СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СРЕДИ СВОБОДНЫХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

В источниках рассматриваемого периода мало сведений о каких-либо разрядах свободного населения. В памятниках IX в. говорится о служилой знати. Ее представители обозначаются как seniores, potestates 2. ' Епископы и светские сеньоры окружены так называемыми gasalianos3. Встречается также термин fideles ^- «верные», как именовались свободные, коммендировав-шиеся королям и магнатам и в готскую эпоху. В то же время упоминаются pauperes, которые пользуются милостыней со стороны церквей. В X в. для обозначения служилой знати, а также высшего духовенства употребляется термин magnati. Им противопоставляются

1 См.: Sanchez-Alb or noz  С. Estudios sobre las instituciones me-dievales espanolas, p. 339-342.

2 См.: Ploriano A. C.  Diplomatica espanola del periodo Astur, t. II, N 98; t. I, N 80.

3 Очевидно, это дружинники и иные коммендировавшиеся лица.

люди среднего достатка - mediocres и «низшие» - irifi-mi \ Среди сельского населения различаются «малые» и «большие» люди2.

Каких-либо сведений о правовых различиях в статусе этих групп мы не обнаруживаем. По-видимому, отсутствие такой правовой градации среди свободных в источниках объясняется не только неполнотой последних, но главным образом некоторым упрощением социальной структуры, ростом численности мелких алло-дистов.

В памятниках X в. появляются уже упоминания об иифансонах. Этот слой населения, занимавший промежуточное положение между высшей знатью и рядовыми свободными, пополнялся частично знатью по происхождению3, отчасти рядовыми свободными, которые могли служить |в шнн'ице (‹caballeros) 4.

0 правовом положении инфансоыов в этот период мы знаем-мало. Но фуэро Кастрохериса (974 г.) отмечает, что инфансоны не обязаны были идти в военные походы, если они не получали престимоыии (земельные пожалования). Вергельд за инфансона равен 500 соли-дам, в то время как за рядового свободного выплачивали 300 солидов. Дифференциация подобного рода не выходит, однако, за рамки той, которая присуща ряду стран Западной Европы в эпоху раннего средневековья.

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЕГЕТРИИ

 

 

Бегетриями назывались в Кастилии деревни, группы крестьян - свободных земледельцев, которые пользовались привилегией избирать себе сеньора, произвольно или из определенного рода. Бегетрией иногда именовалось само право свободного выбора сеньора, предоставляемое отдельным лицам.

Термин.бегетрия (bebetria) распространяется, однако, в более позднее время. В рассматриваемый период

1 См.: Escalona R.  Historia del real monasterio de Sahagun, Escr. 22, 33, 50.

2 В грамоте 977 г., согласно которой жители деревни отдаются под патронат Саагуна, говорится; что это касается всех ее обитателей, a maximo usque ad minimo. См.: Sanchez-Albornoz С.  Estudios sobre las instituciones medievales espanolas, p. 104-105.

3 Инфансоны - «дети благородных» (filii bene natorum).

4 См.: Valdeavellano L. G. de  Curso de historia de las instituciones espanolas. Madrid, 1968, p. 320.

этот институт существует в форме коммендации. В Леоне и Кастилии она известна под именем benefactoria (от bene facere - делать добро). Отсюда позднее - benfetria и bchelria. В Галисии этот же институт коммендации выступает под именем incommuniatio.

По поводу характера данного института высказывались различные взгляды. В свое время распространилось мнение, 'будто институт бегетрий порожден Реконкистой. Такой точки зрения придерживался, в частности, Ф. Карденас. И. В. Лучицкий, оспаривая это положение, отмстил, что бегетрий существовали и 'в таких местностях, которые не были завоеваны арабами, и они были обыденным явлением уже в VIII-IX вв.1

Точка зрения Ф. Карденаса имела последователей и в советской медиевистике. Так, А. Е. Кудрявцев полагал, что образование крестьянских объединений-бегетрий было первичным этапом крестьянского раскрепощения, которое он связывал с Реконкистой2. Советская исследовательница И. С. Пичулина оспаривает мнение А. Е. Кудрявцева, будто в.раннюю пору бегетрий находились в более тяжелой зависимости от сеньора, а позднее они добились освобождения от всякого рода платежей. По ее мнению, имел место обратный процесс 3.

