Фазовый анализ технических приемов
Передача двумя руками от груди стоя на месте – основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч на близкое и среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке.
И. п. – стойка игрока, владеющего мячом.
Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно охватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Кругообразным движением рук и кистей мяч подтягивается к груди. Масса тела переносится на впередистоящую, согнутую в колене ногу, сзадистоящая нога почти выпрямляется, сохраняя опору на переднюю часть стопы, туловище удерживается в вертикальном положении.
Основная фаза: одновременно с выпрямлением впередистоящей ноги начинается последовательное разгибательное движение рук в плечевых и локтевых суставах параллельно площадке, а туловище подается вверх – вперед, последним в работу включаются кисти, выталкиваю (выжимая) мяч через указательные пальцы в нужном направлении, придавая мячу обратное вращение. Масса тела переносится на впередистоящую ногу.
Завершающая фаза - после передачи кисти сопровождают мяч полным сгибанием в лучезапястных суставах и поворотом до положения, когда большие пальцы опущены вниз, тыльные стороны ладоней обращены друг к другу, выпрямленные руки расслабленно опускаются вниз. Затем игрок выпрямляется - приходит в стойку готовности на слегка согнутых ногах, распределяя массу тела на переднюю часть стоп.
Передача одной рукой от плеча стоя на месте – наиболее распространенный способ передачи мяча на любые расстояния с минимальным временем для замаха и хорошим контролем за мячом. Дополнительные движения кистей в момент вылета мяча позволяют игроку в большом диапазоне изменять направление и траекторию полета мяча.
И. п. – стойка игрока, владеющего мячом, одноименная с передающей рукой, нога впереди. При передаче на большое расстояние вперед выставляется разноименная нога.
Подготовительная фаза: за счет сгибания рук мяч подносится к плечу. Положение мяча контролируется кистью передающей руки, располагающейся на его задней поверхности, она максимально отведена назад, указательный палей и локоть рабочей руки находятся на одной вертикали с выставленной вперед ногой, другая рука только поддерживает мяч сбоку, масса тела переносится на сзадистоящую ногу. При передаче на большое расстояние одновременно с замахом рукой в сторону мяча поворачивается туловище (чем больше дистанция до партнера, тем сильнее скручивание туловища).
Основная фаза: движение начинается с быстрого разгибания верхних и нижних конечностей, сопровождающегося последовательным переносом массы тела на впередистоящую ногу. После полного выпрямления передающей руки ускорение мячу сообщается хлестким движением кисти (сгибание вниз в лучезапястном суставе), мяч сходит с указательного пальца, что придает ему обратное вращение, поддерживающая мяч рука отводится в сторону. При передаче мяча на большое расстояние в разгоне активно используется обратный поворот туловища, с которого и начинается процесс передачи.
Завершающая фаза - после полного выпрямления передающей руки и сопровождения мяча кистью игрок расслабляет верхние конечности. Затем игрок выпрямляется - приходит в стойку готовности на слегка согнутых ногах.
Ведение мяча
В и. п. игрок, после овладения мячом, находится в стойке нападающего с тройной угрозой или в стойке для начала ведения: для ведения правой рукой – правая нога сзади, для ведения левой – левая нога сзади. Масса тела при этом равномерно распределена на обе ноги. Пятка опорной ноги или пятки обеих ног, если каждая из них может быть использована как опорная, незначительно подняты над площадкой. Спина слегка округлена. Руки согнуты и удерживают мяч на уровне груди или пояса, кисть дальней от соперника руки располагается сзади – сверху на мяче, она контролирует его положение и готова начать ведение мяча, другая кисть поддерживает мяч сбоку. Мяч укрывается в сторону дальней от соперника (сзадистоящей) ноги, локти согнуты и опущены вниз, а локоть рабочей руки, готовой начать ведение мяча, отведен назад вдоль туловища. Голова поднята, взгляд направлен вперед.
Подготовительная фаза: непродолжительна по времени и заключается в выносе мяча кратчайшим путем для удара в пол.
Основная фаза: начинается с момента выпуска мяча и отрыва опорной ноги (начала перемещения) и состоит из повторного выталкивания мяча (непосредственно ведения) и перемещения без него. Непосредственно ведение осуществляется последовательными толчками мяча вперед – вниз одной рукой или поочередно правой и левой. Игрок контактирует с мячом только свободно расставленными в стороны пальцами, но не ладонью. Мяч посылается в площадку несколько в сторону от одноименной с ведущей рукой ступни за счет уступающе – преодолевающей работы в лучезапястном и локтевом суставах. Перемещаясь без мяча между очередными его касаниями, баскетболист может совершать неограниченное количество шагов, но не теряя при этом контроля над ним и не задерживая его.
