МИНОБРНАУКИ РОССИИ
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Самарский государственный технический университет» в г. Сызрани
К а ф е д р а «Гуманитарные науки»
ИСТОРИЯ
Практикум для студентов заочного обучения
2018
Утверждено решением научно-методического совета факультета
«___» _________2018 г. Протокол № ____
История: практикум для студентов заочного обучения / Сост. У.И. Кулянина, Л.М. Куракина. – Сызрань: филиал Самар. гос. техн. ун-та в г. Сызрани, 2018. - 22 с.
Пособие включает комплект методических материалов, необходимых студентам заочного обучения для успешной освоения дисциплины «История»: планы и методические указания к практическим занятиям, темы сообщений, задания для выполнения письменной контрольной (самостоятельной) работы и методические указания по ее выполнению с примерными образцами оформления титульного листа, выполнения отдельного задания, оформления списка использованной литературы, перечень основной и дополнительной учебной литературы, перечень вопросов к экзамену.
Методические указания адресованы студентам-заочникам, обучающимся по направлениям подготовки бакалавриата.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное издание представляет собой практикум по подготовке к практическим занятиям и выполнению письменной контрольной (самостоятельной) работы при изучении дисциплины «История» для студентов заочного обучения, обучающихся по направлениям подготовка бакалавриата.
Пособие содержит учебно-методические материалы, способствующие успешному освоению исторических знаний: требования к уровню освоения знаний, умений и навыков; структуру практических занятий; темы сообщений для выступления на практических занятиях; перечень основной и дополнительной учебно-методической литературы; вопросы для подготовки к экзамену.
Основная часть практикума содержит задания для выполнения письменной контрольной (самостоятельной) работы, являющейся одной из основных форм самостоятельного изучения дисциплины «История» для студентов-заочников.
Задания контрольной (самостоятельной) работы представлены в форме тестов, что повышает познавательную активность студентов. Представленные тесты могут быть использованы студентами для самоконтроля уровня освоения учебного материала по истории в объеме всего курса и по отдельным тематическим разделам дисциплины.
В приложении к практикуму даны образцы выполнения и оформления контрольной (самостоятельной) работы, в том числе титульного листа и списка использованных источников и литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «История» является частью гуманитарной подготовки студентов. Дисциплина призвана помочь студентам выявить место истории в обществе, вооружить их знанием фактов и пониманием закономерностей эволюции государственности России, показать эволюцию исторических понятий и категорий, дать представление об исторических особенностях развития российского государства, показать взаимосвязь российской и мировой истории, место и роль России в мировом общественном развитии.
Необходимо помнить, что данный курс охватывает изучение исторического прошлого нашей Родины в его развитии, включая Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Поэтому, при изучении материалов курса, студентам следует сосредоточить свое внимание на теоретических аспектах изучения истории, историко-сравнительном и проблемно-хронологическом анализе исторических фактов.
Еще одной особенностью, о которой не стоит забывать, является неоднозначность понимания ряда вопросов политической, социально-экономической сфер деятельности российского государства. Это обстоятельство делает не только возможным, но и необходимым высказывать и отстаивать во время практических занятий, а также при выполнении контрольной (самостоятельной) работы, свою точку зрения по изучаемым проблемам.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Направления методологии исторической науки.
План занятия
1. Предмет истории как науки. Место истории в системе наук. Функции исторического знания. История России как неотъемлемая часть всемирной истории.
2. Методология истории. Методы исторического исследования. Подходы к изучению истории. Источниковая база исторического исследования. Классификация исторических источников.
3. «Государство Древней Руси» («Киевская Русь»). «Норманнская теория» происхождения славянской государственности. Категории населения по «Русской Правде».
4. Переход от язычества к христианству.
5. Социально-политические изменения в русских землях в XII- XIII вв.
6. Монгольский период в русской истории.
Темы сообщений
Занятие 2. Российская империя в XVIII в. Советское государство
/ 2 часа/
План занятия
1. Реформы Петра I в истории России.
2. Борьба вокруг петровского наследства в эпоху дворцовых переворотов.
3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Расширение сферы крепостного права.
4. Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война и интервенция.
5. СССР в 1920 – 1952 г.
6. Россия в 1991 г. – начале XXI в.
Темы сообщений
1. Личность Петра в исторической литературе.
2. Петр I и русская православная церковь.
