World Bank: Data and Statistics
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

Эссе представляет собой краткий анализ содержания литературных источников по заданной теме, проблеме.

Целью написания эссе является подготовка студентов к осуществлению аналитической и научно-исследовательской деятельности посредством формирования профессиональных компетенций, связанных со сбором, систематизацией, классификацией и обобщением существующей научной информации.

Требования к структуре и содержанию эссе:

- введение, в котором формулируются цели и поставленные задачи;

- основная часть, в которой содержится сопоставление мнений разных авторов использованных литературных источников по рассматриваемой теме (проблеме), их систематизация, классификация и анализ, а также описание собственного отношения к изучаемому вопросу. Основная часть может быть разбита на несколько подразделов, количество которых определяется автором;

- заключение, в котором содержатся обобщающие выводы, вытекающие из обзора литературных источников.

Требования к написанию эссе:

- соответствие материала выбранной теме;

- логичное, чёткое изложение и структурирование материала;

- аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу;

- использование современных информационных средств поиска информации;

- наличие ссылок на первоисточники.

Объём эссе составляет 7-10 страниц.

Перечень примерных тем для подготовки эссе

 

1. Экономика развития: особенности предмета и метода. Предпосылки возникновения закономерности развития теории развивающихся стран. 

2. Слаборазвитость как результат воздействия ограничивающих факторов (демографического, географического, технологического). Слаборазвитость как форма кругового движения. Теория "порочного круга нищеты", её различные варианты. Теория квазистабильного равновесия Х. Лейбенстейна.

3. У. Ростоу об основных стадиях роста. Достоинства и недостатки концепции. Возможности эмпирической проверки.

4. Модель Харрода-Домара: предпосылки, содержание и особенности её использования в теориях "большого толчка".

5. Теория "большого толчка" и её основные варианты. Сбалансированный набор инвестиций Р. Нурксе. Несбалансированный рост А. Хиршмана. Сбалансированный рост посредством несбалансированных инвестиций Х. Зингера. Единство и различие концепций.

6. Модель экономического роста с двумя дефицитами. Предпосылки, статика и динамика модели.

7. Рост и развитие: единство и различия в трактовке этих понятий у неоклассиков и кейнсианцев.

8. Дуалистические модели. Модель Фэя-Раниса: предпосылки модели, анализ основных стадий её реализации. Сбалансированный рост в закрытой и открытой дуалистической экономике.

9. Модель внутренней миграции Тодаро и пути её дальнейшего развития.

10. Проблема бедности: субъективные и объективные критерии. Международная черта бедности. Индекс человеческой бедности.

11. Причины успеха аграрных реформ в Китае.

12. Комплексное развитие деревни. Достоинства и недостатки модели измерения производительности в сельском хозяйстве П. Тимера.

13. Бедность в России и её особенности в 90-е гг.

14. Институциональные теории становления рыночной экономики, их отличия от неоклассических и кейнсианских теорий. 

15. Причины роста популярности институционализма в "третьем мире" во второй половине 20-го века.

16.  Старый и новый институционалиизм: единство и различия. Роль институционализма в становлении теории развивающихся стран.

17.  Концепция "азиатской драмы" Г. Мюрдаля.

18.  Теория и практика "социализма" в освободившихся странах.

19. Проблема занятости в "третьем мире": действительная и мнимая. Позитивная программа Г. Мюрдаля.

20. Неоинституциональные теории и их влияние на экономику развития. Причины неразвитости прав собственности в "третьем мире".

21. Теории человеческого капитала и особенности их приложения к третьему миру.

22. Концепция Э. де Сото. Роль нелегальных видов деятельности в становлении рыночной экономики. Общее и особенное в развитие розничной торговли, жилищного строительства и общественного транспорта в Перу.

23.  Издержки законопослушания и цена внелегальности. Институциональные условия (формальные, неформальные), по де Сото, необходимы для свободного предпринимательства, и возможность их применения для нашей страны.

24. Гипотезы о строгой (абсолютной) и нестрогой сходимости в модели Солоу и их вероятность на практике.

25. Действие модели Солоу в нефтедобывающих странах, странах со средним развитием и странах ОЭСР.

26. Особенности динамики физического и человеческого капитала (на единицу эффективного труда) в модели Мэнкью-Ромера-Уэйла.

27. Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику. Минимальные и максимальные функции государства в экономике.

28. Теоретические взгляды на роль государства в современной экономике. Особенности вмешательства государства в экономику развития.

29. Усиление и ослабление роли государства в экономике на различных этапах рыночного развития.

30. Причины неудач «шоковой терапии», проводимой российскими реформаторами.

31. Роль государства в осуществлении научно-технической, структурной, социальной, региональной политики. Приоритетные проблемы социальной политики в экономике развития.

32. Система государственной социальной поддержки развитых стран и возможность их применения развивающихся государств.

33. Проблема использования ресурсов, находящихся в общей собственности («трагедия общественных ресурсов»).

34. Специфические трансакционные издержки в развивающихся странах.

35. Экономический и политический рынок: единство и различие.

36. Издержки принятия решений.

37. Лоббирование правительственных решений.

38. Бюрократия как экономическое явление.   Единство и различие экономической и политической ренты.

39. Система авторитарного либерализма, анархо-либерализма и ограниченная демократия.

40. Разработка конституционной экономики как актуальная задача в развивающихся странах в настоящее время.

41. Закон сравнительных преимуществ и его применение в современных условиях. Теорема Хекшера-Олина.

42. Парадокс Леонтьева и его объяснение.

43. Теория абсолютных и относительных преимуществ. Возможности их применения в "третьем мире".

44. Развитие современных теорий международной торговли.

45. Взаимосвязь между международной торговлей и международным движением факторов производства.

46. Экономические последствия прямых и портфельных инвестиций для стран-экспортеров и импортеров капитала.

47. Международные корпорации и последствия их деятельности для принимающих стран и стран базирования.

48. Реальное воздействие миграции рабочей силы на благосостояние в стране миграции и в принимающей стране.

49. Динамика и масштабы «утечки умов». 

50. Международная передача технологии и формы её осуществления.

51. «Эффекты интеграции» и их экономическое содержание.

52. Основные этапы развития западноевропейской экономической интеграции.

53. Особенности интеграции в Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

54. Интеграционные группировки в Южноамериканском регионе и их эффективность.

55. Особенности развития экономической интеграции в рамках МЕРКОСУР.

56. Единство и различие, взаимосвязь и взаимозависимость разных концепций свободы.

57. Леворадикальные теории мирового хозяйства. Концепция неэквивалентного обмена А. Эммануэля: её сильные и слабые стороны.

58.  Причины международной мобильности капитала и немобильности труда в современном мире.

59. Роль монополий в неэквивалентном обмене. "Накопление в мировом масштабе" по С. Амину.

60. Предпосылки и особенности становления периферийного капитализма. Асинхронное вызревание предпосылок. Дезинтеграция экономики и её последствия.

61. Мир-системный анализ И. Валлерстайна: методология, теория и практическая рекомендация.

62. Критерии выделения эшелонов развития мирового капитализма. Особенности становления рыночной экономики в странах первого эшелона.

63. Становление капитализма в Англии и Испании. Особенности становления рыночной экономики в странах второго эшелона.

64. Становление административно плановой системы в экономике России.

65. Феномен власти-собственности и его особенности в России.

66. Основные направления реформ в экономической, социальной и политической сфере в России 90-х годов.

67. Проблемы трансформации формальных и неформальных институтов в постсоветской экономике.