Прежде чем высказывать суждение о характере и развитии института бегетрий, необходимо рассмотреть его происхождение.

В трудах К. Санчес-Альборноса, посвященных бегет-риям, собран огромный материал, характеризующий их развитие из другого института, корни которого находятся еще в римской я  готской Испании - коммендации 4. Он приводит множество грамот, в которых идет речь о коммендации с целью получения от сеньора защиты и покровительства. Данного рода сделки заключались нуждающимися в защите, как правило, добровольно. Наиболее раннее свидетельство коллективной

1 См.: Лучицкий И. В.  Бегетрий. - «Университетские известия», Киев, 1882, № 10, с. 406.

2 См.: Кудрявцев А. Е.  Испания в средние века, с. 104-105.

3  Пичугина И. С.  Из истории средневековых общин - бегетрий Кастилии…- В кн.: Социально-экономические проблемы истории Испании. М., 1965. с. 118.

4 См.: Sanchez-Albornoz С.  Las Behetrias. Estudios sobre las in-stituciones medievales espanolas. Mexico, 1965, p. 9-183; Muchas paginas mas sobre las behetrias. Ibid.,  p. 185-316.

коммендации относится к X в. Люди одного селения в Леоне обещали не служить никому, кроме аббата Са-агуна. Они выделили поручителей в том, что не нарушат этого обязательства *. Несомненно, коллективные бе-гетрии существовали и ранее.

Возможно уже тогда бегетрии пополнялись в результате освобождения сервов и передачи их под патро-цииий сеньорой. Так,.в 865 г. епископ Мондоньедо дарит монастырю Альмересо (район Браги) свои владения вместе с населяющими их сервами, отпустив последних на свободу и отдав под патронат монастыря.

В ряде случаев те, кто коммендировались, передавали всю свою землю (или ее часть) сеньору, сохраняя, за собой владение этими угодьями, но оставаясь свободными. Фуэро Леона содержит положение, фиксирующее эту свободу члена бегетрии: «Предписываем далее, что человек, принадлежащий к бегетрии, может уходить, куда ему угодно, сохраняя свой наследственный надел и все свое движимое имущество»2.

Коммендированные обычно несли в пользу сеньора те или иные поборы. Нередко эти взносы носили символический характер (община угощала сеньора раз в под обедом) или вовсе отсутствовали. Порой делались взносы более или менее регулярные,, сеньору оказывалась помощь в проведении некоторых сельскохозяйственных работ. Те, кто, коммендируясь, передавали сеньору право собственности на свою землю, обычно выплачивали оброк, который к началу XI в. мог доходить до 7з части урожая. Но в IX-X вв. обязанности крестьян бегетрии были, как правило, менее значительными.

Как видно из изложенного выше, происхождение и развитие бегетрии определялось общим характером формирующихся феодальных отношений, возникновением личной зависимости непосредственных производителей от господствующего класса. Надо думать, что К. Санчес-Альборнос был прав, подчеркивая связь бегетрии с коммендацией, возникшей еще в римскую эпоху в Испании.

Но коммендация не исчерпывает сущности института бегетрии. Личные связи между крестьянином и

1 См.: Sanchez-Albornoz С.  Op. cit., р. 104.

2 Fuero de Leon, p. 64.

сеньором здесь складывались в форме, предполагавшей сохранение первым личной свободы - политических прав, возможности ухода от патрона без какого-либо материального ущерба для себя. В значительной мере это связано с широким распространением коллективных форм коммендации. Последние же трудно объяснить римскими традициями1 или просто имитацией индивидуальных бегетрий. Следует иметь в виду устойчивость общинного начала в аграрном строе Астуро-Леонского королевства. Прочность общинной организации свободных деревень дала возможность крестьянам в этой части Испании в условиях Реконкисты добиться таких отношений с сеньорами, которые позволяли им сохранить в большей мере, чем крестьянам большинства других стран средневековой Западной Европы, статус личной свободы.

