http://www.iadb.org/intal/ingles/bdi/i-bdi.htm
Другие полезные интернет-источники:
Библиотека Либертариума ("Moscow Libertarium Library (Russian)") - http://libertarium.ru/library
Национальная электронная библиотека. Аналитические материалы - http://www.nel.ru/analytdoc/svodka.html
Институциональная экономика http://ie.boom.ru/1/index.htm
журнал "Вопросы экономики"- http://infomag.mipt.rssi.ru/data/j112r.html
журнал "Экономика и математические методы" - http://www.cemi.rssi.ru/emm/home.htm
журнал "Проблемы теории и практики управления"- http://www.ptpu.ru
Economic Journal on the Web - http://www.oswego.edu/~economic/journals.htm
Институт "Экономическая школа". Галерея экономистов. http://www.ise.spb.ru/gallery/main.html
Институт экономических проблем переходного периода - http://www.iet.ru
Центральный экономико-математический институт- http://www.cemi.rssi.ru
Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации- http://wcer.park.ru
Центральный Банк Российской Федерации- http://www.cbr.ru
Московская межбанковская валютная биржа - http://www.micex.ru
Economists on the World Wide Web - http://eclab.ch.pdh.edu/ecwww
Links in Economics - http://www.unizh.ch/sts/links/links.html
Nobel Prize in Economic Science Winners - http://www.almaz.com/nobel/economics
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Обучение по дисциплине «Экономика развития» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции и практические занятия) и самостоятельной работы. Практические занятия по дисциплине предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций.
Курс предполагает широкое использование интерактивных методов обучения. Для проведения практических занятий активно используются методы работы в малых группах, вовлечение в индивидуальную работу. При проведении практических занятий используются презентации.
Презентация – это передача информации в виде изложения различных материалов, методологических подходов с использованием информационных ресурсов. Формы презентации различны и могут варьироваться от обычного изложения материалов до некоторого вовлечения аудитории в процесс через вопросы и участие в дискуссии. Презентация наиболее часто используется в практической деятельности компаний и организаций.
Метод используется для наглядного представления какого-либо материала и для моделирования постепенного подхода к решению задачи. Может быть использован при проведении научной дискуссии, выступлении с докладом, проведении ролевых и деловых игр, защите проекта и т.п. Этапы процесса: определение содержания материала и цели презентации; составление примерного плана презентации; разработка системы наглядного материала, иллюстрирующего материал презентации; подведение итогов, изложение самых главных моментов представленного материала и его наглядных иллюстраций; обсуждение (вопросы – ответы); выявление достоинств и недостатков проведенной презентации.
При реализации дисциплины используются следующие интерактивные формы проведения занятий:
- круглый стол (научная дискуссия);
- мозговой штурм (мозговая атака);
- метод проектов;
- работа в малых группах.
«Круглый стол» организуется следующим образом:
1) преподавателем формулируются вопросы, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему;
2) вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки;
3) в ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности;
4) выступления специально подготовленных аспирантов обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, аспиранты высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения.
«Научная дискуссия», как особая форма всестороннего обсуждения спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре, реализуется как коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Целью проведения дискуссии в этом случае является обучение, тренинг, изменение установок, стимулирование творчества и др. В проведении дискуссии используются различные организационные методики:
- Методика «вопрос – ответ» – разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.
- Методика «клиники» – каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз» поставленной проблемной ситуации. Затем это решение оценивается как преподавателем (руководителем), так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «принимается – не принимается».
- Методика «лабиринта» или метод последовательного обсуждения - своеобразная шаговая процедура, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).
- Методика «эстафеты» – каждый заканчивающий выступление участник передает слово тому, кому считает нужным.
- Свободно плавающая дискуссия - когда группа к результату не приходит, но активность продолжается за рамками занятия. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, когда участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.
В основе «круглого стола» в форме «дебатов» организуемое как свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному аспирантами тематическому тезису, эта форма «круглого стола» посвящена получению однозначного ответа на поставленный вопрос – «да» или «нет». Причем одна группа – утверждающие - является сторонниками положительного ответа, а другая группа – отрицающие – сторонниками отрицательного. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.