68. Особенности развития легального и нелегального сектора в постсоветской России.

69. Административный ресурс и особенности поиска политической ренты субъектами государственного регулирования на федеральном и региональном уровне.

70. Пути дальнейшего развития России. Институциональные факторы роста. Стратегия национального развития в ближайшие годы.

Статьи для реферирования

Поиск на ZNANIUM.COM

 


Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

 

1. Предпосылки становления теории отсталости.

2. Постклассическая экономическая теория о проблемах отсталости и зависимости.

3. Демографический детерминизм. Географический детерминизм. Технологический детерминизм.

4. Слаборазвитость как форма кругового движения. Попытки объяснения слаборазвитости с позиций теории равновесия.

5. Содержание теории "порочного круга нищеты" и ее различные варианты.

6. Теория квазистабильного равновесия Х.Лейбинстайн.

7. Концепция самоподдерживающегося развития У.Ростоу.

8. Концепции ускоренной капиталистической индустриализации. Теория «Большого толчка».

9. Модели с двумя дефицитами, её теоретические предпосылки, содержания и основные фазы развития.

10. Концепции экономического роста и опыт их практической реализации в "третьем мире".

11. Теория дуалистической экономики В.А.Льюиса.

12. Социальный и технологический дуализм: его различные трактовки.

13. Модели дуалистической экономики с излишком рабочей силы Дж. Фея и Г.Райниса.

14. Совершенствование и развитие двухсекторных моделей.

15. Асинхронное вызревания предпосылок рыночной экономики. Многоукладность современной социально-экономической структуры развивающихся стран.

16. Критерий общности развивающихся стран. Классификации развивающихся стран.

17. Монетаристы и их рекомендации для развития Чили.

18.  «Азиатская драма» Г. Мюрдаля.

19. Модель удовлетворения базовых нужд.

20. Основные направления развития институционализма после «Азиатской драмы» Г. Мюрдаля.

21. Роль институционализма в становлении теории развивающихся стран.

22.  «Иной путь. Невидимая революция в третьем мире» Э. де Сотто.

23. «Загадка капитала» Э. де Сотто.

24. Роль внелегальных видов деятельности в становлении рыночной экономики.

25. Издержки законопослушания и цена внелегальности.

26. Попытки применения теории абсолютных и сравнительных преимуществ к экономике развивающихся стран, их достоинства и недостатки.

27. Истоки современной теории зависимости.

28. Генезис экономической мысли развивающихся стран. Формирование "периферийного" сознания.

29. Концепции неэквивалентного обмена А.Эммануэля. Теория "торгового империализма".

30. Содержание концепции "Накопление в мировом масштабе" по С.Амину.

31. Теория "мировой системы" Э.Валлерстайна.

32. Основные экономические концепции развивающихся стран: "периферийной экономики"; "зависимого развития"; "опоры на собственные силы"; нового международного экономического порядка.

33. Модель Р.Солоу и ее применение к развивающимся странам.

34. Модель Мэнкью-Ромера-Уэйла.

35. Бедность, недопотребление и рынок труда в развивающихся странах.

36. Рынки сезонного и временного труда.

37. Масштабы и структура безработицы в развивающихся странах.

38. Урбанизация как форма углубления дуализма между городом и деревней.

39. Модель внутренней иммиграции М. Тодаро.

40. Неравенство, доход и развитие.

41. Бедность, её масштабы и методы измерения в третьем мире.

42. Индекс человеческой бедности и его особенности в развивающихся странах.

43. Сельская и городская бедность.

44. Методы борьбы с бедностью: итоги 90-х годов.

45. Формы земельной собственности в развивающихся странах.

46. Издольщина как экономический институт.

47. Размер земли и производительность труда в сельском хозяйстве в развивающихся странах

48. Роль аграрных реформ в преодолении бедности: опыт независимой Индии.

49. Аграрная реформа и сельскохозяйственный рост в Китае.

50. Комплексное развитие деревни.

51. Рынок аграрных кредитов.

52. Теория информации на рынки кредитов.

53. Пределы страхования в развивающихся странах.

54. Кредит и страхование как формы борьбе с бедностью: опыт Грэмин Банка в Бангладеш.

55. Средства Массовой информации в борьбе с голодом.

56. Неправительственные организации и их роль в снабжении общественными благами в развивающихся странах.

57. Формы регулирования экономического развития в развивающихся странах.

58. Достоинства и недостатки планирования в «третьем мире».

59. Особенности глобализации экономики в «третьем мире».

60. Россия в третьем эшелоне развития капитализма.

61. Основные концепции перехода к рыночной экономике.

62. Пути и методы разгосударствления экономики.

63. Концепция и практика приватизации.

64. Роль государства в переходный период.

65. Значение и ограниченность чисто рыночных стимулов перехода к рынку.

 

.


5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник / Р.М. Нуреев - М.: Норма, 2014. - 624 с./ЭБС ZNANIUN

2.Нуреев Р. М. Россия: особенности институционального развития. М.: Норма. 2011. /ЭБС ZNANIUN

3.Национальная экономика. Учебник. Под общей редакцией Р.М.Нуреева. - М.: Инфра-М, 2014. /ЭБС ZNANIUN

4.Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебник для студ. экономич. вузов и факультетов / Р.М. Нуреев - М.: Норма, 2014 - 640 с./2015 ЭБС ZNANIUM

5. Макроэкономика: Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2011. /ЭБС BOOK.RU

Дополнительная литература

6. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учеб. / под ред. А.А. Аузана - М.: ИНФРА-М, 2010, 2011 - 446 с.

7. Институциональные проблемы эффективного государства. Под редакцией Р.М. Нуреева, В. В. Дементьева. Донецк: ГВУЗ №ДонНТУ", 2012.

8. Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: Институты. Сети. Трансакционные издержки. Контракты: Учебник / Я.И. Кузьминов, К.А. Бендукидзе, М.М. Юдкевич - М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2006 - 442с.

9. Милгром П. Экономика, организация и менеджмент.В 2 т.Т.1 / Пер. с англ. под ред.И.И.Елисеевой,В.Л.Тамбовцева - СПб.: Экономическая школа, 1999 - 470с.

10. Милгром П. Экономика, организация и менеджмент.В 2 т.Т.2 / Пер. с англ. под ред.И.И.Елисеевой,В.Л.Тамбовцева - СПб.: Экономическая школа, 1999 - 470с.

11. Нельсон Р.Р. Эволюционная теория экономических изменений: Пер. с англ. / Р.Р.Нельсон,С.Дж.Уинтер;Науч.ред.пер.В.Л.Макаров - М.: Дело, 2002 - 536с.

12. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора: Курс лекций: Учеб. пособ. - М.: ГУ ВШЭ, 2005 - 533с.

13. Портер М., Кетельс К. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики. М.: 2007.

14. Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России, Гос. ун-т - Высшая школа экономики. – М.: ТЕИС, 2007.

15. Стратегия модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной инновационной политики. Под редакцией Р.М. Нуреева, А. О. Иншаковой, В. В. Сорокожердьева. М.: Изд-во Современная экономика и право, 2012.

16. Сухарев О.С. Институциональная и эволюционная экономика. Проблемы описания хозяйственного развития / ; Ин-т экономики. РАН - М.: Б.и., 2007 - 152с.

17. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). В трех частях / Под ред. Р.М. Нуреева. М.: МОНФ, 2003.