3. Рождение российской армии и флота.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
Обучение студентов невозможно без активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной познавательной деятельности, а также эффективных способов руководства ею. Формирование общекультурных компетенций бакалавра находится в тесной взаимосвязи с опытом организации самостоятельной работы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учебы в высшем учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.
Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности студентов, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Обязательной составной частью учебного процесса заочного обучения является контрольная (самостоятельная) письменная работа. В ней студент-заочник должен показать свое умение логично, с использованием литературы, грамотно изложить содержание раздела (темы).
При написании контрольной (самостоятельной) работы студент должен выполнить шесть тестовых заданий с развернутым пояснением из каждого тематического раздела дисциплины «История».
Варианты заданий контрольной (самостоятельной) работы определяются порядковым номером студента в списке группы. Так, если студент в списке числится под номером «4», то он должен выполнить все четвертые номера заданий из шести разделов. В случае если порядковый номер студента в списке группы превышает число вариантов (т.е. выше 20), следует вычесть из него 20. Например, студенту, который числится в списке группы под номером «25», предстоит выполнить задания варианта № 5.
Объем каждого задания должен составлять 1,5–2 страницы формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 пт., межстрочный интервал – 1,5).
При выполнении задания необходимо:
· привести задание в виде теста со всеми предлагаемыми вариантами ответов;
· указать правильный ответ;
· представить текстовое обоснование выбора правильного ответа.
Образец выполнения отдельного задания приведен в Приложении №2.
Содержание контрольной (самостоятельной) работы должно носить авторский характер. Заимствования текста из общедоступных источников допускается только в виде цитирования и не должно превышать 50%. Цитаты из учебной и научной литературы заключаются в кавычки, снабжаются ссылочным аппаратом в соответствии с ГОСТ Р7.0.5 2008. (Сноски оформляются в квадратных скобках, где указывается номер цитируемого источника в списке использованной литературы, через запятую указывается номер страницы, откуда заимствована цитата. Например, [2, с. 57]).
На титульном листе указываются фамилия и инициалы студента, номер варианта, номер группы. В конце контрольной (самостоятельной) работы дается список использованных источников и литературы в алфавитном порядке. Образцы оформления титульного листа и списка использованной литературы даны в приложениях №1 и №3.
Студент обязан написать и представить преподавателю контрольную (самостоятельную) работу до дня экзамена по дисциплине. Студенты, не имеющие зачтенной контрольной (самостоятельной) работы, к экзамену не допускаются.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЫ
Каждое контрольное задание предполагает выбор правильного ответа(ов) с развернутым обоснованием.
Истории России
1. Установите соответствие между вспомогательной исторической наукой и предметом ее изучения.
1) Изучает историю исторической науки | а) Сфрагистика |
2) Изучает печати | б) Археология |
3) Изучает прошлое человечества по вещественным источникам | в) Нумизматика г) Историография |
2. Установите соответствие между вспомогательной исторической наукой и предметом ее изучения.
1) Даты исторических событий и документов | а) Бонистика |
2) Изучает родственные связи | б) Хронология |
3) Изучает вышедшие из употребления денежные знаки | в) Генеалогия г) Историческая география |
3. Установите соответствие между вспомогательной исторической наукой и предметом ее изучения.
1) Изучает генезис различных систем измерения | а) Историческая география |
2) Изучает изменения политической карты | б) Историография |
3) Изучает этнические образования, их происхождение | в) Этнография г) Историческая метрология |
4. Установите соответствие между вспомогательной исторической наукой и предметом ее изучения.
1) Изучает исторические акты (документы) | а) Фалеристика |
2) Изучает изучающая историю письма, памятники древней письменности | б) Историография в) Палеография |
3) Изучает ордена, медали, нагрудные знаки и др. | г) Дипломатика |
5. Функции исторической науки: … . (Укажите все верные ответы).
1) Познавательная | 3) Прогностическая |
2) Управленческая | 4) Воспитательная |
6. Сущностью принципа историзма является … . (Укажите верный ответ).
1) Опора на исторические источники |
2) Стремление к объективности |
3) Рассмотрение предмета исследования в развитии |
7. Наиболее ранним является … подход к изучению истории. (Укажите пропущенное слово).
1) Цивилизационный | 3) Антропологический |
2) Теологический | 4) Субъективистский |
8. В СССР главенствующим подходом к изучению истории являлся … подход. (Укажите пропущенное слово).
