10.10.2018
Функции ИТУ:
1) отражает реальное соотношение обучения и учения;
2) показывает индивидуальные особенности каждого учащегося в динамике их развития;
3) демонстрирует развитие личности ученика в учебном процессе.
Изучая и опираясь на ИТУ ребенка, учитель может своевременно и профессионально оказывать психологическую и педагогическую поддержку этому ученику.
Выбор – инструмент овладения своим поведением.
17.10.18
Выбор как средство индивидуализации обучения
Выбор как философская категория
Проблема свободы воли (свободы выбора). Свободен ли человек в своем выборе? Что определяет поведение человека в ситуации выбора?
Сартр: «Я есть мой выбор».
Выбор как психологическая категория
В выборе проявляется личность – ее мотивы, чувства. В процессе принятия решения проявляются и развиваются особенности умственной деятельности. Выбор – это особая мозговая активность.
Л.Н. Толстой: «Только свобода выбора со стороны учащихся того, чему и как учить, может быть основой всякого обучения».
& Роджерс Карл., Фрейберг Дж. Свобода учиться. Новая идеология и политика образования, основанная на гуманистическом человекоцентрированном психологическом подходе Роджерса. В книге представлен большой фактический материал, демонстрирующий реальные преимущества человекоцентрированного обучения и воспитания на различных ступенях современной системы образования. Книга содержит сведения о конкретных путях и средствах перестройки личности учителя и его взаимоотношений с учащимися, а также общетеоретические главы, посвященные таким центральным аспектам психологической теории Роджерса как свобода, ценности и полноценно функционирующий человек.
24.10.18
Профессиональная позиция учителя
Традиционный учитель
1. Традиционный учитель является центральной фигурой в классе
2. Главные функции учителя для детей – быть наставником и контролером.
3. Основное внимание приковано к интеллектуальному развитию детей, а точнее к усвоению ЗУНов.
´ Формированию каких личностных качеств в ребенке способствует такая роль учителя?
Дисциплинированность, аккуратность, исполнительность, прилежность, хорошие отметки в журнале …
Вывод: индивидуализация на основе личной активности учащегося требует существенного изменения профессиональной позиции учителя.
Профессиональная роль учителя в индивидуально ориентированной школе:
1. Давать ребенку возможность проявлять свои учебные предпочтения, быть активным субъектом своего обучения.
2. Главная функция учителя – быть для детей наблюдательным помощником в их обучении и развитии.
3. Уделять внимание не только познавательному, но и личностному, рефлексивному, коммуникативному развитию детей.
Из Выготского:
«Обучение должно быть основано на личной (самостоятельной) деятельности ученика»
«Учитель должен управлять учениками опосредованно, через управление образовательной средой».
«Учитель должен быть прежде всего педагогом-психологом, а уже потом предметником».
Фасилитатор | Учитель |
Чему, на мой взгляд, следует учить этого ребенка? Как мне спланировать подходящую программу? Как мне изложить материал? | Чему вы хотите научиться? Что вам интересно? Какие проблемы вы хотели бы уметь решать? Как я могу помочь ученикам в поисках источников информации? |
Установки, фасилитирующие учение
• Быть самим собой
• Принимать ученика таким, какой он есть (проявлять к ученикам одобрение, принятие, доверие)
• Уметь ставить себя на место ученика (обладать эмпатическим пониманием)
31.10.2018
Этапы урока
1. Целеполагание. Определяет сам учитель, в основе –новые знания и умения
2. Планирование. Выбор одной из предложенных стратегий – выбор учебных средств и способа учения:
А) Практическое пробование. Самостоятельное выполнение заданий на формирование заданного умения (набор практических заданий)
Б) Теоретический анализ. Изучение общих правил и принципов выполнения заданий (текст с описанием принципов, правил, алгоритма, схемы, знаки…)
В) Активное сотрудничество. Практические задания для группы + текст с описанием
Г) Пассивное восприятие. Объяснение учителем по типу лекции
3. Учение. Процесс усвоения, овладения.
4. Контроль. Выбор средства контроля: тест, контрольное задание; способов контроля: самоконтроль, контроль одноклассника, контроль учителя
5. Оценка. Если контроль был само, то самооценка; если контроль одноклассником, учителем, то это внешняя оценка.
07.11.2018
Детоцентрированное обучение
Гуманистическое направление в педагогике – М. Монтессори; в психологии – К. Роджерс.
Причины появления детоцентрированного обучения:
1) Школа должна заниматься раскрытием и развитием всей личности ребенка в целом, а не только его рассудка
2) Традиционная школа чинит препятствия развитию в ребенке присущих ему природных сил, делает его пассивным и зависимым, в то время как она должна развивать в нем личность, свободу и самостоятельность
13.11.2018
Ценности:
1) Школа предназначена для ребенка. Ребенок является центральной фигурой в школе.