Метод мозгового штурма – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых нереалистичных. После чего из числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач при тупиковых или проблемных ситуациях.
Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. При этом используются разнообразные приемы «включения» фантазии, для лучшего использования «чисто человеческого» потенциала в поиске решений.
Разбор ситуации – это изложение гипотетической ситуации, которое используется для анализа и обсуждения. Этот метод стимулирует дискуссии и обсуждения в группах, совместные поиски новых путей работы. Метод используется для обсуждения различных проблем, с которыми в типовой ситуации сталкиваются практически все гражданские служащие, и развивает навыки коллективной работы над разрешением и преодолением трудностей.
Этапы процесса: описание конкретной ситуации, детальное ознакомление с ситуацией; формулирование проблемы, которую надо разрешить и вопросов для обсуждения, подготовка к обсуждению и поиск путей решения проблемы; изложение подготовленных предложений или вариантов ответов на вопросы; обсуждение предложенных вариантов решений; обобщение результатов занятий и подведение итогов.
Кейс-метод – это способ рассмотреть реальную экономическую (управленческую) ситуацию. Предполагает анализ информации в изучаемом объекте, постановку проблемы, поиск решений, составление (отбор) предлагаемых путей решения проблемы, формирование цели в виде программы (действий). Данный метод привязывает дискуссию к реальным фактам, с которыми участникам игры в той или иной мере доведется иметь дело на практике. Деловая игра позволяет аспирантам осмыслить механизм и средство решения актуальных проблем, попробовать себя в роли менеджера, руководителя, ответственного за принятие решений. Кейс- метод не ограничивается лишь совместным обсуждением проблемы в учебной аудитории, предполагает реализацию следующих шагов:
· индивидуальную подготовку участников к обсуждению конкретной ситуации (сбор информации) по обсуждаемой проблеме;
· предварительное неформальное обсуждение кейс-ситуации в активной группе однокурсников;
· кейс-обсуждение под руководством преподавателя;
· письменная контрольная работа с использованием кейса.
Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе самостоятельной работы. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной литературой и выполнять дополнительные задания и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем. К самостоятельному виду работы относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для проведения практических занятий или выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Слушатели могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются тестовые задания.
ОБРАЗЕЦ КЕЙСА
Экономический рост и человеческое развитие[1]
Определяющая разница между школами экономического роста и человеческого развития заключается в том, что первая акцентирует свое внимание исключительно на расширении только одного выбора–дохода, в то время как вторая охватывает расширение всех видов выбора человека, будь то экономический, социальный, культурный или политический выбор.
Экономический рост является важным фактором общественного прогресса. Увеличивая богатство страны, он расширяет ее потенциальные возможности в борьбе с нищетой и в разрешении прочих социальных проблем. В то же время быстрый экономический рост может быть достигнут за счет интенсивной эксплуатации природных ресурсов или породить инфляционное давление, которое приведет к спаду. Более того, быстрые темпы роста не обязательно предполагают соответствующего роста занятости населения. Согласно концепции человеческого развития, экономический рост может обеспечить повышение человеческого потенциала тогда, когда рост не только обеспечивает повышение дохода на душу населения, но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу, а не, например, в вооружение, а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике.
Таблица 15. Экономический рост и человеческое развитие
Страна | ВНД | ИЧР | Экономический рост | |||
Млрд. долл. США | рейтинг | значение | рейтинг | % к ВВП | % к ВВП на д.н. | |
США | 12 912,9 | 1 | 0,951 | 12 | 3,2 | 2,2 |
Япония | 4 976,5 | 2 | 0,953 | 8 | 2,6 | 2,6 |
ФРГ | 2 875,6 | 3 | 0,935 | 22 | 1,0 | 1,0 |
Великобри-тания | 2 272,7 | 4 | 0,946 | 16 | 1,8 | 1,2 |
Китай | 2 269,7 | 5 | 0,777 | 81 | 10,2 | 9,5 |
Индия | 804,1 | 10 | 0,619 | 128 | 9,2 | 7,7 |
Южная Корея | 765 | 11 | 0,921 | 26 | 4,0 | 3,5 |
Бразилия | 662 | 14 | 0,800 | 70 | 2,3 | 0,9 |
РФ | 638,1 | 16 | 0,802 | 67 | 6,4 | 6,9 |
Узбекистан | 13,6 | 93 | 0,702 | 113 | 7,0 | 5,8 |
Гана | 10 | 103 | 0,553 | 135 | 5,9 | 3,8 |
Сьерра Леоне | 1,2 | 174 | 0,336 | 177 | 7,5 | 3,8 |
Источник: World Development Indicators, 2008.