18. Экономические субъекты постсоветской России. Институциональный анализ. 10 лет спустя. В трех частях. М.: МОНФ. 2010.

19. Ясин Е. Г., Акиндинова Н. В., Якобсон Л. И., Яковлев А. А. Состоится ли новая модель экономического роста в России? М.: НИУ ВШЭ, 2013.

 

Периодические издания:

1. Вестник Финансового университета (http://www. vestnik.fa.ru)

2. Вопросы экономики (http://vopreco.ru)

3. Банковское дело (http://www.bankdelo.ru)

4. Деньги и кредит (http://www.cbr.ru)

5. Коммерсант (http://www.kommersant.ru)

6. Мир новой экономики (http://www.worldneweconomy.ru)

7. Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО)  (http://www.imemo.ru)

8. Российский экономический журнал (РЭЖ)(http://www.rej.guu.ru)

9. Секрет фирмы (http://www.sfdv.ru)

10. Финансы и экономика (http://finans.rusba.ru)

11. Эксперт (http://www.expert.ru)

 

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:

 

1. http://www.finansy.ru - материалы по социально-экономическому положению и развитию в России

2. http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery - Галерея экономистов

3. http://www.cbr.ru - Официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы)

4. http://www.rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)

5. http://www.budgetrf.ru - Мониторинг экономических показателей

6. www.government.ru – Официальный сайт Правительства Российской Федерации

7. http://www.economy.gov.ru – Официальный сайт министерства экономического развития Российской Федерации

8. http://www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации

9. http://www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации

http://www.forecast.ru/- Официальный сайт  Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования



Международные организации

United Nations http://www.un.org
World Bank http://www.worldbank.org
International Monetary Fund (IMF) http://www.imf.org
Organisation for Economic Co-operation and Development http://www.oecd.org
Asian Development Bank http://www.adb.org
Inter-American Development Bank http://www.iadb.org
African Development Bank http://www.afdb.org
Global Development Network http://www.gdnet.org
OneWorld http://www.oneworld.net
World Health Organization http://www.who.int
Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO) http://www.fao.org/
United Nations Industrial Development Organization (UNIDO) http://www.unido.org/
United Nations Online Network in Public Administration and Finance (UNPAN) http://www.unpan.org
United Nations Centre for Regional Development http://www.uncrd.or.jp
Division for Public Administration and Development Management (DPADM) http://www.unpan.org/dpepa.asp
United Nations Development Programme (UNDP) http://www.undp.org/
European Development Research Network (EUDN) http://www.eudn.org

Международные статистические агентства

Human Development Report

http://hdr.undp.org/default.cfm

OECD: Statistic

http://www.oecd.org/statsportal

http://www.sourceoecd.org/content/html/portal/statistics/statistics.htm?comm=statisti0000&token=00499A737D390911051FC307BE53A1

 

Asian Development Bank

http://www.adb.org/Economics/default.asp

 

Вопросы для дискуссии

1. Рассмотрите данные таблицы 1. Какие выводы вы можете сделать по поводу того, что уровень ВВП по доходам и ИЧР разнятся?

2. Для измерения экономического роста используется показатель ВВП или ВВП на душу населения. Насколько данный показатель может служить мерилом роста благосостояния страны? Измеряет ли он качественные аспекты развития?

3. Чем можно объяснить такое положение, при котором достижение высоких темпов экономического роста не всегда сопровождается ростом ИЧР? Обоснуйте ответ.

4. Каковы основные способы усиления взаимосвязи между экономическим ростом и человеческим развитием?

5. Назовите меры социально-экономической политики, которые способствуют достижению экономического роста в интересах человеческого развития.

6. Глобальный финансово-экономический кризис вызвал небывалую со времен Великой депрессии и Второй мировой войны экономическую рецессию, разбалансированность финансовой системы, рост уровня задолженности во многих странах мира. Как данные факты повлияют на динамику человеческого развития?

 

 

Рекомендации к изучению разделов и тем дисциплины

Тема 1. Предмет и метод экономики развития

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды

Экономический рост

Экономический цикл

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Развивающиеся страны

Освободившиеся страны

Экономика развития

 

Контрольные вопросы

1. Каковы предпосылки возникновения теории развивающихся стран? В чем особенности предмета экономики развития?

2. В чем ограниченность применения исторического опыта развитых стран к странам Азии, Африки и Латинской Америки? Какую роль сыграл капитализм в становлении современной социально-экономической структуры развивающихся стран?

3. Как соотносятся экономический рост и развитие, развитие экономическое и развитие социальное, развитие и свобода?

4. В чем единство и в чем различия между развитыми и развивающимися странами?

5. Существуют ли критерии общности развивающихся стран? Если да, то какие? Если нет, то почему?

6. Как связаны неравномерность развития и дифференциация периферии мирового хозяйства? Какие классификации развивающихся стран вы знаете?

7. Какие структурные особенности развивающихся стран вы знаете?

8. В чем особенности метода экономики развития? Какие методы и инструменты анализа используются при изучении развивающихся стран? Кратко охарактеризуйте особенности эконометрических моделей, применяемых в развивающихся странах.

9. Каковы источники макроэкономических и микроэкономических данных по развивающимся странам?

10. Перечислите основные международные институты, кратко охарактеризуйте их цели, структуру и особенности деятельности в развивающемся мире.

 

Тема 2. Кейнсианские модели роста

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Экономическое равновесие

Кейнсианская модель

Предельная норма сбережений

Приростной капитальный коэффициент (ICOR)

Предельная склонность к импорту

Производственная функция леонтьевского типа

Модель Харрода-Домара

Естественный темп роста ВНП

Гарантированный темп роста ВНП

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Порочный круг нищеты;

Квазистабильное равновесие

Самоподдерживающийся рост

Стадии роста

Большой толчок (Big push)

Модель с двумя дефицитами (Two gaps model)

 

Контрольные вопросы

1. Почему слаборазвитость трактуется как результат воздействия ограничивающих факторов (демографического, географического, технологического)? Можно ли представить слаборазвитость как форму кругового движения?

2. Когда и почему возникала Теория "порочного круга нищеты"? Кратко охарактеризуйте её различные варианты.

3. В чем особенности теории квазистабильного равновесия Х. Лейбенстейна?

4. В чем достоинства и недостатки концепции У. Ростоу об основных стадиях роста? Каковы возможности её эмпирической проверки?

5. Модель Харрода-Домара: кратко охарактеризуйте предпосылки, содержание и особенности её использования в теориях "большого толчка".

6. Когда и почему возникала теория "большого толчка"? Кратко охарактеризуйте её различные варианты.

7. В чем единство и различие концепций: сбалансированный набор инвестиций Р. Нурксе; несбалансированный рост А. Хиршмана; сбалансированный рост посредством несбалансированных инвестиций Х. Зингера?

8. Модель экономического роста с двумя дефицитами. Каковы предпосылки, статика и динамика модели?

 

 

Тема 3. Неоклассические модели развития

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Закон предельной производительности

Производственная функция Кобба-Дугласа

Реальная заработная плата

Кривая: цена- потребления

Условия торговли

Закрытая экономика

Открытая экономика

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Экономический дуализм

Традиционный сектор

Современный сектор

Модель с избыточным предложением труда

Избыток труда

Институциональная заработная плата

Дуалистический рынок товаров

Дуалистический рынок труда

Дуалистический финансовый рынок

Двухсекторные модели

Многоукладность

 

Контрольные вопросы

1. Рост и развитие: единство и различия в трактовке этих понятий у неоклассиков и кейнсианцев. Возможен ли рост без развития? И развитие без роста?