Институт бегетрий не оставался неизменным. Сдвиги в социальных отношениях определяли эволюцию бегетрий (см. гл. IV)..

 

 

КРУПНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

 

 

Вотчине (mandatio, villa) Астуро-Леонского королевства присущи основные черты крупного имения других западноевропейских стран эпохи раннего средневековья. Вся территория вотчины делилась, как правило, на две части: домен (corte, quintana, coto) и наделы держателей (solares, sernas, portiones, casata). В обработке домена участвовали дворовые сервы и держатели, выполнявшие отработочные повинности. Держания обычно не компактны, а разбросаны. В их состав входили и пахотные земли, и леса, и луга. В то же время астуро-леонская вилла несколько отличалась от вотчины, считающейся классической. Как и в некоторых других странах Средиземноморья, господская часть виллы здесь была незначительной. В ряде случаев вотчины, особенно в горных районах (например, хозяйство монастыря Сан-Миллан де Коголла в Риохе), носили скотоводческий характер.

1 По мнению испанского историка, прообразом бегетрий в Испании могли быть римские патроцинии деревень (patrocinia vicorum), но они относятся лишь к Восточной Римской империи. См.: Корсун-ский А. Р.  Были ли patrocinia vicorum в Западной Римской империи? - «Вестник древней истории», 1959, № 2,

Наделы предоставлялись сервам и  мелким держателям, хуньорес, колласос. Повинности тех и других были различными, сервы несли более обременительные службы. В некоторых вотчинах различались участки свободных и несвободных земледельцев. Первым предоставлялись solares, вторым - casatos. Иногда за частью сервов закреплялись наследственно определенные службы. Так, в документах епископства Овьедо говорится о наделах, держатели которых несут службы- в качестве пекарей, плотников, проводят каналы, делают изгороди. Сервы, находившиеся в* вилле,.очевидно, выполняли и полевую барщину1.

Сравнительно малую роль в хозяйстве крупных вотчин этого периода играло держание прекарного типа, именовавшееся «трестамо» (prestamo, prestimonium). Вилла, представлявшая собой основную -хозяйственную единицу, обычно была невелика по своим размерам. В ней могло насчитываться менее десятка наделов. Во многих случаях это вызывалось природными условиями- в небольших горных долинах не было благоприятных условий для создания крупных хозяйств. Но (как будет отмечено ниже) это связано и  с самим характером возникновения вотчины. По мере роста крупного землевладения светские магнаты и церкви"становились собственниками десятков вилл и земельных участков, разбросанных в различных селениях.

В источниках содержатся некоторые данные о светских магнатах-землевладельцах. Так, например, в первой половине IX в. в Галисии жил некий Помпеян, владевший многочисленными виллами в области Собрадо. Особенно же быстро росло церковное землевладение. К' IX в. относятся уже десятки грамот об основании новых монастырей, о земельных дарениях, получаемых церквами и монастырями. Структура имения была в большинстве случаев следующей: в центре его находился домен (el coto), где были расположены господский дом, церковь. Вокруг двора располагались хозяйственные сооружения, амбары, печи, прессы, огород. В подвальных помещениях работали ремесленники (в наиболее крупных имениях). Далее находились пахотные поля, виноградники. В начале Реконкисты в господском

1 См.: Мильская Л. Т.  К вопросу о характере землевладения в Астурии IX-XII вв. - Сб.: Средние века, вып ЯП, 1967, с. 96.

дворе почти всегда находилось оборонительное сбору* жение, башня (torre). К господскому двору примыкали участки зависимых крестьян, луга и  леса, используемые для выпаса скота и для получения дров и строи-* тельных материалов.

