Серия 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как и в детском варианте, каждая проба оценивается по нескольким критериям:

1. Грамматическое оформление (это основные оценки в этой серии, именно они затем суммируются в общий балл за серию). Для каждой группы заданий этот вид оценок индивидуален.

2. Лексическое оформление (это штрафные очки, которые начисляются за лексические ошибки в каждом из заданий серии, кроме последнего. Потом все они суммируются, переводятся в баллы по специальной шкале и учитываются при оценке номинативной функции речи). Оценка подчиняется правилу «чем грубее ошибка, тем выше штрафной балл» и производится единообразно для всех проб 3-й серии:

0 баллов — отсутствие лексических трудностей;

1 — поиск слова с нахождением нужного;

2 — семантически близкая словесная замена;

3 — далекая словесная замена или неадекватное использование вербальных средств•

3. Смысловая адекватность. При ее оценке начисляются штрафные очки. Чем грубее ошибка, тем больше штраф. При оценке грамматического строя речи эти данные не учитываются. Правила штрафования для каждого вида заданий серии указаны ниже. Начисленные таким образом штрафы суммируются. Они имеют значение при подсчете переднего индекса, в который входят в пересчитанном по специальной шкале виде с отрицательным знаком:

0 балла — 5 и менее штрафных очков за смысловые ошибки;

-5 — от 6 до 15 штрафных очков за смысловые ошибки;

-10 — от 16 до 25 штрафных очков за смысловые ошибки;

-15 — 26 и более штрафных очков за смысловые ошибки.

4. Наличие ошибок, обусловленных трудностями фонематического восприятия. Начисляются как штрафные баллы с отрицательным знаком. Как правило, встречаются при составлении предложений из слов в начальной форме и при повторении предложений. При оценке 3-й серии не учитываются, но входят в задний индекс. Оцениваются по совокупности допущенных ошибок во всей серии:

0 баллов — отсутствие фонетических ошибок;

-5 — 1 фонетическая ошибка;

-10 — 2 фонетические ошибки;

-15 — 3 и более фонетические ошибки.

Дополнительная оценка не влияет на общий балл и может не использоваться.

а) Составление предложений по картинкам (I)

б) Составление предложений по картинкам (II)

в) Составление предложений по картинкам (III)

Используются те же 15 картинок, что и в детском варианте.

Инструкция для заданий а), б), в): посмотри на картинку и составь предложение.

Оценка за грамматическое структурирование

3 балла — правильное выполнение;

2 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения;

1 — негрубые аграмматизмы, параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств), упрощение предполагаемой структуры предложения;

0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

Максимальная оценка за построение фраз всех трех видов равна 45 баллам.

Штрафные оценки за смысловые ошибки

0 баллов — правильное выполнение;

1 — смысловая неполнота;

2 — смысловая неточность;

3 — смысловая неадекватность.

Величина штрафной оценки в каждом конкретном случае индивидуальна. После пересчета по специальной шкале, приведенной выше, максимально плохой результат соответствует -15 баллам.

г) Повторение предложений

Инструкция: повторяй за мной как можно точнее.

Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу.

После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо готовиться к экзамену.

В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель.

Оценка за грамматическое структурирование

3 балла — правильное выполнение;

2 — неправильный порядок слов, пропуск не более двух членов предложения;

1 — негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, упрощение синтаксической схемы предложения;

0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

Максимальная оценка — 15 баллов.

Штрафные оценки за смысловые ошибки

0 баллов — правильное выполнение;

1 — смысловая неполнота;

2 — смысловая неточность, незначительное искажение ситуации;

3 — грубое искажение смысла, смысловая неадекватность.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 273.