Конституционно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения или учредительное (исходное) властное предписание, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения. (Казанник 1-44) В принципе, это определение подходит для любой отрасли права, поэтому цель именно конституционно-правовых норм – урегулировать конституционно-правовые отношения.
3.1. Данные нормы, как и нормы любых других отраслей, имеют свою структуру. В отечественной теории права преобладает позиция, согласно которой структура любой нормы права включает три взаимосвязанных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Однако в конституционном праве часто нет классических по своей структуре норм. Для регулятивных норм наиболее характерными являются правовые нормы, состоящие из гипотезы и диспозиции, а учредительные нормы иногда состоят просто из одной диспозиции.
3.1.1. Под гипотезой понимают ту структурную часть нормы права, которая указывает на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции.
3.1.1.1. Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, с которым связывается реализация диспозиции конституционно-правовой нормы. Такая гипотеза сформулирована, например, в структуре правовой нормы ст. 109 Конституции РФ: «В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска» (ч. 2).
3.1.1.2. Сложная гипотеза связывает действие диспозиции конституционно-правовой нормы не с одним каким-либо юридическим фактом, а с определенной совокупностью жизненных условий и обстоятельств, именуемых в общей теории права фактическим составом. Такова, к примеру, гипотеза правовой нормы, содержащейся в ст. 97 Конституции РФ: «Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах» (ч. 1).
Разновидностью сложной гипотезы как составной части конституционно-правовой нормы является альтернативная гипотеза. Ее сходство с другими сложными гипотезами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий реализации правовой нормы. Однако согласно альтернативной гипотезе для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней жизненных условий или обстоятельств. Так, нормой ст. 92 Конституции РФ предусмотрено, что «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности» (ч. 2). Согласно гипотезе этой нормы любое из трех указанных в ней обстоятельств является основанием досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий.
3.1.2. Диспозицией называют ту структурную часть юридической нормы, в которой определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются варианты их поведения.
Как уже говорилось выше, именно в конституционном праве численно преобладают нормы, состоящие из одних диспозиций, в которых не содержатся четкие указания на субъективные права и юридические обязанности возможных участников конституционно-правовых отношений. Например, в ст. 118 Конституции РФ установлено, что «правосудие осуществляется только судом» (ч. 1). Сама конструкция этой нормы показывает, что она состоит только из одной диспозиции, в которой сформулировано правило, исключающее возможность присвоения функции правосудия иными органами государства или общественными объединениями.
В зависимости от формы выражения содержания диспозиций норм конституционного права все они подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
3.1.2.1. Управомочивающие диспозиции представляют субъектам конституционного права возможность совершать предусмотренные в их содержании положительные действия, определяют вариант дозволенного поведения. В форме управомочивающих диспозиций конституционных норм закреплены основные права и свободы человека, личности и гражданина, предметы ведения и полномочия федеративного государства и его субъектов, компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок их формирования и деятельности.
3.1.2.2. Обязывающие диспозиции возлагают на субъекты конституционного права юридическую обязанность совершения определенных действий, предписывает им вариант должного поведения. Диспозициями конституционно-правовых норм установлена всеобщая обязанность соблюдать конституцию и действующие законы, возложена на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2, 15 Конституции РФ).
3.1.2.3. Запрещающие диспозиции представляют собой нормативно закрепленные требования воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. В конституционном праве преобладают диспозиции, запрещающие без законных на то оснований ограничивать права и свободы человека, личности и гражданина. В Конституции РФ, например, сформулировано около двадцати запрещающих диспозиций такого вида.
3.1.3. Под санкцией подразумевают ту структурную часть правовой нормы, которая предусматривает неблагоприятные последствия нарушения правовой нормы, а также устанавливает вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее требований. Ответственность наступает за нарушение правила поведения, сформулированного в диспозиции нормы права.
К особенностям конституционно-правовых норм следует отнести и то обстоятельство, что структура нормы очень редко содержит санкцию. Это объясняется тем, что регулятивные нормы конституционного права в большинстве случаев обеспечиваются универсальными санкциями административного, уголовного и гражданского права. Достаточно сказать, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях сформулировано более двадцати составов правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушения избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме.
Санкциями уголовного права обеспечиваются конституционно-правовые нормы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека и гражданина, принцип народовластия, национального, расового и религиозного равноправия, равенства всех граждан России перед законом и судом (ст. 136-142, 148- 149, 278-281 УК РФ).
Санкции гражданского права применяются, например, для обеспечения нормы ст. 53 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
3.2. Далее необходимо выяснить некоторые особенности конституционно-правовых норм.
3.2.1. Специфический предмет правового регулирования и особое юридическое содержание этих норм, то есть, особая сфера общественных отношений, которые они регулируют.