2. Что такое технологический и социальный дуализм? В чем их особенности в развивающихся странах?

3. Каковы предпосылки, содержание и механизм развития дуалистической экономики по В.А. Льюису?

4. В чем достоинства и недостатки дуалистических моделей?

5. Каковы предпосылки модели Фэя-Раниса? Проанализируйте основные стадии её реализации?

6. Чем отличается сбалансированный рост в закрытой и открытой дуалистической экономике в модели Фэя-Раниса?

7. Почему возникает дуализм на рынке товаров, труда и финансовых средств в третьем мире?

8. Предпосылки и экономическое содержание рекомендаций монетаристов для развития рыночной экономики в Чили. В чем достоинства и недостатки монетаристского подхода?

 

Тема 4. Институциональные концепции становления рыночной экономики

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Рациональное поведение

Институт

Институциональные изменения

Зависимость от траектории предшествующего развития (path dependency)

Кривая Лоренца

Коэффициент Джини

Теневая экономика

Трансакционные издержки

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

 «Азиатские ценности»

Мотивация труда

Стратегия удовлетворения основных потребностей

Черта бедности

Индекс развития человека

Внелегальная экономика

Цена подчинения закону

Цена внелегальности

Порочный круг внелегальности

 

Контрольные вопросы

1. Кратко охарактеризуйте институциональные теории становления рыночной экономики. В чём их отличия от неоклассических и кейнсианских теорий?

2. Каковы причины роста популярности институционализма в "третьем мире" во второй половине 20-го века? Какова роль институционализма в становлении теории развивающихся стран.

3. Старый и новый институционализм: в чем единство и в чем различия применительно к анализу развивающихся стран?

4. Концепция "азиатской драмы" Г. Мюрдаля. Что такое "азиатские ценности" и почему им такое большое внимание уделяет Г. Мюрдаль?

5. Проблема занятости в "третьем мире": действительная и мнимая. Какова позитивная программа Г. Мюрдаля? Удалось ли её реализовать или нет? Обоснует свой ответ.

6. Неоинституциональные теории и их влияние на экономику развития. Каковы причины неразвитости прав собственности в "третьем мире"?

7. Теории человеческого капитала: в чем особенности их приложения к «третьему миру»?

8. Какую роль в концепции Э. де Сото играют нелегальные виды деятельности в становлении рыночной экономики? В чем единство и различие в развитии розничной торговли, жилищного строительства и общественного транспорта в Перу?

9. Каковы пути их сокращения издержек законопослушания в развивающихся странах? Что такое «цена внелегальности»?

10. Почему возникает порочный круг внелегальности и как вырваться из него? Какие институциональные условия (формальные, неформальные), по де Сото, необходимы для свободного предпринимательства? Применимы ли они для нашей страны?

 

Тема 5. Дискуссия о внешних факторах генезиса рыночной экономики: критика левых радикалов

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Абсолютные преимущества

Сравнительные преимущества

Открытая экономика

Кривая производственных возможностей

Кривая торговых возможностей

Международное разделение труда

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Ловушки развития

Догоняющее развитие

 «Утечка мозгов»

Неэквивалентный обмен

Периферийный капитализм

Капиталистическая мир-система

 

Контрольные вопросы

1. Какие концепции свободы вы знаете? В чем их единство и различие, взаимосвязь и взаимозависимость?

2. Теория абсолютных и относительных преимуществ. Каковы возможности её применения в "третьем мире"?

3. Какие леворадикальные теории мирового хозяйства Вы знаете? Какой вклад в их становление и развитие внесли Р.Пребиш и С.Фуртадо?

4. В чем сильные и слабые стороны концепции неэквивалентного обмена А. Эммануэля?

5. Сохраняются ли в современном мире причины международной мобильности капитала и немобильности труда? Обоснуйте свой ответ.

6. Какова роль монополий в неэквивалентном обмене? Как характеризует её С. Амин в своей работе "Накопление в мировом масштабе"?

7. Перечислите предпосылки и особенности становления периферийного капитализма. Почему происходит асинхронное вызревание предпосылок?

8. Что такое дезинтеграция экономики и каковы её последствия?

9. В чем особенности методологии мир-системного анализа И. Валлерстайна?

10. Каковы практические рекомендации вытекающие из теории мир-экономики Валлерстайна?

 

Тема 6. Модели экономического роста и ловушки недоразвития

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Модель Солоу

Золотое правило накопления

Сходимость (конвергенция)

Человеческий капитал

Временной ряд

Пространственная выборка

Несмещенность

МНК и ОМНК

Критерии достоверности

Сходимость условная и безусловная

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Модель Мэнкью-Ромера-Уэйла

Инвестиции в человека

Модель Лукаса

Образование (как фактор развития)

 

Контрольные вопросы

1. Каковы достоинства и недостатки кейнсианских моделей роста? Почему неоклассическая модель Солоу вытеснила неокейнсианские модели роста?

2. В чем особенности применения модели Р.Солоу к развивающимся странам?

3. Как обосновываются гипотезы о строгой (абсолютной) и нестрогой сходимости в модели Солоу? Какая из них более вероятна на практике?

4. В чем достоинства и недостатки модели Р.Лукаса?

5. Подтверждают ли проверка Мэнкью-Ромера-Уэйла (1992) действие модели Солоу в нефтедобывающих странах, странах со средним развитием и странах ОЭСР? Как отражается специфика анализируемых стран? Чему равна величина α для каждой из групп стран?

6. Почему в современных условиях необходимо учитывать вклад человеческого капитала?

7. Какой смысл в понятие «человеческий капитал» вкладывается в модели Мэнкью-Ромера-Уэйла? Согласны ли Вы с этой трактовкой?

8. В чем особенности динамики физического и человеческого капитала (на единицу эффективного труда) в модели Мэнкью-Ромера-Уэйла?

9. Возможно ли достижение глобальной устойчивости на базе модели Мэнкью-Ромера-Уэйла?

10. Какие макроэкономические факторы имели наибольшее значение в моделях роста 90-х годов? Как вы думаете, почему?

11. Кратко охарактеризуйте особенности эконометрических исследований роста и развития. Что является источниками данных для эмпирических исследований экономического роста? Какие проблемы возникают при анализе межстрановых сопоставлений и регрессий?

12. Какие макроэкономические факторы роста представляются наиболее значимыми исследователям 1990-х годов?

 

Тема 7. Финансовые рынки

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Финансы

Финансовые рынки

Государственная и частная инфраструктуры

Асимметрия информации

Неполные контракты

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Ростовщичество

Скрытые проценты

Неформальные рынки кредита

Индивидуальные и групповые модели микрокредита

Неформальные рынки страхования

 

Контрольные вопросы

1. Каковы условия эффективного функционирования финансовых рынков?

2. Какую роль играет государственная и частная инфраструктура в предоставлении информации и исполнении контрактов?

3. Что такое неформальные рынки кредита?

4. Как возникают скрытые проценты?

5. Что такое микрофинансирование?

6. Какие индивидуальные и групповые модели микрокредита вы знаете?

7. Опыт Грумин Банка: его достоинства и недостатки.

8. Какие ограничения существуют на неформальных рынках страхования в развивающихся странах?

 

Тема 8. Рынок труда и человеческого капитала

 

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Структурная безработица

Фрикционная безработица

Циклическая безработица

Естественный уровень безработицы (NAIRU)

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Скрытая безработица

Урбанизация

Миграционная модель Тодаро

 

Контрольные вопросы

1. В чем особенности рынка труда в развивающихся странах?

