Понятие и критерии субъектов малого и среднего предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Малое и среднее предпринимательство рассматривается в России как один из факторов развития экономики. Кроме того, вопросы развития малого и среднего предпринимательства имеют огромное социальное и политическое значение, поскольку они позволяют решить проблему создания среднего класса – основы гражданского общества.

Российское предпринимательство существенно отстает от уровня малого и среднего предпринимательства в развитых странах. Общепринято, что степень развития малого и среднего бизнеса в стране отражает уровень развития всей экономики. Обычно для оценки уровня развития малого и среднего бизнеса эксперты используют два основных показателя: доля ВВП, которую занимает малый и средний бизнес; доля активного населения, занятая в сфере малого и среднего бизнеса.

В настоящий период доля ВВП, которую занимает малый и средний бизнес в Российской Федерации, составляет около 20 %, тогда как в странах Евросоюза – порядка 50 %; доля активного населения, занятая в сфере малого и среднего бизнеса в России, составляет около 25 %, в странах Евросоюза – около 50 %[2], в США – 54 %, в Японии – 65%. Если Россия добьется показателей, указанных по зарубежным странам, то нормализуется и конкурентная среда. Пока же в российской экономике главенствует тенденция концентрации капитала российских компаний, создания государственных корпораций и холдингов, что экспертами оценивается неоднозначно.  

В Челябинской области указанные выше критерии приближены к показателям, характерным для России в целом: в 2013 г. доля оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций составила 26, 3 %, доля активного населения, занятая в сфере малого и среднего бизнеса, –  21, 1 % (данные Областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы).   

Структура малых предприятий по экономическим видам деятельности в России не меняется в течение последних нескольких лет: около 45% занимаются торговлей, около 22% действуют в сфере услуг (здравоохранение, социальные услуги, ЖКХ, наука, информационные технологии), около 11 % – в сфере производства, 11 % – в строительстве, около 5% – в сфере транспорта и связи, около 3 % – в сфере гостиничного дела, сельского и лесного хозяйства[3].

В стране достаточно большое число людей, желающих работать на себя, а не быть просто наемными работниками. Однако фактическое состояние малого и среднего предпринимательства оценивается как неудовлетворительное. В качестве причин выступают следующие факторы: несовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов, административные барьеры, несогласованность действий федеральных и региональных властей, высокие ставки по кредитам, недостаточность объемов финансирования программ различного уровня, бюрократизм и взяточничество чиновников[4].

Во всех странах с рыночной моделью хозяйствования осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства через особые программы, направленные на развитие и поддержку малого бизнеса. В России также предусматриваются меры по поддержке данного сегмента экономики. Однако на сегодняшний день программа государственной поддержки малого и среднего бизнеса охватывает всего лишь около 2% предпринимателей[5]. Отсутствие реальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства приводит к их банкротству. По данным Всемирного банка из вновь организованных малых предприятий через год действуют около 50%, через три года – 7-8 %, через пять лет – 3 %[6]; по другим данным только 3 % субъектов малого бизнеса в России удается продержаться на рынке свыше 3 лет (в Норвегии – 6,15 %, в Финляндии – 6,65 %, в Испании – 8,39 5, в Греции – 12,6%)[7].   

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (далее – Закон о малом и среднем предпринимательстве) устанавливает два критерия отнесения субъектов предпринимательства к категории малых и средних.

Первый критерий: организационно-правовая форма субъекта:

– хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

Второй критерий: официальный статус субъекта, приобретаемый в процессе государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Обязательным требованием является внесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствующие реестры: Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

 При этом для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:  

а) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале ООО не превышает 25 процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49 процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на ООО, соответствующие требованиям, указанным в  п/п. «в»-«д»;

б) акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в  порядке, установленном Правительством РФ;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с ФЗ от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных ФЗ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке,  установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными АО, не менее 50 процентов акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные АО имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50 процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями;

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных выше, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;

б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.

Средняя численность работников микропредприятия, малого или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого или среднего предприятия;

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать  предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265
«О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год: микропредприятия – 120 млн.руб.; малые предприятия – 800 млн. руб., средние предприятия – 2 млрд.руб.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода.  

Хозяйственные общества, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом, зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений среднесписочной численности работников или дохода в течение трех календарных лет, следующих один за другим, за рядом исключений.

С 1 августа 2016 г. начал функционировать Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – ЕРСМиСП).

Ведение ЕРСМиСП осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

В нем содержатся следующие сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства:

1) наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя;

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя;

4) дата внесения сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие);

6) указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем;

7) содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в отношении соответственно юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

8) содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о лицензиях, полученных соответственно юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;

9) сведения о производимой юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем продукции (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности) с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;

10) сведения о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в реестры (перечни) субъектов малого и среднего предпринимательства – участников программ партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с ФЗ от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и субъектами малого и среднего предпринимательства;

11) сведения о наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и (или) договоров, заключенных в соответствии с ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

12) иные сведения, включаемые в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в ЕРСМиСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году и др.

Кроме ЕРСМиСП предусмотрено ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки (см. постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»). Основанием для принятия решения о включении сведений о получателе поддержки в реестр является решение соответствующего органа (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления) об оказании такой поддержки. При внесении в реестр сведений о получателе поддержки указываются в том числе сведения о виде, форме и размере предоставления поддержки. Такая запись исключается из реестра по истечении 3-х лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения соответствующего органа. Данные реестры выполняют учетно-контрольную и информационную функции, но не легитимационную[8].

По данным Росстата на 1 января 2014 г. в России зарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них – 62,8 % индивидуальные предприниматели, 37,2 % – юридические лица (в том числе, 32, 7 % – микропредприятия, 4, 2 % – малые предприятия и 0,3 – средние предприятия).   

Отнесение хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу предоставляет им возможность подпасть под специальный режим, заключающийся в предоставлении льгот и преференций, различающихся от категории указанных субъектов.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.