Выбор как педагогическая категория
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выбор профильного обучения, факультативов. Профориентация. Метод направленной свободы (Ж.Ж. Руссо. Эмиль, или о воспитании)

 

"Пойдите с вашим воспитанником по противоположному пути; пусть он думает, что он всегда господин, и пусть на деле будете им вы. Нет подчинения более полного, чем то, которое сохраняет видимость свободы; таким образом самая воля оказывается плененной. Бед­ный ребенок, который ничего не знает, ничего не может, ничего не умеет, разве он не вполне в вашей власти? Разве вы не распо­лагаете в отношении его всем тем, что его окружает? Разве вы не властны произвести на него такое впечатление, какое вам угодно? Его труды, игры, удовольствия, несчастья — разве все это не в ваших руках, так что он даже не подозревает о том? Без сомнения он не должен ничего делать кроме того, что он сам хочет; но он не должен ничего хотеть кроме того, что вы хотели бы, чтобы он делал; он не должен делать ни одного шага, который вы не предвидели бы. Он не должен раскрыть рта без того, чтобы вы не знали, что он скажет".

 

Свободный выбор – это выбор, детерминированный, прежде всего, внутренней психической активностью самого выбирающего.

Самостоятельный выбор – это такой выбор, который человек делает по собственной воле, а не под влиянием других людей или обстоятельств.

Осознанный выбор – это такой выбор, при котором выбирающий ясно понимает основание своего выбора.

 

Роль выбора в образовательном процессе

1) Выбор обеспечивает возможность для реальной индивидуализации в условиях массовой школы.

2) Создает благоприятные условия для развития свободной самостоятельной личности.

3) Обеспечивает хорошие возможности для изучения личности ученика.

4) Стимулирует внутреннюю мотивацию детей к учению, положительное отношение к школе, эмоциональную вовлеченность.

5) Положительно влияет на объем выполненной учеником учебной работы, на успешность выполнения заданий, успеваемость в целом.

 

Основные компоненты ситуации выбора:

1) Поле выбора – то, из чего выбирается

2) Параметры вариативности – то, что изменяется от одной альтернативы к другой

3) Условия – то, что не изменяется от одной альтернативы к другой, но оказывает существенное влияние на выбор.

 

Технология обусловленного выбора: учитель организует условия выбора с учетом целей и задач учебной программы, а ученик осуществляет самостоятельный выбор на основе собственных предпочтений.

 

Преимущества технологии обусловленного выбора:

1) Осуществляется тонкий и подвижный баланс между личной активностью ученика и профессиональной активностью учителя.

2) Профессиональная активность учителя и личная активность ученика не противоречат, а дополняют друг друга.

3) Учитель управляет учеником не непосредственно, а опосредованно – через определенную организацию в ситуации выбора.

4) Обеспечивается возможность для реализации индивидуализации.

5) Каждый ребенок имеет возможность реально влиять на то, что и как он будет изучать, а следовательно, становится подлинным субъектом обучения.

Вывод: управление индивидуальной учебной деятельностью школьников должно осуществляться на основе управления ситуацией выбора.

24.10.18

Профессиональная позиция учителя

Традиционный учитель

1. Традиционный учитель является центральной фигурой в классе

2. Главные функции учителя для детей – быть наставником и контролером.

3. Основное внимание приковано к интеллектуальному развитию детей, а точнее к усвоению ЗУНов.

´ Формированию каких личностных качеств в ребенке способствует такая роль учителя?

Дисциплинированность, аккуратность, исполнительность, прилежность, хорошие отметки в журнале …

Вывод: индивидуализация на основе личной активности учащегося требует существенного изменения профессиональной позиции учителя.

Профессиональная роль учителя в индивидуально ориентированной школе:

1. Давать ребенку возможность проявлять свои учебные предпочтения, быть активным субъектом своего обучения.

2. Главная функция учителя – быть для детей наблюдательным помощником в их обучении и развитии.

3. Уделять внимание не только познавательному, но и личностному, рефлексивному, коммуникативному развитию детей.

Из Выготского:

«Обучение должно быть основано на личной (самостоятельной) деятельности ученика»

«Учитель должен управлять учениками опосредованно, через управление образовательной средой».

«Учитель должен быть прежде всего педагогом-психологом, а уже потом предметником».

Фасилитатор Учитель
Чему, на мой взгляд, следует учить этого ребенка? Как мне спланировать подходящую программу? Как мне изложить материал? Чему вы хотите научиться? Что вам интересно? Какие проблемы вы хотели бы уметь решать? Как я могу помочь ученикам в поисках источников информации?

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 405.