2. Какие факторы определяют уровень заработной платы в освободившихся государствах?

3. В чем особенности уровня и форм безработицы в стратах Азии, Африки и Латинской Америки?

4. Способствовала ли урбанизация ослаблению или усилению дуализма развивающихся стран в послевоенные годы? Обоснуйте свой ответ.

5. Охарактеризуйте предпосылки модели внутренней миграции Тодаро. Насколько они реалистичны? Могли ли бы Вы предложить другие предпосылки? Если да, то какие? Если нет, то почему?

6. Сравните модель М. Тодаро с моделью У.А. Льюиса. В чем достоинства и в чем недостатки модели Тодаро по сравнению с моделью с избыточным предложением труда?

7. Каковы пути дальнейшего развития модели Тодаро?

8. Применима ли модель Тодаро к современной России?

9. Как оценивается вклад образования в экономическое развитие «третьего мира» современными экономистами?

10. Какой уровень образования, на ваш взгляд, является оптимальным в развивающихся странах? Почему?

 

 

Тема 9. Неравенство, бедность и развитие

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Кривая Лоренца

Коэффициент Джини

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Недопотребление

Черта бедности

Степень нищеты

Индекс человеческой бедности

 

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия «экономическое неравенство» и «социальное неравенство»?

2. Неизбежно ли углубление экономического неравенства в процессе перехода к рынку?

3. В чём сущность полемики между С.Кузнецом и Г.Мюрдалем по вопросу об экономическом неравенстве?

4. Какую роль, с точки зрения А.Сена, играют политические факторы в преодолении неравенства?

5. Почему не было массового голода в развивающихся странах с развитой демократией?

6. В чем заключается проблема бедности в развивающихся странах? Какие субъективные и объективные критерии Вы можете выделить?

7. Почему была введена Международная черта бедности? Что такое Индекс человеческой бедности? В чем достоинства и недостатки этих показателей?

8. Бедность в России и её особенности в 90-е гг. Какие факторы, на ваш взгляд, способствуют, а какие препятствуют углублению проблемы?

 

Тема 10. Сельское хозяйство и рынок земли

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Права собственности

Внешние эффекты

Земля

Рента

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Аграрные реформы

Ликвидация посредников

Система ответственности домашних хозяйств

«Зеленая революция»

Комплексное развитие деревни

Модель Тиммера.

Контрольные вопросы

1. В чем особенности структуры земельной собственности в развивающихся странах?

2. Что представляет из себя издольщина как экономический институт?

3. Повлияли ли земельные реформы на преодоление бедности в Индии? Какие статьи аграрного законодательства оказали наибольшее влияние? Как вы думаете, почему?

4. Каковы причины успеха аграрных реформ в Китае?

5. Какие факторы внесли наибольший вклад в экономический рост в сельском хозяйстве в Китае? Как их выявляет с помощью эконометрического анализа Ж.Лин?

6. Каковы причины замедления темпов развития сельского хозяйства в Китае с середины 80-х годов?

7. Как вы понимаете комплексное развитие деревни?

8. В чем достоинства и в чем недостатки модели измерения производительности в сельском хозяйстве П. Тиммера?

 

Тема 11. Несостоятельность рынков и «рука помощи»

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Контроль за ценами

Фискальная политика

Денежно-кредитная политика

Уравнительная идеология

Поиск политической ренты

Протекционизм

Фритредерство

Контроль над импортом и экспортом

Квоты

Тарифы

«Добровольное ограничение импорта»

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Планирование

Оперативное регулирование частного сектора

Эгалитаризм в планах

Неправительственные организации

Дилемма децентрализации

Новые индустриальные страны

«Новый международный экономический порядок»

 

Контрольные вопросы

1. Что называет "теорией и практикой социализма" в освободившихся странах Г. Мюрдаль?

2. Причины распространения идеологии планирования в третьем мире? Чем отличается планирование в третьем мире от планирования в развитых странах и странах с командной экономикой?

3. Назовите причины распространения уравнительной идеологии в "третьем мире"?

4. Перечислите основные особенности политической демократии в "третьем мире". В чем её основные отличия от демократии в развитых странах?

5. Кратко охарактеризуйте особенности общественной политики в развивающихся странах

6. Какие концепции свободы вы знаете? В чем их единство и различие, взаимосвязь и взаимозависимость?

7. В чем заключается суть закона сравнительных преимуществ, и применим ли этот закон в современных условиях? Сформулируйте теорему Хекшера-Олина. В чем ее сильные и слабые стороны?

8. В чем заключается парадокс Леонтьева и каково его объяснение?

9. Верно ли с Вашей точки зрения следующее утверждение: «Наиболее бедные страны мира не могут полноценно участвовать в международной торговле. У них нет избыточных ресурсов – ни капитала, ни земли, ни подготовленной рабочей силы, и поэтому им просто нечего экспортировать»?

10. По каким основным направлениям развиваются современные теории международной торговли?

11. Должно ли государство, с Вашей точки зрения, заниматься регулированием внешней торговли? Если да, то каковы Ваши аргументы в пользу такого регулирования?

12. Какие формы торговой политики Вам известны? В чем Вы видите их различие?

13. Что представляет собой таможенный тариф и каково влияние тарифов на экономику в целом и на положение производителей и потребителей?

14. Как использовать систему субсидирования отдельных отраслей для поддержки отечественных производителей? Важно ли для благосостояния страны, что субсидируется – экспортные продажи или продажи на внутреннем рынке и почему?

15. Какие нетарифные барьеры Вам известны и каковы экономические последствия их введения? Сопоставьте последствия введения импортной пошлины и эквивалентной ей импортной квоты. Что из них выгоднее государству и почему?

16. Какие обстоятельства могут заставить страну идти на «добровольное» ограничение экспорта?

17. Перечислите основные направления либерализации торговли

18. Почему экономическая политика обычно критикуется СМИ. В чем особенности этой критики на периферии капиталистического мира?

19. Каковая позитивная роль независимых СМИ в развитии обществ?

20. Какую роль, по мнению А. Сена, играют СМИ в борьбе с голодом и нищетой?

21. Какова роль неправительственных организаций в снабжении общественными благами населения?

 

Тема 12. Политическая экономия, группы интересов, коррупция и «гребущая рука»

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Теория общественного выбора

Общественные блага

Новая политическая экономия

Группы особых интересов

Поиск политической ренты

Лоббирование

Экономика бюрократии

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Коррупция

Ловушка высокого уровня коррупции

Модель коллективной репутации

"Гребущая рука"

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем особенности лоббирования в развивающихся странах?

1. В чем единство и в чем различие коррупции в развитых и в развивающихся странах?

2. Охарактеризуйте особенности коррупции в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

3. Особенности поиска политической ренты в развивающихся странах, в чем их единство и различие с рентоориентированным поведением в развитых странах.

4. Какую роль играют средства массовой информации в борьбе с голодом?

5. Что такое нетрадиционные стратегии роста? В чем их особенности в отдельных странах?

 

 

Тема 13. Альтернативные механизмы управления

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Трансакционные издержки

Неформальный сектор

Теория контрактов

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Ловушка неформального сектора

Неправительственные организации

Частное предоставление общественных благ

Некоммерческие предприниматели

 

Контрольные вопросы

1. Каковы причины бурного развития неформального сектора в третьем мире?

