Тема 13. Основы денежно-кредитной, банковской и финансовой систем государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Денежная система и ее элементы

2. Кредит, его функции и формы

3. Кредитно-банковская система государства

4. Финансы и финансовая система

5. Рынок ценных бумаг

6. Бюджет государства

7.  Налоги и налоговая система

1. Денежная система и ее элементы. Денежная система государстваэто форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законом. В каждом государстве существует национальная денежная система, основными элементами которой являются:

     - денежная единица (рубль, доллар, франк);

     - масштаб цен (способ и средство измерения и выражения стоимости товара в денежных единицах);

     - виды денежных знаков (бумажные и разменные монеты);

     - порядок эмиссии и обращения денег (обеспечение, выпуск и изъятие денег из обращения);

     - регламентация безналичного оборота;

     - государственные органы, регулирующие денежное обращение.

     Основными формами современных денег являются наличные и безналичные деньги. Наличные деньги – это денежные средства в виде бумажных денег – банковских билетов (банкнот) и разменных монет. Безналичные деньги – это денежные средства на банковских счетах, используемые для оплаты взаимных расчетов посредством перечисления с одного счета на другой.

     Совокупность платежных средств, обращающихся в данный момент, определяет денежную массу. Количество денег в стране контролируется государством. На практике эту функцию осуществляет Центральный банк страны. Основной постулат количественной теории денег заключается в следующем: абсолютный уровень цен (P) определяется предложением номинальных денежных запасов (M). Иными словами, чем больше предложение денег, тем выше уровень цен. Эту зависимость можно представить в виде уравнения обмена количественной теории денег:

MV = PY ,

     где V – скорость обращения денег по отношению к доходу, M – номинальное предложение денег, P – общий уровень цен, Y – ВВП.

 

     Расположив компоненты денежной массы по степени убывания ликвидности, можно выделить несколько денежных агрегатов – показателей денежной массы:

     - М0 – наличные деньги;

     - М1 – М0+чеки и вклады до востребования в банках;

     - М2 – М1+краткосрочные вклады;

     - М3 – М2+любые вклады;

     - L – М3+ценные бумаги (акции, облигации, государственные краткосрочные облигации, облигации государственного займа, другие ценные бумаги государства и коммерческих банков).

 

2. Кредит, его функции и формы. Кредит – это форма существования и движения ссудного капитала. Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме, предоставляемый в ссуду его собственником на условиях возвратности, срочности и платности.

     Результативность применения ссудного капитала определяется нормой или ставкой процента. Ставка процента – это относительная величина процентных платежей, выплачиваемых заемщиком кредитору за определенный период времени (месяц, год).

     Кредит выполнят следующие основные функции:

     - перераспределительную (посредством кредита денежные ресурсы перераспределяются на условиях последующего возврата между предприятиями, отраслями и регионами страны);

     - экономии издержек обращения и ускорения обращения денег, замещая наличные деньги кредитными (векселями, чеками, безналичными расчетами);

     - ускорения концентрации и централизации капитала, т.к. кредит является одним из факторов превращения индивидуальных предприятий в акционерные общества и товарищества;

     - экономического контроля и регулирования экономики посредством изменения объема и динамики кредита, дифференциации процентных ставок за кредит, предоставления правительственных гарантий и льгот.

     В рыночной экономике кредитные ресурсы направляются, прежде всего, в наиболее прибыльные и быстрорастущие отрасли экономики, используются для расширения производства, внедрения новой техники, передовых технологий.

     Формы и виды кредита:

     1. В зависимости от срока предоставления:

     - краткосрочный (до 1 года);

     - среднесрочный (от 1 года до 5 лет);

     - долгосрочный (более 5 лет);

     - онкольный (на неопределенный срок, погашается по первому требованию кредитора).

     2. По составу кредиторов и заемщиков:

     - банковский (предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями любым хозяйственным субъектам в виде денежных ссуд);

     - коммерческий (предоставляемый предприятиями, объединениями и другими хозяйственными субъектами друг другу);

     - межхозяйственный (предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу путем выпуска предприятиями акций, облигаций и других видов ценных бумаг);

     - государственный (представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств);

     - потребительский (предоставляется частным лицам на срок до 3 лет при покупке потребительских товаров);

     - ипотечный (предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости);

     - международный (представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений).

