Выбор профильного обучения, факультативов. Профориентация. Метод направленной свободы (Ж.Ж. Руссо. Эмиль, или о воспитании)
"Пойдите с вашим воспитанником по противоположному пути; пусть он думает, что он всегда господин, и пусть на деле будете им вы. Нет подчинения более полного, чем то, которое сохраняет видимость свободы; таким образом самая воля оказывается плененной. Бедный ребенок, который ничего не знает, ничего не может, ничего не умеет, разве он не вполне в вашей власти? Разве вы не располагаете в отношении его всем тем, что его окружает? Разве вы не властны произвести на него такое впечатление, какое вам угодно? Его труды, игры, удовольствия, несчастья — разве все это не в ваших руках, так что он даже не подозревает о том? Без сомнения он не должен ничего делать кроме того, что он сам хочет; но он не должен ничего хотеть кроме того, что вы хотели бы, чтобы он делал; он не должен делать ни одного шага, который вы не предвидели бы. Он не должен раскрыть рта без того, чтобы вы не знали, что он скажет".
Свободный выбор – это выбор, детерминированный, прежде всего, внутренней психической активностью самого выбирающего.
Самостоятельный выбор – это такой выбор, который человек делает по собственной воле, а не под влиянием других людей или обстоятельств.
Осознанный выбор – это такой выбор, при котором выбирающий ясно понимает основание своего выбора.
Роль выбора в образовательном процессе
1) Выбор обеспечивает возможность для реальной индивидуализации в условиях массовой школы.
2) Создает благоприятные условия для развития свободной самостоятельной личности.
3) Обеспечивает хорошие возможности для изучения личности ученика.
4) Стимулирует внутреннюю мотивацию детей к учению, положительное отношение к школе, эмоциональную вовлеченность.
5) Положительно влияет на объем выполненной учеником учебной работы, на успешность выполнения заданий, успеваемость в целом.
Основные компоненты ситуации выбора:
1) Поле выбора – то, из чего выбирается
2) Параметры вариативности – то, что изменяется от одной альтернативы к другой
3) Условия – то, что не изменяется от одной альтернативы к другой, но оказывает существенное влияние на выбор.
Технология обусловленного выбора: учитель организует условия выбора с учетом целей и задач учебной программы, а ученик осуществляет самостоятельный выбор на основе собственных предпочтений.
Преимущества технологии обусловленного выбора:
1) Осуществляется тонкий и подвижный баланс между личной активностью ученика и профессиональной активностью учителя.
2) Профессиональная активность учителя и личная активность ученика не противоречат, а дополняют друг друга.
3) Учитель управляет учеником не непосредственно, а опосредованно – через определенную организацию в ситуации выбора.
4) Обеспечивается возможность для реализации индивидуализации.
5) Каждый ребенок имеет возможность реально влиять на то, что и как он будет изучать, а следовательно, становится подлинным субъектом обучения.
Вывод: управление индивидуальной учебной деятельностью школьников должно осуществляться на основе управления ситуацией выбора.
24.10.18
Профессиональная позиция учителя
Традиционный учитель
1. Традиционный учитель является центральной фигурой в классе
2. Главные функции учителя для детей – быть наставником и контролером.
3. Основное внимание приковано к интеллектуальному развитию детей, а точнее к усвоению ЗУНов.
´ Формированию каких личностных качеств в ребенке способствует такая роль учителя?
Дисциплинированность, аккуратность, исполнительность, прилежность, хорошие отметки в журнале …
Вывод: индивидуализация на основе личной активности учащегося требует существенного изменения профессиональной позиции учителя.
Профессиональная роль учителя в индивидуально ориентированной школе:
1. Давать ребенку возможность проявлять свои учебные предпочтения, быть активным субъектом своего обучения.
2. Главная функция учителя – быть для детей наблюдательным помощником в их обучении и развитии.
3. Уделять внимание не только познавательному, но и личностному, рефлексивному, коммуникативному развитию детей.
Из Выготского:
«Обучение должно быть основано на личной (самостоятельной) деятельности ученика»
«Учитель должен управлять учениками опосредованно, через управление образовательной средой».
«Учитель должен быть прежде всего педагогом-психологом, а уже потом предметником».
Фасилитатор | Учитель |
Чему, на мой взгляд, следует учить этого ребенка? Как мне спланировать подходящую программу? Как мне изложить материал? | Чему вы хотите научиться? Что вам интересно? Какие проблемы вы хотели бы уметь решать? Как я могу помочь ученикам в поисках источников информации? |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 405.