2. Какие трансакционные издержки легального сектора удается преодолеть в нелегальном секторе?

3. Какие трансакционные издержки возникают в неформальном секторе экономики?

4. Каковы пределы роста неформального сектора?

5. Какую роль играют частные посредники в предоставлении информации, обеспечении исполнения контрактов?

6. Каковы преимущества и издержки частного предоставления общественных благ?

7. Какую роль играют некоммерческие предприниматели в третьем мире?

 

 

Тема 14. Современная стадия глобализации

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Интеграция

Международная миграция труда

Глобальные проблемы современности

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Новая экономика

Глобальные рынки продукции

Глобальный рынок труда

Глобальный рынок капитала

Глобальные общественные блага

Глобальные антиблага

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте международную интеграцию в современной экономике.

2. Как и почему возникли глобальные рынки продукции, капитала и труда?

3. Роль новой экономики в становлении современной стадии глобализации.

4. Какие механизмы предоставления глобальных общественных благ вы знаете?

5. Что такое глобальные общественные антиблага?

 

Тема 15. Экономическая политика в открытой экономике и развитие

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

Открытая экономика

Квоты

Тарифы

Добровольные экспортные ограничения

Протекционизм

Фритредерство

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Импортозамещение

Экспортно-ориентированный рост

Либерализация внешней торговли

ВТО

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы преимущества и недостатки либерализации внешней торговли?

2. Каково соотношение принципов протекционизма и свободной торговли в экономической политике развивающихся стран?

3. Политика экспортно-ориентированного роста. В чем ее особенности в отдельных странах развивающегося мира?

4. Политика импортозамещения: каковы ее достоинства и недостатки?

5. В чем сходство и в чем различие между политикой импортозамещения и политикой экспортно-ориентированного роста.

6. Причины возникновения антиглобалистского движения. Каковы политические механизмы противодействия глобализации?

7. ВТО: причины возникновения, закономерности и перспективы развития.

 

Тема 16. Проблемы России в контексте экономики развития

 

 

Перед началом изучения раздела рекомендуется повторить следующие понятия, содержание которых рассматривалось ранее в рамках изучения общей экономической теории и иных обществоведческих курсов.

 

«Вашингтонский консенсус»

Приватизация

Либерализация цен

Политическое рентоискательство

 

 

Список основных понятий

Попытайтесь дать определения новых понятий:

 

Три эшелона развития капитализма

Массовая приватизация

Трансформационный спад

Остаточная государственная собственность

Административный ресурс

«Экономика бартера»

«Экономика недоверия»

«Экономика грабящей руки»

 

Контрольные вопросы

1. Каковы критерии выделения эшелонов развития мирового капитализма?

2. В чем особенности становления рыночной экономики в странах первого эшелона? Сравните становление капитализма в Англии и Испании. В чем единство и в чем различие?

3. Каковы особенности становления рыночной экономики в странах второго эшелона?

4. Охарактеризуйте становление административно плановой системы в экономике России. Чем отличается административная монополия от чистой?

5. Почему возникла экономика дефицита в Советской России?

6. Что такое феномен власти-собственности и каковы его особенности в России?

7. Назовите причины взлета и падения советской бюрократии?

8. Кратко охарактеризуйте основные направления реформ в экономической, социальной и политической сфере в России 90-х годов. Насколько они были адекватны ситуации сложившейся на "последней стадии" развития социализма?

9. Обсудите проблемы трансформации формальных и неформальных институтов в постсоветской экономике. Какую роль сыграли культурные стереотипы в этом процессе? Каково соотношение новых и неотрадиционных форм в экономической и социальной сферах в современном российском обществе?

10. Перечислите особенности развития легального и нелегального сектора в постсоветской России. Сравните их с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ.

11. Что такое административный ресурс и каковы особенности поиска политической ренты субъектами государственного регулирования на федеральном и региональном уровне?

12. Какие пути дальнейшего развития России вы видите? Каковы, на ваш взгляд, институциональные факторы роста? Какова должна быть стратегия национального развития в ближайшие годы?

 

11.Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для обеспечения обучения по дисциплине «Национальная экономика»  необходима следующая материально-техническая база:

- аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном;

 - библиотеку, имеющую рабочие места для аспирантов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет.

Аннотация дисциплины

ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ

Цель дисциплины:

расширение и углубление знаний в области экономики развития, овладение понятийным аппаратом экономики развития, позволяющее самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах функционирования экономики в целом, прогнозировать экономические ситуации в разные периоды на различных уровнях поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. 

Место дисциплины в структуре ООП:

дисциплина базовой части модуля общепрофессиональных дисциплин подготовки магистров по направлению 38.04.09 – Государственный аудит.

Краткое содержание:

Модели становления рыночной экономики: теория и практика.

Экономические функции развивающегося государства: теория и практика.

Периферия мирового хозяйства в условиях глобализации экономики.

Проблемы России в контексте эволюционной экономики.


[1] http://www.humandevelopment.uz/ru/courses/detail.php?COURSE_ID=1&LESSON_ID=36


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

Эссе представляет собой краткий анализ содержания литературных источников по заданной теме, проблеме.

Целью написания эссе является подготовка студентов к осуществлению аналитической и научно-исследовательской деятельности посредством формирования профессиональных компетенций, связанных со сбором, систематизацией, классификацией и обобщением существующей научной информации.

Требования к структуре и содержанию эссе:

- введение, в котором формулируются цели и поставленные задачи;

- основная часть, в которой содержится сопоставление мнений разных авторов использованных литературных источников по рассматриваемой теме (проблеме), их систематизация, классификация и анализ, а также описание собственного отношения к изучаемому вопросу. Основная часть может быть разбита на несколько подразделов, количество которых определяется автором;

- заключение, в котором содержатся обобщающие выводы, вытекающие из обзора литературных источников.

Требования к написанию эссе:

- соответствие материала выбранной теме;

- логичное, чёткое изложение и структурирование материала;

- аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу;

- использование современных информационных средств поиска информации;

- наличие ссылок на первоисточники.

Объём эссе составляет 7-10 страниц.

Перечень примерных тем для подготовки эссе

 

1. Экономика развития: особенности предмета и метода. Предпосылки возникновения закономерности развития теории развивающихся стран. 

2. Слаборазвитость как результат воздействия ограничивающих факторов (демографического, географического, технологического). Слаборазвитость как форма кругового движения. Теория "порочного круга нищеты", её различные варианты. Теория квазистабильного равновесия Х. Лейбенстейна.

3. У. Ростоу об основных стадиях роста. Достоинства и недостатки концепции. Возможности эмпирической проверки.

4. Модель Харрода-Домара: предпосылки, содержание и особенности её использования в теориях "большого толчка".

5. Теория "большого толчка" и её основные варианты. Сбалансированный набор инвестиций Р. Нурксе. Несбалансированный рост А. Хиршмана. Сбалансированный рост посредством несбалансированных инвестиций Х. Зингера. Единство и различие концепций.

6. Модель экономического роста с двумя дефицитами. Предпосылки, статика и динамика модели.

7. Рост и развитие: единство и различия в трактовке этих понятий у неоклассиков и кейнсианцев.

8. Дуалистические модели. Модель Фэя-Раниса: предпосылки модели, анализ основных стадий её реализации. Сбалансированный рост в закрытой и открытой дуалистической экономике.

9. Модель внутренней миграции Тодаро и пути её дальнейшего развития.

10. Проблема бедности: субъективные и объективные критерии. Международная черта бедности. Индекс человеческой бедности.