В завершающей фазе игрок, прекращая ведение, переходит к выполнению другого технического приема.
Остановка двумя шагами.
В и. п. игрок находится в движении, завершая ведение мяча.
В подготовительной фазе игрок выполняет последний удар мячом в площадку несколько дальше вперед по сравнению с предыдущим. Далее следует удлиненный шаг ногой, одноименной с ведущей рукой. Одновременно с совершаемым шагом игрок вытягивает руки в направлении мяча.
В основной фазе мяч обхватывается пальцами обеих кистей одновременно с завершением первого такта приема – постановкой согнутой ноги на всю стопу с разворотом носком наружу. При ведении правой рукой мяч ловится на удлиненном шаге правой ноги, при ведении левой – на таком же шаге левой. Далее осуществляется уступающее движение рук к туловищу для укрывания мяча на втором такте - стопорящем шаге с выставлением почти выпрямленной в колене ноги на всю стопу и параллельно опорной (сзадистоящей).
В завершающей фазе игрок приходит в положение готовности для выполнения передачи мяча или броска в корзину — в стойку с тройной угрозой. При необходимости он также должен быть готов мгновенно выполнить поворот на месте в любую сторону, укрывая мяч от соперника.
Ознакомление с приемом.
Задача: создать четкое представление об изучаемом элементе техники.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Средства обучения: сообщение сведений о приеме, его месте и значении в игре; показ правильной техники выполнения приема; демонстрация плакатов, схем, кино-,фото- и видеоматериалов.
Закрепление приема в игре.
Задача: развивать способность максимально воспроизводить свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства.
Методы обучения: игровой, соревновательный.
Средства обучения: упражнения соревновательного характера; подвижные, подготовительные и учебные двусторонние ,игры включая игры с целевым изменением правил(например, для акцентированного совершенствования передачи мяча одной рукой вводится запрет на все другие способы передач); участие в соревнованиях; выполнение заданий, требующих скоростного и качественного применения приема в обстановке состязания при внезапно возникающем противодействии или при неожиданной смене игровых ситуаций.
Системы розыгрыша.
В практике проведения соревнований по спортивным играм приняты такие системы розыгрыша: круговая, с выбыванием и смешанная.
При выборе системы розыгрыша учитывают задачи, которые ставят перед соревнованием, возможные сроки проведения, уровень подготовленности участников, территориальные условия, наличие спортивных баз и материальные затраты.
Круговая система.
В соревнованиях по круговой системе все участники встречаются друг с другом, как правило, два раза — на своем поле и поле соперника. Эта система позволяет наиболее точно определить действительное соотношение сил на данных состязаниях. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков.
Недостатком круговой системы является сравнительно малый охват участников и длительное время проведения розыгрыша, что связано с увеличением материальных расходов (большое количество площадок, расходы на организацию аппарата, проводящего соревнования, и т. д.).
Календарь (порядок встреч) игр по круговой системе составляют следующим образом. Главный судья проводит жеребьевку, после чего каждый участник получает определенный номер. Затем составляют пары участников на каждый день соревнований.
Чтобы составить расписание игр, нужно определить количество календарных дней и общее количество встреч.
Количество встреч определяется по формуле:
где X — количество встреч, А — общее количество участников.
Например, если в соревновании участвует 9 команд, то количество встреч в одном круге будет равно 36.
Количество календарных дней при нечетном составе участников равно количеству участников, при четном — на единицу меньше.
При составлении календаря применяется два способа: с чередованием полей и без чередования.
Календарь с чередованием полей составляют таким образом.
Берут нечетное число участников и чертят соответствующее число вертикальных линий, вокруг которых по порядку пишут номера. В результате справа и слева от каждой вертикали будут расположены участники, что соответствует одному дню соревнований. На рис. 3 показан пример составления календаря для 5 команд.
Если количество команд четное (для нашего примера 6), то команде, не играющей в данный день (0), подставляют очередную цифру. Такой способ дает возможность распределить пары с чередованием поля (принято, что первая цифра соответствует команде, на поле которой проводится соревнование).
Таблицы розыгрыша с чередованием полей составляют также иным путем: пишут встречающиеся пары в соревнованиях первого, второго и т. д. дня в строчку.
Для примера составим календарь для 6 команд.
