МДОУ Кизильский детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко
Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи.
Г.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ И НОВВОВЕДЕНИЙ
Проблема
Необходимость формирования познавательной активности у дошкольников и педагогов в процессе воспитательно-образовательной работы и неумение применять соответствующие методы и приемы, побуждающие к активному творческому поиску.
Цель инновации, нововведения
Навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.
Сущность инновации, нововведения
Mind-maps - термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума» – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.
Карты ума позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.
Карты ума не дают упустить из виду все минусы и плюсы того или иного решения.
Карты ума активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факторы, упущенные при традиционном анализе.
Плюс ко всему использование в ментальных картах образов и цветов активизирует интуицию, а это так же может оказать влияние на правильность принимаемых решений
Прогнозируемый результат нововведения
Эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
Мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Планировать собственную деятельность, направленную на достижение поставленного результата
5. Классификация инновации, нововведения по области применения знаний
Управление,
Дидактика,
Психология,
Частные методики,
Социология,
Право,
Гигиена и физиология,
Междисциплинарная область (подчеркнуть)
6. Инноватор:
Ф.И.О. – Шумилин Надежда Николаевна
Возраст – 24.05.1961
Образование – среднее специальное. Магнитогорское педагогическое училище 1980г.
Специальность – старший воспитатель
Педагогический стаж – 33года
Разработчик
Распространитель
Пользователь (подчеркнуть)
7. Нововведение прошлой стадии:
1. Формирование идеи,
2. Целеполагания,
3. Разработка
4. Освоение на стадии опытного внедрения или эксперимента,
5. Распространения, диффузии (многократного повторения),
6. Рутинизации
Нововведение прошло экспериментальное апробирование
(подчеркнуть)
Однократное
Многократное
9. Инновационный эксперимент:
(подчеркнуть)
Констатирующий,
Формирующий,
Уточняющий (подчеркнуть)
Активный (производственный, лабораторный)
Пассивный (экспериментальное наблюдение)
Препятствия на пути разработки и внедрения
Стереотипность мышления педагогов, нежелание уходить от привычного и знакомого.
11. Экспериментальный контроль осуществляется (подчеркнуть)
Специалистами
Общественностью
Самоконтроль
12. Какие еще проблемы предстоит решить: настоятельно рекомендовать педагогам, при разработке проектов, планировании занятий интегрированного характера, подготовке сообщений, докладов использовать интеллектуальные карты.
13. Особые замечания о значении инновации и ее оценка с учётом альтернативных мнений_
«20 » сентября 2013г. ' Составитель:Шумилина Н.
Определение интеллект-карты
Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи.
Немного истории
Интеллект-карты (в оригинале Mind maps®) это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Немного теории
Мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей порождаются новые. Попытки упорядочить их и записать на бумаге в строгой последовательности обычно приводят к плачевным результатам.
Представьте себе солнце. Его лучи распространяются во множестве направлений из центра наружу по радиусам. Эта же радиантность свойственна нашим мыслям.
Возьмите любое слово, лучше существительное (работа, вода, стул, автомобиль, вера, счастье, фрукт, праздник…), напишите его в центре листа, а вокруг на лучиках-радиусах напишите несколько слов, с которыми оно у вас ассоциируется. Потом проделайте ту же операцию с получившимися словами. Можно продолжить фиксировать на бумаге этот поток ассоциаций и дальше. Если же Вы сравните свою картинку с тем, что изобразили другие люди, то обнаружите, что даже первый круг ассоциаций совпадает у разных людей далеко не полностью, а уж второй и третий будут иметь очень мало общего.
Именно эти свойства нашего мышления нелинейность, радиантность и ассоциативность задействуются при использовании карт ума. При этом полученная картина обладает целостностью и дает лучшее представление об интересующей Вас теме, чем обычный текст, разбитый на разделы и параграфы.
Наш мозг считывает изображения гораздо быстрее, чем слова. Вспомните, что дорожные указатели во всем мире сделаны в виде лаконичных картинок–пиктограмм, которые одинаково воспринимаются людьми разного пола, возраста и национальности. Выработан свой графический язык и в Интернете. Это не удивительно, ведь буквенной письменностью человек овладел всего 3 500 лет назад, наскальные изображения появились не менее 10 000 лет назад, а зрительные образы человек использовал еще раньше.
Вы, вероятно, слышали, что между двумя полушариями человеческого существует своеобразное разделение труда. Как правило, левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, а правое – за образное, интуитивное, творческое. У одних людей больше задействовано правое полушарие, у других – левое, и лишь некоторые счастливчики в полной мере владеют и тем и другим. Как отметил психиатр Борис Иосифович Белый: “Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса”
У большинства представителей западной цивилизации левополушарное мышление преобладает. Более того, в школе в первую очередь развивают способности, связанные с левым полушарием. От нас требуется запоминание и упорядочивание массы фактов.