11. Причины успеха аграрных реформ в Китае.

12. Комплексное развитие деревни. Достоинства и недостатки модели измерения производительности в сельском хозяйстве П. Тимера.

13. Бедность в России и её особенности в 90-е гг.

14. Институциональные теории становления рыночной экономики, их отличия от неоклассических и кейнсианских теорий. 

15. Причины роста популярности институционализма в "третьем мире" во второй половине 20-го века.

16.  Старый и новый институционалиизм: единство и различия. Роль институционализма в становлении теории развивающихся стран.

17.  Концепция "азиатской драмы" Г. Мюрдаля.

18.  Теория и практика "социализма" в освободившихся странах.

19. Проблема занятости в "третьем мире": действительная и мнимая. Позитивная программа Г. Мюрдаля.

20. Неоинституциональные теории и их влияние на экономику развития. Причины неразвитости прав собственности в "третьем мире".

21. Теории человеческого капитала и особенности их приложения к третьему миру.

22. Концепция Э. де Сото. Роль нелегальных видов деятельности в становлении рыночной экономики. Общее и особенное в развитие розничной торговли, жилищного строительства и общественного транспорта в Перу.

23.  Издержки законопослушания и цена внелегальности. Институциональные условия (формальные, неформальные), по де Сото, необходимы для свободного предпринимательства, и возможность их применения для нашей страны.

24. Гипотезы о строгой (абсолютной) и нестрогой сходимости в модели Солоу и их вероятность на практике.

25. Действие модели Солоу в нефтедобывающих странах, странах со средним развитием и странах ОЭСР.

26. Особенности динамики физического и человеческого капитала (на единицу эффективного труда) в модели Мэнкью-Ромера-Уэйла.

27. Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику. Минимальные и максимальные функции государства в экономике.

28. Теоретические взгляды на роль государства в современной экономике. Особенности вмешательства государства в экономику развития.

29. Усиление и ослабление роли государства в экономике на различных этапах рыночного развития.

30. Причины неудач «шоковой терапии», проводимой российскими реформаторами.

31. Роль государства в осуществлении научно-технической, структурной, социальной, региональной политики. Приоритетные проблемы социальной политики в экономике развития.

32. Система государственной социальной поддержки развитых стран и возможность их применения развивающихся государств.

33. Проблема использования ресурсов, находящихся в общей собственности («трагедия общественных ресурсов»).

34. Специфические трансакционные издержки в развивающихся странах.

35. Экономический и политический рынок: единство и различие.

36. Издержки принятия решений.

37. Лоббирование правительственных решений.

38. Бюрократия как экономическое явление.   Единство и различие экономической и политической ренты.

39. Система авторитарного либерализма, анархо-либерализма и ограниченная демократия.

40. Разработка конституционной экономики как актуальная задача в развивающихся странах в настоящее время.

41. Закон сравнительных преимуществ и его применение в современных условиях. Теорема Хекшера-Олина.

42. Парадокс Леонтьева и его объяснение.

43. Теория абсолютных и относительных преимуществ. Возможности их применения в "третьем мире".

44. Развитие современных теорий международной торговли.

45. Взаимосвязь между международной торговлей и международным движением факторов производства.

46. Экономические последствия прямых и портфельных инвестиций для стран-экспортеров и импортеров капитала.

47. Международные корпорации и последствия их деятельности для принимающих стран и стран базирования.

48. Реальное воздействие миграции рабочей силы на благосостояние в стране миграции и в принимающей стране.

49. Динамика и масштабы «утечки умов». 

50. Международная передача технологии и формы её осуществления.

51. «Эффекты интеграции» и их экономическое содержание.

52. Основные этапы развития западноевропейской экономической интеграции.

53. Особенности интеграции в Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

54. Интеграционные группировки в Южноамериканском регионе и их эффективность.

55. Особенности развития экономической интеграции в рамках МЕРКОСУР.

56. Единство и различие, взаимосвязь и взаимозависимость разных концепций свободы.

57. Леворадикальные теории мирового хозяйства. Концепция неэквивалентного обмена А. Эммануэля: её сильные и слабые стороны.

58.  Причины международной мобильности капитала и немобильности труда в современном мире.

59. Роль монополий в неэквивалентном обмене. "Накопление в мировом масштабе" по С. Амину.

60. Предпосылки и особенности становления периферийного капитализма. Асинхронное вызревание предпосылок. Дезинтеграция экономики и её последствия.

61. Мир-системный анализ И. Валлерстайна: методология, теория и практическая рекомендация.

62. Критерии выделения эшелонов развития мирового капитализма. Особенности становления рыночной экономики в странах первого эшелона.

63. Становление капитализма в Англии и Испании. Особенности становления рыночной экономики в странах второго эшелона.

64. Становление административно плановой системы в экономике России.

65. Феномен власти-собственности и его особенности в России.

66. Основные направления реформ в экономической, социальной и политической сфере в России 90-х годов.

67. Проблемы трансформации формальных и неформальных институтов в постсоветской экономике.

68. Особенности развития легального и нелегального сектора в постсоветской России.

69. Административный ресурс и особенности поиска политической ренты субъектами государственного регулирования на федеральном и региональном уровне.

70. Пути дальнейшего развития России. Институциональные факторы роста. Стратегия национального развития в ближайшие годы.

Статьи для реферирования

Поиск на ZNANIUM.COM

 


Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

 

1. Предпосылки становления теории отсталости.

2. Постклассическая экономическая теория о проблемах отсталости и зависимости.

3. Демографический детерминизм. Географический детерминизм. Технологический детерминизм.

4. Слаборазвитость как форма кругового движения. Попытки объяснения слаборазвитости с позиций теории равновесия.

5. Содержание теории "порочного круга нищеты" и ее различные варианты.

6. Теория квазистабильного равновесия Х.Лейбинстайн.

7. Концепция самоподдерживающегося развития У.Ростоу.

8. Концепции ускоренной капиталистической индустриализации. Теория «Большого толчка».

9. Модели с двумя дефицитами, её теоретические предпосылки, содержания и основные фазы развития.

10. Концепции экономического роста и опыт их практической реализации в "третьем мире".

11. Теория дуалистической экономики В.А.Льюиса.

12. Социальный и технологический дуализм: его различные трактовки.

13. Модели дуалистической экономики с излишком рабочей силы Дж. Фея и Г.Райниса.

14. Совершенствование и развитие двухсекторных моделей.

15. Асинхронное вызревания предпосылок рыночной экономики. Многоукладность современной социально-экономической структуры развивающихся стран.

16. Критерий общности развивающихся стран. Классификации развивающихся стран.

17. Монетаристы и их рекомендации для развития Чили.

18.  «Азиатская драма» Г. Мюрдаля.

19. Модель удовлетворения базовых нужд.

20. Основные направления развития институционализма после «Азиатской драмы» Г. Мюрдаля.

21. Роль институционализма в становлении теории развивающихся стран.

22.  «Иной путь. Невидимая революция в третьем мире» Э. де Сотто.

23. «Загадка капитала» Э. де Сотто.

24. Роль внелегальных видов деятельности в становлении рыночной экономики.

25. Издержки законопослушания и цена внелегальности.

26. Попытки применения теории абсолютных и сравнительных преимуществ к экономике развивающихся стран, их достоинства и недостатки.

27. Истоки современной теории зависимости.

28. Генезис экономической мысли развивающихся стран. Формирование "периферийного" сознания.

29. Концепции неэквивалентного обмена А.Эммануэля. Теория "торгового империализма".

