проблемам;

· разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике;

· акцент на личное участие школьников в тех процессах, которые служат укреплению нашего российского единства, единства в регионе, развитию многообразия культур и противоборства негативным явлениям во взаимоотношениях людей разного этнического происхождения, конфессий, культур;

· превращение школьника в активного участника урока, в его соавтора через реализацию деятельностного подхода к подготовке и проведению урока.

При выборе содержания и форм урока педагогу необходимо учитывать:

· особенности детского коллектива, в котором пройдет то или иное мероприятие: возраст учащихся; индивидуальные особенности школьников; этнический состав класса, школы; его состав по социальному и имущественному положению; отношение ребят к религии; сложившиеся традиции в ученическом и школьном коллективе; наличие и степень конфликтных отношений в нём;

· предшествующую уроку работу с данными учащимися по воспитанию у них миролюбия на уроках и в ходе внеклассных мероприятий;

· культурно-исторический контекст места, где расположена школа и живут ученики, историю их семей и сограждан;

· собственные возможности в раскрытии содержания темы, выбора, отбора вопросов для рассмотрения из предложенного перечня или формулирования иных тем для обсуждения, отбора содержания.

Возможными формами проведения такого занятия могут быть:

- урок традиционного типа с рассказом учителя, постановкой вопросов учащимся и совместным обсуждением их ответов;

- урок-конференция, на котором заслушиваются и обсуждаются мини-доклады учащихся (это целесообразно делать, если по тематике занятия уже проводилась соответствующая работа);

- урок – дискуссия, применимый в хорошо подготовленных классах;

- урок – встреча с представителями власти, работниками СМИ, учеными, представителями религиозных конфессий, этнокультурных сообществ и др.;

- урок – практикум с анализом документов, статистических данных и др. материалов;

- урок – викторина;

- урок – устный журнал;

- урок – диалоговая площадка.

Примерные вопросы для рассмотрения:

  • Сущность миролюбия
  • Миролюбивая и конфликтная личность.
  • Миролюбие и нетерпимость в истории человечества.
  • Миролюбие – ключевая задача современного мира.
  • Система международного права и ценности миролюбия.
  • Взаимопонимание культурного многообразия народов.
  • Миролюбие и культура мира.
  • Проявления нетерпимости и миролюбие в России и в нашем городе.
  • Политика Российского государства по развитию духа патриотизма и миролюбия в стране.
  • В чем проявляется нетерпимость?
  • Как противостоять нетерпимости.
  • Миролюбие и нетерпимость вокруг меня.
  • Насколько я миролюбивая личность.
  • Миролюбие и Мы.
  • Можно ли научиться миролюбию?
  • Стратегия поведения в конфликте.
  • Мы разные, но мы вместе.
  • Все свои.
  • Жить в мире с собой и с другими.

Особо можно выделить темы, которые в явном виде предполагают дискуссионную работу школьников и ориентированы на хорошо подготовленных учащихся, или учащихся старших классов, например такие:

  • Миролюбие без границ или границы миролюбия?
  • А судьи кто? Кто определяет, что миролюбиво, а что нет?
  • Все ли свои?

Организация Дня Миролюбия  

Возможные тематические аспекты Дня Миролюбия:

- миролюбие по отношению друг к другу (бесконфликтное общение, терпимое отношение к непохожему на тебя, эмпатия, доброта, милосердие, забота, культура общения);

- миролюбие в семье (уважение родителей, этика семейных отношений и т.д.);

- культурно-национальное пространство России (фольклорные традиции, менталитет, традиции, народные игры);

-национальные культуры и традиции (этнографические знания о происхождении народов, своеобразие национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства художественных промыслов, праздников, история религий, диалог культур и пр..

Формами проведения Дня миролюбия могут быть (целевая аудитория – учащиеся):

- уроки/учебные занятия (урок традиционного типа, урок-конференция, урок-дискуссия и др.);

- тематические классные часы («Мы разные, но мы вместе», «Миролюбие и мы», «Миролюбие к себе и другим», «Миролюбие – это…», «Ключ к миролюбию», «Традиции и обычаи моей страны», «Дети разных народов, мы, мечтою о мире живем!», «Движение к взаимопониманию», «О неформальных подростковых объединениях экстремистского направления» и др.);

- практикумы;

- круглые столы, в т.ч. с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами («Жить в мире с собой и с другими», «Миролюбие – гармония многообразия», «К чему приводит национальная и религиозная нетерпимость?», «Что значит уважать другого», «Законы миролюбия» и др.);