1) Цивилизационный | 3) Формационный |
2) Теологический | 4) Субъективистский |
9. Согласно … подходу, главная роль в ходе истории отводится отдельным историческим личностям. (Укажите пропущенное слово).
1) Цивилизационный | 3) Формационный |
2) Теологический | 4) Субъективистский |
10. … подход нацелен на рассмотрение развития отдельных стран и народов. (Укажите пропущенное слово).
1) Цивилизационный | 3) Формационный |
2) Теологический | 4) Субъективистский |
11. Автором теории, в которой критерием классификации стадии общественного развития являются экономические отношения, а тип производственных отношений формирует тип государства, является … . (Закончите предложение).
1) Н. Я. Данилевский | 3) К. Маркс |
2) А. Тойнби | 4) Л. Февр |
12. В изучении истории основным критерием считали культурный фактор (религию, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, обычаи и др.) … . (Закончите предложение).
1) Н. Я. Данилевский | 3) С. Хантингтон |
2) А. Тойнби | 4) Ф. Энгельс |
13.Основателями исторического направления "Школа Анналов", поставившей на первый план изучение ментальности, рассмотрение поведенческих структур, повседневной жизни людей, являлись … . (Закончите предложение).
1) Ж. Ле Гофф | 3) Л. Февр |
2) М. Блок | 4) К. Гинзбург |
14. Микроистория – направление исторической науки рассматривающее … . (Укажите все верные варианты ответа).
1) Локальные территориальные образования |
2) Повседневность |
3) Внешнеполитические отношения |
4) Право и политическое устройство государства |
15. Французский историк Пьер Нора является автором концепции … . (Закончите предложение).
1) Исторического материализма | 3) Осевого времени |
2) Мест памяти | 4) Пассионарности |
16. К какому типу исторических источников относится периодическая печать? (Укажите правильный вариант ответа).
1) Вещественные | 3) Изобразительные |
2) Письменные | 4) Фонические |
17. Установите соответствие между типом и видом исторических источников.
1) Письма, дневники | а) Письменные |
2) Памятники архитектуры | б) Вещественные |
3) Наскальная живопись | в) Изобразительные г) Фонические |
18. Установите соответствие между типом и видом исторических источников.
1) Кинохроника | а) Письменные |
2) Артефакты | б) Вещественные |
3) Делопроизводственные материалы | в) Фонические г) Изобразительные |
19. К намеренным историческим источникам относятся: … . (Укажите все правильные варианты).
1) "История государства российского" Н. М. Карамзина |
2) Переписка Ивана Грозного с князем А. Курбским |
3) Публикации журнала "Отечественные записки" |
4) Делопроизводственные бумаги Собственной Его Императорского Величества канцелярии |
20. К ненамеренным историческим источникам относятся: … . (Укажите все правильные варианты).
1) "История России с древнейших времен" С. М. Соловьева |
2) Фронтовые письма участников Великой Отечественной войны домой |
3) Дневники воспитанницы Смольного института благородных девиц |
4) Делопроизводственные бумаги Собственной Его Императорского Величества канцелярии |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Предмет истории как науки. Место истории в системе наук. Функции исторического знания. История России как неотъемлемая часть всемирной истории.
2. Методология истории. Методы исторического исследования. Принцип историзма. Подходы к изучению истории.
3. Источниковая база исторического исследования. Классификация исторических источников по типам и видам.
4. Этногенез восточных славян. Первые свидетельства о славянах. Природно-географические факторы выбора форм хозяйственной деятельности.
5. Взаимоотношения славян со степными народами.
6. Общественный строй восточных славян. «Военная демократия» княжеской дружины. Формирование института власти и властных отношений.
7. «Государство Древней Руси» («Киевская Русь»). «Норманнская теория» происхождения славянской государственности. Категории населения по «Русской Правде».
8. Переход от язычества к христианству. Идеологические и духовно-психологические установки православия.
9. Социально-политические изменения в русских землях в XII- XIII вв.
10. Монгольский период в русской истории. Экспансия с Востока и с Запада в XIII в. Исторические дискуссии о содержании понятия «татаро-монгольское иго».
11. Объединение русских земель вокруг Москвы. Внутрифеодальная война. «Собирание земель русских». «Москва – третий Рим».
