Конституционно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений, существующих в любом обществе. Поэтому они обладают общими признаками, характерными для всех видов правоотношений, независимо от того, нормами какой отрасли национальной системы права они урегулированы.
Общее состоит в том, что любое правоотношение представляет собой волевое общественное отношение, урегулированное нормой права или возникшее на ее основе, между субъектами которого устанавливаются юридические связи, выражающиеся в их взаимных правах и обязанностях, обеспеченных возможностью государственного принуждения.
Но поскольку конституционно-правовые отношения являются особым видом правовых отношений, им присущи и свои особенности, которые отличают их от всех иных видов правоотношений. Такие отличия проявляются в специфике их содержания, формы, сущности, субъективного состава, характера объектов правоотношений.
Конституционно-правовые отношения имеют следующие особенности:
1. Характер конституционно-правовых отношений определяется в первую очередь их социальной природой, местом и ролью в системе общественных отношений, а также спецификой конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые отношения представляют собой форму социального взаимодействия субъектов права с целью достижения определенных результатов.
2. Особый субъектный состав. При этом необходимо учитывать, что всем субъектам конституционного права присущ свой самостоятельный и отличный конституционно-правовой статус и объем полномочий: народ, депутаты, субъекты РФ и др.
3. Главная отличительная черта конституционно-правовых отношений — высокий политический потенциал. Они представляют собой особую, взятую в единстве наиболее обобщенных и социально значимых характеристик форму политических отношений.
4. Комплексность, всеобъемлемость (все сферы жизни и деятельности общества и государства) и базисность. Они формируют основу развития правоотношений Российского общества и государства.
5. Разнообразие содержания и юридических связей между субъектами. Многим конституционно-правовым отношениям присущи самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов.
6. Наличие особого вида правоотношений — правовых состояний, в которых четко определен субъект правоотношения, но не очерчены взаимные права и обязанности. (Андриченко)
Конституционные правоотношения подразделяются на определенные виды:
1. по группам общественных отношений, составляющих предмет российского конституционного права:
а) связанные с основами конституционного строя Российского государства, сущностью и формами власти народа в нашей стране;
б) связанные с основами правового положения личности в Российской Федерации;
в) по поводу государственного устройства Российской Федерации;
г) связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
2. По степени обобщенности конституционно-правового регулирования конституционно-правовые отношения можно разделить на общие и конкретные.
Общие конституционно-правовые отношения — это так называемые правовые состояния. Такие отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Более того, им и не требуется совершать какие-либо действия в подтверждение правового состояния. Типичным примером общего конституционно-правового отношения является состояние гражданства. Оно возникает в большинстве случаев с рождением человека и длится всю жизнь.
Конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий потенциально возможными субъектами подобных отношений. Если действие не совершается, то и конкретное конституционно-правовое отношение не возникает. Например, в дополнение к названному выше общему правовому состоянию гражданства может возникнуть конкретное конституционно-правовое отношение в сфере гражданства, если гражданин РФ захочет выйти из гражданства России. Для этого он должен обратиться с ходатайством на имя Президента РФ или руководителя определенного органа исполнительной власти.
3. По фактору существования во времени конституционно-правовые отношения могут быть поделены на статические и динамические.
Статические отношения — это постоянные отношения, не обусловленные фактором времени существования. Они возникают с введением соответствующих конституционно-правовых норм, созданием государств, объявлением формы их устройства, образованием органов управления и т. д. Например, Российская Федерация — федеративное государство, поэтому в целом федеративные отношения статические. Наличие двух палат в парламенте — Совета Федерации и Государственной Думы — порождает постоянное существование парламентаризма на федеральном уровне. Примеры можно продолжить, но главное в том, что именно наличие постоянных конституционно-правовых отношений обусловливает закономерности и стабильность конституционно-политического развития и соответствующее конституционно-правовое сознание.
Динамические отношения уже в силу определяющего слова возникают в результате действий участников конституционно-правовых отношений. Иначе они возникнуть не могут. Но по совершении конкретных действий конституционно-правовое отношение достигло своих целей и поэтому прекратилось. Динамичность предполагает, что в дальнейшем данное конституционно-правовое отношение может возникать неоднократно, но в каждом случае понадобятся действия соответствующих субъектов.
Например, участие избирателей в голосовании на выборах — это динамичный процесс, он выражается в том, что человек приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень, заполняет его и опускает в урну. На этом все закончилось, и следующий цикл может возникнуть не просто с проведением очередных выборов, а именно с явкой гражданина на избирательный участок для совершения перечисленных действий.
4. По юридическому значению их делят на материальные и процессуальные (см. материальные и процессуальные нормы). Такое деление возможно, но как условно-научное.
5. По целевому назначению выделяют отношения регулятивные, закрепляющие или направляющие какие-то социальные связи людей, и охранительные, обеспечивающие охранительную функцию права. Регулятивные правоотношения делят на относительные, абсолютные, общерегулятивные. В относительных правоотношениях точно, «поименно» определены все их субъекты; в абсолютных (односторонне индивидуализированных) — точно поименована лишь одна сторона — носитель права или обязанности, а на другой стороне находятся все иные субъекты права; в общерегулятивных — субъектами прав или обязанностей являются все субъекты («всякий и каждый»). (Авакьян)
6. Правоотношения бывают постоянными (складываются непосредственно на основе правовых норм) и временными (вытекают из конкретных юридических фактов, существуют в течение срока действия последних). (Кокотов 27-28)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 244.