Вопросы для дискуссии
1. Рассмотрите данные таблицы 1. Какие выводы вы можете сделать по поводу того, что уровень ВВП по доходам и ИЧР разнятся?
2. Для измерения экономического роста используется показатель ВВП или ВВП на душу населения. Насколько данный показатель может служить мерилом роста благосостояния страны? Измеряет ли он качественные аспекты развития?
3. Чем можно объяснить такое положение, при котором достижение высоких темпов экономического роста не всегда сопровождается ростом ИЧР? Обоснуйте ответ.
4. Каковы основные способы усиления взаимосвязи между экономическим ростом и человеческим развитием?
5. Назовите меры социально-экономической политики, которые способствуют достижению экономического роста в интересах человеческого развития.
6. Глобальный финансово-экономический кризис вызвал небывалую со времен Великой депрессии и Второй мировой войны экономическую рецессию, разбалансированность финансовой системы, рост уровня задолженности во многих странах мира. Как данные факты повлияют на динамику человеческого развития?
Рекомендации к изучению разделов и тем дисциплины
Тема 1. Предмет и метод экономики развития
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды
Экономический рост
Экономический цикл
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Развивающиеся страны
Освободившиеся страны
Экономика развития
Контрольные вопросы
1. Каковы предпосылки возникновения теории развивающихся стран? В чем особенности предмета экономики развития?
2. В чем ограниченность применения исторического опыта развитых стран к странам Азии, Африки и Латинской Америки? Какую роль сыграл капитализм в становлении современной социально-экономической структуры развивающихся стран?
3. Как соотносятся экономический рост и развитие, развитие экономическое и развитие социальное, развитие и свобода?
4. В чем единство и в чем различия между развитыми и развивающимися странами?
5. Существуют ли критерии общности развивающихся стран? Если да, то какие? Если нет, то почему?
6. Как связаны неравномерность развития и дифференциация периферии мирового хозяйства? Какие классификации развивающихся стран вы знаете?
7. Какие структурные особенности развивающихся стран вы знаете?
8. В чем особенности метода экономики развития? Какие методы и инструменты анализа используются при изучении развивающихся стран? Кратко охарактеризуйте особенности эконометрических моделей, применяемых в развивающихся странах.
9. Каковы источники макроэкономических и микроэкономических данных по развивающимся странам?
10. Перечислите основные международные институты, кратко охарактеризуйте их цели, структуру и особенности деятельности в развивающемся мире.
Тема 2. Кейнсианские модели роста
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Экономическое равновесие
Кейнсианская модель
Предельная норма сбережений
Приростной капитальный коэффициент (ICOR)
Предельная склонность к импорту
Производственная функция леонтьевского типа
Модель Харрода-Домара
Естественный темп роста ВНП
Гарантированный темп роста ВНП
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Порочный круг нищеты;
Квазистабильное равновесие
Самоподдерживающийся рост
Стадии роста
Большой толчок (Big push)
Модель с двумя дефицитами (Two gaps model)
Контрольные вопросы
1. Почему слаборазвитость трактуется как результат воздействия ограничивающих факторов (демографического, географического, технологического)? Можно ли представить слаборазвитость как форму кругового движения?
2. Когда и почему возникала Теория "порочного круга нищеты"? Кратко охарактеризуйте её различные варианты.
3. В чем особенности теории квазистабильного равновесия Х. Лейбенстейна?
4. В чем достоинства и недостатки концепции У. Ростоу об основных стадиях роста? Каковы возможности её эмпирической проверки?
5. Модель Харрода-Домара: кратко охарактеризуйте предпосылки, содержание и особенности её использования в теориях "большого толчка".
6. Когда и почему возникала теория "большого толчка"? Кратко охарактеризуйте её различные варианты.