     3. По характеру обеспеченности:

     - обеспеченный (в качестве обеспеченности могут выступать неустойка, залог, удержание имущества, поручительство, банковская гарантия и пр.);

     - необеспеченный.

На основе развития кредита формируется кредитная система государства, которая представляет собой совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования, финансово-кредитных учреждений (банки, инвестиционные компании, страховые общества, пенсионные фонды и т.д.).

3. Кредитно-банковская система государства. Банки – это финансовые организации, учреждения, осуществляющие универсальные операции по аккумулированию денежных средств, предоставлению кредитов, осуществлению денежных расчетов, выпуску ценных бумаг и т.д.

    Сущность банка предполагает определение его специфических черт. Она не зависит от типа банка и его операций. Банк является, прежде всего, хозяйственной единицей, производящей специфический продукт, который отличается от продуктов сферы материального производства. Банк производит товар в виде денег. Кроме этого, банки предоставляют различные услуги денежного характера. Основной продукт в сфере услуг – предоставление кредита.

    От промышленных предприятий банк отличается и характером своего эмитирования. Он не только выпускает ценные бумаги, но и совершает операции по учету и хранению ценных бумаг других эмитентов. В банке работают не рабочие, а служащие, которые заняты не физическим, а умственным трудом (организация учета, расчетов, анализа и т.д.). 

     Банковские операции могут быть сведены в 3 группы:

     - активные (операции по размещению банком имеющихся у него финансовых ресурсов с целью получения прибыли);

     - пассивные (привлечение денежных средств);

     - банковские услуги (различные посреднические и иные операции).

     Всего современные банки выполняют более 100 видов операций и услуг.

Банковская система представляет собой совокупность банков и иных учреждений банковского типа (например, учетные дома). Современная банковская система состоит из двух звеньев: Центральный банк России (ЦБ РФ) и коммерческие банки:

I. В соответствие с законом РФ "О Центральном банке РФ" Банк России выполняет следующие функции:

    1) во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

    2) монопольно осуществляет эмиссию денег и организует их обращение;

    3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций и организует систему рефинансирования;

    4) осуществляет разработку правил проведения расчетов;

    5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухучета и отчетности для банковской системы;

    6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

    7) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

    8) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже валюты;

9) определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

    10) организует и осуществляет валютный контроль;

    11) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса;

    12) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики России в целом и по регионам и пр.

    Важный источник ресурсов ЦБ РФ – эмиссия денежных знаков. Другие ресурсы – остатки средств на резервных и корреспондентских счетах банка, капитал и резервы банка, прочие пассивы.

    Наиболее существенные активные операции:

    - с ценными бумагами;

    - золото-валютные операции;

    - ссудные и переучетные операции.

    II. Коммерческие банки – это низовое звено банковской системы. Они осуществляют следующие операции:

1) привлечение денежных средств юридических и физических лиц;

2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов;

4) осуществление расчетов по поручению юридических и физических лиц;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий и пр.

Коммерческие банки могут быть универсальными и специализированными. Различают следующие виды специализации:

1) функциональная: инвестиционные, инновационные, учетные, ссудосберегательные, ипотечные, депозитные банки;

2) отраслевая: сельскохозяйственные банки, строительные, трастовые, энергетические, внешнеторговые, банки социального развития и т.д.;

3) клиентская: биржевые, страховые, кооперативные, потребительского кредита и т.д.;

4) территориальная: региональные, межрегиональные, международные банки.

    Масштабы деятельности коммерческого банка зависят от объема банковских ресурсов. Банковские ресурсы – совокупность собственных и привлеченных средств, используемых банком для осуществления активных операций. Основной источник ресурсов – привлеченные средства (порядка 80-90%).