Некоторые источники позволяют проследить Процесс внедрения крупной вотчины в 'Свободную деревню. Так, картулярий монастыря Карденья содержит грамоты, фиксирующие получение монастырем из года в год земельных наделов в ряде окрестных деревень путем купли, обмена или получения земли в дар. С 902 по 935 г. церковной вотчиной было совершено 6 сделок по приобретению земли в селении Петерналес1.

Архив монастыря Селанова в Галисии содержит около 130 документов, показывающих, как эконом монастыря Кресконий в течение более 20 лет (с 989 по 1010 г.) приобретал мелкие участки в десятках вилл Южной Галисии2.

В картулярии монастыря св. Торибия (в Сантанде-ре) -отражена мобилизация земельной, собственности светским магнатом Багаудано и позднее его сыном Се-варико в течение нескольких десятилетий в X в. Так же, как упомянутые монастыри, они приобретали земли у мелких собственников, создавая себе опорные пункты в ряде деревень и затем расширяя там свои владения.

В развитии крупного землевладения большую роль играла прессура. В описях владений монастырей, церквей, светских магнатов значительную часть составляют имения и земельные участки, полученные в результате прессуры (осуществленной с помощью сервов иди свободных держателей).

Весьма способствовали росту крупного землевладения королевские пожалования. До нас дошло мало подлинных королевских грамот VIII-IX вв. Но сохранилось восемнадцать грамот Альфонса III о земельных пожалованиях в пользу монастырей, церквей и духовенства. Монастырь Селанова воспользовался за 27 лет, с 941 по 968 г., семью королевскими земельными дарениями. Саагунский монастырь получил в X в. много

1 См.: Becerro Gotico de Cardefia, N 99, 100, 101, 103, 104, 105.

2 См.: Sanchez-Alb or noz C.  Pequenos propietarios libres en el reino Asturleones. Agricoltura e mondo rurale in Occidente nell'alto medioevo. Spoleto,' 1966, p. 188-189.

вилл, церквей и другого имущества от королей и членов королевского дома.

Необходимо отметить формирование иерархической структуры земельной собственности в Астуро-Леонском королевстве. Бенефициальная система, как известно, зарождалась уже в готской Испании. Теперь применялись пожалования бенефициального типа - престимо-нии (или престамос). Получателями являлись королевские «верные» и представители низшей знати - инфансоны. Имеются сведения о том, что престимонии предоставлялись за службу. Но об условиях подобных пожалований в источниках X в. еще мало данных. Бенефициальная система складывается в более законченг ной форме в XI-XII вв.

 

 

ЗАРОЖДЕНИЕ ГОРОДОВ

 

 

Как отмечалось выше, конкиста сыграла негативную роль в судьбе городов на севере полуострова. Многие из них были полностью разрушены, городская жизнь, казалось, заглохла в этой части страны.

Однако ознакомление с памятниками рассматриваемого периода позволяет установить, что понятие «город» не исчезло в сознании современников. Для жителей Галисии, Астурии и Леона того времени «город» - это живой институт. В источниках различаются «деревни» (vici), «укрепленные пункты» (castella) и «города» (cf-vitates, urbes). Упоминаются «пригороды» (suburbia).

Первые же успехи в отвоевании территории у мусульман сопровождались основанием новых и восстановлением некоторых старых городов. Графы Кастилии в начале IX в. закладывают крепости Кастросьерру, Фриас, Панкорбо, Лантарон, Бурадои. Граф Муньо Нуньес в 824 г. основывает Браносьерру, Ордоньо I заселяет города Леон, Асторгу, Туй и Амаю. В 865 г. возникает Бургос. Альфонс III заселяет Самору, Дуэнью и Симанку. В 882 г. строится крепость Кастрохерис. Альфонс III включает в состав королевства города Брагу, Порто, Торо, а Фернаы Гонсалес - Сепульведу.