7. В чем единство и различие концепций: сбалансированный набор инвестиций Р. Нурксе; несбалансированный рост А. Хиршмана; сбалансированный рост посредством несбалансированных инвестиций Х. Зингера?
8. Модель экономического роста с двумя дефицитами. Каковы предпосылки, статика и динамика модели?
Тема 3. Неоклассические модели развития
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Закон предельной производительности
Производственная функция Кобба-Дугласа
Реальная заработная плата
Кривая: цена- потребления
Условия торговли
Закрытая экономика
Открытая экономика
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Экономический дуализм
Традиционный сектор
Современный сектор
Модель с избыточным предложением труда
Избыток труда
Институциональная заработная плата
Дуалистический рынок товаров
Дуалистический рынок труда
Дуалистический финансовый рынок
Двухсекторные модели
Многоукладность
Контрольные вопросы
1. Рост и развитие: единство и различия в трактовке этих понятий у неоклассиков и кейнсианцев. Возможен ли рост без развития? И развитие без роста?
2. Что такое технологический и социальный дуализм? В чем их особенности в развивающихся странах?
3. Каковы предпосылки, содержание и механизм развития дуалистической экономики по В.А. Льюису?
4. В чем достоинства и недостатки дуалистических моделей?
5. Каковы предпосылки модели Фэя-Раниса? Проанализируйте основные стадии её реализации?
6. Чем отличается сбалансированный рост в закрытой и открытой дуалистической экономике в модели Фэя-Раниса?
7. Почему возникает дуализм на рынке товаров, труда и финансовых средств в третьем мире?
8. Предпосылки и экономическое содержание рекомендаций монетаристов для развития рыночной экономики в Чили. В чем достоинства и недостатки монетаристского подхода?
Тема 4. Институциональные концепции становления рыночной экономики
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Рациональное поведение
Институт
Институциональные изменения
Зависимость от траектории предшествующего развития (path dependency)
Кривая Лоренца
Коэффициент Джини
Теневая экономика
Трансакционные издержки
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
«Азиатские ценности»
Мотивация труда
Стратегия удовлетворения основных потребностей
Черта бедности
Индекс развития человека
Внелегальная экономика
Цена подчинения закону
Цена внелегальности
Порочный круг внелегальности
Контрольные вопросы
1. Кратко охарактеризуйте институциональные теории становления рыночной экономики. В чём их отличия от неоклассических и кейнсианских теорий?
2. Каковы причины роста популярности институционализма в "третьем мире" во второй половине 20-го века? Какова роль институционализма в становлении теории развивающихся стран.
3. Старый и новый институционализм: в чем единство и в чем различия применительно к анализу развивающихся стран?
4. Концепция "азиатской драмы" Г. Мюрдаля. Что такое "азиатские ценности" и почему им такое большое внимание уделяет Г. Мюрдаль?
5. Проблема занятости в "третьем мире": действительная и мнимая. Какова позитивная программа Г. Мюрдаля? Удалось ли её реализовать или нет? Обоснует свой ответ.
6. Неоинституциональные теории и их влияние на экономику развития. Каковы причины неразвитости прав собственности в "третьем мире"?
7. Теории человеческого капитала: в чем особенности их приложения к «третьему миру»?
8. Какую роль в концепции Э. де Сото играют нелегальные виды деятельности в становлении рыночной экономики? В чем единство и различие в развитии розничной торговли, жилищного строительства и общественного транспорта в Перу?
9. Каковы пути их сокращения издержек законопослушания в развивающихся странах? Что такое «цена внелегальности»?
10. Почему возникает порочный круг внелегальности и как вырваться из него? Какие институциональные условия (формальные, неформальные), по де Сото, необходимы для свободного предпринимательства? Применимы ли они для нашей страны?
Тема 5. Дискуссия о внешних факторах генезиса рыночной экономики: критика левых радикалов
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Абсолютные преимущества
Сравнительные преимущества
Открытая экономика
Кривая производственных возможностей
Кривая торговых возможностей
Международное разделение труда
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Ловушки развития
Догоняющее развитие
«Утечка мозгов»
Неэквивалентный обмен
Периферийный капитализм
Капиталистическая мир-система
Контрольные вопросы
1. Какие концепции свободы вы знаете? В чем их единство и различие, взаимосвязь и взаимозависимость?