2) Все дети равноценны, но каждый ребенок уникален и неповторим. Мы уважаем право каждого ребенка быть самим собой.
3) Семья является важным участником образовательного процесса
Цель – развитие активной и самостоятельной личности, обладающей важными для современной жизни компетенциями:
- самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания и опыт;
- принимать самостоятельные и ответственные решения, делать осознанный выбор
- самостоятельно планировать, анализировать и оценивать свою деятельность
- принимать ответственность за себя и свое окружение
- строить с другими людьми отношения сотрудничества
Принципы личностно ориентированного обучения:
1) Принцип личностной целостности ученика: целостный подход к личности ученика во всей совокупности ее свойств и отношений;
2) Принцип активности ученика: обучение в максимально возможной степени опирается на личную активность ученика, учитывает и использует ее на благо их развития;
3) Принцип индивидуализации: особая организация обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учения каждого ученика. Индивидуализация осуществляется на основе активности учащегося.
10.10.2018
Пути преодоления проблем индивидуализации обучения в школе
Не все индивидуальные особенности имеют для нас значение, а только те из них, которые обусловливают или характеризуют особенности их деятельности учения.
Ограничение 1. Определим ситуацию, в которой будут фиксироваться индивидуальные особенности.
1) Совершим ограничение от индивидуальных особенностей учащегося к индивидуальным особенностям учения.
2) Определим понятие «учение» (компоненты учения: мотив, действие, цели, задачи, операции – действия оценки и контроля; деятельность всегда субъектна – не бывает действия без субъекта). Следовательно, для нас важны индивидуальные особенности выполнения регулятивных УУД.
3) Определенная образовательная ситуация – ситуация, которая стимулирует развитие у младших школьников регулятивных УУД.
Развивающая образовательная ситуация должна отвечать следующим условиям:
- способствовать регулированию у младших школьников умения учиться; должна основываться на новом для учащихся учебном материале;
- стимулировать к выполнению всех основных РУУД: целеполагания, планирования, поиска способов и средств учения, контроля и оценки;
- обеспечивать условия для активного взаимодействия учащихся между собой.
Ограничение 2. Определим понятие «индивидуальные особенности учения» (ИОУ).
ИОУ безоценочно отражают процессуальную сторону учебной деятельности.
Под ИОУ мы будем подразумевать индивидуальные способы выполнения учебных действий.
Способы выполнения могут быть, например, в паре, в группе, индивидуально, с учителем… проверю сам у себя, дам другу, доверю учителю; тест, опрос, творческое задание…)
ИОУ являются личностной характеристикой, включают в себя не только интеллектуальные, но и аффективные стороны деятельности учения. Устойчивость проявляется при повторяемой, типовой образовательной ситуации.
Типовая образовательная ситуация: • по форме – инвариантная часть – условия, которые повторяются от одной ситуации к другой; • по содержанию – вариативная часть – условия, которые изменяются от одной ситуации к другой.
Индивидуальные особенности учения – это устойчиво предпочитаемые учащимися индивидуальные способы выполнения учебных действий в типовых образовательных ситуациях.
Для чего нужен образовательный стандарт? Он необходим для обеспечения:
- единства образовательной системы по всей территории страны;
- преемственности в образовании при переходе детей от ступени к ступени;
- контроль за качеством учебного процесса;
- гарантированный уровень образования.
Факт № 1: образовательный стандарт необходим, так как без него государственная система образования невозможна.
Факт № 2: существуют индивидуальные различия учащихся. Отсюда:
Основное противоречие государственной системы образования: требования Госстандарта едины для всех, но учатся по-разному.
Как примирить ФГОС и индивидуализацию?
• вариативная образовательная среда на уроке
• предоставление выбора учащимся
Пути преодоления противоречия в условиях массовой школы:
- полное игнорирование индивидуальных различий учащихся – используется основной массой учителей;
- индивидуализация на основе профессиональной активности учителя – сами выбирают, кому дать карточки, например, или остаться после уроков;
- индивидуализация на основе личной активности учащихся.
Вывод: реальная индивидуализация в массовой школе возможна только на основе личной активности учащихся.
Изменяется роль учителя:
1) он признает за ребенком право на проявление инициативы;
2) управляет учеником опосредованно;
3) создает для каждого ребенка в классе реальную возможность двигаться по своей собственной индивидуальной траектории учения.
Индивидуальная траектория учения – индивидуальный путь ребенка в процессе освоения им учебного материала.
Функции ИТУ:
1) отражает реальное соотношение обучения и учения;
2) показывает индивидуальные особенности каждого учащегося в динамике их развития;
3) демонстрирует развитие личности ученика в учебном процессе.
Изучая и опираясь на ИТУ ребенка, учитель может своевременно и профессионально оказывать психологическую и педагогическую поддержку этому ученику.
Выбор – инструмент овладения своим поведением.
17.10.18
Дата: 2018-12-21, просмотров: 475.