    В РФ в последние годы, особенно после финансового кризиса в августе 1998 г., произошло сокращение количество банков, прежде всего за счет разорения мелких банков. Несмотря на это, мелкие банки продолжают численно преобладать в российской банковской системе. Это делает ее недостаточно устойчивой и эффективной, т.к. мелкие банки не могут обеспечить необходимого кредитования экономики в условиях продолжающегося экономического роста. В связи с этим необходимо реформирование банковской системы, направленное на развитие процесса концентрации и централизации банковского капитала. Одним из возможных путей такого развития является интеграция банковского и промышленного капиталов. Формой такой интеграции являются финансово-промышленные группы (ФПГ). Возникновение этих групп, начавшееся в середине 90-х годов, означает начало крупной структурной перестройки промышленного и банковского капитала России.

    Особенно успешно развиваются те ПФГ, которые формируются по инициативе банков и управляются ими. Наиболее крупные банки выдают кредиты только тем промышленным предприятиям, в которых они имеют контрольные или крупные пакеты акций и непосредственно участвуют в управлении.

 

4. Финансы и финансовая система. Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов). Иными словами, денежные отношения, движение которых происходит через особые фонды – это финансовые отношения. Это отношения:

- между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой;

     - между физическими и юридическими лицами;

     - между юридическими лицами;

     - между отдельными государствами.

     Звеньями современной финансовой системы являются:

1) бюджеты различных уровней;

2) фонды социального, имущественного и личного страхования;

3) золото-валютные резервы государства;

4) Стабилизационный фонд;

5) Резервный фонд;

6) Фонд национального благосостояния;

7) денежные фонды предприятий, организаций, фирм;

8) прочие (иные денежные фонды).

В общем виде выделяют финансы хозяйственных субъектов, населения и государства. Финансы хозяйственных субъектов – это финансовые отношения между юридическими и физическими лицами. Финансы населения представляют собой все доходы, расходы и сбережения семей. Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, ведущим звеном которой является федеральный бюджет (план доходов и расходов государства). Именно с его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение ВНП.

     Финансы выполняют ряд функций:

1) аккумулирующая (через бюджетную систему государство концентрирует денежные ресурсы, необходимые для реализации общенациональных задач);

2) контрольная (через налоговую систему государство контролирует деятельность предприятий и граждан);

3) стимулирующая (через кредитную, налоговую и бюджетную системы стимулируются такие виды деятельности, которые наиболее соответствуют экономическим интересам общества).

     Составным элементом финансовой системы является финансовый рынок, который подразделяется на денежный, валютный, рынок капиталов.

     Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года).

     Валютный рынок обслуживает международный платежный оборот, связанный с оплатой обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен валюты на другую в форме покупки или продажи. Валютные рынки – это официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

     Рынок капиталов охватывает рынок средне- и долгосрочных кредитов и рынок ценных бумаг.

5. Рынок ценных бумаг. Изучение рынка ценных бумаг невозможно без рассмотрения главного объекта операций – самих ценных бумаг. В настоящее время они являются одним из наиболее гибких финансовых инструментов. Ценные бумаги – это неизбежный атрибут любого товарооборота. Будучи товаром, они в состоянии служить, как средством кредита, так и средством платежа заменяя тем самым наличные деньги. Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). Переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. В свою очередь появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.                           Гражданский кодекс РФ дает следующее определение ценной бумаге: «Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении». Это определение приводит большинство экономистов, хотя оно не отражает именно экономического смысла ценной бумаги, это определение носит чисто юридический характер.                               С экономической точки зрения можно дать определение ценной бумаги как документа, удостоверяющего право его владельца на определенную ценность (получение дивиденда, владение имуществом и т.д.). Все операции с ценными бумагами осуществляются на рынке ценных бумаг. Традиционно наиболее представительным рынком ЦБ являются фондовые биржи. Фондовая биржа представляет собой организованную определенным образом часть рынка ценных бумаг, где с этими бумагами совершаются сделки купли-продажи при посредничестве членов биржи.

     Создание рынка ЦБ в России проходило достаточно сложно и противоречиво. Наполнение рынка ценными бумагами осуществлялось медленно из-за отставания процесса приватизации. Основными причинами медленного развития рынка ЦБ в России являются:

     - низкие профессиональные качества эмитентов и инвесторов,

     - нарастание нелегальных операций,

     - отсутствие эффективного регулирования рынка ЦБ со стороны государства,

     - наличие слабой законодательно-правовой базы.