2. Теория абсолютных и относительных преимуществ. Каковы возможности её применения в "третьем мире"?
3. Какие леворадикальные теории мирового хозяйства Вы знаете? Какой вклад в их становление и развитие внесли Р.Пребиш и С.Фуртадо?
4. В чем сильные и слабые стороны концепции неэквивалентного обмена А. Эммануэля?
5. Сохраняются ли в современном мире причины международной мобильности капитала и немобильности труда? Обоснуйте свой ответ.
6. Какова роль монополий в неэквивалентном обмене? Как характеризует её С. Амин в своей работе "Накопление в мировом масштабе"?
7. Перечислите предпосылки и особенности становления периферийного капитализма. Почему происходит асинхронное вызревание предпосылок?
8. Что такое дезинтеграция экономики и каковы её последствия?
9. В чем особенности методологии мир-системного анализа И. Валлерстайна?
10. Каковы практические рекомендации вытекающие из теории мир-экономики Валлерстайна?
Тема 6. Модели экономического роста и ловушки недоразвития
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Модель Солоу
Золотое правило накопления
Сходимость (конвергенция)
Человеческий капитал
Временной ряд
Пространственная выборка
Несмещенность
МНК и ОМНК
Критерии достоверности
Сходимость условная и безусловная
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Модель Мэнкью-Ромера-Уэйла
Инвестиции в человека
Модель Лукаса
Образование (как фактор развития)
Контрольные вопросы
1. Каковы достоинства и недостатки кейнсианских моделей роста? Почему неоклассическая модель Солоу вытеснила неокейнсианские модели роста?
2. В чем особенности применения модели Р.Солоу к развивающимся странам?
3. Как обосновываются гипотезы о строгой (абсолютной) и нестрогой сходимости в модели Солоу? Какая из них более вероятна на практике?
4. В чем достоинства и недостатки модели Р.Лукаса?
5. Подтверждают ли проверка Мэнкью-Ромера-Уэйла (1992) действие модели Солоу в нефтедобывающих странах, странах со средним развитием и странах ОЭСР? Как отражается специфика анализируемых стран? Чему равна величина α для каждой из групп стран?
6. Почему в современных условиях необходимо учитывать вклад человеческого капитала?
7. Какой смысл в понятие «человеческий капитал» вкладывается в модели Мэнкью-Ромера-Уэйла? Согласны ли Вы с этой трактовкой?
8. В чем особенности динамики физического и человеческого капитала (на единицу эффективного труда) в модели Мэнкью-Ромера-Уэйла?
9. Возможно ли достижение глобальной устойчивости на базе модели Мэнкью-Ромера-Уэйла?
10. Какие макроэкономические факторы имели наибольшее значение в моделях роста 90-х годов? Как вы думаете, почему?
11. Кратко охарактеризуйте особенности эконометрических исследований роста и развития. Что является источниками данных для эмпирических исследований экономического роста? Какие проблемы возникают при анализе межстрановых сопоставлений и регрессий?
12. Какие макроэкономические факторы роста представляются наиболее значимыми исследователям 1990-х годов?
Тема 7. Финансовые рынки
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Финансы
Финансовые рынки
Государственная и частная инфраструктуры
Асимметрия информации
Неполные контракты
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Ростовщичество
Скрытые проценты
Неформальные рынки кредита
Индивидуальные и групповые модели микрокредита
Неформальные рынки страхования
Контрольные вопросы
1. Каковы условия эффективного функционирования финансовых рынков?
2. Какую роль играет государственная и частная инфраструктура в предоставлении информации и исполнении контрактов?
3. Что такое неформальные рынки кредита?
4. Как возникают скрытые проценты?
5. Что такое микрофинансирование?
6. Какие индивидуальные и групповые модели микрокредита вы знаете?
7. Опыт Грумин Банка: его достоинства и недостатки.
8. Какие ограничения существуют на неформальных рынках страхования в развивающихся странах?