В то же время сейчас очень востребовано нестандартное мышление, креативность. Для пробуждения творческого подхода к решению задач очень популярны мозговые штурмы, тренинги креативности. Создание карт ума позволяет активизировать свое правое полушарие с минимумом материальных, энергетических и временных затрат.
Используйте эмфазу
• Всегда используйте центральный образ.
• Как можно чаще используйте графические образы.
• Для центрального образа используйте три и более цветов.
• Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы.
• Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
• Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
• Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.
• Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
Ассоциируйте
• Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
• Используйте цвета.
• Используйте кодирование информации.
Используйте эмфазу
Умение выделять значимое, делать акцент на чем-либо, иначе говоря, пользоваться эмфазой, является одним из важнейших факторов успеха в деле совершенствования памяти и творческих возможностей. Следующие законы позволяют достигнуть наибольшего успеха занятиях с интеллект-картами.
· Всегда используйте центральный образ
Графический образ автоматически помещается в фокус зрения, значит, и мозга эффективен в качестве фактора, содействующего лучшему запоминанию. Кроме того, образ привлекает, причем сразу на нескольких уровнях восприятия. Он бросается в глаза, притягивает внимание.
· Если какое-либо слово имеет центральное значение для интеллект-карты, его можно преобразовать в образ, используя при этом преимущества объемного изображения, палитры цветов и привлекательной формы.
· Как можно чаще использовать графические образы
Использование графических образов при любом удобном случае обеспечивает все преимущества, описанные выше, и кроме того, эффективный баланс между визуальными и речевыми кортикальными способностями, совершенствуя умение воспринимать визуальный мир.
· Для центрального образа используется три и более цветов
Цвета стимулируют память и творческий порыв и дают избежать опасностей, кроющихся в статичной тонности. Цвета добавляют жизни вашим рисункам и делают их более привлекательными.
· Чаще придавать изображению объем, а также использовать выпуклые буквы
Объемное изображение заставляет объекты выглядеть выпукло, а все, что выглядит выпуклым, лучше воспринимаете и запоминается.
· Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия)
Где только возможно, следует включать в интеллект-карту слова или образы, относящиеся к функциям пяти органов чувств — зрения, слуха, обоняния, восприятия вкуса осязания, а также кинестезии (физическому ощущению своего пребывания в какой-либо среде, в тех или иных условиях). Подобное правило использовалось многими знаменитыми мнемонистами, а также великими писателями и поэта
· Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики
Варьирование размеров наносимых на интеллект-карт объектов, слов или образов есть наилучший способ указать их относительную значимость в составе отдельной иерархии. Кроме того, объект крупного размера бросается в глаза и легче запоминается.
· Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте
Оптимальное размещение элементов улучшает восприятие интеллект-карты в целом, помогает организации иерархий, делает интеллект-карту открытой для дополнений и улучшает ее эстетические качества.
Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим
Ассоциируйте
Умение использовать ассоциации представляет собой один из важнейших факторов в деле совершенствования памяти и творческих возможностей. Ассоциации - это инструмент, посредством которого наш мозг адекватно воспринимает реальный мир, соотнося наши текущие восприятия с предыдущим опытом, и, кроме того, является ключом, отпирающим двери к тайникам памяти и мышления
Коль скоро центральный образ и базовые порядковые идеи определены, ассоциации способны привести к самым потаенным глубинам знания о предмете интереса.
· Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты
Глаз самопроизвольно следует за стрелками в направлении, которое они указывают, обнаруживая тем самым связь между отдельными элементами интеллект-карты. Стрелки могут быть однонаправленными, двунаправленными, варьироваться по длине, толщине, форме; могут использоваться также объемные стрелки. Их главное назначение - задавать направление.
· Используйте цвета
Цвет играет роль одного из важнейших средств совершенствования памяти и творческих возможностей. Подбор удачных цветов для кодирования при составлении интеллект-карты обеспечит скорейший доступ к информации, позволит лучше запоминать информацию, и будет способствовать увеличению числа и диапазона творческих идей. Цветные коды и символы могут применяться как в индивидуальной работе с интеллект-картами, так и групповой работе.
· Используйте кодирование информации
Коды позволяют обеспечивать мгновенную связь между различными частями интеллект-карты. Кодами могут быть галочки, крестики, кружки, треугольники и т. п., или же они могут принимать гораздо более сложную форму.
Коды также позволяют вам экономить массу времени. Например, можно разработать собственную систему простых для запоминания кодов и использовать ее во всех своих записях и конспектах, с тем, чтобы обозначать часто упоминаемых вами людей, явления, процессы и т. п.
При умелом использовании палитры цветов, наборов символов, форм и образов коды способствуют более четкой и ясной организации категорий и иерархий. Их также удобно использовать для привязки неких специальных данных (например, биографических сведений) к интеллект-карте.
МДОУ Кизильский детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко
Дата: 2018-12-21, просмотров: 404.