- конференции;

- диспуты;

- конкурсы творческих работ обучающихся: сочинений-эссе, стенгазет, плакатов, журналов, видеоматериалов и др., посвящённых вопросам миролюбия;

- викторины;

- самодеятельные концерты, на которых могут быть показаны образцы искусства разных народов;

- встречи со специалистами, работающими в сфере изучения вопросов этно-конфессиональных отношений;

- беседы, проводимые с представителями власти, СМИ, религиозных конфессий, этнокультурных сообществ;

- выезд в музеи, в культурные центры, на выставки, исторический парк «Россия – моя история» и т.д.;

- организация в библиотеках образовательных организаций тематических книжных выставок;

-познавательно-игровые программы;

- диалоговые площадки;

-кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению;

- праздники, фестивали национальных культур, фестивали дружбы народов;

- акции милосердия;

- десант добра;

- проведение различных конкурсов.

Участниками проведения Дня миролюбия могут быть: педагогический коллектив, родители, привлеченные специалисты.

Формами проведения Дня миролюбия для взрослых могут быть:

- педагогические советы;

- педагогические семинары;

- круглые столы,

- конференции;

- диалоговые площадки;

- педагогические чтения;

- конкурсы воспитательных проектов и программ;

- анкетирование обучающихся, педагогов, родителей по определению уровня конфликтности, уровня воспитанности;

- проведение родительских собраний, семинаров родительского всеобуча по теме миролюбия.

Начальные классы:

· «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»;

· «Мама, папа, я – дружная семья»;

· «Миролюбие в семье».

 

Среднее звено:

· «Чтобы не было беды»;

· «Учимся быть терпимыми»;

· «Миролюбие – возможность диалога»;

· «Ваш ребёнок – подросток. Обратите внимание.»;

· «Как воспитать миролюбие».

Старшие классы:

· «Давайте познакомимся: современные молодёжные движения»;

· «Ваш ребёнок вечером дома?»;

· «Экстремизм – это опасно!»;

· «Современные молодежные течения – все ли хороши?»;

· «Что значит подготовить к жизни»;

· «Воспитание семьянина».

Цель педагогов и воспитателей – поддержка и формирование личностных качеств обучающихся и воспитанников (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, художественных, литературных способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере, педагогическая поддержка родителей в вопросах воспитания миролюбия.

Мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма:

1.  Разработка и внедрение обучающих программ и методик по работе с молодежью, направленных на предупреждение роста социальной напряженности, устранение предпосылок обострения политических, социальных, конфессиональных и этнокультурных конфликтов и профилактику экстремизма.

2.  Проведение конференций, семинаров, «круглых столов» по разъяснению методических основ профилактики экстремистской деятельности, правоприменительной практики по пресечению и минимизации ее последствий с привлечением специалистов

3.  Повышение квалификации работников общеобразовательных организаций, образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и профессиональных образовательных организаций по вопросам профилактики экстремизма и воспитанию миролюбия среди обучающихся.

4.  Реализация мероприятий, направленных на воспитание у молодежи чувства патриотизма, формирование социальной и межкультурной компетентности, а также осознание неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности. Создание условий для самореализации молодежи и организации досуга посредством проведения массовых мероприятий с использованием культурного потенциала Омской области с целью формирования миролюбивого сознания, недопущения включения молодежи в экстремистскую деятельность. Организация занятости обучающихся во внеурочное время, привлечение обучающихся для занятий в спортивных секциях образовательных организаций

5.  Проведение мероприятий в рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом, Международного дня терпимости (толерантности), Международного Дня Мира, Международного Дня Земли.

6.  Разработка и внедрение новых форм работы с молодежью, в том числе интерактивных, по формированию системы общенациональных ценностей, позитивного восприятия этнического и конфессионального многообразия, интереса к другим культурам.

7.  Обобщение, распространение и внедрение опыта работы образовательных организаций по вопросам воспитания обучающихся в культуре мира и согласия; освещение в средствах массовой информации и размещение на официальных сайтах информации о проведенных мероприятиях, нацеленных на гармонизацию межнациональных отношений, профилактику экстремизма, воспитания миролюбия, межнациональных отношений, профилактику экстремизма.

8.  Комплектование фондов библиотек литературой и периодическими изданиями, содействующими гармонизации национальных, конфессиональных отношений и профилактике экстремизма.

9.  Сохранение, развитие и популяризация культурного и духовного наследия народов, проживающих на территории Омской области. Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных организациях.