Тема 8. Рынок труда и человеческого капитала
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Структурная безработица
Фрикционная безработица
Циклическая безработица
Естественный уровень безработицы (NAIRU)
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Скрытая безработица
Урбанизация
Миграционная модель Тодаро
Контрольные вопросы
1. В чем особенности рынка труда в развивающихся странах?
2. Какие факторы определяют уровень заработной платы в освободившихся государствах?
3. В чем особенности уровня и форм безработицы в стратах Азии, Африки и Латинской Америки?
4. Способствовала ли урбанизация ослаблению или усилению дуализма развивающихся стран в послевоенные годы? Обоснуйте свой ответ.
5. Охарактеризуйте предпосылки модели внутренней миграции Тодаро. Насколько они реалистичны? Могли ли бы Вы предложить другие предпосылки? Если да, то какие? Если нет, то почему?
6. Сравните модель М. Тодаро с моделью У.А. Льюиса. В чем достоинства и в чем недостатки модели Тодаро по сравнению с моделью с избыточным предложением труда?
7. Каковы пути дальнейшего развития модели Тодаро?
8. Применима ли модель Тодаро к современной России?
9. Как оценивается вклад образования в экономическое развитие «третьего мира» современными экономистами?
10. Какой уровень образования, на ваш взгляд, является оптимальным в развивающихся странах? Почему?
Тема 9. Неравенство, бедность и развитие
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Кривая Лоренца
Коэффициент Джини
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Недопотребление
Черта бедности
Степень нищеты
Индекс человеческой бедности
Контрольные вопросы
1. Как соотносятся понятия «экономическое неравенство» и «социальное неравенство»?
2. Неизбежно ли углубление экономического неравенства в процессе перехода к рынку?
3. В чём сущность полемики между С.Кузнецом и Г.Мюрдалем по вопросу об экономическом неравенстве?
4. Какую роль, с точки зрения А.Сена, играют политические факторы в преодолении неравенства?
5. Почему не было массового голода в развивающихся странах с развитой демократией?
6. В чем заключается проблема бедности в развивающихся странах? Какие субъективные и объективные критерии Вы можете выделить?
7. Почему была введена Международная черта бедности? Что такое Индекс человеческой бедности? В чем достоинства и недостатки этих показателей?
8. Бедность в России и её особенности в 90-е гг. Какие факторы, на ваш взгляд, способствуют, а какие препятствуют углублению проблемы?
Тема 10. Сельское хозяйство и рынок земли
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Права собственности
Внешние эффекты
Земля
Рента
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Аграрные реформы
Ликвидация посредников
Система ответственности домашних хозяйств
«Зеленая революция»
Комплексное развитие деревни
Модель Тиммера.
Контрольные вопросы
1. В чем особенности структуры земельной собственности в развивающихся странах?
2. Что представляет из себя издольщина как экономический институт?
3. Повлияли ли земельные реформы на преодоление бедности в Индии? Какие статьи аграрного законодательства оказали наибольшее влияние? Как вы думаете, почему?
4. Каковы причины успеха аграрных реформ в Китае?
5. Какие факторы внесли наибольший вклад в экономический рост в сельском хозяйстве в Китае? Как их выявляет с помощью эконометрического анализа Ж.Лин?
6. Каковы причины замедления темпов развития сельского хозяйства в Китае с середины 80-х годов?
7. Как вы понимаете комплексное развитие деревни?
8. В чем достоинства и в чем недостатки модели измерения производительности в сельском хозяйстве П. Тиммера?
Тема 11. Несостоятельность рынков и «рука помощи»
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Контроль за ценами
Фискальная политика
Денежно-кредитная политика
Уравнительная идеология
Поиск политической ренты
Протекционизм
Фритредерство
Контроль над импортом и экспортом
Квоты
Тарифы
«Добровольное ограничение импорта»
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Планирование
Оперативное регулирование частного сектора
Эгалитаризм в планах
Неправительственные организации
Дилемма децентрализации
Новые индустриальные страны
«Новый международный экономический порядок»
Контрольные вопросы
1. Что называет "теорией и практикой социализма" в освободившихся странах Г. Мюрдаль?
2. Причины распространения идеологии планирования в третьем мире? Чем отличается планирование в третьем мире от планирования в развитых странах и странах с командной экономикой?
