Закон стоимости — экономический закон товарного производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность закона стоимости. Закон стоимости — это закон товарного производства, по которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимос­тью, общественно необходимыми затратами труда. Он тре­бует сведения индивидуального рабочего времени к общест­венно необходимому, индивидуальной стоимости — к обще­ственной, а также к эквивалентности в экономических отно­шениях между субъектами хозяйствования. Общественно необходимые затраты труда выступают в роли своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке и в который товаропроизводители должны укладываться.Если индивидуальные затраты ниже общественно необходи­мых, то товаропроизводители выигрывают, а когда они выше, их экономическое положение ухудшается.

Закон стоимости обусловливает не только определен­ное соотношение индивидуальных и общественно необхо­димых затрат труда, но и соответствие объема и структуры производства общественным потребностям. Это обстоя­тельство весьма существенно для регулирования общест­венного производства с помощью закона стоимости. Пос­ледний стимулирует тех производителей, которые создают продукты в соответствии с общественными потребностями и достигают более высокой производительности труда. Все они находятся под экономическим давлением и вынуждены осуществлять постоянный поиск резервов экономии затрат труда, учитывать запросы рынка.

Закон стоимости является законом цен, он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. В реаль­ной жизни в процессе установления рыночных цен учиты­ваются и другие условия: спрос и предложение, соотноше­ние цен на одноименные товары. Поэтому в процессе использования закона стоимости могут сочетаться свобод­ные, лимитные, контрактные, коммерческие и другие раз­новидности цен.

На ценообразование влияет невозможность повторного производства продукта. Это касается произведений худож­ников и скульпторов. Известно, что цены на картины растут с ростом известности их авторов. Вот, например, цены, по которым продаются на современных аукционах признанные шедевры мирового искусства: Ренуар "Мост искусства в Париже" — 1500 тыс. дол.; Рембрандт "По­ртрет сына Титуса" — 2234 тыс. дол.; Рембрандт "Портрет девушки в платье с золотой отделкой" —7260 тыс. фунтов стерлингов. Наиболее дорогими на аукционах являются автографы Шекспира. Найдено всего три его подписи, каждая из них оценивается в 1 млн дол. Письмо Генриха VIII продано на одном из аукционов за 4500 фунтов стерлингов, письмо адмирала Нельсона — за 1250, фото­графии с дарственными надписями Черчилля —за 200 — 300 фунтов стерлингов.

Продукты труда, которые отражают талант создавших их мастеров, существуют в одном экземпляре. Крайняя форма редкости (неэластичности производства) определя­ет и крайнюю форму отклонения цены от стоимостной базы. Цены на эти товары (равно как и на другие в силу тех или иных причин невоспроизводимые продукты — старые марки, монеты) растут прямо пропорционально росту общественного богатства и денежных сбережений населения.

Функции закона стоимости. Закон стоимости выпол­няет следующие функции. Первая функция — осуществле­ние учета общественного труда через формирование обще­ственно необходимых затрат труда.

Вторая функция состоит в том, что закон обеспечивает распределение труда между различными сферами произ­водства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском раз­личных товаров.

Третья функция — стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, товаро­производитель обязан снижать величину этих затрат. Предприниматели стремятся производить продукцию с меньшими индивидуальными затратами труда, что при данных ценах обеспечивает ряд экономических преиму­ществ — ускорение реализации товаров, больший доход и прибыль. А как известно, прибыль — объективный стимул развития производительных сил на базе ускорения науч­но-технического прогресса.

Четвертая функция — распределительная, когда с по­мощью цен осуществляется распределение и перераспреде­ление общественного продукта межДу регионами, предпри­ятиями.

Пятая функция закона стоимости заключается в том, что на его основе происходит дифференциация товаропро­изводителей. Индивидуальные затраты труда у товаропро­изводителей неодинаковы. При продаже товаров товаро­производители, у которых они ниже общественно необхо­димых, окажутся в выгодном положении — получат до­полнительный доход. И наоборот, те из них, у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых и они не в состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены банкротству, разоряются.

