Тема 5. Схемы сертификации продукции и услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Схема сертификации продукции – перечень мероприятий и последовательность действий третьей стороны по оценке соответствия различных видов продукции или услуг. Мероприятия объедены в три группы:

- испытания в испытательной лаборатории;

- проверка производства (системы качества);

- инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества).

Среди мероприятий:

- испытания образца или партии продукции;

- анализ состояния производства, системы качества;

- рассмотрение декларации о соответствии;

- рассмотрение дополнительных документов, полученных заявителем помимо сертификации (протоколы приёмочных испытаний, гигиенический сертификат, ветеринарный сертификат, сертификат пожарной безопасности, сертификаты или декларации субпоставщиков, сертификаты происхождения, протоколы испытаний в зарубежных лабораториях).

 Система сертификации продукции предусматривает несколько схем. Выбор схемы зависит: от вида продукции; особенностей производства, испытаний, поставки, использования продукции; требуемого уровня доказательности; возможных затрат заявителя. Схему устанавливает ТР.

Схемы сертификации продукции, применяемые в РФ, разработанные с учётом рекомендаций ИСО/МЭК и практики подтверждения соответствия ЕС, приведены в табл. 2.

Схемы 1…8 полностью соответствуют рекомендациям ИСО/МЭК. В российской практике дополнительно применяют модифицированные схемы 2а, 3а, 4а, а также схемы 9…10а, основанные на декларации изготовителя.

Таблица 2.

Схемы сертификации продукции

 

№ схемы Испытания в испытательных лабораториях Проверка производства (системы качества) Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества)
1 Испытание типового образца продукции   --   --
То же Анализ состояния производства --
2 То же -- Испытания образцов продукции, взятых у продавца
То же Анализ состояния  производства То же
3 То же -- Испытания образцов продукции, взятых у изготовителя
То же Анализ состояния производства То же
4 То же -- Испытания образцов продукции, взятых у продавца
То же Анализ состояния производства Испытания образцов продукции, взятых у изготовителя
5 То же Сертификация производства или системы качества Контроль стабильности условий производства или функционирования системы качества
6 Рассмотрение декларации о соответствии Сертификация системы качества Контроль стабильности функционирования системы качества
7 Испытания партии продукции -- --
8 Испытания каждого образца -- --
9 Рассмотрение декларации о соответствии   --   --
То же Анализ состояния производства --
10 То же -- Испытания образцов, взятых у изготовителя или продавца
10а То же Анализ состояния производства То же

 

Современным актуальным направлением развития сертификации в российской и мировой практике является сертификация услуг (см. табл.3.1).

Объектами сертификации в сфере услуг могут быть:

- услуги, работы;

- организации, предоставляющие услуги, выполняющие работы;

- персонал, предоставляющий услуги, выполняющий работы;

- производственный процесс;

- система управления качеством.

Схемы, относящиеся к сертификации услуг и работ, включают:

- оценку мастерства исполнителя, процесса оказания услуги;

- аттестацию предприятия, сертификацию системы качества;

- проверку результатов оказания услуги;

- инспекционный контроль за сертифицированными услугами.

Особенности услуг как объекта сертификации:

- субъективность проверки результата услуги (например, причёски);

- невозможность испытаний результата услуги (испытаний сложной бытовой техники после ремонта по установленным жёстким правилам испытаний);

- непосредственный контакт исполнителя и потребителя услуги требует оценки мастерства исполнителя с учётом этики общения (услуги косметического кабинета);

- предоставление услуги и её потребление происходит одновременно (парикмахерские услуги);

- некоторые характеристики услуг зависят от региона (транспортное обслуживание, общественное питание).

Схемы сертификации услуг, применяемые в РФ, приведены в табл. 3.

                                                                                                            Таблица 3

Схемы сертификации услуг

№ схемы Оценка мастерства исполните ля Оценка процесса оказания услуги Аттестация предприя тия Сертификация системы качества Выборочная проверка  результата услуги Инспекционный контроль
1 Оценка мастерства   --   --   -- Выборочная проверка Проверка результатов  услуги
2   -- Оценка процесса   --   -- Выборочная проверка Контроль  стабильности процесса оказания услуги
3   --   --   --   -- Выборочная проверка Выборочная проверка результата услуги
4   --   -- Аттестация   -- Выборочная проверка То же
5   --   --   -- Сертификация   -- Контроль  стабильности функционирования системы

Дата: 2018-12-21, просмотров: 449.