3. Назовите причины распространения уравнительной идеологии в "третьем мире"?
4. Перечислите основные особенности политической демократии в "третьем мире". В чем её основные отличия от демократии в развитых странах?
5. Кратко охарактеризуйте особенности общественной политики в развивающихся странах
6. Какие концепции свободы вы знаете? В чем их единство и различие, взаимосвязь и взаимозависимость?
7. В чем заключается суть закона сравнительных преимуществ, и применим ли этот закон в современных условиях? Сформулируйте теорему Хекшера-Олина. В чем ее сильные и слабые стороны?
8. В чем заключается парадокс Леонтьева и каково его объяснение?
9. Верно ли с Вашей точки зрения следующее утверждение: «Наиболее бедные страны мира не могут полноценно участвовать в международной торговле. У них нет избыточных ресурсов – ни капитала, ни земли, ни подготовленной рабочей силы, и поэтому им просто нечего экспортировать»?
10. По каким основным направлениям развиваются современные теории международной торговли?
11. Должно ли государство, с Вашей точки зрения, заниматься регулированием внешней торговли? Если да, то каковы Ваши аргументы в пользу такого регулирования?
12. Какие формы торговой политики Вам известны? В чем Вы видите их различие?
13. Что представляет собой таможенный тариф и каково влияние тарифов на экономику в целом и на положение производителей и потребителей?
14. Как использовать систему субсидирования отдельных отраслей для поддержки отечественных производителей? Важно ли для благосостояния страны, что субсидируется – экспортные продажи или продажи на внутреннем рынке и почему?
15. Какие нетарифные барьеры Вам известны и каковы экономические последствия их введения? Сопоставьте последствия введения импортной пошлины и эквивалентной ей импортной квоты. Что из них выгоднее государству и почему?
16. Какие обстоятельства могут заставить страну идти на «добровольное» ограничение экспорта?
17. Перечислите основные направления либерализации торговли
18. Почему экономическая политика обычно критикуется СМИ. В чем особенности этой критики на периферии капиталистического мира?
19. Каковая позитивная роль независимых СМИ в развитии обществ?
20. Какую роль, по мнению А. Сена, играют СМИ в борьбе с голодом и нищетой?
21. Какова роль неправительственных организаций в снабжении общественными благами населения?
Тема 12. Политическая экономия, группы интересов, коррупция и «гребущая рука»
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Теория общественного выбора
Общественные блага
Новая политическая экономия
Группы особых интересов
Поиск политической ренты
Лоббирование
Экономика бюрократии
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Коррупция
Ловушка высокого уровня коррупции
Модель коллективной репутации
"Гребущая рука"
Контрольные вопросы
1. В чем особенности лоббирования в развивающихся странах?
1. В чем единство и в чем различие коррупции в развитых и в развивающихся странах?
2. Охарактеризуйте особенности коррупции в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
3. Особенности поиска политической ренты в развивающихся странах, в чем их единство и различие с рентоориентированным поведением в развитых странах.
4. Какую роль играют средства массовой информации в борьбе с голодом?
5. Что такое нетрадиционные стратегии роста? В чем их особенности в отдельных странах?
Тема 13. Альтернативные механизмы управления
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Трансакционные издержки
Неформальный сектор
Теория контрактов
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Ловушка неформального сектора
Неправительственные организации
Частное предоставление общественных благ
Некоммерческие предприниматели
Контрольные вопросы
1. Каковы причины бурного развития неформального сектора в третьем мире?
2. Какие трансакционные издержки легального сектора удается преодолеть в нелегальном секторе?
3. Какие трансакционные издержки возникают в неформальном секторе экономики?
4. Каковы пределы роста неформального сектора?
5. Какую роль играют частные посредники в предоставлении информации, обеспечении исполнения контрактов?
6. Каковы преимущества и издержки частного предоставления общественных благ?
7. Какую роль играют некоммерческие предприниматели в третьем мире?
Тема 14. Современная стадия глобализации
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Интеграция
Международная миграция труда
Глобальные проблемы современности
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Новая экономика
Глобальные рынки продукции
Глобальный рынок труда
Глобальный рынок капитала
Глобальные общественные блага
Глобальные антиблага
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте международную интеграцию в современной экономике.
