К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время в области социологических и социально-психологических исследований авторами выделяется два основных подхода к применению исследовательских методов и получению психологического знания.

Под количественным подходом подразумевается научный, сциентистский, естественнонаучный подход. Методологический сциентизм считает методы точных и естественных наук универсальными и предлагает распространить их на все остальные науки как средство выявления устойчивых и объективных характеристик изучаемого объекта. Однако абсолютизация математической статистики и экспериментальных технологий с критериями научности без учета индивидуальных различий сводит образ человека как объекта исследований к теоретической схеме, к набору наблюдаемых реакций на предложенные стимулы.

В отличие от количественного подхода в гуманитарных науках под качественным понимается «гуманистический, гуманитарный, опытный, феноменологический, клинический, исследование случаев, включенное наблюдение, оценивание и обыденное знание»

Количественные и качественные традиции сосуществовали и часто находились в состоянии конфликта. Популярность каждого подхода была подвержена колебаниям, связанным с изменениями представлений о природе научного знания, с научными успехами, достигнутыми в рамках той или иной традиции. В настоящее время вопрос заключается не в том, какой подход и разрабатываемые в его рамках методы предпочесть исследователю при решении конкретных научно-исследовательских задач. Проблема полярности количественного и качественного подходов к исследованиям не будет решена, если признать один подход универсальным и более значимым для всех возможных ситуаций исследования, чем другой. Дж. Кэмпбелл отмечает по этому поводу следующее: “Я не могу рекомендовать ни ориентированную на качественный подход социальную науку, ни … процесс … количественного подхода. Но я настоятельно рекомендую оба подхода как необходимые, взаимно дополняющие средства перекрестной валидизации”. Таким образом, разумнее говорить не о противопоставлении, а о сочетании двух подходов – количественного и качественного – к социально-психологическим исследованиям, то есть о п р и н ц и п е ф у н к ц и о н а л ь н о й д о п о л н и т е л ь н о с т и, посредством которого эти подходы связаны друг с другом. При этом выбор тех или иных количественных или качественных методов определяется спецификой изучаемой проблемы.

«Emic» и «etic» – данные. Организация качественных исследований определяет природу и характер получаемых результатов. Известный американский исследователь массовой коммуникации К. Криппендорф (1980) выделил два типа получаемых данных, которые он условно обозначил «emic» и «etic». «Emic-данные»– это данные, которые вытекают из природных или естественных форм поведения. Они только в минимальной степени зависят от исследователя или обстановки исследования. Поэтому их можно обозначить как свободные или неформализованные, не зависящие от влияния исследователя данные. С другой стороны, «еtic-данные» представляют собой строгие, формализованные данные, как бы навязанные исследователем.

Только небольшая часть конкретного исследования может быть описана как полностью независимая от влияния исследователя или полностью навязанная им. Даже наиболее структурированные типы исследований подвергаются влиянию индивидуальности респондента и его социальной ситуации. Но и самые естественные ситуации не могут дать полностью свободные от этого влияния результаты, потому что исследователь принимает решение о том, на что обратить внимание, а что проигнорировать. Таким образом, правильнее считать, что существует континуум методов со свободным («emic») и строгим («etiс») полюсами данных.

Качественные методы исследования обеспечивают результаты, которые ближе к свободной, независимой стороне континуума, потому что они позволяют реципиентам отвечать своими словами, используя свои категории и осознанные ассоциации. Тем не менее, они не полностью лишены структуры, т. к. исследователь задает определенные вопросы.

По мнению авторов, ни свободные, ни строгие данные не являются предпочтительными, они просто разные. И те, и другие имеют свое место в социально-психологическом исследовании, дополняют и компенсируют ограничения друг друга.

Существует точка зрения на социально-психологическое исследование как на процесс, движущийся от свободных данных к строгим и обратно, по кругу. Малоизученные явления часто начинают исследовать при помощи инструментов, дающих более свободные данные. Если же явление изучено лучше, в исследовании преобладают методики, дающие больше строгих данных. При накоплении знаний становится очевидной недостаточность существующих объяснительных схем и возникает потребность в новых свободных данных, и процесс продолжается.

По существу, свободные данные получают с помощью качественных, неформализованных методов, а строгие – с помощью количественных формализованных методов. Вышесказанное свидетельствует о том, что качественные методы не опровергают, а гармонично дополняют статистические количественные методы. Такой комплексный подход к социально-психологическому исследованию лежит в основе новой качественной технологии, получающей в настоящее время все более широкое распространение в нашей стране.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.