30. Содержание концепции "Накопление в мировом масштабе" по С.Амину.

31. Теория "мировой системы" Э.Валлерстайна.

32. Основные экономические концепции развивающихся стран: "периферийной экономики"; "зависимого развития"; "опоры на собственные силы"; нового международного экономического порядка.

33. Модель Р.Солоу и ее применение к развивающимся странам.

34. Модель Мэнкью-Ромера-Уэйла.

35. Бедность, недопотребление и рынок труда в развивающихся странах.

36. Рынки сезонного и временного труда.

37. Масштабы и структура безработицы в развивающихся странах.

38. Урбанизация как форма углубления дуализма между городом и деревней.

39. Модель внутренней иммиграции М. Тодаро.

40. Неравенство, доход и развитие.

41. Бедность, её масштабы и методы измерения в третьем мире.

42. Индекс человеческой бедности и его особенности в развивающихся странах.

43. Сельская и городская бедность.

44. Методы борьбы с бедностью: итоги 90-х годов.

45. Формы земельной собственности в развивающихся странах.

46. Издольщина как экономический институт.

47. Размер земли и производительность труда в сельском хозяйстве в развивающихся странах

48. Роль аграрных реформ в преодолении бедности: опыт независимой Индии.

49. Аграрная реформа и сельскохозяйственный рост в Китае.

50. Комплексное развитие деревни.

51. Рынок аграрных кредитов.

52. Теория информации на рынки кредитов.

53. Пределы страхования в развивающихся странах.

54. Кредит и страхование как формы борьбе с бедностью: опыт Грэмин Банка в Бангладеш.

55. Средства Массовой информации в борьбе с голодом.

56. Неправительственные организации и их роль в снабжении общественными благами в развивающихся странах.

57. Формы регулирования экономического развития в развивающихся странах.

58. Достоинства и недостатки планирования в «третьем мире».

59. Особенности глобализации экономики в «третьем мире».

60. Россия в третьем эшелоне развития капитализма.

61. Основные концепции перехода к рыночной экономике.

62. Пути и методы разгосударствления экономики.

63. Концепция и практика приватизации.

64. Роль государства в переходный период.

65. Значение и ограниченность чисто рыночных стимулов перехода к рынку.

 

.


5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник / Р.М. Нуреев - М.: Норма, 2014. - 624 с./ЭБС ZNANIUN

2.Нуреев Р. М. Россия: особенности институционального развития. М.: Норма. 2011. /ЭБС ZNANIUN

3.Национальная экономика. Учебник. Под общей редакцией Р.М.Нуреева. - М.: Инфра-М, 2014. /ЭБС ZNANIUN

4.Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебник для студ. экономич. вузов и факультетов / Р.М. Нуреев - М.: Норма, 2014 - 640 с./2015 ЭБС ZNANIUM

5. Макроэкономика: Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2011. /ЭБС BOOK.RU

Дополнительная литература

6. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учеб. / под ред. А.А. Аузана - М.: ИНФРА-М, 2010, 2011 - 446 с.

7. Институциональные проблемы эффективного государства. Под редакцией Р.М. Нуреева, В. В. Дементьева. Донецк: ГВУЗ №ДонНТУ", 2012.

8. Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: Институты. Сети. Трансакционные издержки. Контракты: Учебник / Я.И. Кузьминов, К.А. Бендукидзе, М.М. Юдкевич - М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2006 - 442с.

9. Милгром П. Экономика, организация и менеджмент.В 2 т.Т.1 / Пер. с англ. под ред.И.И.Елисеевой,В.Л.Тамбовцева - СПб.: Экономическая школа, 1999 - 470с.

10. Милгром П. Экономика, организация и менеджмент.В 2 т.Т.2 / Пер. с англ. под ред.И.И.Елисеевой,В.Л.Тамбовцева - СПб.: Экономическая школа, 1999 - 470с.

11. Нельсон Р.Р. Эволюционная теория экономических изменений: Пер. с англ. / Р.Р.Нельсон,С.Дж.Уинтер;Науч.ред.пер.В.Л.Макаров - М.: Дело, 2002 - 536с.

12. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора: Курс лекций: Учеб. пособ. - М.: ГУ ВШЭ, 2005 - 533с.

13. Портер М., Кетельс К. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики. М.: 2007.

14. Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России, Гос. ун-т - Высшая школа экономики. – М.: ТЕИС, 2007.

15. Стратегия модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной инновационной политики. Под редакцией Р.М. Нуреева, А. О. Иншаковой, В. В. Сорокожердьева. М.: Изд-во Современная экономика и право, 2012.

16. Сухарев О.С. Институциональная и эволюционная экономика. Проблемы описания хозяйственного развития / ; Ин-т экономики. РАН - М.: Б.и., 2007 - 152с.

17. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). В трех частях / Под ред. Р.М. Нуреева. М.: МОНФ, 2003.

18. Экономические субъекты постсоветской России. Институциональный анализ. 10 лет спустя. В трех частях. М.: МОНФ. 2010.

19. Ясин Е. Г., Акиндинова Н. В., Якобсон Л. И., Яковлев А. А. Состоится ли новая модель экономического роста в России? М.: НИУ ВШЭ, 2013.

 

Периодические издания:

1. Вестник Финансового университета (http://www. vestnik.fa.ru)

2. Вопросы экономики (http://vopreco.ru)

3. Банковское дело (http://www.bankdelo.ru)

4. Деньги и кредит (http://www.cbr.ru)

5. Коммерсант (http://www.kommersant.ru)

6. Мир новой экономики (http://www.worldneweconomy.ru)

7. Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО)  (http://www.imemo.ru)

8. Российский экономический журнал (РЭЖ)(http://www.rej.guu.ru)

9. Секрет фирмы (http://www.sfdv.ru)

10. Финансы и экономика (http://finans.rusba.ru)

11. Эксперт (http://www.expert.ru)

 

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:

 

1. http://www.finansy.ru - материалы по социально-экономическому положению и развитию в России

2. http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery - Галерея экономистов

3. http://www.cbr.ru - Официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы)

4. http://www.rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)

5. http://www.budgetrf.ru - Мониторинг экономических показателей

6. www.government.ru – Официальный сайт Правительства Российской Федерации

7. http://www.economy.gov.ru – Официальный сайт министерства экономического развития Российской Федерации

8. http://www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации

9. http://www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации

http://www.forecast.ru/- Официальный сайт  Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования



Международные организации

United Nations http://www.un.org
World Bank http://www.worldbank.org
International Monetary Fund (IMF) http://www.imf.org
Organisation for Economic Co-operation and Development http://www.oecd.org
Asian Development Bank http://www.adb.org
Inter-American Development Bank http://www.iadb.org
African Development Bank http://www.afdb.org
Global Development Network http://www.gdnet.org
OneWorld http://www.oneworld.net
World Health Organization http://www.who.int
Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO) http://www.fao.org/
United Nations Industrial Development Organization (UNIDO) http://www.unido.org/
United Nations Online Network in Public Administration and Finance (UNPAN) http://www.unpan.org
United Nations Centre for Regional Development http://www.uncrd.or.jp
Division for Public Administration and Development Management (DPADM) http://www.unpan.org/dpepa.asp
United Nations Development Programme (UNDP) http://www.undp.org/
European Development Research Network (EUDN) http://www.eudn.org

Международные статистические агентства

World Bank: Data and Statistics

http://www.worldbank.org/data/

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 268.