3.2.2. Специфический способ или метод регулирования ими общественных отношений, заключающейся в императивно-властных началах (диспозитивность, как уже писалось выше, в конституционном праве присутствует реже).
3.2.3. Учредительный и первичный характер содержащихся в них предписаний. Конституционным нормам (то есть включенным в Конституцию РФ) присущи учредительный характер и высшая юридическая сила. Учредительный характер заключается в том, что конституционно-правовые нормы являются политико-правовой ос-новой развития общества на определенном историческом этапе его развития. Они закрепляют уже существующие отношения и создают предпосылки для развития новых правоотношений, созревших в обществе, но не могущих возникнуть, пока не будет для них необходимой правовой базы.
3.2.4. Первичный характер. Конституционно-правовые нормы первичны и для их принятия не существует никаких правовых ограничений, нет ни одной правовой нормы, которая могла бы ограничить конституционные. Конституционные нормы первичны, поскольку устанавливают правила, обязательные содержания норм других отраслей права. Конституционно-правовые нормы первично устанавливают обязательный для создания всех правовых норм других отраслей порядок: формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов, систему государственных органов и т.д. Собственно, эта особенность исходит из такого свойства Конституции, как высшая юридическая сила.
3.2.5. Источники, в которых они выражены (см. параграф).
3.2.6. Своеобразие вида норм. В конституционном праве большинство норм общерегулятивного характера, например, таких как нормы — принципы, нормы — цели и т.д. (т.е., так называемые, учредительные нормы – см. 3.3.12)
3.2.7. Особый механизм реализации. Многие нормы конституционного права характеризуются особым механизмом реализации, который связан не только с возникновением конкретных правоотношений, но и с особого вида отношениями общего характера или правовыми состояниями (состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе).
3.2.8. Специфический характер субъектов, на регулировании отношений которых они обращены. Нормы конституционного права направлены на регулирование отношений между различными, в том числе и такими специфическими субъектами, как народ, государство в целом.
3.2.9. Большинству конституционно-правовых норм присуща стабильность, обусловленная устойчивостью тех глобальных общественных отношений, которые регулируют эти нормы, и предполагает их действие в течение длительного исторического периода развития общества и государства.
3.2.10. Как уже говорилось, специфика конституционно-правовых норм связана и с их структурой. Большинство учредительных норм конституционного права содержит только диспозицию. Отсутствие во многих конституционных нормах санкций не озна-чает, что отвергается сама возможность государственного принуждения в случае нарушения таких норм. Большинство мер государственного принуждения за нарушение конституционно-правовых норм предусматриваются другими отраслями права. (Андриченко)
3.3. На основании изложенного в литературе выделяют классификации конституционно-правовых норм.
3.3.1. По территории действия. По этому признаку нормы конституционного права делятся на действующие на всей территории РФ, на территориях группы субъектов РФ, одного субъекта, муниципального образования. К примеру, нормы Конституции РФ действуют на всей территории РФ, нормы конституции, устава субъекта РФ — на территории соответствующего субъекта, а устава муниципального образования — на его территории.
3.3.2. По времени действия. Нормы конституционного права по данному признаку делятся на группы:
а) нормы постоянного действия, т. е. не обусловленные сроком действия, иначе говоря, бессрочные; таких норм большинство в конституционном праве;
б) нормы временного действия, т. е. рассчитанные на установленный срок (порой говорят «срочные», однако это слово имеет и другое значение — «неотложные» и поэтому здесь не совсем удачно). Срок может быть как назван в самом акте, так и не назван, и временность норм подчеркивается тем, что акт, в который они включены, называется временным — «временное положение», «временный регламент» и т. п. Если нормы (и содержащие их акты) являются временными, это не всегда означает краткосрочность. Например, Временное положение об обеспечении деятельности членов Совета Федерации, принятое палатой в 1996 г., действует до сих пор.
3.3.3. По правовой форме, используемой для установления норм. По этому признаку нормы конституционного права делятся на содержащиеся в перечислявшихся ранее источниках права.
3.3.4. По субъектам правотворчества. Нормы конституционного права могут исходить от народа (решения референдумов), парламента (законы государства, нормативные акты парламента или его палат), президента (указы и распоряжения), правительства (постановления и распоряжения), порой от министерств и ведомств, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3.3.5. По юридическому значению:
а) материальные — закрепляют статус, компетенцию, т. е. полномочия (правомочия, права и обязанности — в данном случае это равнозначные понятия) участников конституционных правоотношений;
б) процессуальные (или процедурные) — устанавливают порядок реализации материальных норм. Для конституционного права характерно наличие больших групп таких норм, для их оформления используются как нормативные акты, определяющие положение соответствующих органов, так и акты регламентно-процедурного характера — регламенты Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, ЦИК РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и других органов;
в) методические — определяют правила применения и материальных, и процессуальных норм (например, БК РФ устанавливает, как составляется проект бюджета, какие позиции в него включаются и т. д.; Государственная Дума в своем Регламенте называет, какие требования предъявляются к тем документам, которые вместе с проектом закона представляются в Думу);
г) технико-юридические — отражают описание документов и параметров некоторых действий, имеющих конституционно-правовое значение (например, описание удостоверения и знака депутата, регламентация порядка оформления проездных документов депутата).