12. Социально-политическое развития Московской Руси во и. пол. XVI в. Реформы Избранной Рады. Проблема происхождения и сущности крепостного права. Опричнина. Начало расширения Московского царства за пределы славянского мира: в Поволжье, Западную Сибирь. Ливонская война.
13. «Смута». Способы преодоления кризиса «смутного времени». Роль народного ополчения и Земского собора.
14.Начало новой династии на троне. Новые явления в экономическом и политическом развитии России XVII в. Народные волнения XVII в.
15. Реформы Петра I в истории России.
16. Борьба вокруг петровского наследства в эпоху дворцовых переворотов.
17. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Расширение сферы крепостного права.
18. Государство и общество в пер. пол. XIX в. Концепция власти Александра I. Внутренние и внешние факторы движения декабризма. Основные черты «николаевской» системы власти.
19. Российская экономическая политика пер. пол. XIX в. Направления промышленной политики правительств Александра I и Николая I. Попытки решения проблемы крепостнических отношений в пер. пол. XIX в.
20. Особенности взаимоотношений государств в пер. пол. XIX в. Задача европейской идентификации России в XIX в. Отечественная война 1812 г. Крымская война 1853-1856 гг.
21. «Эпоха великих реформ». Создание инфраструктуры капиталистического хозяйства в 60-70-е гг.
22. Политика контрреформ. Смена государственного курса в промышленной и аграрной политике в 1890-1900 гг.
23. Обострение социальной проблемы в России в кон. XIX в.
24. Выделение общественного движения и общественной мысли. Появление либеральной идеи в России: от земского до конституционного либерализма. Народничество.
25. Особенности взаимоотношений государств во и. пол. XIX в. Панславизм. Русско-турецкая война (1877-1878 гг.). Участие России в мировой политике в кон. XIX – нач. ХХ вв.
26. Нарастание кризисных явлений в России на рубеже XIX – ХХ вв. Первая Русская революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября 1905 г. Реформаторские мероприятия столыпинского правительства и их судьба. Углубление раскола власти и общества накануне I мировой войны.
27. Обострение межгосударственных отношений в Европе в нач. ХХ в. I мировая война.
28. Политическая жизнь России в кон. 1916 – нач. 1917 гг. Февральская революция 1917 г.
29. Временное правительство и Советы: возможности и границы диалога. Кризисные волны 1917 г. Октябрьский переворот 1917 г.
30. Россия в условиях Гражданской войны. Чрезвычайные органы власти и чрезвычайные функции власти. Подавление самодеятельных выступлений народных масс.
31. Внутриполитическая система СССР в 20-30-е. гг. XX в. Образование СССР. Специфика строительства новой «пирамиды власти». И.В. Сталин. Политические процессы и массовые репрессии 30-х гг.
32. Экономика СССР в 20–30-е гг. XX в. Переход к «новой экономической политике». Индустриализация. Преобразования в аграрном и промышленном секторах экономики в годы первых пятилеток.
33. Внешнеполитический курс. Дипломатическая борьба за международное признание СССР в 30-е гг. Национальные интересы в предвоенные годы. Великая Отечественная война. Потсдамская конференция.
34. Послевоенное восстановление и развитие СССР. Изменения на международной арене. Начало «холодной войны».
35. Хрущевская «оттепель». Десталинизация.
36. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.
37. Последние годы существования СССР (1985-1991). Перестройка. Реформа политической системы. Экономические реформы. Антикризисные программы. Распад социалистического содружества – СЭВ, ОВД.
38. Государственно-политический кризис 1991 г. Распад СССР.
39. Россия в 90-е гг. XX в. Политическая система России в нач. 90-х гг. Продолжение курса экономических реформ. Приватизация собственности. Кризис 1993 г. Конституция 1993 г. Возвращение института Государственной думы. Внешняя политика России.
40. Россия в нач. XXI в. Общественно-политическое и социально-экономическое развитие страны. Международные связи России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дисциплина «История» относится к базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла и является обязательной для изучения в рамках университетского курса.
Данный курс призван систематизировать полученные ранее сведения по истории, восполнить существующие пробелы в области исторического знания, обогатить методологический инструментарий студентов по поиску новых фактов и их анализу.
Значение изучения истории особенно возрастает в настоящее время в условиях идейного и политического плюрализма. Кроме того, всестороннее изучение истории нашего Отечества дает надежные ориентиры и для оценки современных социально-экономических и политических процессов и является важным компонентом гуманитарно-ориентированного знания, что подчеркивает значимость его изучения студентами.
