Метод интеллект - карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.
План в виде интеллект карт дает нам ряд преимуществ:
• Легко отслеживать, что уже сделано, а что нет. Просто выделяем выполненные шаги и сразу видим, что уже сделали.
•Легко дополнять план. Если нужно добавить новый шаг, просто рисуем новую ветку и план становиться более подробным.
•Легко увидеть первоочередной фронт работ. Когда все шаги перед глазами, то меньше шансов, что завязнем в мелких, второстепенных шагах. И не выполним самые важные
Метод позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:
-Развивать психические, познавательные функции.
-Стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка.
-Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
-Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
-Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
-Развивать воображение и творческую активность.
-Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Этап.
Разработан план внедрения методики интеллект-карт в работу с дошкольниками с тяжелыми речевыми нарушениями. ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Составление интеллект-карт по закреплению и обобщению материала по еженедельным лексическим темам.
Общий алгоритм составления интеллект-карты:
1.В центре листа обозначается общая тема (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)
2. «Мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций по теме.
3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке.
3. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.
3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
4. Составляется карта.
Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно (всю лексическую неделю) вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (рассказ), с опорой на карту.
Интеллект-карта по изученной теме «Домашние животные и их детеныши»
1. Лист расположен в горизонтальном направлении.
2. В центре выделена тема «Домашние животные и их детеныши».
3. От центра расходятся цветные линии-мысли.
4. Подбираются картинки, которые относятся к теме.
5. От каждого животного также отводятся ветви такого же цвета, что и
первая ветвь ( заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме).
6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений
слова-признаки к каждому фрукту.
7. Дети составляют предложения.
Интеллект-карта по изученной теме «Дикие животные наших лесов»
1. Лист расположен в горизонтальном направлении.
2. В центре выделена тема « Волк».
3. От центра расходятся цветные линии-мысли.
4. Подбираются слова-ассоциации по теме.
-место обитания.
-семья.
-способ добычи пропитания.
-опасность.
-способ защиты.
5. От каждой ассоциации также отводятся ветви такого же цвета, что и
первая ветвь.( заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме)
6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому разделу темы.
7. Дети составляют предложения, рассказ.
Дальнейшие карты заполняются аналогично.
За истекший период составлены интеллект-карты по темам:
«Я», «Домашние птицы», «Весна», «Зима», «Моя семья», «Детский сад», «Осень», «Ёлка», «Дикие животные наших лесов», «Животные жарких стран», «Мама». ПРИЛОЖНИЕ №2
В процессе работы с применением интеллектуальных карт дети учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средство, позволяющее самостоятельно развивать речь в процессе общение и обучения.
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, формирования значения слова, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
Степень соотнесенности слова и образа характеризует качественную сторону словарного запаса. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщенным значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе становится впоследствии возможным овладение обобщенным значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятиях и представлениях окружающий мир, тем шире возможности овладения обобщенным значением слов и выше его уровень. Поэтому возможность с помощью интеллектуальных карт чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами расширяют значения и понимание слов. Несмотря на то, что дети обычно правильно употребляют слова в том или ином контексте, их значения при тщательной проверке часто оказываются вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а значение слов либо неправомерно сужается – слово остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуации, либо чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивает свое значение.
У детей с речевыми нарушениями наблюдаются нарушения словарно-семантической стороны речи, формализм употребления количества слов, связи с их конкретными чувственными характеристиками. Усваивая новое слово, например, «тыква», ребенок мог бы никогда не видеть этот овощ, не знать ее признаков, при этом он может весьма активно употреблять это слово, не имея точного представления. Рассматривая картинки с изображением, например, овощей, ребенок, подвязывает новое слово к данному обобщающему понятию, в результате чего формируется не только образ в памяти, но он связывается с обобщающими понятиями.
Составляя интеллект-карты дети знакомятся с изобразительным способом предоставления информации – картой. В качестве условных заместителей (по договоренности с детьми) могут выступать символы разнообразного характера.
Этап
Итоговый
Определила теоретическую эффективность данной методики в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем:
-разработана и апробирована методика составления интеллект-карт для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, которая показал, что использование теоретически обоснованного универсального метода интеллект-карт в процессе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи даёт возможность воспитателям учитывать уровень развития воспитанников и формировать у них познавательные процессы, такие как:
- элементарный начальный анализ;
- поиск и выделение необходимой информации;
- мышление- структурирование имеющихся знаний;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- представление информации в виде графических схем, таблиц.
А также неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний дошкольников; повышению уровня качества этих знаний; проявлению познавательной активности и интереса к процессу необходимости получения информации. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 387.