3.3.6. По характеру регулятивного воздействия:
а) управомочивающие нормы, символизирующие дозволение (например, ч. 1 ст. 104 Конституции РФ определяет круг субъектов права законодательной инициативы, т. е. тех органов и лиц, которые имеют право внести проект федерального закона на рассмотрение Государственной Думы, следовательно, она управомочивает их на соответствующие действия);
б) обязывающие нормы, более всего напоминающие предписания (например, п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ предусматривает, что Правительство представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; тем самым норма обязывает Правительство подготовить и представить в Думу соответствующий документ);
в) запрещающие нормы (например, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ говорится: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»).
3.3.7. По степени обязательности предписания определенного поведения. По данному основанию можно выделить следующие нормы:
а) категорические — предусматривают один вариант поведения (например, только Президент РФ имеет право представлять Совету Федерации кандидатуры на пост судьи Конституционного Суда РФ; только Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента РФ, причем это может быть обвинение в государственной измене или ином тяжком преступлении, но никак не в другом правонарушении);
б) диспозитивные — во-первых, норма дает несколько вариантов ее реализации (например, поступивший из Государственной Думы федеральный закон Совет Федерации может одобрить или не одобрить; если Совет Федерации не одобрил закон, Дума может согласиться с его мнением, а может преодолеть вето Совета Федерации и принять закон в своей редакции, но уже не простым большинством, а двумя третями голосов от общего числа депутатов); во-вторых, норма может возложить одно и то же полномочие на несколько субъектов конституционного права (к примеру, ст. 104 Конституции РФ называет широкий круг субъектов права законодательной инициативы; в-третьих, норма оставляет на усмотрение адресата, осуществлять полномочие или нет (в приведенных примерах это хорошо видно, в частности, в последнем случае, получив предложения о кандидатурах на пост судьи Конституционного Суда, Президент по своему усмотрению решает, принять ли ему во внимание предложенные кандидатуры);
в) рекомендательные — во-первых, такими являются нормы, которые что-либо предлагают, но не обязывают (например, можно предусмотреть или не предусмотреть должность главы муниципального образования; если такая должность предусматривается, то это отражается в уставе муниципального образования); во-вторых, рекомендательными зачастую являются положения федеральных актов, устанавливающих рамочные стандарты регулирования, с которыми обязаны считаться субъекты РФ, — в данном случае рекомендательными нормы и акты будут скорее формально, чем по существу. Например, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорит о том, что срок полномочий органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления устанавливается субъектами РФ, но он не может быть менее двух и более пяти лет (ст. 8). Это правило одновременно категорическое и рекомендательное, поскольку обязывает субъекты РФ не выходить за пределы сроков, но дает свободу выбора внутри этого периода.
3.3.8. По значимости для регулирования и возникновения конституционных правоотношений выделяют основные и дополнительные нормы права.
Основными являются нормы, содержащие ключевое правило, но для его реализации нужны дополнительные нормы. Например, в Конституции есть основная норма — Президента РФ можно отрешить от должности. А вот как это делать — определяется дополнительными нормами, включенными в Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации. Или: Государственная Дума принимает федеральные законы — основная норма. А нормы Регламента Государственной Думы о порядке внесения и обсуждения законопроектов есть совокупность дополнительных норм по отношению к указанной норме.
3.3.9. По структуре.
Есть нормы, состоящие только из основного правила — диспозиции. Например, это правило ст. 94 Конституции РФ: «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации».
Есть нормы, содержащие диспозицию — основное правило и гипотезу — условие ее применения. Причем в тексте нормы порой есть слово «если», но часто правило «если — то» выводится путем толкования нормы. Например, согласно ч. 5 ст. 105 Конституции РФ «в случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы».
В конституционном праве много санкций, но часто они формулируются в виде правила, для применения которого надо найти основания в реальном фактическом поведении субъекта конституционного права. (Авакьян)
3.3.10. По содержанию конституционно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют правовой статут субъектов, их права и обязанности (например, права и обязанности государственных служащих), процессуальные - порядок реализации материальных норм конституционного права (например, нормы, регулирующие законодательный процесс).
3.3.11. Большое практическое значение имеет классификация конституционно-правовых норм по форме выражения их содержания. По этому критерию все нормы конституционного права подразделяются на конкретно-определенные, бланкетные и отсылочные.
а) конкретно-определенные нормы содержат описание правил поведения субъектов конституционного права непосредственно в статьях закона или иного акта, в которых они излагаются. Например, в ст. 38 Конституции РФ четко сформулирована конкретно-определенная норма: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей».