С распространением компетентностно-ориентированного подхода в образовании, все более важное место в обучении отводится самостоятельной работе студентов. Надеемся, что данное учебно-методическое пособие поможет студентам правильно организовать время, отведенное на эту учебную деятельность, успешно подготовиться к практическим заданиям и экзамену по курсу.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Образец оформления титульного листа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Самарский государственный технический университет» в г. Сызрани
Кафедра
гуманитарных наук
Контрольная работа по дисциплине:
«ИСТОРИЯ»
Вариант № 4
Выполнил:
студент гр. ЭБЗ-303
А.Б. Левашов
Проверил:
канд.филос.наук, доцент
Л.М. Куракина
СЫЗРАНЬ, 2018
Приложение 2
Образец выполнения задания
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................................................................................................................ 3
Введение ...................................................................................................................................... 4
1. Практические занятия ............................................................................................................. 5
2. Организация самостоятельной работы студентов-заочников ............................................ 7
3. Перечень заданий для контрольной (самостоятельной) работы......................................... 9
Раздел 1. Теоретические и методологические основы истории России ........................ 9
Раздел 2. Древний период российской истории: формирование субъекта русского исторического процесса .................................................................................................... 12
Раздел 3. Эпоха «Московского царства» ......................................................................... 14
Раздел 4. Российская Империя ......................................................................................... 17
Раздел 5. Советское государство ...................................................................................... 20
Раздел 6. Современный этап истории России ................................................................ 23
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ............................. 27
4.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ....................................................................................................................... 27
4.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
необходимых для освоения дисциплины ................................................................................ 28
4.3. Примерный перечень вопросов к экзамену...................................................................... 28
Заключение ...................................................................................................................................... 31
Приложения ..................................................................................................................................... 32
[1] Список оформляется в алфавитном порядке.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Самарский государственный технический университет» в г. Сызрани
К а ф е д р а «Гуманитарные науки»
ИСТОРИЯ
Практикум для студентов заочного обучения
2018
Утверждено решением научно-методического совета факультета
«___» _________2018 г. Протокол № ____
История: практикум для студентов заочного обучения / Сост. У.И. Кулянина, Л.М. Куракина. – Сызрань: филиал Самар. гос. техн. ун-та в г. Сызрани, 2018. - 22 с.
Пособие включает комплект методических материалов, необходимых студентам заочного обучения для успешной освоения дисциплины «История»: планы и методические указания к практическим занятиям, темы сообщений, задания для выполнения письменной контрольной (самостоятельной) работы и методические указания по ее выполнению с примерными образцами оформления титульного листа, выполнения отдельного задания, оформления списка использованной литературы, перечень основной и дополнительной учебной литературы, перечень вопросов к экзамену.
Методические указания адресованы студентам-заочникам, обучающимся по направлениям подготовки бакалавриата.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное издание представляет собой практикум по подготовке к практическим занятиям и выполнению письменной контрольной (самостоятельной) работы при изучении дисциплины «История» для студентов заочного обучения, обучающихся по направлениям подготовка бакалавриата.
Пособие содержит учебно-методические материалы, способствующие успешному освоению исторических знаний: требования к уровню освоения знаний, умений и навыков; структуру практических занятий; темы сообщений для выступления на практических занятиях; перечень основной и дополнительной учебно-методической литературы; вопросы для подготовки к экзамену.
Основная часть практикума содержит задания для выполнения письменной контрольной (самостоятельной) работы, являющейся одной из основных форм самостоятельного изучения дисциплины «История» для студентов-заочников.
Задания контрольной (самостоятельной) работы представлены в форме тестов, что повышает познавательную активность студентов. Представленные тесты могут быть использованы студентами для самоконтроля уровня освоения учебного материала по истории в объеме всего курса и по отдельным тематическим разделам дисциплины.
В приложении к практикуму даны образцы выполнения и оформления контрольной (самостоятельной) работы, в том числе титульного листа и списка использованных источников и литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «История» является частью гуманитарной подготовки студентов. Дисциплина призвана помочь студентам выявить место истории в обществе, вооружить их знанием фактов и пониманием закономерностей эволюции государственности России, показать эволюцию исторических понятий и категорий, дать представление об исторических особенностях развития российского государства, показать взаимосвязь российской и мировой истории, место и роль России в мировом общественном развитии.