10.  Организация контроля за соблюдением мер по подготовке объектов к проведению массовых мероприятий образовательными организациями.

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных принципов государственной политики в сфере образования называет «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности…» (ст. 3). Закон также обязывает образовательные организации «создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации» (п. 6 ст. 28). Таким образом, безопасность является обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

1 Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

2 состояние объекта опасности, при котором отсутствуют различного рода опасности и угрозы, способные нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека; состояние объекта защиты и системы «человек-среда обитания», при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации – допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды.

Главная идея концепции безопасности – безопасность образовательной среды должна быть организована так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Культура безопасности включает в себя:

- изучение видов и причин опасностей (накапливание знаний); - формирование умений предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время;

- по возможности избегание опасных ситуаций, не следует рисковать без нужды; - изучение способов действий по нейтрализации или преодолению опасностей (накапливание умений);

 - выбор из возможных вариантов наиболее безопасного пути или способа действий; - обращение за советом и помощью к специалистам;

- частые тренировки, участие в учениях (накапливание навыков); - в критической ситуации не пугаться и не паниковать, не опускать руки, действовать активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием образовательной среды. Если среда - некое окружение индивида, оказывающее на него определенное воздействие, то образовательная среда - система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно- пространственном окружении.

Безопасность образовательной среды подразумевает и защиту детей от влияния на них проявлений экстремизма и терроризма. Можно выделить следующие предпосылки экстремизма и терроризма в образовательной среде:

 - рост напряженности вследствие нестабильности экономической, финансовой ситуации, увеличение стрессогенных и психогенных факторов в семье, в учебных заведениях, на работе, на улице и т. д.;

 - усиление криминогенных факторов и соблазнов; - социальная и психологическая оторванность детей и подростков от взрослых;

 - отсутствие правовой и психологической культуры у некоторых педагогов, представителей органов власти и у населения в целом;

 - разрушение и отсутствие целенаправленных способов формирования духовно-нравственных, культурных, социальных и экономических оснований для объединения общества;

 - ослабление государственного и социального контроля за противоправным поведением;

- снижение общей гуманитарной культуры в системе образования, нарушение преемственности социально-культурных, национальных традиций и, как следствие, усвоение чуждых российскому менталитету нормативов и образцов;

 - недостаточность жилищных, культурных, спортивных и иных социальных условий для психологической разгрузки и комфорта;

 - агрессивность информационной видеосреды;

- резкое уменьшение возможностей для продуктивной и соответствующей моральным нормам реализации активности детей и подростков, из-за чего их активность реализуется в противоправных и аморальных формах (от вандализма до криминала)

 Участники образовательного процесса способны и должны разоблачать мифы, героизирующие террористическую и в целом экстремистскую деятельность, лицемерие организаторов и спонсоров терроризма, их внешне привлекательные лозунги и пропагандистские приёмы, объяснять учащимся, кто такие террористы и чем они могут помочь государству и обществу в борьбе с терроризмом, показать роль органов исполнительной власти, сотрудников специализированных подразделений спецслужб и правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом в целях обеспечения безопасности общества, показать позицию государства в борьбе с терроризмом и экстремизмом и неотвратимость наказания за террористическую деятельность.

Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

Задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на миролюбии, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, знании истории нашей страны, на всех этапах образовательного процесса путем: повышения роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности; совершенствования системы обучения в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям; введения в программы общеобразовательных учреждений образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России; создания в образовательных организациях структур самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности; поддержки общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации; совершенствования программ обучения в целях более эффективного формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения.

Хочется обратить внимание на школьные сайты и пределы и параметры освещения национальной проблематики в школьных газетах. Необходимо в их новостном контенте рассказывать массовой аудитории об этническом своеобразии человеческого сообщества, для повышения этнической компетентности, хорошо знать описываемый народ, его традиции, культуру межнациональных отношений в России. Учитель должен помнить, что неосторожное использование этнического признака на уроках и в публикациях может стать поводом для конфликта.

Глоссарий:

- государственная национальная политика Российской Федерации – деятельность органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации, гармонизации межнациональных отношений и этнокультурного развития народов Российской Федерации;

- диаспоры – группы лиц, относящих себя к определенной этнической общности и находящихся вне исторической территории расселения.

- диалект - разновидность общенародного языка, которая служит средством общения людей на определенной территории, много меньшей, чем вся территория распространения этого языка (например, северно-русский диалект, уральские диалекты, рязанский диалект).

