Изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях

 

Задача: освоить основную структуру игрового приема.

 

Методы обучения: практический (целостного и расчлененного упражнений).

 

Средства обучения: подводящие упражнения, базирующиеся на последовательном пофазном воспроизведении исходного положения, основных звеньев и деталей техники приема, включая фиксацию «граничных поз» (расположения звеньев тела в момент смены подготовительной, основной и завершающей фаз движения); выполнение приема при искусственном ограничении степеней свободы и амплитуды движения (например, при обучении броскам одной рукой с места учитель может с помощью картонной или фанерной планшетки принуждать занимающегося выполнять разгибательное движение бросающей рукой в одной плоскости, т.е. исключить грубую ошибку, связанную с отклонением локтя в сторону); выполнение приема на контролируемой скорости.

 

Углубленное разучивание приема.

 

 Задача: освоить детали техники выполнения приема.

 

 Методы обучения: практический (целостного упражнения с избирательной отработкой деталей техники); игровой и соревновательный.

 

 

Средства обучения: целостное выполнение разновидностей приема на соревновательной скорости; упражнения в усложненных условиях (без зрительного контроля, с пространственно-временными ограничениями, в условиях условного противодействия); воспроизведение приема в сочетании с другими игровыми действиями; соревнования на быстроту и точность выполнения.

 

Целостное формирование двигательного навыка.

 

Задача: взаимосвязанно совершенствовать технику и развивать специфические физические качества, необходимые для эффективной реализации данного игрового приема.

 

Методы обучения: сопряженных воздействий, круговой тренировки, игровой.

 

Средства обучения: упражнения сопряженного характера (например, серийное выполнение передачи одной рукой от плеча набивным мячом); чередование упражнений на технику и на развитие физических способностей (например, ведение мяча на месте с элементами жонглирования, далее — серия рывков без мяча); игровые задания комплексного характера; эстафеты и подвижные игры, предполагающие максимальную реализацию физического потенциала и качественное выполнение приема.

 

Ситуационное изучение приема.

 

Задача: совершенствовать технику в условиях, приближенных к игровым.

 

Методы обучения: практический (целостного упражнения); моделирования ситуаций игрового противоборства.

 

Средства обучения: упражнения с воспроизведением конкретного приема в заданных ситуациях или с его вариативным применением в ответ на изменение обстановки (зрительный, звуковой сигнал); выполнение приема в ситуациях безусловного(активного) противодействия; взаимодействие с партнером в условиях, моделирующих игровые.

 

Закрепление приема в игре.

 

Задача: развивать способность максимально воспроизводить свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства.

 

Методы обучения: игровой, соревновательный.

 

Средства обучения: упражнения соревновательного характера; подвижные, подготовительные и учебные двусторонние ,игры включая игры с целевым изменением правил(например, для акцентированного совершенствования передачи мяча одной рукой вводится запрет на все другие способы передач); участие в соревнованиях; выполнение заданий, требующих скоростного и качественного применения приема в обстановке состязания при внезапно возникающем противодействии или при неожиданной смене игровых ситуаций.

Системы розыгрыша.

В практике проведения соревнований по спортивным играм приняты такие системы розыгрыша: круговая, с выбыванием и смешанная.

 

При выборе системы розыгрыша учитывают задачи, которые ставят перед соревнованием, возможные сроки проведения, уровень подготовленности участников, территориальные условия, наличие спортивных баз и материальные затраты.

 

Круговая система.

В соревнованиях по круговой системе все участники встречаются друг с другом, как правило, два раза — на своем поле и поле соперника. Эта система позволяет наиболее точно определить действительное соотношение сил на данных состязаниях. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков.

Недостатком круговой системы является сравнительно малый охват участников и длительное время проведения розыгрыша, что связано с увеличением материальных расходов (большое количество площадок, расходы на организацию аппарата, проводящего соревнования, и т. д.).

Календарь (порядок встреч) игр по круговой системе составляют следующим образом. Главный судья проводит жеребьевку, после чего каждый участник получает определенный номер. Затем составляют пары участников на каждый день соревнований.

Чтобы составить расписание игр, нужно определить количество календарных дней и общее количество встреч.

Количество встреч определяется по формуле:

 

где X — количество встреч, А — общее количество участников.

Например, если в соревновании участвует 9 команд, то количество встреч в одном круге будет равно 36.

Количество календарных дней при нечетном составе участников равно количеству участников, при четном — на единицу меньше.

При составлении календаря применяется два способа: с чередованием полей и без чередования.