Первый день встреч определяется следующим образом: 1—6; 2—5; 3—4, т. е. половина цифр (1...2...3) занимает в ряду пар первое место, а остальные цифры (6, 5, 4) ставятся справа от каждой цифры в уменьшающемся порядке. Встречи во второй и последующие дни составляют по таким правилам. Наибольший номер (в данном случае 6) включают в первую пару и ставят в четный день соревнований первым, а в нечетный — вторым. В паре с наибольшим номером ставится последний номер предыдущего ряда. Для составления следующей пары берется свободная цифра последнего ряда, соединяется с рядом стоящей цифрой следующей пары и ставится от нее справа. Третья пара составляется так же. В результате календарь для 6 команд будет выглядеть следующим образом:
первый день: 1—6, 2—5, 3—4; второй день: 6—4, 5—3, 1—2; третий день: 2—6, 3—1, 4—5; четвертый день: 6—5, 1—4, 2—3; пятый день: 3—6, 4—2, 5—1.
Календарь без чередования полей используют, когда соревнование проводится на одной площадке. Определяют количество календарных дней и соответственно этому составляют пары.
Для примера составим календарь для 6 команд (рис. 4).
Принцип составления: во второй и последующие дни первый номер остается на месте, а все остальные передвигаются на одно место против движения часовой стрелки.
Если количество команд будет нечетным (например, 5), то вместо следующего четного надо ставить ноль.
В тех случаях, когда в соревновании участвует довольно большое количество участников, а время проведения ограничено, календарь встреч по круговой системе несколько изменяют. Всех участников предварительно делят на подгруппы и проводят встречи по круговой системе — определяется место каждого участника. Затем занявшие первые места играют между собою, вторые — между собою и т. д.
Результаты игр оценивают определенным количеством очков за выигрыш, ничью и проигрыш.
Применяют следующие варианты оценок (в очках):
победа — 2; ничья — 1; поражение — 0.
Учитывают и оформляют результаты соревнований по круговой системе в виде специальной таблицы (рис. 5).
Система с выбыванием.
Система с выбыванием состоит в том, что команда или участник, проигравшие встречу, выбывает из дальнейшего участия в соревнованиях и к концу состязания остаются две команды, которые после встречи между собой в финале занимают первое и второе места.
Эта система дает возможность при большом количестве участников провести соревнования в короткие сроки. Однако тогда определяются только первое и второе места. Кроме того, в финал могут выйти не самые сильные команды.
Календарь соревнований по этой системе составляют следующим образом. После жеребьевки всех участников пишут по порядку номеров в одну колонну. Если число их кратно двум (4, 8, 16, 32, 64 и т. д.), то в первый день в состязаниях принимают участие все команды; их соединяют по парам по принципу сверху вниз.
На рис. 6 приведен пример составления такого календаря.
Несколько сложнее составить календарь, когда число команд не кратно двум. В таком случае нужно определить, сколько из них будет играть в первый день, чтобы ко второму дню осталось количество команд кратное двум. Для этого прибегают к формуле:
Х=(А—2")*2,
где А — количество участников, п — такая степень, при возведении в которую основания «2» получается число, наиболее приближенное, но меньшее, чем количество участников.
Например, при 12 командах в первый день будет играть
Х = (12—2)*2=(12—8)*2=4*2=8, остальные 4 команды вступают в игру на второй день (рис. 7).
При четном количестве отдыхающих команд в первый день не играет одинаковое количество участников снизу и сверху, при нечетном — снизу на одного больше (рис. 8).
В некоторых случаях при проведении соревнований по системе с выбыванием соперники встречаются дважды: один раз на своем поле, другой — на поле противника.
На рис. 9 показана итоговая таблица соревнований по системе с выбыванием.
Фазовый анализ технических приемов
Передача двумя руками от груди стоя на месте – основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч на близкое и среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке.
И. п. – стойка игрока, владеющего мячом.
Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно охватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Кругообразным движением рук и кистей мяч подтягивается к груди. Масса тела переносится на впередистоящую, согнутую в колене ногу, сзадистоящая нога почти выпрямляется, сохраняя опору на переднюю часть стопы, туловище удерживается в вертикальном положении.
Основная фаза: одновременно с выпрямлением впередистоящей ноги начинается последовательное разгибательное движение рук в плечевых и локтевых суставах параллельно площадке, а туловище подается вверх – вперед, последним в работу включаются кисти, выталкиваю (выжимая) мяч через указательные пальцы в нужном направлении, придавая мячу обратное вращение. Масса тела переносится на впередистоящую ногу.
Завершающая фаза - после передачи кисти сопровождают мяч полным сгибанием в лучезапястных суставах и поворотом до положения, когда большие пальцы опущены вниз, тыльные стороны ладоней обращены друг к другу, выпрямленные руки расслабленно опускаются вниз. Затем игрок выпрямляется - приходит в стойку готовности на слегка согнутых ногах, распределяя массу тела на переднюю часть стоп.