Многие поселения возникали в результате прессуры. Обычно жители населенных пунктов получали от территориальных властей или от местных сеньоров грамоты, в которых фиксировались их права и привилегии. Так, например, в 824'г. граф Муньо Нуньес предоставил груп-

пе поселенцев в Браносьерре свободу от ряда публичных повинностей и возложил на них лишь незначительные поборы («сколько смогут»). Данная группа поселенцев рассматривалась как община, особая правовая единица. Об этом свидетельствует тот факт, что перечисленные в грамоте привилегии распространялисьи на тех, кто в дальнейшем поселится в Браносьерре1. Подобная оговорка о правах будущих жителей общины присутствует и во многих других сходных документах.

Особыми привилегиями пользовались жители населенных пунктов в пограничной полосе. Так, граф Кастилии Гарсиа Фернандес предоставил в 974 г. жителям Кастрохериса, фуэро, согласно которому жители этого селения - люди различного статуса (инфансоны, кабальеро'с, вилланы, pedones2) получали много льгот. Все они освобождались от маньерии, портазго (торговая пошлина), монтазго, фонсадеры (штраф за неявку в войско). Вилланы должны были нести отработочные повинности лишь в течение трех дней в году. Кабалье-рос платили за убийство свободного человека лишь 100 солидов (вместо обычных 300). В документах X в. появляется термин concilium, обозначающий собрание всех жителей населенного пункта. К -956 г. относится упоминание о таком же собрании общины Agusyn, в котором участвуют' «большие» и «малые» люди, старцы и юноши. В грамоте 976 г. говорится о судебном собрании в Бургосе, проходившем под председательством графа Гарсии Фернандеса.

Некоторые города являлись резиденциями епископов, графов. В Правии, а позднее в Овьедо и Леоне находился королевский двор. Обычные внешние признаки города в этот период - городские стены, в центре города - крепость или собор. В ряде случаев городу, особенно на территории между Дуэро и Тахо, был подчинен довольно обширный городской округ (alfoz).

Основное занятие городского населения - земледелие и скотоводство. Фуэрос городов данного периода, касаясь хозяйственных вопросов, главное внимание уделяют регулированию порядка землепользования и выпаса скота. Основной состав населения городов - мел-

1 См.: Floriano А. С.  Diplomatica espanola del periodo Aslur, t. I, p. 31. Грамота интерполирована. '

2 Pedones, пеоны, - жители, участвовавшие в военных походах в качестве пехотинцев.

кие земельные собственники, хуньорес, сервы, кабалье-рос, инфансоны, клирики.

Ряд данных свидетельствует о наличии торговли. В некоторых городах (Овьедо, Леон, Сеа близ Саагу-на и др.) имелись рынки. В Леоне к началу XI в. еженедельно происходили рыночные сборища. Торговали земледельческими продуктами, скотом. Объектами торговли были также товары, импортировавшиеся из других стран: драгоценные камни и церковный инвентарь из Византии, шелк, парча и ковры из стран Востока, из мусульманской Испании. Торговали также сукнами, металлическими изделиями. Значительную роль в торговле играли евреи. О защите их интересов заботятся некоторые фуэрос, в частности фуэро Леона, устанавливавшее за убийство еврея такой же штраф, как и за христианина.

В источниках упоминаются под названием via anti-qua или itinera antiqua старые римские дороги, используемые как торговые пути. Существовала особая торговая пошлина - portazgo, взимаемая с торговцев при въезде или выезде из города с товарами.

В фуэро Леона содержатся некоторые положения, касающиеся рынка и торговли. Собрание членов городской общины занималось фиксацией мер и весов, устанавливало нормы оплаты за поденную работу, избирало рыночных инспекторов (zabazoques). Эти инспекторы •- первые должностные лица будущего городского самоуправления К  Фуэро грозит строгими наказаниями тем, кто нарушает порядок на рынке.

В фуэро Леоца упоминаются- также некоторые лица, занимавшиеся ремеслом: бочары, ткачи, пекари, мясники. Говорится и о виноделах,' хотя возможно это виноградари из пригородных хозяйств, торговавшие собственной продукцией. Следует учитывать специфический характер Леона - столицы королевства. Ремесленники и торговцы обслуживали здесь главным образом нужды двора, клириков, знати, концентрировавшейся в королевской резиденции.