б) бланкетные нормы в конституционном праве или управомочивают законодательные (представительные) органы государственной власти принять определенный закон, или делают отсылку в самом общем виде к нормативному правовому акту в целом или к его части. Так, в ст. 114 Конституции РФ закреплена бланкетная норма, согласно которой «порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом» (ч. 2). Эта норма управомочивает Федеральное Собрание РФ принять в установленном порядке Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», что и было сделано после вступления в силу Конституции РФ.
В) отсылочные нормы конституционного права содержат ссылку на конкретную норму, которая закреплена в другой статье конституции или иного нормативного правового акта. Так, в ч 1. ст.109 Конституции РФ указано, что Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. (Казанник)
3.3.12. Также различают нормы учредительные и регулятивные.
Учредительные нормы закладывают фундамент правового регулирования общественных отношений, закрепляют основы конституционного строя государства, определяют конституционно-правовой статус человека, личности и гражданина, придают легальный характер понятиям и категориям конституционного права. Схематично учредительные нормы можно представить так:
3.3.12.1. Нормы-дефиниции. Они не только определяют конституционно-правовые термины и понятия, которые используются в содержании закона или в пределах тематических статей, но и властно предписывают, как их следует понимать. Обычно нормы-дефиниции закрепляются в первых статьях какого-либо закона, что позволяет использовать конституционно-правовые термины и понятия во всех его последующих разделах без каких-либо оговорок, как, например, в ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано около 60 определений, имеющих отношение к выборам.
3.3.12.2. Нормы-декларации. Эти нормы предопределяют содержание конституций и устанавливают основные направления, своеобразный коридор конституционно-правового регулирования общественных отношений, например, нормы-декларации преамбулы Конституции РФ, которые предшествуют ее основному тексту.
3.3.12.3. Нормы-принципы. Такие нормы закрепляют основные начала устройства государства, формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических партий и общественных объединений, осуществления местного управления и самоуправления, реализации прав социальных общностей, а также прав, свобод и обязанностей человека, личности и гражданина.
3.3.12.4. Нормы-цели. Посредством этих норм определяются основные направления политики государства, устанавливаются важнейшие ориентиры и приоритеты деятельности органов государственной и муниципальной власти как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. В классическом виде норма-цель сформулирована в ст. 7 Конституции РФ, где записано, что политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
3.3.12.5. Нормы-расчеты. Они представляют собой законодательно оформленные выкладки, полученные в результате подсчитывания юридически значимых показателей и данных. Такие нормы широко представлены, например, в Конституции Швейцарии 1999 г., которая с исчерпывающей полнотой и необходимой дифференциацией устанавливает размеры прямых налогов, налога на добавленную стоимость, особых акцизов, гербового сбора и перерасчитываемого налога (ст. 128, 130-132).
3.3.12.6. Оперативные нормы. Под оперативными нормами следует понимать узаконенные государством установления по правильной и быстрой реализации норм конституции, закона или иного нормативного правового акта или отдельных правовых институтов, а также по прекращению их действия. Они определяют даты вступления в силу нормативных правовых актов, внесения в их содержание изменений, отмены правовых актов. Зачастую оперативные нормы устанавливают переходный период со дня принятия и до вступления в силу конституции или закона.
Оперативные нормы обычно содержатся в разделах конституций и законов, посвященных заключительным и переходным положениям. Так, во втором разделе Конституции РФ оперативные нормы сформулированы следующим образом:
«Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями» (п. 1).
Практическое значение оперативных норм заключается в том, что без них нормативный правовой акт не может вступить в силу, породить конституционно-правовые отношения. Он изначально будет считаться юридически ничтожным.
3.3.12.7. Коллизионные нормы. Их можно определить как установленные государством нормативные, общеобязательные правила устранения противоречий между правовыми нормами или нормативными правовыми актами. Коллизионная норма закреплена, например, в ст. 76 Конституции РФ, где говорится, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В ст. 15 Конституции РФ сформулирована коллизионная норма, устраняющая противоречия между национальным законом и международным договором. «Если международным договором Российской Федерации, - констатирует правовая норма, - установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4).
3.3.12.8. Нормы-гарантии. В конституционном праве как отрасли национальной системы права любой страны имеется много норм-гарантий. Их можно рассматривать как установленный государством минимальный норматив (стандарт) обеспечения реализации регулятивных норм конституционного права. Они создают правовые условия и предпосылки для сохранения суверенитета, целостности и неприкосновенности территории государства, единства его экономического пространства, обеспечения верховенства конституции и закона, самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, для осуществления основных прав и свобод человека, личности и гражданина, исполнениями ими своих обязанностей и т. п. Эффективность норм-гарантий можно определить лишь путем обобщения и научного анализа конституционно-правовой практики. (Казанник)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.