2. Как и почему возникли глобальные рынки продукции, капитала и труда?
3. Роль новой экономики в становлении современной стадии глобализации.
4. Какие механизмы предоставления глобальных общественных благ вы знаете?
5. Что такое глобальные общественные антиблага?
Тема 15. Экономическая политика в открытой экономике и развитие
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
Открытая экономика
Квоты
Тарифы
Добровольные экспортные ограничения
Протекционизм
Фритредерство
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Импортозамещение
Экспортно-ориентированный рост
Либерализация внешней торговли
ВТО
Контрольные вопросы
1. Каковы преимущества и недостатки либерализации внешней торговли?
2. Каково соотношение принципов протекционизма и свободной торговли в экономической политике развивающихся стран?
3. Политика экспортно-ориентированного роста. В чем ее особенности в отдельных странах развивающегося мира?
4. Политика импортозамещения: каковы ее достоинства и недостатки?
5. В чем сходство и в чем различие между политикой импортозамещения и политикой экспортно-ориентированного роста.
6. Причины возникновения антиглобалистского движения. Каковы политические механизмы противодействия глобализации?
7. ВТО: причины возникновения, закономерности и перспективы развития.
Тема 16. Проблемы России в контексте экономики развития
Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.
«Вашингтонский консенсус»
Приватизация
Либерализация цен
Политическое рентоискательство
Список основных понятий
Попытайтесь дать определения новых понятий:
Три эшелона развития капитализма
Массовая приватизация
Трансформационный спад
Остаточная государственная собственность
Административный ресурс
«Экономика бартера»
«Экономика недоверия»
«Экономика грабящей руки»
Контрольные вопросы
1. Каковы критерии выделения эшелонов развития мирового капитализма?
2. В чем особенности становления рыночной экономики в странах первого эшелона? Сравните становление капитализма в Англии и Испании. В чем единство и в чем различие?
3. Каковы особенности становления рыночной экономики в странах второго эшелона?
4. Охарактеризуйте становление административно плановой системы в экономике России. Чем отличается административная монополия от чистой?
5. Почему возникла экономика дефицита в Советской России?
6. Что такое феномен власти-собственности и каковы его особенности в России?
7. Назовите причины взлета и падения советской бюрократии?
8. Кратко охарактеризуйте основные направления реформ в экономической, социальной и политической сфере в России 90-х годов. Насколько они были адекватны ситуации сложившейся на "последней стадии" развития социализма?
9. Обсудите проблемы трансформации формальных и неформальных институтов в постсоветской экономике. Какую роль сыграли культурные стереотипы в этом процессе? Каково соотношение новых и неотрадиционных форм в экономической и социальной сферах в современном российском обществе?
10. Перечислите особенности развития легального и нелегального сектора в постсоветской России. Сравните их с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ.
11. Что такое административный ресурс и каковы особенности поиска политической ренты субъектами государственного регулирования на федеральном и региональном уровне?
12. Какие пути дальнейшего развития России вы видите? Каковы, на ваш взгляд, институциональные факторы роста? Какова должна быть стратегия национального развития в ближайшие годы?
11.Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Для обеспечения обучения по дисциплине «Национальная экономика» необходима следующая материально-техническая база:
- аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном;
- библиотеку, имеющую рабочие места для аспирантов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет.
Аннотация дисциплины
ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ
Цель дисциплины:
расширение и углубление знаний в области экономики развития, овладение понятийным аппаратом экономики развития, позволяющее самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах функционирования экономики в целом, прогнозировать экономические ситуации в разные периоды на различных уровнях поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.
Место дисциплины в структуре ООП:
дисциплина базовой части модуля общепрофессиональных дисциплин подготовки магистров по направлению 38.04.09 – Государственный аудит.
Краткое содержание:
Модели становления рыночной экономики: теория и практика.
Экономические функции развивающегося государства: теория и практика.
Периферия мирового хозяйства в условиях глобализации экономики.
Проблемы России в контексте эволюционной экономики.
[1] http://www.humandevelopment.uz/ru/courses/detail.php?COURSE_ID=1&LESSON_ID=36
Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.