Анализ внутренней и внешней среды в организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение ее макроокружения (общая среда), непосредственного окружения и внутренней среды.

PEST - анализ. Анализ макроокружения проводится с помощью метода под названием «стратегический PEST-анализ», который необходим для сценки картины внешнего окружения, чтобы определить какие факторы влияют в настоящее время на организацию. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. В этой части анализа рассматриваются политико-правовые, технико-экономические, социокультурные, экологические и подобные факторы. Схематически это представлено на таблице 1.1:

 

Таблица 1.1

 PEST - анализ

(P) Политический фактор (E) Экономический фактор
1.Изменения в законодательстве РФ 2. Изменения в налоговой политике 3. Выборы депутатов Городской Думы 4.Введение единых международных стандартов 1. Экономическое положение региона 2. Процентные ставки кредита 3. Динамика курса рубля 4. Уровень заработной платы на других предприятиях 5. Уровень инфляции
(S) Социальный фактор (T) Технологический фактор
1. Увеличение доходов населения 2. Изменения в стиле жизни 3. Уровень безработицы 4. Демографические изменения 1. Появление новых технологий осуществления работ 2. Ужесточение требований к качеству выполненных работ 3. Появление новых лицензий и патентов на право выполнения работ

 

Таким образом из PEST-анализа видно, что на организацию воздействует множество факторов внешней среды. Большинство из них оказывает лишь косвенное воздействие на компанию, то есть при воздействии определенного фактора изменится ситуация во всей отрасли. PEST-анализ определяет угрозы и возможности внешней среды, которые будут необходимы для проведения SWOT-анализа. Без тщательного изучения внешней среды в компании не может быть применена система стратегического менеджмента, что ещё раз подчеркивает важность и актуальность проведенного анализа.

Составление профиля среды.

Наряду с методами изучения угроз, возможностей, сил и слабостей может быть применен данный метод, который удобно применять для составления микроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С его помощью удается оценить относительную значимость отдельных факторов для организации. Он представлен на таблице 1.2.

Таблица 1.2

Профиль среды

Факторы среды. Важность для отрасли, A Влияние на организацию, B Направленность влияния, C Степень важности, D G=а*в*с
1. Факторы микроокружения 2. Факторы внутренней среды 3. Факторы непосредственного окружения Определяется по шкале: 3-сильное, 2-умеренная, 1-слабая Определяется по шкале: 3-сильное, 2-умеренное, 1-слабое, 0-отсутствие влияния «+» - положительное влияние, «-» - отрицательное Интегральная оценка-степень важности фактора для организации.

SNW-анализ — это анализ сильных и слабых сторон организации. Данный анализ проводится путем сравнения определенных показателей внутренней среды предприятия и непосредственного конкурента. Подводя итоги этого анализа, мы рассматриваем существенные недостатки на предприятии, требующие незамедлительного устранения. Но наряду с ними есть и сильные стороны, от которых можно получить неплохую отдачу, используя их более эффективным образом. Данные SNW - анализа будут используются в дальнейших разработках единой оптимальной стратегии развития для предприятия. SNW - анализ лишь помогает выявить недостатки и преимущества, а рекомендации по их использованию или устранению будут даны в последующих анализах. Схематичный пример такого анализа представлен ниже в таблице 1.3.

 

Таблица 1.3

SNW-анализ

№ п Наименование стратегической позиции Качественная оценка позиции  
    S сильная N нейтральная W слабая
1 Стратегия организации     Х
2 Организационная структура   Х  
3 Финансы как состояние текущего баланса   Х  
4 4.1 Продукт организации (конкурентоспособность) - продукт №1 - услуги видео-проката   Х  
5 Структура затрат     Х
6 Информационные технологии     Х
7 Инновации в организации   Х  
8 8.1 8.2 Способность к лидерству (в целом), в том числе: - способность к лидерству первого лица орг-ии - способность к лидерству всего персонала Х Х  
9 Уровень маркетинга     Х
10 Уровень менеджмента   Х  
11 Качество торговой марки Х    
12 Репутация на рынке Х    
13 13.1 13.2 Отношения с органами власти: - органы государственной власти - органы местного самоуправления Х Х    

Анализ внутренней среды раскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. И проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:

1) кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

2) организация управления;

3) производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;

4) финансы фирмы;

5) маркетинг;

6) организационная культура.

Всегда важно помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т.п.

SWOT-анализ, как инструмент оценки среды функционирования предприятия, состоит из двух частей. Его первая часть направлена на изучение внешних возможностей (положительные моменты) и угроз (отрицательные моменты), которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем. Здесь выявляются стратегические альтернативы. Вторая часть связана с исследованием сильных и слабых сторон предприятия. Здесь оценивается потенциал предприятия. Другими словами, SWOT-анализ позволяет провести комплексное изучение внешнего и внутреннего состояния хозяйствующего субъекта. Томпсон и Стрикланд предлагают следующий примерный набор характеристик, заключение по которым позволяет составить перечень слабых и сильных сторон организации, а также список ее возможностей и угроз, уже имеющих место или только зарождающихся в окружении предприятия.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 351.