Приёмы развития познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках МХК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Осознание задач и целей. Работа над специальным текстом, составление тезисов.

2. Восприятие знаний. Умение слушать и конспектировать лекцию, пользоваться наглядными пособиями.

3. Переживание.

4. Осмысление. Самостоятельная работа, разбивка учебного материала на основные части, выделение главного, обобщение, составление тезисов.

5. Закрепление знаний. В связи с тем, что овладение знаний – не мгновенный акт, а трудоёмкий процесс последовательного усвоения и осмысления, этому этапу отводится наибольшее внимание: закрепление первичное – по ходу урока; текущее – повторение во время всего курса обучения; обобщающее – повторение разделов.

6. Практическое применение знаний и навыков.

7. Контроль, проверка, оценка знаний: текущий контроль, периодический, итоговый.

Если проанализировать содержание наших традиционных уроков, то обнаружим, что большую его долю занимает деятельность преподавателя, будь-то опрос, изложение или контроль знаний. Причем при изложении материала значительная часть урока тратится на записи под диктовку. Решение проблемы - если преподаватель будет опираться на такие моменты, как пробуждение у студентов творческого отношения к предмету, используя активные формы и методы обучения (игра, соревнование, экскурсия и т. д.).

Это помогает формированию духа делового партнерства. Помогает разбудить у учащихся эмоциональные и умственные силы, пробудить творческое отношение к предмету.

Оттого, какой будет художественная атмосфера уроков, зависит, будут ли это только уроки о творчестве и произведениях или это будут уроки духовного величия человека. Изучение творчества может начинаться не с изучения биографии, а с размышлений о жизненной сути произведений. Тогда можно обращать внимание на стиль, особенности творческого почерка, круг интересов и образов художника.

В основе урока должен лежать метод размышлений, а не разговор о чём-то программно-сюжетном, метод, который предполагает работу ума и сердца.

Педагог должен уметь «читать с листа» в образе любое произведение. Качества интонационной выразительности - это самостоятельные средства педагогического воздействия, от которых во многом зависит степень содержательной ёмкости урока, а также – степень усвоения материала. Преподаватель должен научиться сознательному использованию этих педагогических средств.

Насколько более чутким должен быть преподаватель и в интонационно-смысловом, и в духовно-этическом отношении, чтобы, трансформируя через своё мироощущение художественную идею, открыть учащимся путь к самосознанию.

Ещё один момент важен в планировании урока – то, что можно назвать педагогикой сотрудничества – учебный диалог, где восстанавливается равенство позиций учащегося и преподавателя. Здесь они оба одинаково ищут ответы на вопросы.

Наша задача заключается не только в том, чтобы дать определенную сумму конкретных знаний, но и в том, чтоб научить самостоятельно мыслить.

При активной форме обучения так же, как и при традиционном методе, существует своя методика учета знаний, при этом используется активный опрос. Без опроса нельзя целенаправленно управлять процессом обучения, и следует отметить, что контроль знаний может быть не только обучающим, но также выполнять функции воспитания и развития. При планировании вопросов нужно учитывать способности учащихся. Вопросы должны быть дифференцированы от простых на восприятие до творческих.

Одна из реализаций проблемного метода обучения - поисковый метод. Чтоб постановка проблемного вопроса побуждала учащихся к поискам решения поставленной задачи, он должен быть интересным, одновременно трудным и доступным для решения.

Какие вопросы вызывают познавательную трудность?

1. Вопросы, связанные с преодолением определенных противоречий.
2. Вопросы, связанные с принятием определенных решений.

К активным формам обучения относится деловая игра, которая составляется по определенным темам и представляет собой сцены из сюжетных линий. Важно, чтоб этот урок был обеспечен наглядными средствами. Здесь не так важны оценки, как правильное поведение учащихся. Деловая игра даёт возможность моделировать ситуацию, когда учащийся может свободно высказывать свою точку зрения, поспорить с другими, тогда тема раскрывается с неожиданной стороны, нетрадиционно.

Среди различных методов учета знаний можно перечислить множество:

– интенсивный контроль знаний - напоминает своеобразный блиц-опрос;

– фронтальный опрос - учащиеся встают по очереди и быстро перечисляют по одному из названий;

– викторина;

– взаимоконтроль - в практике обучения применяется оппонирование одного ответа ответом других учащихся;

– графический диктант;

– карточки-лото - по изобразительному ряду, литературным цитатам, тезисам, - фрагментам анализа произведений живописи, скульптуры, архитектуры.

Для организации и методики контроля знаний также большую роль играет самопогружение, то есть самостоятельная работа учащихся. Она может выполняться в классе, в библиотеке, в музее, в мастерской художника, в домашней обстановке.

Виды самостоятельных занятий:

теоретическое - работа с учебной литературой, с дополнительной, работа с монографиями, репродукциями, справочниками, журналами;

практическое - экскурсия в музей, в мастерскую художника;

комбинированное - подготовка тезисов, составление таблиц, поиск информации в справочной литературе, постановка вопросов (по их характеру можно определить уровень усвоения урока), ведение словарей терминов профессиональной лексики, составление памяток, оформление реферата, буклета, составление кроссворда, изучение репродукций с составлением задания для проверки знаний, составление календаря культурно- исторических событий.

В завершении раздела - практическое занятие, где учащиеся демонстрируют свое умение применять новые знания и умение размышлять - анализ художественного произведения и выступление с разработанным материалом.

В завершении всего курса – итоговая практическая работа, в которой студенты проявляют творческую инициативу. Формы творческих работ – самые разнообразные: сочинение-впечатление или рецензия на концерт, выставку; сочинение-размышление; выполнение эскизов, макетов, коллажей; создание композиций-проектов в единой стилистике[126].

Таким образом, практическая работа выполняет не только учебные, но развивающие и воспитательные функции. Самостоятельная работа воспитывает обязательность, ответственность, собранность, систематичность, аккуратность при оформлении работы.

В любой области необходимы профессиональные знания, поэтому в мой педагогический арсенал также входят приёмы и упражнения для разделов, связанных с изучением конкретных знаний, терминологии, специальной информации.

1. Урок-лекция с подачей опорного конспекта

2. Ведение конспекта является обязательным, в специальной форме с поясняющими заметками на полях, с выделением разным цветом определяющих моментов, с составлением таблиц и схем.

3. С первого урока проводится чёткая нумерация вопросов по темам. На уроке студенты по собственной инициативе рассказывают выученный материал и фиксируют номера сданных вопросов и полученные оценки в своих матрицах. Индивидуальный контроль сочетается с практической работой.

4. Удобен программированный контроль, так как тесты являются не только инструментом для контроля знаний, но также способствуют развитию логического мышления, грамотности при использовании профессиональной терминологии.

5. Дидактические кроссворды – систематизация знаний.

6. Карточки с профессиональными терминами «Установи логическую связь».

7. Индивидуальные домашние задания – теоретические упражнения, вопросы, провожу дифференцированно по степени сложности.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 231.