     К концу 90-х годов в России сформировался рынок ЦБ и в настоящее время он имеет следующую структуру:

     1. Первичный рынок – осуществляется продажа новых ЦБ через фондовые магазины и систему посредников (брокеров, коммерческих банков).

     2. Вторичный рынок – фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж осуществляют перепродажу ранее выпущенных ЦБ. Вторичный рынок в России имеет специфическую особенность: в ряде случаев он продолжает частично выступать как первичный, принимая на себя новые элементы ценных бумаг.

     В настоящее время в РФ функционируют следующие виды ЦБ:

     1. ЦБ с фиксированным доходом (долговые обязательства). Это облигации, депозитные сертификаты, векселя. Облигация – долговое обязательство юридического лица. Депозитный сертификат – финансовый документ, выпускаемый кредитными учреждениями. Он является свидетельством этого учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющем право вкладчика на получение депозита. Вексель – необеспеченное обещание предприятия-должника выплатить в назначенный срок долг и процент по нему.

     Государственные ЦБ – долговые обязательства правительства. В большинстве стран обращаются гос. ЦБ нескольких видов:

     - казначейские векселя (срок погашения 91 день);

     - казначейские обязательства (до 10 лет);

     - казначейские облигации (от 10 до 30 лет).

     Эти виды ЦБ выпускают для кредитования гос. долга.

     2. ЦБ с нефиксированным доходом (акции). Акция – ЦБ, удостоверяющая владение паем в капитале АО и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда.

     3. Смешанные формы. Это коммерческие долговые обязательства и опционные займы, которые обладают сходством с промышленными облигациями и представляют собой переходную к акциям форму ценной бумаги с фиксированным доходом. Опцион – продажа права на покупку или приобретение ЦБ.

 

6. Бюджет государства. Составной частью финансов являются государственные финансы, которые состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости, фонды обязательного медицинского страхования).

     Гос. бюджет – это годовой план гос. расходов и источников их финансового покрытия. Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в гос. бюджете выглядит следующим образом.

     Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается гос. займами. Они осуществляются в виде продажи гос. ЦБ, займов у внебюджетных фондов, получения кредитов у банков.

     Гос. займы – не единственный путь покрытия дефицита бюджета. У большинства развитых стран накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Однако в целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства разных стран избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: независимость эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство. Таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

     Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в гос. долг (внутренний и внешний).

 

7. Налоги и налоговая система. Под налогом, сбором, пошлиной

понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность изымаемых налогов, сборов, пошлин, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ЦБ, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

     Налоги бывают двух видов:

1. Налоги на доходы и имущество:

- подоходный налог с граждан и налог на прибыль предприятий;

- социальные взносы (во внебюджетные фонды);

- налог на собственность (включая землю и другую недвижимость);

- налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.

     Эти налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица и их называют прямыми.

2. Налоги на товары и услуги:

- налог с оборота (НДС);

- акцизы (включаются в цену товаров и услуг);

- на наследство;

- на сделки с недвижимостью и ЦБ и др.

     Эти налоги – косвенные. Они полностью или частично переносятся на цену товара или услуги.

Налоги также могут подразделяться на (графики):

1) прогрессивный (если его ставка повышается с ростом дохода);

2) пропорциональный;

3)  регрессивный (ставка которого понижается по мере возрастания дохода).

     Элементы налога. Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. Налогооблагаемый доход (прибыль) – равен разности между объемом полученного дохода и налоговыми льготами. Существуют следующие виды налоговых льгот:

     - необлагаемый минимум объекта налога;

     - изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затраты на НИОКР);

     - освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков (например, ветеранов войны);

     - понижение налоговых ставок;

     - вычет из налоговой базы;

     - налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).

     Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой налогообложения).

     Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальная (обеспечение финансирования гос. расходов), социальная (поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных соц. групп с целью сглаживания неравенства между ними), регулирующая (регулирование экономики).

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.