Диалект иногда отождествляется с говорами, но большинство ученых различает эти явления по размеру охватываемой ими территории: говор может распространяться даже на одну деревню, диалект – только на значительную территорию. Во множественном числе термины «диалекты» и «говоры» синонимичны (сибирские диалекты, синоним: сибирские говоры).

- коренные народы Российской Федерации – народы, исторически проживающие в Российской Федерации, внесшие свой вклад в становление российской государственности;

- конфликт с этническим компонентом – открытый конфликт бытового и (или) криминального характера с участием лиц различных национальностей (этносов), в котором этническая принадлежность не является первопричиной его возникновения, при этом численность каждой из сторон конфликта не превышает трех человек;
- межнациональный конфликт - открытый конфликт бытового и (или) криминального характера с участием лиц различных национальностей (этносов), обладающий значительным потенциалом привлечения большого количества участников, в ходе которого в мотивах действий как минимум одной из сторон конфликта преобладает неприязненное отношение к иной стороне (сторонам) конфликта вследствие принадлежности к различным национальностям (этносам), странам происхождения или имеются безусловные свидетельства неприязненного отношения к лицам иной национальности (этноса) как причины конфликта, а также конфликт, возникший в результате разрастания с течением времени числа участников открытого конфликта с этническим компонентом;

- предконфликтная ситуация, относящаяся к сфере межнациональных отношений, - совокупность скрытых противоречий и социальной напряженности, основанная на столкновении интересов, потребностей и ценностей граждан Российской Федерации и (или) иностранных граждан (или представляющих их интересы некоммерческих организаций) либо основанная на искаженной информации и неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах социокультурных изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву и создающих риски по ухудшению межнациональных и межконфессиональных отношений;

- этнос (греч. ἔθνος — народ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид,

Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.

Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.

 - этническая общность – общность людей, исторически сложившаяся на основе происхождения, территории, языка и культуры;

- Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.

Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Притом социум приобретает высокую степень дифференциации. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию.

Нация общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, проживающих в одном государстве. Латинское слово «natio» обозначает массу людей, имеющую общее территориальное происхождение. При образовании нации, стираются культурные различия между этносами и народами, образовавшими государство. Нация – ничто иное, как «плавильный котел», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создает искусственное образование в рамках государства. При создании нации, как правило, полностью ликвидируется языковое различие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в государстве, как единственно возможный для использования. В западной терминологии «национальность» — это гражданство. Если говорят «французская нация» — это означает принадлежность к Франции как к государству. На Западе отличают принадлежность этническую от национальной. Внутри французской нации есть и арабы, они будут французами по гражданству.

А в России существует предыдущая традиция, где национальность означала этническую и гражданскую принадлежность, и даже в переписных материалах стоял вопрос о национальности. Сейчас есть попытка перейти к западной терминологии, и когда вводится понятие «российская нация», это означает принадлежность к стране и российское гражданство.

Национальность термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно Конституции, мы – многонациональный народ России.

 

Литература:

 

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445.

2. Словарь русских народных говоров. Вып. 1—39. Л. СПб., 1965-2005; Словарь говоров Русского Севера / под ред. А.К. Матвеева. Т. 1-4. - Екатеринбург, 2001-2009.

3. Ивлев С. Журнал «ПРАВО. ЭКОНОМИКА. БЕЗОПАСНОСТЬ». Издательство: Негосударственная образовательная автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Социально-правовой институт экономической безопасности» (Москва) , 2015 г.

4. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 86-87.

5. Национальная доктрина образования Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751);

6. Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации (от 5.12.2001 г. № 4);

7. Российская нация: становление и этнокультурное многообразие / Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; под ред. акад. В. А. Тишкова. ‒ М.: Наука, 2011. – 461 с

8. Улановская И.М. Понятие образовательной среды // Качественное образование для всех. М. Баласс. 2011. с.29-36

9.  Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и др.

10. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

 

11. Интернет-ресурсы:

12. Марина Юрьевна Горбунова, Общая социология http://www.litres.ru/marina-gorbunova/obschaya-sociologiya/chitat-onlayn/   http://www.k2x2.info/kulturologija/obshaja_sociologija/index.php

13. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"

14. https://thequestion.ru/questions/178143/kakaya-raznica-mezhdu-naciei-nacionalnostyu-i-etnosom

15. https://www.geopolitica.ru/article/etnos-narod-naciya-nacionalnost-raznica-ponyatiy-i-opasnost-ih-smesheniya

 

 




ОРО ООО «Российский комитет защиты мира»

Методические рекомендации

 для образовательных организаций

Дата: 2018-12-21, просмотров: 207.