По мере формирования мирового рынка действие зако­на стоимости распространяется и на мирохозяйственные связи. Здесь национальные, стоимости выступают как ин-дивидуальные, из которых образуются интернациональ­ные. Страна с высокой производительностью труда имеет низкие индивидуальные затраты труда и при продаже товаров по интернациональной стоимости получает допол­нительную прибыль, а с высокой индивидуальной стоимос­тью — проигрывает. Однако это не означает, что стране с низкой производительностью труда внешнеторговые связи невыгодны. Они целесообразны, если она получает товары дешевле, чем могла бы сама их производить. Здесь важна не столько сама по себе величина стоимости товаров, сколько соотношение национальной и интернациональной стоимостей экспортируемых и импортируемых товаров.

Особенности действия закона стоимости в Республи­ке Беларусь. В условиях перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь действие закона стоимости выра­жается в том, что доходы на всех уровнях хозяйствования жестко увязываются с конкретным вкладом каждого звена в конечные результаты деятельности и невозможно обой­тись без экономического давления на субъекты хозяйство­вания. В таком случае неизбежна дифференциация това­ропроизводителей и их доходов в определенных, довольно значительных размерах. В связи с этим важное значение имеет социальная защита доходов населения. Она включа­ет в себя компенсацию населению потерь, связанных с ростом цен и формированием рынка рабочей силы, регу­лирование уровня доходов; систему мер, связанную с защитой и охраной инвалидов, престарелых, многодетных семей, ветеранов войны и труда, семей погибших воинов, включая пенсии по старости, выплаты по нетрудоспособ­ности и другие виды пособий по социальному обеспечению. В основе такого механизма лежит контроль за индексом стоимости жизни, который представляет собой величину, фиксирующую изменение цен на определенную группу товаров, входящую в так называемую потребительскую корзину, в текущем периоде по сравнению с базисным.

"Потребительская корзина" — определенный набор основных продуктов питания, непродовольственных то­варов и услуг, обеспечивающих человеку потребление на принятом в обществе минимально допустимом уровне. В нее входят товары первой необходимости: хлеб и хлебо­булочные изделия, мясные и молочные продукты, сахар, растительное масло, одежда, обувь, товары длительного пользования и расходы на социально-культурные нужды.

Связь закона стоимости с законом спроса и предложе­ния. Закон стоимости тесно связан с законом спроса и предложения. Последний выступает как форма реализации первого. Закон спроса и предложения — экономический закон, действующий в условиях товарного производства. Он отражает взаимосвязь спроса и предложения при обмене товаров. Если предложение намного превышает спрос, цена на рынке снижается и становится ниже стоимости. Дальней­шее снижение цены вызывает еще большее увеличение спро­са. Противоположная ситуация складывается, если спрос превышает предложение. В этом случае рыночные цены повышаются, что стимулирует предложение этого вида това­ров. В отрасли, спрос на продукцию которой превышает предложение, а цены соответственно превышают стоимость, осуществляется перелив капиталов и со временем предложе­ние продукции этих отраслей увеличивается. В результате цены приближаются к уровню, при котором наступает рав­новесие между спросом и предложением, формируется рав­новесная рыночная цена, или цена равновесия.

Факторы, определяющие стоимость. По Марксу, в основе стоимости лежит только один производственный фактор — труд работников. Иной позиции придерживают­ся современные экономисты. Они в той или иной степени разделяют концепцию, согласно которой в основе стоимос­ти лежит не один, а несколько производственных факторов — труд, капитал (средства производства), природный фактор (земля), предпринимательские способности. В со­ответствии с этим признается, что стоимость, во-первых, формируется всеми факторами, во-вторых, распадается на доходы.

Проблема стоимости может и должна решаться не на противопоставлении, а путем согласования, сочетания под­ходов. При определении ценностей товара важно учиты­вать как затраты (труд, рабочее время), так и результаты (количество и качество полезности), их взаимодействие.

Существуют достаточно многочисленные работы, в ко­торых показывается, что равновесные цены при определен­ных условиях тождественны стоимостям, а структура век­тора равновесных цен совпадает со структурой вектора стоимости. Наиболее известные модели такого плана раз­рабатывались в теории оптимального функционирования экономики (В.С.Немчинов, В.В.Новожилов). На Западе к похожим выводам пришли П.Самуэльсон, Д.Ремер, С.Холландер, М.Морищима.



Глава 6

Дата: 2018-12-21, просмотров: 265.