В известной мере показателем уровня развития торговли и ремесла служит состояние денежной системы. В Астуро-Леонском королевстве не чеканилась монета.

1 См.: Sanchez-Albornoz С.  Una ciudad de la Espana Crisliana hace mil anos. Madrid, 1966.

В обмене использовались римские и готские монеты, а также франкские и арабские деньги. Как,и в ряде других стран Западной Европы, в IX в. здесь произошел переход к серебряной монете.

Сведения о зарождающейся торговой и ремесленной активности в городах не нарушают впечатления о характере их экономической деятельности: до конца X в. основой производства для горожан были земледелие и скотоводство. Хроническое состояние войны не могло не тормозить развитие торговли, особенно в пограничной зоне.

Вопрос о том, каков был социально-экономический характер поселений Астуро-Леонского королевства, именуемых «городами», сложен. Прежде чем ответить на него, нужно отметить неоднозначность понятия «город» в исторической литературе. Так, Л. Вальдеавелльяно считает определяющими моментами рождения города появление рынка, крепости и собрания жителей (concilium). При подобной постановке вопроса не учитывается специфика средневекового города - его феодальный характер. Исходным моментом в возникновении феодального города является отделение ремесла от сельского хозяйства. Средневековый город в марксистской историографии рассматривается как центр ремесла и торговли, организованных в соответствии с условиями развития феодализма (с феодальной формой собственности, сословным строем и пр.). Применяя такой критерий к городам Астуро-Леонского королевства VIII- X вв., мы убеждаемся в том, что они не могут рассматриваться как подлинные феодальные города. Они не являлись еще центрами ремесленного производства, и лишь некоторые из них становились торговыми центрами (в весьма ограниченных размерах). Но в то же время стирать различия между городами этого периода и чисто аграрными поселениями также было бы неправильно.

Пользуясь понятием «город» в широком плане, имея в виду специфический тип поселения, представляющего собой административный и военный центр, концентрацию наряду с земледельцами людей непроизводительных профессий, центр культа, средоточие торговли (хотя бы и в самой примитивной форме), можно констатировать возникновение такого рода городов. Не случайно и современники дифференцировали деревни и го-

рода. Но для того, чтобы civitates  и urbes Леона й  Кастилии превратились в подлинные феодальные города, необходимы были еще значительные сдвиги в социально-экономическом строе Испании,

Рассмотрение социально-экономических отношений в А с т у р о - Л е о н с к о м королевстве приводит к выводу о том, что в первый период после арабского завоевания на севере полуострова произошло некоторое упрощение социального строя по сравнению с поздней готской эпохой. Мы снова встречаемся с такими чертами общест-* венной жизни, которые, казалось бы, отошли в прошлое: наличие значительного слоя мелких земельных собственников, более прочное крестьянское общинное устройство, чем прежде. В сельском хозяйстве резко возросло значение скотоводства и уменьшился удельный вес земледелия - обстоятельство, отнюдь не способствующее интенсивному росту феодальных отношений.

Все это не дает, однако, оснований отрицать раннефеодальный характер социального - строя данного государства. Об этом свидетельствует наличие феодальной вотчины, которая основана на применении труда зависимых крестьян. То обстоятельство, что эти вотчины сосредоточены в первый период главным образом в Галисии и Астурии и что они не являются вотчинами классического типа, а в части Леона и Кастилии широко распространено мелкое крестьянское землевладение, не противоречит -данному выводу. Важно, что уже существует феодальный уклад и что он развивается. Правда, с ним сосуществует мелкокрестьянский уклад; известную роль в производстве играют сервы. Но все это - черты, характерные для раннефеодальной стадии развития. Эта стадия, начавшаяся еще в готское время, в силу своеобразных исторических условий - конкисты и Реконкисты - растянулась на астуро-леонский период.

 

 

Глава 111

Дата: 2018-12-21, просмотров: 280.