Необходимо помнить, что данный курс охватывает изучение исторического прошлого нашей Родины в его развитии, включая Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Поэтому, при изучении материалов курса, студентам следует сосредоточить свое внимание на теоретических аспектах изучения истории, историко-сравнительном и проблемно-хронологическом анализе исторических фактов.
Еще одной особенностью, о которой не стоит забывать, является неоднозначность понимания ряда вопросов политической, социально-экономической сфер деятельности российского государства. Это обстоятельство делает не только возможным, но и необходимым высказывать и отстаивать во время практических занятий, а также при выполнении контрольной (самостоятельной) работы, свою точку зрения по изучаемым проблемам.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Направления методологии исторической науки.
Основы формирования Древнерусского государства
/ 2 часа/
План занятия
1. Предмет истории как науки. Место истории в системе наук. Функции исторического знания. История России как неотъемлемая часть всемирной истории.
2. Методология истории. Методы исторического исследования. Подходы к изучению истории. Источниковая база исторического исследования. Классификация исторических источников.
3. «Государство Древней Руси» («Киевская Русь»). «Норманнская теория» происхождения славянской государственности. Категории населения по «Русской Правде».
4. Переход от язычества к христианству.
5. Социально-политические изменения в русских землях в XII- XIII вв.
6. Монгольский период в русской истории.
Темы сообщений
Занятие 2. Российская империя в XVIII в. Советское государство
/ 2 часа/
План занятия
1. Реформы Петра I в истории России.
2. Борьба вокруг петровского наследства в эпоху дворцовых переворотов.
3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Расширение сферы крепостного права.
4. Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война и интервенция.
5. СССР в 1920 – 1952 г.
6. Россия в 1991 г. – начале XXI в.
Темы сообщений
1. Личность Петра в исторической литературе.
2. Петр I и русская православная церковь.
3. Рождение российской армии и флота.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
Обучение студентов невозможно без активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной познавательной деятельности, а также эффективных способов руководства ею. Формирование общекультурных компетенций бакалавра находится в тесной взаимосвязи с опытом организации самостоятельной работы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учебы в высшем учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.
Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности студентов, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Обязательной составной частью учебного процесса заочного обучения является контрольная (самостоятельная) письменная работа. В ней студент-заочник должен показать свое умение логично, с использованием литературы, грамотно изложить содержание раздела (темы).
При написании контрольной (самостоятельной) работы студент должен выполнить шесть тестовых заданий с развернутым пояснением из каждого тематического раздела дисциплины «История».
Варианты заданий контрольной (самостоятельной) работы определяются порядковым номером студента в списке группы. Так, если студент в списке числится под номером «4», то он должен выполнить все четвертые номера заданий из шести разделов. В случае если порядковый номер студента в списке группы превышает число вариантов (т.е. выше 20), следует вычесть из него 20. Например, студенту, который числится в списке группы под номером «25», предстоит выполнить задания варианта № 5.
Объем каждого задания должен составлять 1,5–2 страницы формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 пт., межстрочный интервал – 1,5).
При выполнении задания необходимо:
· привести задание в виде теста со всеми предлагаемыми вариантами ответов;
· указать правильный ответ;
· представить текстовое обоснование выбора правильного ответа.
Образец выполнения отдельного задания приведен в Приложении №2.
Содержание контрольной (самостоятельной) работы должно носить авторский характер. Заимствования текста из общедоступных источников допускается только в виде цитирования и не должно превышать 50%. Цитаты из учебной и научной литературы заключаются в кавычки, снабжаются ссылочным аппаратом в соответствии с ГОСТ Р7.0.5 2008. (Сноски оформляются в квадратных скобках, где указывается номер цитируемого источника в списке использованной литературы, через запятую указывается номер страницы, откуда заимствована цитата. Например, [2, с. 57]).
На титульном листе указываются фамилия и инициалы студента, номер варианта, номер группы. В конце контрольной (самостоятельной) работы дается список использованных источников и литературы в алфавитном порядке. Образцы оформления титульного листа и списка использованной литературы даны в приложениях №1 и №3.
Студент обязан написать и представить преподавателю контрольную (самостоятельную) работу до дня экзамена по дисциплине. Студенты, не имеющие зачтенной контрольной (самостоятельной) работы, к экзамену не допускаются.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЫ
Каждое контрольное задание предполагает выбор правильного ответа(ов) с развернутым обоснованием.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 234.