Передача одной рукой от плеча стоя на месте – наиболее распространенный способ передачи мяча на любые расстояния с минимальным временем для замаха и хорошим контролем за мячом. Дополнительные движения кистей в момент вылета мяча позволяют игроку в большом диапазоне изменять направление и траекторию полета мяча.
И. п. – стойка игрока, владеющего мячом, одноименная с передающей рукой, нога впереди. При передаче на большое расстояние вперед выставляется разноименная нога.
Подготовительная фаза: за счет сгибания рук мяч подносится к плечу. Положение мяча контролируется кистью передающей руки, располагающейся на его задней поверхности, она максимально отведена назад, указательный палей и локоть рабочей руки находятся на одной вертикали с выставленной вперед ногой, другая рука только поддерживает мяч сбоку, масса тела переносится на сзадистоящую ногу. При передаче на большое расстояние одновременно с замахом рукой в сторону мяча поворачивается туловище (чем больше дистанция до партнера, тем сильнее скручивание туловища).
Основная фаза: движение начинается с быстрого разгибания верхних и нижних конечностей, сопровождающегося последовательным переносом массы тела на впередистоящую ногу. После полного выпрямления передающей руки ускорение мячу сообщается хлестким движением кисти (сгибание вниз в лучезапястном суставе), мяч сходит с указательного пальца, что придает ему обратное вращение, поддерживающая мяч рука отводится в сторону. При передаче мяча на большое расстояние в разгоне активно используется обратный поворот туловища, с которого и начинается процесс передачи.
Завершающая фаза - после полного выпрямления передающей руки и сопровождения мяча кистью игрок расслабляет верхние конечности. Затем игрок выпрямляется - приходит в стойку готовности на слегка согнутых ногах.
Ведение мяча
В и. п. игрок, после овладения мячом, находится в стойке нападающего с тройной угрозой или в стойке для начала ведения: для ведения правой рукой – правая нога сзади, для ведения левой – левая нога сзади. Масса тела при этом равномерно распределена на обе ноги. Пятка опорной ноги или пятки обеих ног, если каждая из них может быть использована как опорная, незначительно подняты над площадкой. Спина слегка округлена. Руки согнуты и удерживают мяч на уровне груди или пояса, кисть дальней от соперника руки располагается сзади – сверху на мяче, она контролирует его положение и готова начать ведение мяча, другая кисть поддерживает мяч сбоку. Мяч укрывается в сторону дальней от соперника (сзадистоящей) ноги, локти согнуты и опущены вниз, а локоть рабочей руки, готовой начать ведение мяча, отведен назад вдоль туловища. Голова поднята, взгляд направлен вперед.
Подготовительная фаза: непродолжительна по времени и заключается в выносе мяча кратчайшим путем для удара в пол.
Основная фаза: начинается с момента выпуска мяча и отрыва опорной ноги (начала перемещения) и состоит из повторного выталкивания мяча (непосредственно ведения) и перемещения без него. Непосредственно ведение осуществляется последовательными толчками мяча вперед – вниз одной рукой или поочередно правой и левой. Игрок контактирует с мячом только свободно расставленными в стороны пальцами, но не ладонью. Мяч посылается в площадку несколько в сторону от одноименной с ведущей рукой ступни за счет уступающе – преодолевающей работы в лучезапястном и локтевом суставах. Перемещаясь без мяча между очередными его касаниями, баскетболист может совершать неограниченное количество шагов, но не теряя при этом контроля над ним и не задерживая его.
В завершающей фазе игрок, прекращая ведение, переходит к выполнению другого технического приема.
Остановка двумя шагами.
В и. п. игрок находится в движении, завершая ведение мяча.
В подготовительной фазе игрок выполняет последний удар мячом в площадку несколько дальше вперед по сравнению с предыдущим. Далее следует удлиненный шаг ногой, одноименной с ведущей рукой. Одновременно с совершаемым шагом игрок вытягивает руки в направлении мяча.
В основной фазе мяч обхватывается пальцами обеих кистей одновременно с завершением первого такта приема – постановкой согнутой ноги на всю стопу с разворотом носком наружу. При ведении правой рукой мяч ловится на удлиненном шаге правой ноги, при ведении левой – на таком же шаге левой. Далее осуществляется уступающее движение рук к туловищу для укрывания мяча на втором такте - стопорящем шаге с выставлением почти выпрямленной в колене ноги на всю стопу и параллельно опорной (сзадистоящей).
В завершающей фазе игрок приходит в положение готовности для выполнения передачи мяча или броска в корзину — в стойку с тройной угрозой. При необходимости он также должен быть готов мгновенно выполнить поворот на месте в любую сторону, укрывая мяч от соперника.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1807.