 

Календарь с чередованием полей составляют таким образом.

 

Берут нечетное число участников и чертят соответствующее число вертикальных линий, вокруг которых по порядку пишут номера. В результате справа и слева от каждой вертикали будут расположены участники, что соответствует одному дню соревнований. На рис. 3 показан пример составления календаря для 5 команд.

Если количество команд четное (для нашего примера 6), то команде, не играющей в данный день (0), подставляют очередную цифру. Такой способ дает возможность распределить пары с чередованием поля (принято, что первая цифра соответствует команде, на поле которой проводится соревнование).

Таблицы розыгрыша с чередованием полей составляют также иным путем: пишут встречающиеся пары в соревнованиях первого, второго и т. д. дня в строчку.

Для примера составим календарь для 6 команд.

Первый день встреч определяется следующим образом: 1—6; 2—5; 3—4, т. е. половина цифр (1...2...3) занимает в ряду пар первое место, а остальные цифры (6, 5, 4) ставятся справа от каждой цифры в уменьшающемся порядке. Встречи во второй и последующие дни составляют по таким правилам. Наибольший номер (в данном случае 6) включают в первую пару и ставят в четный день соревнований первым, а в нечетный — вторым. В паре с наибольшим номером ставится последний номер предыдущего ряда. Для составления следующей пары берется свободная цифра последнего ряда, соединяется с рядом стоящей цифрой следующей пары и ставится от нее справа. Третья пара составляется так же. В результате календарь для 6 команд будет выглядеть следующим образом:

первый день: 1—6, 2—5, 3—4; второй день: 6—4, 5—3, 1—2; третий день: 2—6, 3—1, 4—5; четвертый день: 6—5, 1—4, 2—3; пятый день:  3—6, 4—2, 5—1.

Календарь без чередования полей используют, когда соревнование проводится на одной площадке. Определяют количество календарных дней и соответственно этому составляют пары.

Для примера составим календарь для 6 команд (рис. 4).

 

 

Принцип составления: во второй и последующие дни первый номер остается на месте, а все остальные передвигаются на одно место против движения часовой стрелки.

Если количество команд будет нечетным (например, 5), то вместо следующего четного надо ставить ноль.

В тех случаях, когда в соревновании участвует довольно большое количество участников, а время проведения ограничено, календарь встреч по круговой системе несколько изменяют. Всех участников предварительно делят на подгруппы и проводят встречи по круговой системе — определяется место каждого участника. Затем занявшие первые места играют между собою, вторые — между собою и т. д.

Результаты игр оценивают определенным количеством очков за выигрыш, ничью и проигрыш.

Применяют следующие варианты оценок (в очках):

победа — 2; ничья — 1; поражение — 0.

Учитывают и оформляют результаты соревнований по круговой системе в виде специальной таблицы (рис. 5).

 

 

Система с выбыванием.

 

Система с выбыванием состоит в том, что команда или участник, проигравшие встречу, выбывает из дальнейшего участия в соревнованиях и к концу состязания остаются две команды, которые после встречи между собой в финале занимают первое и второе места.

Эта система дает возможность при большом количестве участников провести соревнования в короткие сроки. Однако тогда определяются только первое и второе места. Кроме того, в финал могут выйти не самые сильные команды.

Календарь соревнований по этой системе составляют следующим образом. После жеребьевки всех участников пишут по порядку номеров в одну колонну. Если число их кратно двум (4, 8, 16, 32, 64 и т. д.), то в первый день в состязаниях принимают участие все команды; их соединяют по парам по принципу сверху вниз.

На рис. 6 приведен пример составления такого календаря.

 

 

Несколько сложнее составить календарь, когда число команд не кратно двум. В таком случае нужно определить, сколько из них будет играть в первый день, чтобы ко второму дню осталось количество команд кратное двум. Для этого прибегают к формуле:

Х=(А—2")*2,

где А — количество участников, п — такая степень, при возведении в которую основания «2» получается число, наиболее приближенное, но меньшее, чем количество участников.

Например, при 12 командах в первый день будет играть

Х = (12—2)*2=(12—8)*2=4*2=8, остальные 4 команды вступают в игру на второй день (рис. 7).

 

При четном количестве отдыхающих команд в первый день не играет одинаковое количество участников снизу и сверху, при нечетном — снизу на одного больше (рис. 8).

 

В некоторых случаях при проведении соревнований по системе с выбыванием соперники встречаются дважды: один раз на своем поле, другой — на поле противника.

 

На рис. 9 показана итоговая таблица соревнований по системе с выбыванием.

 

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 162.